Russian Journal winkoimacdos
10.11.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Культурный Гид

Сергей Кузнецов

под общей редакцией Сергея Кузнецова
kuznet@russ.ru

Ниже (в рубрике "Музыка") рассказано о некотором локальном социокультурном образовании (зеленоградской тусовке середины восьмидесятых - начала девяностых). Поэтому опрос будет посвящен тому, в какой момент своей жизни читатели оказались в орбите тусовки, сильно повлиявшей на их самоидентификацию. Так, автор этих строк в свое время кончил вторую школу и был на Беломорской биологической станции - и это было для него принципиально. А то, что он учился на химфаке и работал в ИФХАНе - нет. Опять же, то, что он работал и.о. зав. отделом компьютеризации ВГБИЛ - не важно, а что пил в редакции издаваемого ВГБИЛ журнала "Суфлер" - важно. И так далее.

Читатель призывается ставить крестики напротив позиций, которые, как ему кажется, во многом определили его культурный бэкграунд (можно отметить несколько позиций), а также слать письма с подробными рассказами о наиболее интересных социокультурных образованьях, членом которых ему довелось побывать.

Список преднамеренно неполон - высылайте ваши дополнения
кружок
двор
школа
отдельно - математическая спецшкола
отдельно - языковая спецшкола
институт
стройотряд
рок-клуб
клуб самодеятельной песни
ночной клуб
спорт-клуб
место работы
ничего из перечисленного

уточнения и дополнения:

Имя

E-mail


Кино

Шоу Трумана

Давно перебравшийся в Голливуд австралиец Питер Уир ("Пикник у Висячей скалы", "Клуб мертвых поэтов") наконец-то снял фильм, который - несмотря на ошеломительный кассовый успех (сборы уже превысили бюджет в несколько раз!) - снова сделал его любимцем киноманов. Самое смешное, что главную роль в нем сыграл гуттаперчевый Джим Керри. Он, как и положено высокооплачиваемой голливудской звезде, фактически солирует в "Шоу Трумана". Но на этот раз - в отличие от "Маски" или "Кабельщика" - он действительно хорошо играет, а не только кривляется или корчит рожи.

Сюжет прост. В маленьком городке живет простой человек, Труман Барбанк. У него есть мать, жена и работа. Он никогда не покидал родного города, и потому не знает, что весь город - только декорация, все его знакомые - актеры, а сам он - главный герой полудокументального телевизионного сериала "Шоу Трумана", снимаемого о нем тысячами скрытых камер.

Разумеется, подобный сюжет открывает зрителю множество возможностей. Во-первых, можно представить себя на месте героя и тем самым дать волю своей паранойе - "может, и меня, как Трумана, тоже окружает сплошной обман". Во-вторых, представить себя на месте зрителей этого телешоу - каковыми, собственно, мы и так являемся. В-третьих - открыть в истории метафизическое измерение, вероятно, не чуждое создателю "Пикника у Висячей скалы". Ведь в конце концов Труман Барбанк открывает дверь в изображающем небо заднике и находит путь в Подлинный Мир. Похоже на притчу о просветлении, откровении и так далее? Иными словами, "Шоу Трумана" - редкий пример коммерчески-успешного американского фильма, который дает пищу не столько уху и глазу, сколько мозгу и сердцу.

Одним словом, Питеру Уиру удалось снять фильм, который понравится и критически настроенным поклонникам мыльных опер, и скрытым параноикам, и преданным читателям "Приглашения на казнь" Набокова и ранних повестей Виктора Пелевина - если, конечно, их стилистические требования не будут слишком высоки.

Кодак-Киномир, всю неделю.

Музыка

Дай мне смотреть в глаза ее

В ту пору, когда Константин Черненко объявил рок-музыку врагом общества, московская рок-сцена опустела, музыканты ушли в подполье и затаились. Но зато рок-культура расцвела в небольших подмосковных городках, куда и ехать было недалеко, и нравы были попроще, и прессинг послабее. Одним из первым среди подобных заповедников был город Зеленоград, обитель электронщиков, которые работали на оборонку и потому все поголовно считались привилегированным классом. Именно поэтому в Зеленограде в середине восьмидесятых возникла, а к началу девяностых сформировалась и окрепла своеобразная "тусовка", включавшая, впрочем, не только коренных зеленоградцев, но многочисленных примкнувших к ним студентов МИЭТа, базировавшегося в том же городе. При прямом и косвенном участии этих людей было сделано множество известных, полуизвестных и вовсе неизвестных широкой публике проектов (среди первых проще всего назвать журнал "КонтрКультУр'а", перечитывая который, я с изумлением натыкался на фамилии и имена своих знакомых, за многими из которых и не подозревал столь интенсивной рок-н-ролльной жизни).

Если бы семь-восемь лет назад существовал Рунет, то архивы были бы доступны и сегодня (или если бы нашелся человек, который выложил бы их в Сеть - как Вербицкий выложил тексты своих одноклассников, знакомые мне еще десять лет назад). А так - все, что достается от подобных локальных хронотопов на долю широкой публики - одно-два имени, всплывшие на поверхность. В случае хронотопа зеленоградского - это несколько режиссеров СинеФантома и Инна Желанная, концерт которой пройдет 12 ноября в ЦДХ.

Песни Желанной (настоящая фамилия, не псевдоним, вы не поверите!) к фильму "Кикс" я люблю - возможно, впрочем, в силу биографических обстоятельств: меня угораздило посмотреть этот фильм (певица-наркоманка, "сестра моя ночь", ее двойник, "подведи меня к краю бездны", смерть и т.д.) когда в соседней комнате на пару часов заснул мой приятель, проведший у меня дома трое суток в остром психозе, вызванном неумеренным употреблением гашиша (и не говорите мне, что такого не бывает! бывает еще как!). Впечатление, произведенное фильмом - и песнями Желанной, - было чрезвычайно сильным.

Так вот, любовь к песням Желанной подвигла меня несколько лет назад на просмотр "Кафе Обломов" с ее участием. Удовольствие (которое и так было невелико - Желанная смотрела на Троицкого, как смотрит на экзаменатора студент, стремящийся отгадать правильный ответ) было испорчено моей зеленоградской подругой, после каждой реплики Желанной взрывавшейся возгласом "Зеленоградская тусовка!" и каждый раз подробно мне объяснявшей, от кого она впервые услышала это выражение (мысль, название группы и т.д.) десять лет назад. С тех пор я окончательно укрепился в мысли о Желанной как застывшем образе Зеленограда десятилетней давности.

Но многие песни ее мне нравятся совершенно независимо от этого.

Центр Искусств "Столица" (ЦДХ на Крымском валу), 12 ноября, справки по т. 238-19-55.

Арт

Это не Рене Магрит

При жизни Рене Магрит стоял в одном ряду с Сальвадором Дали и другими сюрреалистами. В России ему впору соперничать с Вальехо или творцами афиш голливудских фильмов - настолько он полюбился иллюстраторам книг. Точно так же, как лицо Бреда Питта украшало собой супер одного из романов Марининой, а монстры и полногрудые культуристки Вальехо стали неотделимы от выходивших в начале девяностых фэнтази, картины Магрита были растиражированы на обложках "художественной литературы". Отлично помню глаз на "Непрерывности парков" Кортасара, изданной "Библиотекой ИЛ" пятнадцать лет тому назад.

Впрочем, обложки - только внешнее доказательство любви к Магриту. Дали был слишком затаскан, слишком затерян в легендах и рассказах сов. писателей о встречах с ним. Дали был слишком персонажем, чтобы в восьмидесятых можно было любить его картины. Дали надо было знать уже давно, восхищаться им было так же нелепо, как Хэмингуэем. Дали был "папин художник", он был попсой сюрреализма. Магрит был рангом поменьше - и потому его можно было любить.

Странным образом, картин его никто не видел - только репродукции. Довольно странная судьба для человека, превратившего в манифест очевидное утверждение, что знак не тождественен его денотату (знаменитое "Это не трубка" на изображении трубки).

И вот теперь, в Музее личных коллекций российская публика впервые сможет увидеть Магрита в количестве больше одной-двух картин.

- Это Магрит! - радостно воскликнет она.

Ни фига! Магрит давно умер. Это только его картины.

Музей личных коллекций, Волхонка.

Литература

Фестиваль малой прозы

На будущей неделе в Литературном музее на Петровке пройдет "Фестиваль малой прозы им. И. С. Тургенева". Мероприятие посвящено 180-летию классика. Разумеется, Тургенев выбран как автор "Стихотворений в прозе", а не "Отцов и детей" или "Му-му".

Первоначально фестиваль должен был проходить в Тургеневской библиотеке, но так разросся, что библиотека стала ему тесна (он продлится три дня, а на столько дней библиотека не смогла предоставить зал). Насколько я понимаю, придуман фестиваль был "Союзом молодых литераторов "Вавилон", хотя среди его организаторов указаны Префектура и Управление культуры и досуга Центрального административного округа г. Москвы, Государственный литературный музей и Библиотека-читальня им. И. С. Тургенева.

Критерий отбора текстов - не более 2 тыс. знаков (чуть больше машинописной страницы, многие стихотворения Тургенева явно не проходят) и за исключением ряда слишком коротких жанров, таких, как афоризмы. Подробнее условия участия можно прочесть здесь.

Судить будет представительное жюри, включающее Андрея Сергеева, Аркадия Драгомощенко, Вяч. Курицына и так далее. Возглавляет его Юрий Орлицкий.

Государственный Литературный музей, ул. Петровка, 28, 13-15 ноября (подробнее - см. здесь).

Пьеро, танго и блоу-ап

Когда я позвонил моему давнему - еще со времен "Пегаса" - коллаборанту Илье Кукулину, чтобы уточнить некоторые детали предстоящего фестиваля, он сообщил мне о грядущем вечере Александра Скидана.

- Кто это? - спросил я.

- Разве ты не читал его стихов? - спросил Илья, известный поклонник поэзии.

- Я вообще стихов не читаю, - соврал я, - я только кино смотрю.

- А я - так наоборот, - сказал Кукулин и рассказал мне историю о том, как несколько лет назад читал где-то в Симферополе лекцию о современной русской поэзии и процитировал там одно стихотворение Скидана. Присутствовавшая в зале девушка тут же сказала, что оно все построено на образах из "Последнего танго в Париже" Бертолуччи. Сегодня на память Илья помнил только первую строчку:

Марлон Брандо говорит по-французски...

Вдохновленный его рассказом, я полез в сборник "В повторном чтении", где и обнаружил стихотворение "Короткое танго". Надеюсь, моим читателям не надо объяснять, как я развеселился, обнаружив, что оно зажато между "Безумным Пьеро" ("Потерянный синефила рай. / Годар тогда еще был влюблен в красный автомобиль, /а не в интербригаду,/ в скорость, в Анну Карину") и "Фотоувеличением" ("Химикаты пестуют / зернистый экран; покрывают слизью / (слюни дьявола) новую фотомодель").

Самое удивительно, что стихи мне понравились.

12 ноября, "Классики XXI века", Библиотека им. Чехова, Страстной бульвар, 8, 18-00.

ТВ-фильмы

На этот раз читатель не дождется от меня подробных рецензий - лишь сухой перечень того, что стоило бы посмотреть. За деталями отсылаю к "ТВ-парку", где нынче работает Максим Андреев - что, впрочем, почти не отражается на этом издании.

Среда. "Культура". Рене Клер. "Призрак едет на Запад" (1936), классика, 22-10.

Суббота. ОРТ. Лукино Висконти. "Невинный", 0-20.

ТВ-Центр. Роджер Корман. "Маленький магазинчик ужасов", классика трэш-ужаса, одно из первых появлений Николсона на экране, 21-55.

Воскресенье. ТВ-6. Кшиштоф Кеслевски. "Двойная жизнь Вероники", метафизический шедевр, 23-25.

Андрей Травин
"Дело для начинающего палача". Кинофильм Павла Юрачека, показанный в рамках "Дней чешской культуры'98".

Чешский сценарист, режиссер и диссидент Павел Юрачек успел снять этот фильм в 1969 году, после чего он прямиком отправился на полку - до следующей неблизкой пражской весны. Фильм сделан в черно-белом исполнении, причем видеоряд снимался передельно зримо и "выпукло", чтобы зритель смог хотя бы подсознательно поверить в существование "миров" фильма, каждый из которых был бы более уместен на сцене театра абсурда.

Фильм снят по мотивам третьей части "Путешествий Лемюэля Гулливера", и названных миров в фильме фактически два - Бальнибарби и Лапута. В сатире Свифта они обозначали Ирландию и Англию. В оригинальном романе жители Бальнибарби одержимы своими планами, все время что-то улучшают, хотя на самом деле ухудшают... Короче, оттолкнуться в свой замысел от окружающей социалистической действительности режиссеру было легко. Но Юрачек снял не сатиру, а гротеск, комический фильм, на котором не смеются. Внешне он выглядит, как сон наяву. Новый Гулливер попадает в общество, где глупость стала нормой и в глупости люди находят свою самореализацию. Поэтому чуть ли не каждый метр пленки дарит зрителю какие-нибудь сюрпризы. А весь фильм целиком построен на визуализации довольно сумасшедшей идеи режиссера - представить, а что произойдет, если история покатится вспять. Ну действительно, ведь, к примеру, можно считать, что после античности наступило варварство, а не просто эпоха, привычно называемая "Средние века".

И все-таки странно сложились обстоятельства, что при слове "театр абсурда" возникает устойчивая ассоциация "Сэмюэль Бекетт". Уместнее была бы ассоциация с устройством тоталитарных социалистических режимов. Но, скажем, книга "Зияющие высоты" осталась мной не дочитана, а вот фильм Юрачека был досмотрен до конца. Возвращаясь с показа слабоосвещенными и пустынными московскими улицами, где под свет фонарей лишь изредка выныривала, к примеру, небритая рожа, просящая тридцать копеек, не хватающие на бутылку, я продолжал оставаться в настроении и ощущениях этого фильма. Из-за чего пришел к выводу, что фильм Юрачека был искусством. Но это единственное, в чем я остался совершенно уверен. По поводу происхождения названия фильма у меня возникла всего лишь версия, которая не настолько достоверна, чтобы завершить ей этот отчет.

Отмечу, что я в свое время "Зияющие высоты" не только дочитал, но и перечитал пару раз, но это к слову.

Читатели были малоактивны на прошедшей неделе, только Лейбов порадовал откровением:

Так уж вышло, что прозябаю я в отрыве от массовых беспорядков и коммуникаций. В связи с чем эстетические мои впечатления либо связаны с литературой, о чем писать не модно и действительно скучновато (писатели о писателях), либо с Интернетом. А поскольку постоянные эстетические радости в Интернете мне дарит только один автор, то спешу поделиться последним открытием. Комментарии тут излишни - что ни слово, то прелесть.

"# 552. Бывает гомосексуальность рефлекторная?

Да, один контакт, второй, третий, десятый - вырабатывается рефлекс. Человек становится его рабом, а на гетеросексуальную связь рефлекса нет. Гетеросексуальность отходит на второй план, может и вообще исчезнуть.

Порой гомосексуальные акты у молодежи носят онанистический характер, и если юноши вдвоем просто мастурбируют, то это вовсе не означает, что они гомосексуалисты."

http://1001.vdv.ru/books/1001/0552.htm

Это у меня теперь мантра такая, если хотите знать. Еду в автобусе, а сам думаю - "один контакт, второй, третий, десятый - вырабатывается рефлекс".

Удачи!

***

Надеюсь, что на наступившей неделе читатели будут поактивнее.

Имя

E-mail

Впечатление:


Героем нашего опроса двухнедельной давности был Зураб Церетели. Работы распределились в следующей последовательности:

Гора сказок в Зоопарке: 7

Монумент грузинско-российской дружбы: 7

Комплекс Манежной площади: 6

Юрий Долгорукий: 6

Петр Первый: 4

Храм Христа Спасителя: 2

Уж сколько раз я зарекался включать в опросы ложные приманки! Не то чувство юмора слишком развито у моих читателей, не то 6 человек действительно думают, что памятник Юрию Долгорукому действительно изваял Зураб Ц. Даже не знаю, что и сказать...

На вопрос "Если бы я распоряжался неограниченным бюджетом, выданным мне только на решение проблемы Церетели, я бы..." ответы расположились следующим образом:

повзрывал бы все к такой-то матери!: 9

велел перенести его работы в отдельный музей, с глаз долой: 8

оставил все как есть: 7

заказал ему еще что-нибудь: 4

Кажется, шансы Церетели на получение новых заказов невелики... впрочем, не мы их будем давать. Хотя Йохан Палыч готов заказать великому скульптору еще одну работу:

Организовал бы рекламную кампанию, производство миниатюрных копий Петра Первого, заполнял бы жизнь общества Зурабом Церетели до тех пор, пока все не проблевались (бы?). Потом проблема Церетели исчезла бы сама собой. С удовольствием заказал бы ему памятник "Петр Первый убивает своего сына" или еще что-нибудь в этом духе.

Андрей Ковалев ("Сегодня", "Вечерняя Москва", "Органайзер") скандирует:

Руки и ноги прочь от великого художника современности! Скульптур его еще мало и в Москве и в других городах мира. Всех их необходимо позолотить (то есть озолотить).

А неизвестный Алексей проводит далекоидущие параллели:

Поразительно нелюбим Церетели среди в свою очередь нелюбимой мною рабоче-крестьянской интеллигенции (которой, к сожалению, принадлежу), равно нелюбим, пожалуй, только с двумя людьми: Биллом Гейтсом и Президентом Ельциным. В обеих (или обоих) случаях несправедливость и предвзятость... как бы очевидна, достаточно, по-моему, посмотреть на этих мутантов - политиков следующего поколения.

Что касается моего мнения, то Зураб Церетели идеально выразил период первой половины девяностых в Москве, и если о чем приходится жалеть - так только о том, что он не изваял статуи "Спонсора в шестисотом мерседесе" или еще чего злободневного. Но, впрочем, и так диво хорошо: нечто невообразимое, ни к селу, ни к городу, громоздкое и эфемерное, построенное на века.

Не случайно гора сказок напоминает пирамиду. Конечно, это символ. Аналогии с Хеопсом или Мавзолеем не должны обманывать - пирамида имеется в виду исключительно финансовая. И дети ползают у ее основания. Веселятся.

Предыдущий выпуск Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru