Russian Journal winkoimacdos
16.12.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Соглядатай

Крылатая Дрю
Новая Золушка грамотно бьет правой

На Бродвее поставили "Лебединое озеро". Вечный сюжет. Модная интерпретация. Одетта и Одиллия - парни. Все танцоры - мужики. Принц влюбляется в принца. И никаких баб.

Режиссер новой "Золушки" не так радикален. Кино-то - семейное! А на сказку о проблемах однополой семьи детей немногие поведут. Но принцип - тот же: "вечный сюжет", модернизированный и политкорректный. Героиня читает Томаса Мора, лазает по скалам в нижнем белье и нокаутирует злую сестрицу: блямц! по мордасам - и та падает, запрокинув ноги через кровать (самый вкусный монтажный стык во всем фильме). "История вечной любви" 1 выпущена на экраны продюсерами-женщинами.

Прозрачные крылья колышутся за спиной благородной Даниэллы де Барберак. За плечами знатной Родмиллы Гентской - сплошной мрак. Бэрриморы и Хьюстоны - фамилии, хорошо известные в американском кино. Спор дочки с мачехой разыгрывают женщины двух актерских династий. Одна - Анджелика Хьюстон - комическая злодейка из "Семейки Адамс". Другая - героическая раздолбайка Дрю ("Парни побоку" - фильм, в котором она оттянулась на славу). Их конфликт - встреча пишущей машинки и вертолета на операционном столе. Комизм проигрывает. Героизм побеждает?

Никаких фей: крылата - Золушка. Селф-мейд - сама решает свои проблемы. И принца она сначала метко обстреливает картошкой, потом - завоевывает. Дрю Берримор - патентованная оторва Голливуда. Актриса с детства, она поджигала взглядом и убивала мужа (в кино), была наркоманкой и шлялась по притонам (в жизни). Сегодня великолепная Дрю играет влюбленную курочку, но ее сильный подбородок убеждает лучше сценария: эта девочка способна не только крепко стоять на ногах, но и тащить на себе принца (что и происходит).

Проповедь свободы, равенства и братства посреди монархизма, феодализма и работорговли - вот любимое занятие барышни-крестьянки по-американски. "Утопия" Мора дает всходы: до коммунизма Даниэлле еще далеко, но к французской революции она все ближе и ближе. Дело, кстати, происходит во Франции: фильм снимали в городе Сарла провинции Дордон (кто бы мне объяснил, где это???). Старый замок, вольный воздух и шикарные костюмы. Роскошь нарядов - главное достоинство фильма: блеск шитья затмевает игру актеров. А крылатое бальное платье Даниэллы запросто превращает ее из гадкого утенка в белого лебедя. Трудна тропа феминистки при крепостном праве: лишь только созрела как политактивист, и тут на тебе - узы любви, которые вяжут почище, чем социальное неравенство. Роза Люксембург и Жанна д'Арк умерли в этой блестящей малышке с сороковым (? на вид!) размером туфелек.

Михаил Сидлин

Рождественские панки

Мы уже привыкли к модным показам. Слова "haute couture" и "pret-a-porte" прочно вошли в наш лексикон. Высокая мода, высокие манекенщицы, высокие цены - все это уже известно и даже несколько приелось. Но показ причесок "от кутюр" - это нечто новенькое в культурной жизни столицы. Что же это будет: страусиные перья, драгоценные каменья в шелковых прядях? Стилист Дмитрий Виноградов явно собрался поразить публику. Три года он проработал для Дома моды Славы Зайцева и совсем недавно открыл собственное дело. И название ему придумал соответствующее: театр-студия причесок.

- Самое главное в женщине - прическа, - убежденно заявил Виноградов. - Прическа и туфли. Если эти аксессуары будут в порядке, скромного костюма никто не заметит. Только волосы должны быть хорошо ухожены и тщательно уложены. Вообще, знаете ли, из моды выходит унисекс и возвращается женственность.

Показ театра-студии Дмитрия Виноградова проходил в доме Российской Армии. Публики собралось на удивление много. А кутюрье еще жаловался, что после кризиса потерял половину своей клиентуры - тот средний класс, которому сейчас не до ухоженных и уложенных волос. В зале, правда, преобладали дамы, видимо, только что из салона Виноградова: пышно взбитые волосы, спереди локоны, сзади зачесы, очень много лака. Хотелось бы предложить термин: устойчивые прически (к климатическим условиям, времени, желанию хозяйки - их трудно сделать, но еще труднее распустить).

Свет погас, темноту зала рассекли разноцветные лазерные лучи. Они начертали имя Виноградова и его эмблему: женщину со снятой маской. Шоу началось. В облегающих блестящих платьях манекенщицы плыли по подиуму, гордо неся на своих головах произведения искусства. Волосы подобраны наверх, пряди покрашены в разные цвета, японские "перья" скрепляют прическу. Стилисту удалось даже поднять наверх абсолютно прямые пряди волос и заставить их торчать, как косички у Пеппи - Длинный Чулок. Первобытный макияж лишний раз подтверждал справедливость изречения: красота - это страшная сила.

- Это напоминает Арбат 80-х годов, - прошептал на ухо мой сосед-фотограф. - Это же панки! Только помойки не хватает.

Виноградову удалось вместить в одно получасовое шоу все, что он знает о моде и все, что он в ней любит. Здесь были и сапоги на шпильках, и японский зонтик, и юбки с надувными шарами, и блестки на лице. Показ завершился акробатическим номером. Актеры театра-студии Виноградова исполнили ритмичный танец в мешках. Девушка в шапке-ушанке демонстративно покинула зал.

- Вот вы и познакомились с чудесной рождественской сказкой, - счастливо улыбаясь, заключила ведущая.

Но может только показаться, что Виноградов придумал что-то новенькое. Знатных японок эпохи Средневековья ему никогда не переплюнуть. Создание их причесок занимало, как правило, довольно продолжительное время, и держались они потом несколько дней. Правда, спать японкам приходилось на деревянных валиках.

От декаданса к соцреализму

Третьяковке удалось-таки осуществить "планов громадье". Отныне нет больше вечно ремонтируемой галереи в Лаврушинском переулке и непонятного филиала на Крымском валу. Есть старая и новая Третьякова. В историческом здании осталась старая Россия: от древних икон до первых опытов "Бубнововалетчиков". На Крымский вал переехал ХХ век. Пока, правда, не весь, а только до 1950-го года. Вторая половина столетия займет свое место в еще пустующих залах третьего этажа ближе к концу 1999-го года. Таким образом, к третьему тысячелетию будут подведены все итоги. И все без исключений искусство ХХ века станет официальным.

Пока же у нас есть возможность наслаждаться, возможно, лучшим, что было создано в нашем веке. Экспозиция начинается с зала, целиком посвященного Кузьме Петрову-Водкину. Потом идут звезды русского авангарда: Ларионов, Гончарова, Пиросмани, Машков, Сарьян. Впервые показ искусства XX века строится по тому же принципу монографического целого, что и экспозиция классического искусства. Нет прежнего разделения на дореволюционный и советский периоды. Очень много Кончаловского, но совсем нет Шагала и Кандинского. Их творения зарабатывают сейчас на международных выставках деньги для продолжения деятельности Третьяковки. "Черный супрематический квадрат" Малевича висит, как икона, на стыке двух перегородок. Его поверхность выглядит совсем потрескавшейся и даже не вполне черной. "Квадрат" смотрится ужасно одиноко, хотя и стал родоначальником контекста.

Работы Павла Филонова знаменуют собой переходный период между декадансом и соцреализом. После него - "Ленин в Смольном" Исаака Бродского, "Сталин и Ворошилов в Кремле" Александра Герасимова. Здесь есть даже такие подзабытые вещицы, как "Письмо с фронта" Лактионова и "Весна" Пластова. Кое-что показывается впервые, например, шестиметровое панно Александры Экстер "Венеция" и сказочное полотно "Адам и Ева" Юрия Анненкова.

Возможно, это и хорошо, что Третьяковке не удалось выставить сразу все "Искусство ХХ века". В тридцати залах, ста художниках, более тысячи живописных, графических, скульптурных произведений и без того не мудрено потеряться, а что будет, когда эти цифры возрастут почти вдвое? Восемь залов будет посвящено художникам 60-70-х годов. На втором этаже откроются новые залы для актуального искусства. Любопытно будет посмотреть, как будут водить школьные экскурсии на Кабакова и Рогинского.

Галя Фоминова

Прицельное метание бисера

Тимур НовиковПетербургскому борцу с постмодернизмом Тимуру Петровичу Новикову признание просто необходимо, и особенно сейчас, когда он объявил о начале кампании по спасению русского искусства путем возрождения русского же классицизма. Надо признать, что неоакадемисты, действительно, проделали большую работу по созданию "новейшей эстетики" и "пантеона культовых фигур" и привлекли к творческому процессу некоторое количество знаменитостей. Пока, правда, они ничего не возродили, да и шума особенного не натворили. Хотя в последнее время судьба благоволит движению. Новиков получил диплом Министерства Культуры РФ, а его штаб на Пушкинской, 10 (там располагается Академия и близкие ей по духу галереи) - отныне не обшарпанный сквот, а вполне буржуазное заведение. И, наконец, в филиале Русского музея в Мраморном дворце проходит ретроспективная выставка (полтора десятка залов) родоначальника "нового русского классицизма".

В начале 80-х Новиков, оказывается, "покрывала" не кроил, а был живописцем. В те далекие годы виды Дворцовой площади, соборов и улиц трансформировались на его полотнах в неистовую игру жирных линий и ярких цветовых пятен, за которыми угадывались знаменитые силуэты. Но уже тогда Новикова привлекала смешанная техника. Он украшал холст разноцветными бумажками, а иногда сооружал грандиозные коллажи, вроде объекта "Ноль" с дырой посередине и какими-то блестящими клочьями. Среди знаков эпохи - редкий портрет Виктора Цоя, на котором певец изображен в весьма экспрессивной манере и выглядит устрашающе.

Позже, следуя непримиримой логике авангарда, Новиков передвинулся поближе к разного рода одухотворенным абстракциям. "Геометрия", впрочем, была лишь фоном, а собственно объекты художник заимствовал из арсенала примитивистов. Но главное достижение тогдашнего Новикова - текстильные работы, нечто среднее между гобеленом и покрывалом. Основной мотив творчества - домики, самолетики, кораблики, рыбы, моря и явления природы. "Покрывала" суть куски разнообразных тканей (для "Северного оленя", например, был использован искусственный мех) с рисунками и аппликациями. Играя с цветами и оттенками, Новиков добивался живописного эффекта, как, например, в работе "Ледокол", где ткань, символизирующая воду, вшита в плоскость гипотетического льда, сокрушаемого маленьким кораблем. При помощи простейших фигур он конструировал поистине драматические сцены вроде "Гибели "Титаника" или "Одинокого домика в степи".

Тимур Новиков "Космос" (1992 г.)В начале 90-х создание "версий красоты" приняло отнюдь не абстрактный оборот. Плоскость эстетически привлекательного мифа, который все больше занимал "неоклассиков", потребовала изобретения пантеона культовых фигур. В сфере интересов оказалось все красивое или считавшееся таковым - античное, имперское, тоталитарное, - а оформление сказок становилось все более и более роскошным. Новиков углубляет идейное содержание "покрывал" за счет использования эстетских фотографий, подчеркивает изящность введением в изобразительную плоскость декоративных элементов. И если речь в текстильной истории идет о "железной маске", то, будьте уверены, миниатюрная маска обязательно появится. В "гобеленах" все больше бисера, полудрагоценных камней, жемчуга и золотого шитья, в качестве фона - бархат и шелк. Излюбленными персонажами в маленьких историях о красоте становятся разнообразные ангелы, Амур и Психея, дореволюционные красавицы. А в рамках программы по увековечению выдающихся эстетов всех времен и народов Новиков создает целые серии коллажей про Людвига Баварского и Оскара Уайльда.

Последняя по времени работа Новикова - "Российские императоры и императрицы" - знаменует новый поворот в идеологии движения. Качество ткани улучшается, количество жемчуга растет, вес камней увеличивается. Царская тема, вероятно, коренится в намерении Новикова когда-нибудь добиться признания неоакадемизма главенствующим направлением в отечественном искусстве. Тимур Петрович подбирается поближе к власти, да к тому же императоры сейчас стали настоящими поп-героями. Попса, конечно, попсой, но соратники Новикова убеждены, что "творческий путь Тимура Петровича с самого начала был отрефлексирован как музейный".

Страница Тимура Новикова на сайте ЦСИ Сороса в Санкт-Петербурге

Д-р Лернер


Примечания:



Вернуться1
История вечной любви (Ever After), 1998. Режиссер - Andy Tennant. В ролях: Drew Barrymore (Даниэлла де Барберак, Золушка), Anjelica Huston (мачеха Родмилла), Dougrey Scott (принц Грегори), Jeanne Moreau (придворная дама), Jeroen Krabbe (Август, отец Даниэллы), Patrick Godfrey (Леонардо да Винчи), Megan Dodds (Маргарита, сводная сестра Золушки), Melanie Lynskey (Жаклин, сводная сестра Золушки), Timothy West (Король-отец), Judy Parfitt (Королева), Richard O'Brien (толстый сластена Пьер Ле Пье). Продюссеры: Mireille Soria и Tracey Trench. Главный оператор - Andrew Dunn. Художник по костюмам - Jenny Beavan. Сценаристы: Susannah Grant, Andy Tennant и Rick Parks. Производство Twentieth Century Fox.

17 декабря - русская премьера в "Пушкинском".

Предыдущий выпуск Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru