Russian Journal winkoimacdos
5.01.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Культурный Гид

Сергей Кузнецов

под общей редакцией Сергея Кузнецова
kuznet@russ.ru

Каковы Ваши религиозные взгляды?

Между двумя Рождественскими праздниками - католическим и православным - самое время выяснить отношения моих читателей с религией - тем более, что едва ли не все темы сегодняшнего выпуска к этому располагают. Искренне надеюсь, что это случайно и больше не повторится.

Итак, "Ваши религиозные взгляды" (названия конфессий расположены по алфавиту)

Считаю вопрос бестактным
Буддист
Иудей
Мусульманин
Православный
Сатанист
Христианин неправославной конфессии
Язычник
Не принадлежу ни к одной церкви, но мне ближе всего буддизм
Не принадлежу ни к одной церкви, но мне ближе всего иудаизм
Не принадлежу ни к одной церкви, но мне ближе всего мусульманство
Не принадлежу ни к одной церкви, но мне ближе всего христианство
Не могу определиться с конфессией, но считаю себя религиозным человеком
Не считаю себя религиозным человеком
Как-то не задумывался
Задумывался, но не могу ответить

Подозреваю, здесь есть что добавить, - прошу не лениться и добавлять

Имя

E-mail


Кино


Блэйд ранний

Позапрошлый опрос о вампирах (обсуждение его результатов смотри ниже) пришелся как никогда кстати - с этой недели на экране "Пушкинского" "Вампиров Джона Карпентера" сменит фильм Стивена Норрингтона "Блэйд" - все о них же, проклятых кровососах. Идея администрации кинотеатра (или кто там у них определяет репертуарную политику?) поставить эти фильмы один за другим заставляет вспомнить знаменитые сдвоенные сеансы в "Музее кино", когда один за другим показывали "Телохранителя" Куросавы и "За пригоршню долларов" Серджио Леоне или "Семь самураев" и "Великолепную семерку". Говорят, малообразованные зрители, забредшие на сеанс случайно, впадали в подлинный транс, когда по окончании одного двухчасового фильма им предлагали еще один в точности на тот же сюжет.

Аналогия, впрочем, хромает, как и любая другая. Несмотря на подозрительное сходство основной сюжетной линии (охотник на вампиров против вампиров, стоящих на пороге изобретения средства, способного спасти их от солнечных лучей), ни один фильм не является римейком другого - и не только потому, что сделаны они почти одновременно. Фильм Джона Карпентера является вестерном, пересказанным на новый лад, а история Блэйда - типичный вампирский фильм, в котором последовательно отыграна добрая половина штампов этого жанра.

Блестящее вступление, в котором Трэйси Лордз играет вампирицу, увлекающую жертву в ночной вампирский клуб (сексуальный соблазн как составляющая очарования вампиризма); люди-помощники, ожидающие, пока их хозяин превратит их в вампиров (еще Брэмом Стокером придуманный Рейнфильд); древняя цивилизация вампиров с ее тайнами (Анна Райс) и т.д.

Однако наиболее интересно развитие мотива подозрительного сходства вампира и вампироборца, доведенного здесь почти до логического конца: сам неутомимый истребитель вампиров Блэйд - наполовину вампир. Конечно, в том, чтобы сделать вампира главным положительным героем, нет ничего оригинального - достаточно вспомнить старину Лестата из романов Анны Райс. Но у Райс герой-вампир работает, прежде всего, на идею амбивалентности добра и зла; фильм же Норрингтона прост и прям, как лезвие меча. Блэйд - полувампир, но он - хороший и в области морали и нравственности ничего общего не имеет со своими врагами. Тягу к крови удовлетворяет путем специальных ампул, а также регулярно делает себе прививки, чтобы не отмутировать в вампира окончательно. Не удержусь и приведу два кинопримера подобного типа: во-первых, фильм Кормана "Вампирелла", героиня которого тоже пользовалась специальными ампулами, чтобы не грызть простых людей (и, само собой, была хорошей вампиршей, сражавшейся с плохими вампирами), и, во-вторых, еще более малоизвестный фильм The Subspices (1991), русского названия которого ("Сверхъестественные существа"? "Вампиры"? "Кровавый камень"?) я, хоть убей, не могу припомнить. Сюжет этого фильма построен на том, что хороший вампир питается кровью, истекающей из кровавого камня (магическая вещь, связанная с христианскими мучениками и Папой Римским, детали забыл), а плохие предпочитают свежатинку. Ну и хороший плохих победил, само собой (заглянув в IMDB, выяснил, что победил не до конца, - у фильма есть два продолжения и снимается третье).

Иными словами, Норрингтон работает на традиционном поле вампирологии, избегая при этом всяческой метафизики. Но, по сравнению с Карпентером, у него многовато мотивов, эту метафизику подразумевающих. "А руин его потомок языка не разгадал". Впрочем, этот недостаток сполна восполнен зрелищностью и спецэффектами (действительно впечатляющими - даже на мой, довольно равнодушный к подобным вещам, вкус): вампиры лопаются, древние демоны летают по воздуху, кровища хлещет с небес и т.д. Драйв, иными словами, присутствует. Но нет той простоты и чистоты, которая есть в "Вампирах Джона Карпентера".

Было бы нечестно не упомянуть единственное нововведение: Блэйд - негр (и играет его Уэсли Снайпс; многим девушкам нравится, и некоторым юношам - тоже, смотри рубрику "Интерактив" ниже). С очевидностью должны быть вампиры/вампироборцы азиаты, но негры мне как-то не вспоминаются. Если кто из читателей припомнит - с нетерпением жду сообщений.

С 8 января - "Пушкинский".

Литература

В известном магазине-салоне Shakespeare & C° состоится презентация нового литературно-философского альманаха KOHTEKCT-Nona (точнее, его четвертого номера). Особенно приятно сообщить об этом в настоящем выпуске, потому что большой блок материалов в этом альманахе будет посвящен обществу "Золотая Заря", к которому, в частности, принадлежал автор "Дракулы" Брэм Стокер. К нему также принадлежал Алистер Кроули (некоторое время), Уильям Батлер Йейтс и Артур Макен (или Макин - кому как нравится). Как раз о двух последних в KOHTEKCT-Nona и будут материалы. В рамках того же раздела будут три рассказа Г.Ф.Лафкрафта. Надеюсь, заодно объяснят, как Лафкрафт был с "Золотой Зарей" связан, потому что этот вопрос дебатировался в одной из гостевых книг РЖ.

Вечер журнала не предполагает наличие авторов во плоти: вроде бы никто из перечисленных выше персонажей явиться не может (хотя как знать... но в этом случае тем более не хотелось бы с ними встречаться), так что остается надеяться на наших современников, из которых обещаны переводчики и исследователи соответствующих материй Антон Нестеров и Юрий Стефанов, а также Ольга Седакова (в журнале напечатаны ее речь при вручении премии им. Вл.Соловьева, переводы Пауля Целана и интервью о Целане и не только о нем). (Меня, кстати, всегда удивляло частое соседство людей, публично идентифицирующих себя как православных, с исследователями "Золотой Зари" и подобных эзотерических предметов - вероятно, дело в том, что я чего-то не понимаю в православии. Но это - в скобках).

Подробная информация о мероприятии - здесь.

9 января в субботу в 19:00 - Shakespeare & C°, 1-й Новокузнецкий пер., 5/7

Выставки


С Новым годом и другими праздниками!

Вообще эту выставку я собирался проанонсировать на Новый год, но что-то мне помешало. Поэтому приурочиваю заметку к промежутку между старым и новым Новым годом.

Речь идет о выставке "Новый год и традиционная культура современной Японии", о которой Русский Журнал, кажется, уже писал. Как на всякой выставке подобного рода, здесь присутствуют различного рода подарки, которые принято дарить - причем не только на Новый год, но и на все остальные праздники. Актуальность этой выставки для России в том, что, несмотря на малый размер, Япония, как и Россия, - страна с несколькими религиями - и, соответственно, подарки тоже делятся в зависимости от религиозных взглядов получателя. То есть буддистам надо дарить одно, синтоистам другое, а христианам (если такие обнаружатся) - третье. Подобный подход представляется мне в высшей степени верным и - в данном контексте не побоюсь этого слова - политически корректным. В России же с ее разнообразием конфессий творится что-то странное: например, католическое (оно же - лютеранское) Рождество приходится на православный рождественский пост, и как это учитывать в рамках социальной жизни, не совсем ясно. Например, если я глава русского отдела международной корпорации - когда я должен устраивать рождественскую вечеринку? И не обидит ли празднование 24 декабря православных? С Пасхой, само собой, положение еще более щекотливое.

Американцы, кстати, заботясь о все той же политкорректности, аккуратно вносят во все календари праздник "Кванзаа", отмечаемый как раз неделю между их Рождеством и Новым годом афро-американцами. Придумали его всего тридцать лет назад, но сейчас его отмечают члены африканского комьюнити во всем мире. Зажигают они при этом семисвечники и едят разную ритуальную еду, поскольку "кванзаа" на суахили означает "первый плод".

В этом смысле характерно, что новогодняя японская выставка открылась в районе европейского (декабрь-январь), а не восточного (февраль) Нового года. Иными словами, разнообразие национальных и религиозных праздников делает нашу жизнь еще прекрасней. И изучение соответствующих ритуалов на рецензируемой выставке должно эту праздничность и прекрасность только усилить. Так что, пока школьные каникулы не кончились, берите ваших детей и идите в Музей Востока. Если же детьми вы еще обзавестись не успели, идите сами и постарайтесь turn on, tune in and drop out.

"Новый год и традиционная культура современной Японии"

"Музей Востока", Никитский бульвар, 12-а, тел.: 202-4555 (кроме понедельника).

ТВ-фильм

После затишья и однообразия новогодней недели нас радуют довольно пестрым набором превосходных, но не слишком затасканных нашим ТВ фильмов. Не разогнавшись на подробную рецензию на один из них, отрекомендую сразу три.

"Мечты в Аризоне" (традиционное название - "Мечта Аризоны") - единственный американский фильм Эмира Кустурицы ("Подполье", "Время цыган"). В главной роли - Джонни Депп. Песни Игги Попа. Вполне культовый набор и неплохой (хотя и не лучший у этого режиссера) фильм.

8 января в пятницу в 22:40, НТВ.

"Буч Кэссади и Сандэнс Кид" - фильм, изменивший представление о жанре вестерна. Роберт Рэдфорд не только сыграл одну из главных ролей (вторую сыграл Пол Ньюман), но настолько проникся, что через много лет назвал в честь своего героя организованный им в Парк-Сити кинофестиваль независимого кино. Сейчас "Сандэнс" - большое шоу, но половина лучших американских фильмов года все равно появляются именно оттуда. Но фильм, разумеется - абсолютная классика, независимо от этого.

6 января в среду в 19:40, НТВ.

5 января во вторник, НТВ (почему-то отсутствует в половине программ: есть в "ТВ-парке" и нет в "7 дней", потому не могу привести точное время).

"Эта прекрасная жизнь" - что называется, "по заявкам". В данном случае - моим. Это тот самый фильм Капры, который я желал бы посмотреть на Новый год (см. предыдущий выпуск "Гида"). Совершенно гениальная черно-белая лента, в которой жанр меняется раза три за полтора часа (в скобках надо было бы писать "мелодрама, мистика, антиутопия", и само собой - рождественская сказка). Потом это стало называться "постмодернизм", но в 1946 году это было просто хорошее кино.

7 января в четверг в 23:30, ТВ-6.

Еще можно добавить "Стрелочника" Йоса Стеллинга (6 января в среду, РЕН-ТВ) и "Морской волк" Майкла Кертица (10 января в воскресенье, ОРТ). И еще парочку фильмов, найти которые предоставляется читателю самостоятельно.

Н.Колпий


Зеленая ограда, или пым-пым-пым

Новогодняя неделя выбила из колеи штатных авторов, но впечатления читателей не утратили своей свежести.

Подменили радиостанцию НСН: финансовые проблемы, смена хозяев. Раньше большую часть эфирного времени занимал сладкозвучный, комфортный джаз-поп. А теперь - все, как у людей. Обычный эстрадно-коммерческий музон. Единственное серьезное отличие нынешней НСН от уймы подобных станций - в полном отсутствии новостных выпусков. Видимо - опять-таки финансовые проблемы (кстати, НСН расшифровывается как "Национальная служба новостей"). Впрочем, у всех своя служба. У нас в офисе, например, стоит дешевенький музцентр в виде батона с антенной. И мой сотрудник, Рома А., постоянно слушал НСН, а я, меломан с претензией, подтрунивал над ним и обзывал его музыку звуковыми обоями. Но Рома был стратегическим союзником. Ведь мой любимый поздний Колтрейн и производственный процесс все равно несовместимы. А вот если бы приемником завладела наша очаровательная Ира Р., это означало бы "Радио-7" non stop. То есть весь нелегкий рабочий день - под каденции и каскады одних и тех же хитов, давно набивших... нет, пробивших оскомину и ложащихся прямо на нерв. И еще эта идиотская реклама! В общем, мы с Ромой большинством голосов удерживали ситуацию. А Ира, поклонница заводных шлягеров с ясной мелодией и четким ритмом, глухо роптала. Кстати, при первом знакомстве с НСН-стилем она произнесла фразу, немедленно ставшую культовой: "Ну что это за музыка такая: "пым-пым-пым, пым-пым-пым"! Найдите что-нибудь попроще, типа "опа, опа, зеленая ограда"". И вот настал день, когда дилемма "пым-пым-пым" или "зеленая ограда" перестала существовать. И тогда я чуть слышно, но твердо сказал: "Выключите радио. Невозможно работать". И с тех пор у нас властвует Radio Silence. Которое не диск БГ. Или, по выражению Иры Р., "сидим как в склепе". Но стоит мне отлучиться хотя бы на пять минут, Ира прокрадывается к приемнику и включает - негромко, точнее даже - тихохонько... И в комнате возникает Зеленая Ограда, намертво закольцевавшая весь московский радиоэфир. Зеленая Ограда, в которой после подмены радиостанции НСН исчезла последняя брешь.

* * *

Но не все так плохо. Масс-медиа иногда радуют нас:

Включил телевизор и случайно попал на советскую черно-белую военную мелодраму (думал, "Небесный тихоход" - оказалось, "Воздушный извозчик").

Сцена: герой-летчик потерял ориентацию в ночном полете над вражеской территорией. При этом топлива мало и вообще все плохо.

Герой крутит настройку радио, пытаясь хоть что-то поймать, - и вдруг слышит голос своей любимой: она певица и как раз выступает по радио.

И вот герой берет курс на божественный голос любимой женщины, как на радиомаяк. И все кончается хорошо.

По-моему, сценарист - гений! Такой классический сказочный сюжет (Геро, Ариадна, далее без счета) - и технически абсолютно реальное воплощение! (Андрей)

* * *

Неожиданно много пришло писем "по следам наших выступлений". Как можно догадаться, история с Тер-Оганьяном не дает покоя читателям. Из нескольких писем - дабы не утомлять тех, кто к ней равнодушен - выберу два.

В Новый год в тяжелом похмелье я проснулся в чужой квартире. В поисках книжки Цыбикова про Тибет я полез в хозяйский стеллаж, но все, что я выудил оттуда, была лишь книга "Отцы-пустынники смеются" (перевод с французского), наполненная притчами о первохристианских святых, обитавших где-то в пустыне вокруг Александрии. Отчаявшись найти что-либо более привлекательное, я - в ожидании всеобщего пробуждения - уселся читать, в глубине души рассчитывая найти там нечто подобное дзэнским коанам и прочей милой моему сердцу экуменической метафизики. Тут меня, разумеется, ждало разочарование. Впрочем, несколько историй все же были мне знакомы. Например, фразу "Стареть - это единственный способ жить долго" я встречал в книжке о Раневской, а пара притч вполне могла бы быть переадресована буддистским учителям. Но только пара.

Хочется, однако, процитировать одну историю - если вдуматься, несколько странную во вполне ортодоксальной книжке, но удивительно подходящую ко всей арт-манежной заварухе с порушенными Тер-Оганьяном иконами.

Ученик спрашивает отца-пустынника: "Что означает первая заповедь - не поминай Господа Бога твоего всуе?" Тот отвечает: "Это значит, что нельзя кощунствовать попусту".

Разумеется, для меня здесь главное слово - "попусту". (Сергей)

* * *

И второе - собственно разъяснение процитированного в предыдущем выпуске, написанное автором. (ash (:)

Весьма лестно поминание мнения моего на страницах Ваших (29.12.98), но прискорбно недоразумение некоторое, произошедшее, видимо, в силу особенностей общения через "Интернет".

Третье замечание мое: "Пошлость обыкновенная, примитивно приторная", относится не к опросу на тему "Может ли произведение искусства включать в себя элементы кощунства и богохульства?", а есть "эстетическое впечатление" от баннера, расположенного после статьи А.Эйдис (15.12.98).

Данное объяснение, по-моему, восстанавливает "смысловость" эпистол. Хотя, на Ваш взгляд, все это, быть может, и не столь существенно.

* * *

Почему - вполне существенно. Потому и цитирую.

Интерактив

Вот результаты голосования по вампирам:

"От заката до рассвета", Р.Родригес: 16.

"Носферату, симфония ужаса", В.Ф.Мурнау: 10.

"Дракула Брэма Стокера", Ф.Ф.Коппола: 7.

"Бал вампиров", Р.Полянски: 4.

"Интервью с вампиром", Н.Джордан: 4.

"Носферату, призрак ночи", В.Херцог: 3.

"Упырь", С.Винокуров: 1.

"Вампир", К.Дрейер: 1.

"Дракула" (1931), Т.Браунинг (с Бела Лугоши): 0.

"Дракула" (1958), Т.Фишер (который любят показывать по русскому ТВ): 0.

"Аддикция", А.Феррара: 0.

"Вампиры Джона Карпентера", Д.Карпентер: 0.

Карпентера и Феррару жаль, но результаты интересны сами по себе: что Родригес будет на первом месте, и так ясно (очень правильный попсовый фильм, бывший модным и стильным три года назад, всегда будет в таких опросах на первом месте), но вот второе место Мурнау радует - значит, процент киноманов среди моих читателей довольно высок. Кстати, результаты следующего опроса (про новогодний фильм) пока свидетельствуют о том же. Но подождем неделю.

Письма читателей свидетельствуют, собственно, о том же:

Неистовые апологеты ч/б и немого кино, конечно же, были правы. Современный кинематограф, каким мы его вынуждены знать, задействует слишком много рецепторов. Ощущения зашкаливает. Это вызывает эйфорию и восторг, что хорошо знает Голливуд. Это не тонко. Чтобы убедиться, достаточно один раз просидеть час в темном пустом кинозале, в абсолютной тишине - рокот кинопроектора приравнивается к тишине, как шум собственной крови, - наблюдая черно-белый калейдоскоп на экране. Эффекты и дефекты изображения усиливают психотропный эффект. После "Носферату" Мурнау я, направляясь домой, шарахался от каждой подворотни. Страшно. Действительно страшно. Отдельное спасибо питерскому кинотеатру "Спартак".

И о развлечениях. В список фильмов о вампирах хочу добавить "Дракула мертвый, но довольный" - как всегда, глупый, но дико смешной опус Мэла Брукса. Лесли Нильсен в роли главного злодея. Highly recommended. (Дмитрий Кудрявцев)

Оно, конечно, жаль без меры, но мой любимый вампирский фильм так и не снят... Вот кабы соединить романтическую беззащитность Анн Парийо ("Невинная кровь", р. Джон Лэндис), вампирски-аристократическую бледность Элины Левенсон ("Надя", р. Майкл Алмерейда), остраненную холодность Дэвида Боуи ("Голод", р. Тони Скотт) да подать все это под монтажным соусом того же Скотта (диво как хороши первые две минуты его фильма... и только две...)... и чтоб никаких диалогов... а то примутся на манер Джеймса Вудса ("Вампиры Джона Карпентера") воду в ступе толочь, в 10-й раз объясняя туповатому зрителю, что ж это за крест такой... может, тогда и появится любимый вампирский фильм... будем ждать. А пока собираем крохи... как, например, великолепный план из "Вампиров Карпентера", где ввечеру адова семерка встает из песка... (Браун; хороший все же вкус у человека!)

* * *

Перейдем к простым перечислениям:

Vampire's Kiss (1989) Парня с телевизионной фамилией и товарищем Копполой (Кейджем) в главной роли (MihaD)

"Голод" реж. Тони Скотт; "Надя" реж. Майкл Алмерейда; "Блэйд" реж. Стивен Норрингтон. Да, еще - "Дракула: мертв и доволен этим" реж. Мэл Брукс (Алексей)

Карпентера, к сожалению, не смотрел, Херцог и Коппола сделали хорошие вампирские фильмы (Коппола особенно, потому как все остальное его мне просто не нравится), фильм Родригеса, собственно, не про вампиров... А как же BLADE со Снайпсом?!!, ну хорошо, пусть не шедевр, но зато Снайпс и просто снят красиво. Право же, все мы немножечко(не лошади, конечно) - дети, и пусть не так, как в 13 лет, но до сих пор смотреть на актера с обаянием (Бельмондо, Иствуд и т.п.) приятно. А мне говорят: Джек Николсон, ахают и закатывают глаза, подумайте, до чего провинциальное общество заражено снобизмом!:)) Нельзя любить Николсона! Так что пусть будет Снайпс и BLADE. (Алексей)

Хороший вкус к совершенно безвестному, но, судя по всему, столь же совершенно трешевому кино проявил Виктор Агроскин:

"Я люблю вампира". Польский фильм, смотрел в Харькове на сборах. Героиня всех кушает, пока герой не догадывается ее связать и трахнуть.

Связать и трахнуть - это вообще первое дело. Но не всегда помогает. Вот, помню, смотрел я как-то на "Арсенале" фильм "Привычка" (сейчас, вроде, доступен на легальном видео; не путать с "Аддикцией") - секс с героиней героя вовсе не спас.

А кто такие вампиры? как-то ни разу не встречал ... хотя, вроде, были такие твари в HMM2, но это не кино :( (Никола)

Ну, я тоже не знаю, что такое HMM2, а что Никола не встречал вампиров - так можно за него только порадоваться и пожелать того же всем читателям.

А на прощанье - анекдот от Mafalda (интересно, он это или она?)

Беседуют две молоденькие мышки. "Слушай, я вчера такого парня встретила! Шерстка гладкая, черная, носик маленький, ушки, правда, великоваты, ну да ладно, все равно душка. И, представляешь, с крыльями!" - "Дура, это ж упырь!" - "Вот гад! А говорил - летчик..."

Кстати, Бэтман тоже был вампиром. В первом фильме Бартона так и сказано: "В теле погибшего грабителя не было ни единой капли крови, будто ее всю высосали". Потом, однако, эта тема не получила развития: по крайней мере пока.

Предыдущий выпуск Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru