Russian Journal winkoimacdos
20.01.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Соглядатай

За иронию без границ!

В политике, гуманитарных науках, бульварных газетах и других сферах публичного знания так или иначе отражается врожденное стремление человека узнать Правду. Современное искусство (актуальное - в особенности) традиционно располагается на периферии общественного движения, но также беспрерывно генерирует свои собственные критерии Истины. Главное отличие социального правдолюбия от утонченных поисков верного изображения реальности состоит в отношении к Иронии. Если в политике и смежных с ней областях ирония - явление редкое и возможна только в рамках фальсификации (дискредитация высмеиванием), то в искусстве иронический выпад - едва ли не важнейший атрибут.

Фото Максима Горелика

Каждый художник пытается обнаружить абсолют выразительности, многим это удается. И ирония почти всегда оказывается обязательным компонентом: есть она и у Макаревича, и у Звездочетова, даже недавний проект Мухина ("Nonstop", XL-галерея) преисполнен своеобразной ностальгической иронии. Присутствует этот феномен и самых последних проектах: "Правда о евреях" (классический пример "Реакции Гельмана"), "Найди пять отличий" (Red Art - "ирония из любви к искусству") и "Дыхание Космоса" (Музей Рериха - "ирония от противного": отсутствие иронии вызывает у искушенного зрителя закономерную усмешку).

О выставках в Музее им. Рериха пишут нечасто. Все происходящее в стенах этого дома, по определению, стоит особняком, поскольку сам Рерих - аутсайдер. Но тамошние художники все-таки пытаются изменить свой унаследованный от Учителя статус. Космисты (как и абстракционисты) долгое время находились под запретом, и бурная реанимация стиля в наши дни происходит на фоне должного уважения к коммерции (открытки с эзотерическим рисунками), а равно в обстановке строжайшего запрета на иронию. Объясняется это просто. Космисты рисуют совершенно конкретные видения, они - адепты одной религии. И, подобно всякой религии, космизм совершенно отрицает иронию. Причем все, кто рисует Бесконечность, разделяют эту установку. Художники-космонавты Леонов и Джанибеков с их технократической живописью материально-энергетических метаморфоз - эталон высокой серьезности.

Эстонский художник Олег Высоцкий привез в Москву только серьезные рисунки, объясняющие вопросы мироздания, "проявления природы", символы грядущего культа Матери Мира. "Полет двоих" (шар с крыльями и субстанция), "Рождение мира" (складки субстанции, шар в небе), "Все из яйца" (полупрозрачная пелена, что-то вытекает из яйца). Немного романтики ("Огонек": на фоне мрачного пейзажа сквозь маленькое окошко пробивается свет), чуть-чуть эксперимента ("Белое на белом") и много китайского пейзажа шаньшуй. Зрители здесь видят не живопись, а энергию. Каким-то образом они ее воспринимают, значит, изображение истинно. Но "ироничной" энергия быть не может. Следовательно, несоциальный феномен не подвержен иронии.

Фото Максима Горелика

Галерея Red Art традиционно показывает нонконформистов. Искусство почти классическое, а сами авторы славны тем, что творили альтернативную соцреализму истину, которая без иронии (хотя бы и горькой) была просто немыслима. Однако кураторам этой выставки одной иронии оказалось мало, и картины Немухина, Краснопевцева, Янкилевского, Кабакова и др. послужили материалом для шарад - возникла двойная ирония. Фамилии авторов и оригинальные названия "скрыты", вместо этого работам присвоены новые шутливые наименования, которые, собственно, и озвучивают загадки. Так, например, зрителю предлагают обнаружить, "что общего" есть в натюрмортах Комара и Меламида, выбрать "две одинаковые картинки" среди десятка портретов Плавинского, помочь веселым человечкам из картины Кропивницкой "попасть в гости к Дюймовочке", "найти ошибки художника" в изображении обнаженной натуры и т.д. Провокационные задания взяты непосредственно из детских журналов вроде "Веселых картинок" или имитируют таковые.

Намеренное искажение смысла не вредит картинам, более того, такое перекрестное цитирование сообщает проекту малую толику постмодернизма, в его самом расхожем, удобоваримом, а значит - ироничном варианте. Все прекрасно знают, что куратор Петр Плавинский своих любимейших авторов в обиду ни в коем случае не даст. Можно, конечно, допустить, что по случаю дефолта спрос на нонконформистов упал, и шутливая акция - рекламная уловка. А хотя бы и так? И реклама может быть ироничной. Объективная истина в этом, правда, не появляется, но можно сказать, что размышления об искусстве иногда преисполнены иронии. Но ирония эта в высшей степени относительна, только для своих: не зная, кто такой Тышлер и К*, можно просто подумать, что это выставка иллюстраций к сказкам для взрослых.

Марат Гельман, наконец, прореагировал на осенние заявления воинствующих антисемитов, позволив рукодельнику Вадиму Кругликову соорудить в галерее "Кабинет борьбы с сионизмом". Идея, надо признать, смешная, и проиллюстрировал художник ложные истины весьма убедительно: кажется, попади на эту выставку непросвещенный и далекий от искусства человек, он и в правду подумает, что евреи разрисовывают христианские иконы, а крышки на унитазах инкрустируют бриллиантами. Получается, что ирония у Гельмана-Кругликова - относительная, как в Red Art'е. А разница заключается в том, что в первом случае речь идет о социально-психологическом феномене (и в этом суть "Реакции Гельмана" - иронично пересказать медиа-событие людям искусства), во втором - о цеховом капустнике. Вновь созданная истина, по определению, понятна только своим (снова оговорюсь: проект Кругликова выглядит, как реализация соцзаказа, чтобы причислить его к ироническому искусству, зрителю потребуется соответствующая подготовка). Поэтому можно сказать, что все три проекта, безусловно, ироничны, но ирония у них глубоко корпоративная.

Д-р Лернер

Предыдущий выпуск Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru