Соглядатай
Магнус фон Плессен. "Эмиграция". Айдан галерея и галерея Фолькера Диля (Берлин)
Выставка в галерее Айдан Салаховой с 26 ноября по 20 декабряМагнус фон Плессен - немецкий фотохудожник. Он живет в Берлине - столице очень даже развитого государства. Магнусу нравится жить в Берлине и заниматься любимым искусством. Как немец, он пользуется всеми социальными благами своей страны и может позволить себе заниматься искусством столько, сколько ему захочется. Не задумываясь над тем, что будет кушать завтра. Несколько лет назад Магнус закончил философский факультет Берлинского Свободного Университета, а потому предаваться различным размышлениям о жизни не только любит, но и умеет. Хотя, по вполне понятным причинам, над тем, чтобы эмигрировать из Германии в какую-нибудь другую страну, молодой художник даже и не задумывается. Разве что съездить на несколько дней в Москву, чтобы познакомить со своими работами критиков, художников, кураторов и их друзей.
Магнус фон Плессен смотрит на эмигрантов с некоторой завистью: ему-то самому эмигрировать (от добра добра не ищут) некуда.
Магнус фон Плессен вопросительно смотрит в будущее: что ждет его в двадцать первом веке?
Магнус фон Плессен любит рекламу модной одежды и косметики из красивых журналов. Он одевает своего героя в модную одежду, дает ему в руки маленький чемоданчик и посылает вперед, в двадцать первый век. Но человек на фотографии никуда не торопится. Он совсем не уверен: влезут ли все его пожитки в маленький чемоданчик?
И тогда Магнус выдает своему герою огромную телегу и нагружает ее всем необходимым, а сверху ставит ведро с водой. В воде плавает плод древа познания добра и зла.
Но и теперь персонаж с фотографии Магнуса фон Плессена не в силах сдвинуться с места. Он приобретает своего зеркального двойника, который пытается тащить телегу в противоположную сторону. "Однако! - иронично замечает немецкий художник. - Оказывается, в двадцать первый век возможна лишь интеллектуальная эмиграция!"
И вот Мангус фон Плессен в Москве, в галерее Айдан Салаховой. Он вешает одну фотокомпозицию напротив другой и ждет гостей.
В назначенное время приходят гости. Приходят критики, художники, кураторы и их друзья. Все они радуются друг другу, выпивают и жалуются на тяжкое материальное положение (такова новая русская традиция). Художники, кураторы, критики и их друзья говорят об эмиграции: одни уехали некоторое время назад, другие уедут на днях, третьи не хотят уезжать никуда.
Между критиков, художников, кураторов и их друзей ходит ироничный Магнус фон Плессен. Он не понимает ни слова по-русски, но слышит знакомое слово "эмиграция".
Магнус радуется русским критикам, художникам, кураторам и их друзьям и выпивает с ними водку.
Миха Йерида
"Голуби" мои
В драматическом театре им. К. С. Станиславского идет спектакль "Голуби" 1 молодого драматурга М. Угарова в постановке культового для нынешней Москвы режиссера В. Мирзоева.
Давно хотела посмотреть, особенно, когда услышала, что один из исполнителей, А. Усов, получил премию за лучший дебют. Да и про Мирзоева писали, что это чуть ли не единственный его спектакль, сделанный в реалистической манере.
Пожилая интеллигентная дама-соседка тут же сообщила: "Это про голубых. По названию разве не видите?". Ну, про голубых, так про голубых. Тоже люди.
Спектакль идет на так называемой "малой сцене" - в небольшом, темном зале, где собственно сцена выглядела бы просто нонсенсом.
Началось. Трое парней в грязных белых или серых холщовых штанах или кальсонах. То ли в халатах, то ли в пальто - тоже грязных. Мальчишечка в матроске... Дощатые некрашеные лавки... Тюрьма? Сумасшедший дом? Это было бы так естественно и банально - все сразу стало бы легко и понятно. Голубые? При чем тут голубые? Так, невинные игры. Смешно даже. В разговоре какие-то листы, буквицы, прописи... Писцы. Ба, да это же иноки! Не может быть. Это уж слишком. Может все-таки сумасшедшие, притворяющиеся иноками. Но ко второму акту понимаешь окончательно и безнадежно: да, иноки, и место действия - монастырь.
Три инока в одной келье, и еще девушка, истошно голосящая духовные стихи про бедного Лазаря, про невинного страдальца Иосифа.
Кому повем печаль мою?
Кого призову ко рыданию?
Токмо тебе, Владыко мой!Три инока, три типа "русской духовности" - три новых "брата Карамазовых".
Варлаам - на первый взгляд, завистливый и бездарный, и тоже убийца, как и Иван, только уже без философии.
Федор (он, кстати, болен эпилепсией) - бешеный соловей-разбойничек, сыплющий шутками да прибаутками, талантливый художник, "царская рука". Сегодня церковные книги расписывает, а времечко позовет - пойдет колокола скидывать.
И третий, Григорий, - блаженный мальчик, впадающий в транс от истории об убиении царевича Димитрия, как от воспоминания о прошлой жизни.
О Боге не говорят, говорят о "временах" - история, как она сохранилась в народной памяти.
Нет, не зря, видно, хитроумный и многомудрый, как Одиссей, режиссер Владимир Мирзоев, прошедший через пресс застоя и искушение Западом, и дождавшийся, безусловно, своего звездного часа, не зря взял он пьесу совсем молодого автора, нащупав в ней самую острую, самую больную и самую, так сказать, "чреватую" проблему нынешнего времени. Не вина, а беда этих ребят, в том что Родина-мать в очередной раз равнодушно отвернулась от своих детей (если не пожрала их), предоставив каждому самому выбираться из собственной ямы. И монастырь - это, разумеется, убежище, в котором они спасаются, - не от грехов, от жизни, ибо они невинны - как Лазарь, или Иосиф.
Вот он - ключ.
Владимир Мирзов не был бы не только культовым, а и просто хорошим режиссером, если бы остановился на этой, пусть сочувственной, но лишь констатации факта. Он находит прием, поначалу раздражающий своей затасканностью, который, однако, попадая в десятку, превращается в магический кристалл и делает представленную картинку не просто объемной, а беспредельно объемной.
Пронзительный и слишком сильный для небольшого зала голос маленькой юродивой, настойчиво выпевающий духовные стихи, выговаривает, облекает в слова то, что этим парням выговорить не дано, но что сидит в их генетической памяти, как, впрочем, и в генетической памяти зрителя.
И перед нами вновь встает вопрос, о существовании которого мы десятилетиями пытались забыть, но который, как выяснилось, всегда был, и от его решения нам все равно не уйти - не сегодня, так завтра. Христианство на Руси, русское христианство - что это? Град Китеж? Хлысты? Мужик, за грош продающий свой крест князю Мышкину? А еще на память приходит название одного из лесковских романов - "Некуда". Куда идем? Достойного ответа на этот вопрос пока так и не дали ни угрюмые ортодоксы-традиционалисты, ни говорливые интеллектуалы-обновленцы. И народ вновь, в который раз за столетия выбирает свой, "третий" путь, сам творит своих помощников и защитников... "Кому повем печаль мою?"... Что там, в конце этого пути? Кому Китеж, а кому и темная банька с пауками...
И последнее. Или первое, и главное. Как все-таки много у нас замечательных актеров! Даже страшно, порой, становится: а вдруг, это расцвет перед концом, очередной Серебряный век, за которым - мрак и мракобесие? Кто знает...
Так что идите, идите в театр! Живите и умрите там, если можете! Пока не поздно.
Марина Волкова
Конец Моды
Неделя Высокой Моды в Москве завершилась в воскресенье, 29 ноября. Торжественное закрытие было отмечено показом новой коллекции Валентина Юдашкина и раздачей слонов. За звание лучшего модельера Недели боролись 9 российских дизайнеров. Западных модельеров благоразумно отнесли в ранг почетных гостей.
Гран-при Недели - "Золотой манекен" - достался Игорю Чапурину за коллекцию, посвященную княгине Ирине Голицыной. Княгиня еще девочкой была вывезена из революционной России в Италию. В начале 60-х в Милане она открыла Дом моды Galitzine, где до недавнего времени и работал Чапурин. Судьба самого модельера не менее удивительна: будущий "золотой мальчик", родившись в Витебске, отучившись в техникуме, отслужив в армии, совершил головокружительный прыжок в большой мир моды: стажировка в Париже, работа в Италии, успех в Москве. Нам он известен как создатель одежды для всевозможных "мисс" и спектакля "Горе от ума" Меньшикова.
Представленная на Неделе коллекция была одной из самых выстроенных и производила необыкновенно целостное впечатление. Чапурин рассказывает в ней о судьбе Голицыной и сотне тысяч похожих судеб: эмиграция, страх, одиночество, обретение почвы под ногами и утверждение своей жизни. Если в начале преобладают темные, мрачные цвета, то в конце мы уже видим платья прекрасных импрессионистских цветов. Что касается моделей, то большинство из них перекликается с творениями других модельеров: вечерние комбинезоны, как у Erreuno, расширяющиеся к низу рукава и расклешенные от колен юбки, как у Юдашкина, асимметрия вырезов была отличительной чертой практически всех коллекций. Фигаро, связанных из голландской соломы, не было ни у кого.
Но на уровне демонстрации своего творения у Чапурина был только один конкурент - Татьяна Парфенова. У нее было только 15 выходов, и в эти выходы она поместила маленькую (не больше двух десятков моделей) коллекцию, абсолютно выдержанную: только красный цвет, хлопок, шелковые вставки, накладные карманы, косынки и нарукавники как единственные декоративные детали. Манекенщицы прошагали по подиуму под барабанную дробь, внеся смятение в ряды публики, привыкшей к люрексу и тафте.
Два этих модельера были звездами пятой Недели, и то, что Чапурину приз дали, так же естественно, как и то, что приза не дали Парфеновой. Хотя им обоим "Золотой манекен" в принципе не особо нужен. Все и так знают, что Чапурин - гений, а Парфенова и так будет продолжать работать в своем Модном доме в Петербурге.
Галя Фоминова
Актуальная многослойность
Утонченные критики легко обнаруживают в творениях Валерия Кошлякова (галерея Гельмана) все новые и новые "концепты", вроде "фона Империи, который может превратиться в сон об Империи"; или "великих сводов и арок, больше обычного утонувших в темном масле" (В. Курицын). И действительно, работы художника настолько качественны и изысканно универсальны, что о них можно говорить долго и красиво, подверстывая любую захватывающую концепцию, лишь бы в ней присутствовали понятия "многослойность", "призрачность", "руинированность" и "скрытая глубина". И на этот раз все вышеперечисленные термины, как нельзя лучше, подходят для описания "церковной серии", включающей "Успенский собор", "Деревянный храм", "Готику", "Софию Константинопольскую" и "Барокко". Все те же любимые авангардными эстетами ободранные картонки, на которых сквозь живописный слой просвечивают репродукции портретов государственных и церковных деятелей разных времен и народов. С другой стороны, может быть и не надо Кошлякову придумывать нечто новое, истончая и без того умозрительную материю мысли. Главное, у него всегда все очень красиво, и о скрытых смыслах вспоминаешь в последнюю очередь.
Но если у Кошлякова многослойность является едва ли не главной чертой творческого метода, то в экспозиции работ скульптора Евгения Лансере (1848-1886) в Третьяковской галерее этот принцип получает весьма неожиданное развитие. И дело здесь не в скульпторе, который создал огромное количество миниатюрных скульптур на военно-спортивную и охотничью тематику. Интереснейшая особенность этой экспозиции состоит в том, что персональная выставка Лансере развернута не в отдельном помещении, а в залах Шишкина и Васнецова, прямо под полотнами великих живописцев. На фоне почти что символических картин (большинство из них - внушительных размеров) скульптуры Лансере просто исчезают из поля зрения. Выставка превращается в фантом. Но именно из-за этой нереальности происходящего случайно возникает поразительный (так и хочется сказать: психоделический) эффект: если смотреть на некоторые скульптуры чуть снизу, то они как бы совмещаются с картинами и совершенно логично дополняют их. Так, например, "Скачки с препятствиями" вписываются (и по смыслу, и, так казать, технически) в ландшафт "Окраины дубового леса" с покосившейся изгородью, каменистым ручейком, ямами, кустами и прочими атрибутами пересеченной местности, необходимыми именно для этого вида спорта. Оптическое наложение возникает сплошь и рядом, давая повод заподозрить сотрудников музея в попытке сконструировать новейшую технологию создания многомерного выставочного пространства.
Лансере, конечно, интересен и без этих экспериментов. Во-первых, по той причине, что, не утрачивая цельности образа, он наполнял свои филигранные скульптуры поистине фантастическим обилием мельчайших бытовых деталей. Рассматривая "Тройку", можно получить исчерпывающую информацию о сбруе; а имея перед глазами скульптурное изображение казака или киргиза - написать труд по истории костюма, не упустив даже самой незначительной пуговицы. С другой стороны, многонациональную культуру Лансере представил с точки зрения животных: несмотря на богатство сюжетов, главными героями его творений оказываются собаки, верблюды, ослы и, конечно, лошади. "Плугарь-малоросс", "Амазонка на коне", "Казак с казачкой", "Всадник араб", "Святослав", "Киргизский косяк на отдыхе" - Лансере демонстрирует крайнюю преданность анимализму. Единственная из двух десятков работ безлошадная композиция - чернильница "Голова богатыря" - отнюдь не показательна, тем более что в коллекции есть еще один богатырь - целый и на коне.
Демонический батюшка
Участник некогда знаменитого объединения "20 московских художников", пламенный адепт "другого искусства" с Малой Грузинской, автор поистине демонических полотен Владислав Провоторов в 1994-м году был рукоположен в иереи и назначен настоятелем одного их храмов в Московской области. С тех пор батюшка рисовать перестал, а устроенную бывшими соратниками из центра "Ковчег Нового Завета" выставку в Музее истории Москвы воспринимает как событие, "выходящее за рамки состояния, в котором сейчас пребывает". Впрочем, Провоторов увидел здесь "промысл" и собственноручно провел длиннющую церемонию освящения экспозиции. Мне, правда, показалось, что, размахивая кадилом, он как-то лукаво улыбался.
Большинство работ на выставке - из эсхатологического цикла. Представлены все мыслимые ужасы - от вырастающих из голубого пламени "Четырех всадников Апокалипсиса" до отвратительных воплощений "Семи смертных грехов". Все гниет, разлагается, источая почти осязаемый смрад, в ужасающих язвах копошатся черви. В картинах преобладают красный цвет и безысходность. Адама и Еву пожирает бесконечный змей, похотливая Саломея улыбается, глядя на отрезанную голову Предтечи, Вавилонская башня разрушается, членистоногие монстры пожирают друг друга. Единственная надежда на Ноев Ковчег, но и он неуверенно примостился на Башне. Вероятно, художник не совсем уверен в своей способности "зарядить" полотна энергией, поэтому он повсеместно ее изображает в виде мощных светящихся облаков и потоков. В картинах живет и побеждает зло, хотя знатоки творчества утверждают, что Провоторов проповедует исключительно Добро (судя по всему, от противного). По замечанию известного философа Людвига Витгенштейна, "картина содержит в себе возможность той ситуации, которую она изображает". Если это так, то священником Владиславу Провоторову быть очень даже нелегко.
Д-р Лернер
Примечания:
1 Михаил Угаров, "Голуби". Режиссер-постановщик: Владимир Мирзоев. В спектакле заняты актеры: В.Сковорцов, В.Хаев, А.Усов, вокал - О.Лапшина.
© Русский Журнал, 1998 | russ@russ.ru |