Russian Journal winkoimacdos
6.01.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Соглядатай

Космический терроризм

29 декабря в клубе "Свалка" играл Lesbian Boy. Это очаровательное словосочетание наводит на мысль о возможных отклонениях участников команды. И действительно, без отклонений не обошлось. Конечно, содомия ничем не хуже гоморрии, однако речь идет о другом. Мало кому известные ребята из Химок имеют все шансы занять совершенно отдельное место на московской клубной сцене. Итак, диагноз отклонений.

Первое - это состав. В группе всего два человека. Для электронщиков это нормально - некоторые считают, что для того, чтобы машинам делать музыку, нужен только обслуживающий персонал. Но дело в том, что Lesbian Boy совсем не электронщики, а самая настоящая "живая" команда без всяких домашних заготовок в виде фонограмм. Паша играет на ударных и поет, а Саша играет на гитаре. И тем не менее, их саунд никак нельзя назвать бедным или же ненасыщенным. То, как это им удается, тесно связано со второй особенностью. Собственно что и как они играют. Нижние струны опущены практически до состояния баса, что дает возможность звучать сразу в двух диапазонах. Все это пропущено через сильный процессорный дисторшн; и входя в плотный жесткий драйв, гитара-то и отвечает за брутально-угарную часть ансамбля. Ударники тоже частично этому способствуют своей динамикой, но, постоянно погружаясь в джазовые закоулки, Паша все время сбивает ритм, лишая тем самым последней надежды подростков, пытающихся под это дело хоть как-то слэмовать. Ритм размывается также за счет отсутствия баса как отдельной секции. Но не стоит ждать, когда музыканты собьются, все будет сыграно жестко и быстро - как начнут, так и закончат. И сверху всего, а скорее - сбоку идет вокал. Это, конечно, не Screaming Jay Hawkins, даже совсем не он. Просто речитатив, иногда срывающийся в крик. Мало того, вокал настраивается так, что практически непонятно на каком языке исполняется песня, он используется только как инструмент. (Выяснилось, что Lesbian Boy поет на русском или же на татарском наречии английского).

Таким образом, получается три составляющих. Очень профессиональные, хорошо продуманные ударные ответственны за интеллектуальную часть работы. Несколько отрешенный вокал, спадающий в надрывный крик (просто Мунк какой-то), отражает своеобразную бесчувственную боль. И наконец, грязный звук электрогитары лишает музыку всякой пафосности.

Сами же музыканты называют то, что они играют, кибер-андеграундом или космическим терроризмом. Возможно, именно такой должна быть музыка заходящего столетия, агонизирующей чистоты.

Услышать Lesbian Boy и их инструментальные штудии "Аполло" и Hardcore, гипотетические хиты "Голод" и "Можешь", а также прочее можно было также 4 января в клубе "Ю-Ту".

26 января в 18:00 в клубе "Свалка" - Lesbian Boy.

Денис Крюков

Северное Буги

Вообще-то, главным музыкальным событием прошедшей недели стал приезд в Москву супер-популярной группы, у которой еще не вышло ни одного диска. Группа называется "Ленинград" и приехала к нам в качестве разогревающей перед концертом нестареющего "АукцЫона". Побочно ребятки из загадочного "Ленинграда", про который все слышали, но никто не видел, дали пресс-конференцию-концерт в новом заведении "Проект О.Г.И.". На конференции питерские модники, благополучно снискавшие славу новых томов вейтсов с легким алкоголическим шармом Петра Мамонова, удивили всех своим, мягко говоря, oxided, внешним видом: цветастые толстовочки с фосфорицирующими рисунками и излюбленные штаны с карманами.

Но речь пойдет не о них, а о других гостях из нашей северной, с позволения сказать, столицы. Уже две недели взгляды посетителей московских вузов и прочих локальных очагов культуры привлекали не броские, но зато многочисленные плакаты, приглашавшие на обещавшую быть исторической встречу двух ведущих инструментальных команд Москвы и Петербурга. "4'33" и "Вермишели Оркестр", соответственно. Оба коллектива довольно имениты и выпустили по паре компакт-дисков в этаком немного адаптированном варианте приятной музыке без слов, но со многими глубокими мыслями. Особенно много мыслей находили ценители прекрасного в последнем творении московских экс-минималистов и слегка джазистов "4'33" - диске "Сердца Четырех Тридцати трех". Их питерские коллеги приобрели, в свою очередь, славу новых русских джетро таллов, исполняющих на досуге шедевры европейского барокко. В общем, встреча обещала быть интересной. DJ fighting двух лидеров отечественного неэлектронного easy listening на сцене ЦДХ. Но ничего не вышло у доброго Центра Современного Искусства "Столица". Алексей Айги со своими подопечными променял сей уголок земли на не менее уютные французские края, куда и отправились на гастроли "4'33". И собравшуюся публику развлекали как близнецы похожие "Бенгальский залив" и "Оркестр Вермишели", он же - Vermicheli orchestra. Две акустические гитары, ударные (установка плюс различные там-тамы) и флейта. Освоить эти инструменты, безусловно, лучше удалось оркестру с хлебобулочным названием. Но все в целом доставляло гораздо большее удовольствие играющим, нежели слушающим. Из зала музыка казалась очень уж однотипной, хотя и веселой. Ох уж этот Айги! Он, конечно, внес бы элемент здоровой конкуренции и дал бы жару. Уж в чем в чем, а в драйве любимчикам московских "Альтернатив" не откажешь. Остается пожалеть о его отсутствии и пожелать собравшимся на сцене творческих узбеков. Кстати, то ли "Бенгальский залив", то ли "Оркестр Вермишели" после Нового года выпускают диск на недавно образованном лейбле "Богема Music".

Ну что же. С Наступившим!

Простые истории

"Свой журнал" рассказал "Простые истории" непростых людей. Точнее, он выпустил фильм, в котором анекдоты и истории за жизнь рассказывают герои культурной жизни Москвы. Художники, архитекторы, поэты, фотографы, критики и т.д. Featuring Игорь Макаревич, Андрей Монастырский, Андрей Логвин, Владислав Ефимов, Сергей Загний, Сергей Кузнецов, Лев Рубинштейн, Константин Звездочетов, Глеб Алейников и другие. В роли режиссеров Владимир Левашов и Андрей Сильвестров. В роли Miramax productions - студия "Сине Фантом". Премьера состоялась в клубе "Сине Фантом" еще в ноябре. В роли зрителей - те же герои плюс немногие, которые не уместились в кадр. Но вот вышел тираж видеокассет, и круг зрителей стал неуклонно расти. Фильм предоставляет возможность почувствовать себя в курсе жизни тех, кто... Процесс - очень завораживающий и сразу покупающий зрителя-соглядатая. Такой фильм, задуманный, кстати, профессионалом фото- и видеоремесла, автором одной из лучших отечественных книг о фотографии Владимиром Левашовым, смело можно выпускать тиражом копий этак в 3 или 5 тысяч. И показывать начинающим богемщикам. Пусть завидуют. А позавидовать есть чему: сломанному дереву во дворе Монастырского, еврейской шапочке Логвина, змеям Кузнецова и многому другому. Все вышеозначенные предметы - герои рассказов с кассеты "Простые истории". Рассказами все это, впрочем, довольно сложно назвать. Это, действительно, истории. Целые мини-эпопеи. Анекдоты в духе осьмнадцатого века. Факты из плутарховых жизнеописаний великих мужей. А что это у нас граф Суворов ничего не ест?! Он ждет звезды. Наши рассказчики уже дождались своих звезд и поэтому иногда позволяют себе пошутить. Но, в целом, во всех историях проскальзывает извечное для полуправдивых автобиографий, когда был Ленин маленьким, когда я приехал в Москву, и вот я ему и говорю, ну, натурально все рассмеялись, я тогда еще только начинал. Поневоле чувствуешь себя свидетелем чего-то великого. Все рассказчики вырываются из создаваемого ими нарратива. Их рассказики невозможны без якобы выносимого за скобки социального статуса повествователей. Нам интересно все это человеческое - слишком человеческое - только как намек на несколько божественную природу действительно хороших художников, фотографов, архитекторов, музыкантов (словом, см. первый абзац). Основной темой простых историй становится тема самореализации. Эти люди состоялись. Простые истории удачных карьер. Как ни странно, меньше всего это чувствуется в замечательных байках Логвина. Стихия нарратива целиком его захватывает. Слегка украинская речь создает ощущение классического анекдота про хохлов. Короче, приз зрительских симпатий достается именно Логвину. У него, действительно, жизнь удалась, и кошки мышей ловят вне зависимости от цвета. Остальные истории большей частью слишком глубокомысленны для короткого видеоролика. Особенно трогает притча о сломанном дереве Монастырского. Отец-основатель группы "Коллективные Действия" очень любил одно дерево, которое росло во дворе его дома. Однажды, когда он встал утром, дерева не оказалось на привычном месте. Оно было сломано ураганом. Андрей очень расстроился и уехал на дачу на две недели, чтобы привыкнуть к новой жизни. К жизни без любимого дерева.

Все истории очень хорошо сняты. Рассказчика, как правило, нет в кадре. Камера просто фиксирует обстановку, условия рассказа. Операторская работа напоминает параллельные творения Юфита. Плюс приятная музыка. А.Мурашов грамотно выбрал звуковой ряд. Этакий джангл-джазззз. В меру электронная, в меру живая музыка. Присутствует даже трек группы Spaceways. Словом, приятный во всех отношениях фильм. И поучительный.

Михаил Котомин

Моррисвиль-98

Новый год. Два ритуальных дня самозаконного безделья. ТВ по всем каналам демонстрировало редкую убогость фантазии. Пока были большие деньги, пышность антуража несколько прикрывала отсутствие профессионального умения развлекать. Сплошь "Голубой огонек" - с тем единственным отличием, что не сидя, а пританцовывая. Разве что на ТВ-6 хотя бы довольно мило подпевали и изображали пляски сначала барышни-ведущие, усиленные "Стрелками", а потом ведущие мужеска пола, поддержанные еще кем-то. Тридцатый раз пялиться на "Карнавальную ночь" или на "С легким паром", или на "Чародеев" - увольте. Выползать из дому решительно не хотелось и тут вспомнилось, что в переходе под Страстной площадью была куплена видеокассета, примечательная во многих отношениях.

"Пятый элемент" Люка Бессона.

Во-первых, это "наш" (европейский) ответ Голливуду, почти синхронизированный с введением евро. Судя по обилию компьютерных эффектов и отработанности декораций, деньги в фильм вложены немалые: похоже Бессону удалось добыть монету в Евросоюзе, у "Гомон" таких сумм никогда не водилось, тогда как фирмы-спонсоры не указаны. Если судить по потрясающей сцене классической погони полицейских леталок за такси-леталкой главного героя, ответ Голливуду получился вполне.

Во-вторых, Европа явно научилась, наконец, работать грамотно, не впадая в комплексы, то есть изначально фильм рассчитан на всемирный прокат, для чего, собственно, на главную мужскую роль и был приглашен Брюс Уиллис. Более того, у Бессона достало понимания ввернуть Уиллиса в фильм таким, каков он есть, и не пытаться менять хотя бы черточку в этом самотождественном "крепком орешке" с чуть застенчивой усмешкой.

В-третьих, это именно европейский ответ, поскольку недаром вспомнилось "Привидение замка Моррисвиль", некогда состряпанное на "Баррандове" чехами, с куда как меньшими претензиями. Фильм битком набит аллюзиями не без милой интонации издевки над американской версией масскульта. В самом деле, ряженый дамой черный телеведущий, за которым мчится кучка помоганцев-льстецов, не может не натолкнуть на мысль о замечательной госпоже Мадонне. Привычность общения с некими монголорами и прочей галактической братией не может не вызвать в памяти нуднейший Star Treck. Зависший в космическом пространстве суперотель с его плюшем и шикарными старомодными телефонами даже по форме напоминает "Титаник". Не говоря о том, что сцена паники - прямиком из этого блокбастера 98-го года, который творили достаточно долго для того, чтобы отсылка к нему могла прозвучать в фильме, вышедшем лишь чуточку позже. Огненная планета, грозящая убить все живое на Земле, - одновременно и из "Звездных войн", и из "Армагеддона". Наконец, финальная сцена, в которой совершенная космическая барышня (Мила Йовович, сильно повзрослевшая с первого из кассовых успехов Бессона) и Брюс Уиллис целомудренно are making love в стальном саркофаге лаборатории, а мудрый (черный) президент Галактической Ассоциации (разросшегося ЕС) вот-вот заглянет к ним через форточку, живьем повторяет финал одного из "Бондов"... Это лишь то, что я опознал наверное - в действительности Бессон склеил вместе немереное количество цитат, что позволит дряхлеющим мыслью французским постмодернистам встряхнуться и выдать очередные тома глубокомысленной риторики на пустом месте.

Единственная осечка (впрочем, и та может быть сознательной имитацией сцены enforced кормления антигероя кубриковского Clock-work Orange кадрами насилия) - чуть выпадающая из интонации капЕль слез Совершенной барышни при просмотре ею файлов истории XX века.

Вся прелесть, однако же, в том, что отстраненно иронизируя над масскультом, фильм Бессона целиком и полностью вписывается в формулу масскульта и обречен на добротный коммерческий успех у зрителей всех возрастов, с особым вниманием к детишкам и их кассовой мощи.

Единственный, кто, на мой взгляд, провалился, так это Жан-Поль Готье, чьи откутюрные ресурсы фантазии на порядок уступают всем прочим изыскам художников-дизайнеров фильма во главе с Марком Стетсоном, безукоризненно раскрутившим кухню спецэффектов.

На первый взгляд, типичный римейк с римейков, явно имеющий в основе "Звездные врата", хотя, впрочем, мысль дизайнера - весьма по-европейски - чуть еще скована излишней доминантой режиссуры. Впечатление от просмотра оказалось, как видите, нагружено немалым объемом европеизмов, при общем ощущении едва ли не гордости за "нас", европейцев, которые "их умыли".

И отдельное спасибо НТВ-Профит, обеспечившему действительно добротное качество видеокопий, что лишний раз убеждает: все у НТВ еще впереди.

(Тем более, что 2 января четвертый канал прокрутил-таки Бессона).

Вячеслав Глазычев

Предыдущий выпуск Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru