Russian Journal winkoimacdos
26.01.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Культурный Гид

Сергей Кузнецов

под общей редакцией Сергея Кузнецова
kuznet@russ.ru

Исчерпав почти все темы для интерактивов, я был уже готов объявить среди читателей конкурс на лучший опрос (и, собственно, сделал это в гостевой книге - первые отклики уже пришли почтой). Но на этот раз сам Бог велел спросить про главное - про смерть. Для интересующихся сразу сообщаю, что тема опроса подсказана фильмом "Познакомьтесь с Джо Блэком", на который ниже следует рецензия.

Итак: какой облик по-вашему больше всего подошел бы Смерти?

Ну и особые мнения - как всегда, приветствуются. Давайте поговорим о ней, пока она не прервала нас.

Скелет кошмарный с длинной косой в росе
Смерть - это старуха
Смерть - нежная сестра
Смерть - мрачный мужчина
Смерть - цветущий юноша
Смерть - это родина
Без лица и названья
Увижу - узнаю

Особое мнение:

Имя

E-mail


Кино


Бред Питт придет, у него / будут твои глаза

Голливуд - при всем множестве своих достоинств - имеет, на мой взгляд, один крупный недостаток: работающие там люди обычно ничего не понимают в такой тонкой материи, как метафизика. И потому стоит им взяться за разработку сюжета, связанного с проблемами хоть мало-мальски более сложными, чем "наши против ненаших", "это сладкое слово свобода и демократия" или "любовь, я знаю точно любовь", как начинается что-то невообразимое. Последний - уже предпоследний - тому пример: "Город ангелов", римейк "Неба над Берлином" Вендерса. А последний пример как раз ждет нас в Американском Доме Кино и называется "Познакомьтесь с Джо Блэком". Ну что ж, давайте познакомимся.

Энтони Хопкинс играет медиа-магната, Бред Питт - его (и нашу) смерть, которая приходит к нему для того, чтобы предложить сделку - магнат показывает Смерти прелести земной жизни и живет до тех пор, пока его гостю не надоест. Покинут они этот мир вместе.

Смерть, как можно заметить, мужского рода - как у Ланга и Бергмана, что и позволяет закрутить романтический сюжет: Бред Питт (которого в земном обличии зовут Джо Блэк) влюбляется в дочку магната, у них вспыхивает чувство, и он уже готов забрать девушку с собой... И только хитрый Хопкинс благодаря своей воле и знанию человеческой психологии спасает девушку... По крайней мере, на несколько десятков лет. (Нетрудно видеть, что для анонса просится название "Девушка и смерть" или, на худой конец, "Дедушка и смерть", но я, слава Богу, сдержался).

Трогательно в этом фильме только одно: несмотря на то что Питт все время говорит о Вечности и Бесконечности, он остается обычным человеком - таким, что Хопкинсу приходится объяснять ему очевидные вещи. Хорошо, я допускаю, что Смерть может любить арахисовое масло и красивую девушку... Но все равно не может вести себя как влюбленный подросток. Проблема, видимо, в том, что в голову продюссеров / авторов сценария / режиссеров никакой другой способ поведения просто не приходит.

Но, если подумать, мое недовольство - просто интеллигентское брюзжание. Во всех народных сказках Смерть ведет себя как простой человек - с ней можно торговаться и ее можно обмануть. Да и в любимом фильме Капры It's a Wonderful Life ангел вовсе не похож на персонажа Вендерса - он толстоват, не очень умен и скорее забавен. А между тем, просмотр этого классического голливудского шедевра вовсе не вызывает у меня желания бурчать про отсутствие метафизики. Возможно, сказывается временной разрыв.

Так что подождем несколько десятков лет - и там увидим. Тем более, что Энтони Хопкинс хорош уже сегодня.

26-28 января в 20:30 в Америком "Познакомьтесь в Джо Блэком".

Арт


Вспомнить все

Вспомнить все невозможно. Прежде всего, потому что непонятно, где пролегает грань между "всем" и "ничем", тем всем, которое реально принадлежит нашей памяти, и превосходящим его во много раз всем лишенных авторства снов, видений и галлюцинаций. И потому припоминание больше всего похоже на блуждание по лабиринту, где, чем дальше ты углубляешься, тем больше теряешь себя. И чувство это становится тем сильней, чем в большей степени ты полагаешься на Надежного Проводника.

Все - не все, а кое-что вспомнить придется. И прежде всего - Филиппа К.Дика, американского фантаста "новой волны", заслужившего почетный титул творца психоделической фантастики, автора текстов, легших в основу "Бегущего по лезвию" Ридли Скотта и "Вспомнить все" Пола Верхувена.

Вместо того чтобы ехать в отпуск, можно заказать свое воспоминание. В стерильной палате вам внушат, что вы провели отпуск на Марсе или в любом другом мире из широкого реестра, предоставляемого Компанией. Широта реестра, впрочем, оказалась недостаточной - и потому группа русских и французских художников (среди французских наиболее заметен Крис Маркер, русские же участники заметны все... полный список тут) решила предложить свои "воспоминания для имплантации".

Лабиринты становятся все разветвленней и разветвленней. Кажется, Филипп К.Дик все-таки верил в объективную реальность - иначе почему его так ужасала возможность ее фальсификации и отмены, опасность бесконечной жизни в чужих фантазиях? Возможно, впрочем, он всего лишь предвидел свою посмертную судьбу: бесконечное перерождение в чужих фильмах и художественных проектах. Вспомнить невозможно ничего: кто такой был Филипп Дик? Только имя, только совокупность ссылающихся друг на друга текстов, образующих тот самый бесконечный лабиринт галлюцинаций, в котором навсегда заблудились его герои.

Выставка Total Recall "Вспомнить все".

Организатор - Арт Медиа Центр "TV галерея" при поддержке ЦСИ Сороса, Москва, ГЦСИ, Французского культурного центра и AFFA. Кураторы - Ирина Кулик, Оксана Саркисян, Юлия Колерова.

Площадки:

Интернет - сайт ЦСИС, Москва.

TV-галерея (Большая Якиманка, 7), 27 января в 18:00.

О.Г.И. (Трехпрудный пер., 13), Видеопрограмма центра Жоржа Помпиду, 28-31 января.

Вспомнить наше все

Бродский как-то обронил, что именно деньги следует считать пятой стихией (или, как, с легкой руки переводчиков, принято говорить нынче - элементом). Подобной серьезностью подхода он, вероятно, только укрепил свое многократно обсуждаемое родство с Солнцем Русской Поэзии - поскольку Пушкин, как известно, был первый русский поэт, живший за счет профессиональных поэтических заработков. Потому идея Юрия Аввакумова сделать выставку, посвященную "Пушкину и деньгам" представляется уместной и, как всегда, своевременной.

Юрий Аввакумов начинал еще в восьмидесятые в качестве "бумажного архитектора" и несмотря на то, что временами довольно далеко отходил от своего первого амплуа, приобретенные навыки то и дело давали о себе знать. Вот и на этот раз еще не открывшаяся выставка в XL-галлерее уже снабжена документальными наработками - списком всех мест из переписки Пушкина, где классик поминает деньги. Будущий зритель призывается почитать, подумать и обсудить. Надеюсь, что от этого занятия денег у всех нас только прибавится - потому что слова первого их наших поэтов навсегда остаются для нас путеводным маяком:

"...деньги, деньги! Нужно их до зарезу" (П.В.Нащокину. 27 мая 1836 г. Из Петербурга в Москву).

"Пушкин и деньги", XL-галерея (Б.Садовая ул., 6 (во дворе, в арку налево, в углу двора железная дверь)); 16:00-20:00 пн.-пт.; тел./факс: 299-3724, 269-5126; 29 января, 19:00.

Музыка


Нечеловеческая музыка продолжается

Нас извещают, что 31 января 1999 года в клубе "Золотая Лужа" произойдет очередное бракосочетание светлых (Божественных) и темных (человеческих) энергий. Имеется в виду совместная программа группы 386DX (состоящей из одноименного компьютера и программ, написанных Алексеем Шульгиным) и Псоя Короленко. На этот раз Псой Галактионович выступает безо всяких музыкальных инструментов и обещает вживую исполнить современные, в модном стиле Popular Culture, обработки своих известнейших хитов.

Полный текст пресс-релиза, который хочется процитировать целиком ("...Общее между ними то, что оба - каждый по-своему - (не)человеческая (не)музыка. Когда они вместе, обнажается простота и трагизм реального мира...") доступен здесь.

И, кстати, на сайте Псоя выложены тексты еще с пяти альбомов.

31 января, "Золотая лужа"( Лужнецкая наб., 2/4 (м. "Парк культуры", тр. 79 до ост. Лужнецкая наб. или м. "Спортивная" авт. 64 или 20 мин. пешком)) - программа "Нечеловеческое, слишком нечеловеческое".

Электрический поц

Не удержался-таки - дал анонсу препохабное название. Даже сам не знаю, почему, - вроде и никаких претензий к Гребенщикову быть не должно: ездит себе в Тибет, пишет новые песни, исполняет старые на новый лад... Жизнь идет. Может быть, это просто неблагодарность - двадцать (ну ладно, пятнадцать) лет назад мы его так любили, что до сих пор себе этого не можем простить - что, по сути, тоже есть знамение времени.

Впервые я услышал о Гребенщикове еще в школе, когда на каком-то редком выступлении Окуджавы патриарха авторской песни спросили как он (Окуджава) к нему (Б.Г.) относится, а Окуджава сказал что-то интеллигентно никакое ("...наверное, это хорошо, но мне это не интересно...") - но почему-то несмотря на это возникло ощущение, что неизвестный тогда Гребенщиков - это и есть Окуджава восьмидесятых. Когда я услышал его песни, это ощущение только усилилось: Б.Г. дал голос поколению своих младших сверстников точно так же, как сделал это за двадцать лет до него Б.Ш. С возрастом и тот, и другой все дальше и дальше отходили от каких-то особо резких песен ранних лет, все больше впадая в тон мэтра, в светлую просветлеку и успокоенность. Но - возвращусь к началу - не помню, чтобы Окуджава когда-либо вызывал такие чувства, как Гребенщиков сегодня. Возможно, дело в различии эстетики рока и авторской песни; может, в том, что время сейчас меняется куда быстрее, чем в семидесятые.

А может быть, нам просто обидно, что Б.Г. обещал, что "никогда не станет старше", - и, похоже, не сдержал слова.

1 февраля в 19:00 в ГЦКЗ "Россия" - Борис Гребенщиков, "Электрический пес", классические хиты в современном звучании.

ТВ-фильмы

На этот раз с определением главного фильма недели у меня снова не возникло проблем: дебютная лента Ларса фон Тиера "Элемент преступления" должна быть увидена не только всеми поклонниками этого режиссера (одного из лучших режиссеров конца века), но и теми, кому интересно, откуда растут ноги у так понравившейся всем эстетики фильма Финчера "Семь". Именно отсюда они и растут: льет дождь, маньяк убивает и от судеб защиты нет.

Конечно, это не "Европа" и не "Идиоты" - но не случайно после Каннской премьеры этого фильма фон Триер сразу стал знаменитым.

В субботу в 00:05 на РТР - "Элемент преступления".

Анна Эйдис обещала написать мне статью о "виртуализации Славы Курицына" ("... если ранее Курицын охотно появлялся на людях, выступая с чтением стихов, отмечанием выхода своих новых статей и так далее, то после близкого знакомства с Интернетом он сильно изменился: даже на собственной презентации в клубе О.Г.И. он появился столь ненадолго, что большая часть гостей так и не увидела его, оставшись в убеждении, что Курицын суть виртуальный персонаж, образа не имеющий. Возможно, таким образом Сеть способствует личной скромности - если не развоплощению..."), но так и не написала. И потому в пику ее феминизму раздел Прошлое открывается сексистской статьей Остапа Кармоди.

Записки Сексиста

Сильнейшее эстетическое не впечатление даже, но переживание прошедшей недели - передача "Про Это". Даже не вся передача - маленький ее фрагмент. Но нет, начну издалека.

Нас, мужчин, всегда приучали - может, мы и превосходим женщин в грубой физической силе или в умении играть в шахматы, но зато женщины неизмеримо богаче нас в эмоциональном плане. И особенно - в главном - в оргазме. Мужской оргазм, говорили нам и мы, потупясь, кивали, это все равно, что пятку почесать. Но женский - о, это вершина всего, что вложено в человека, это благоухающий букет прекраснейших ощущений, не выразимых словами. Мужчинам не дано даже приблизиться к этому божественному переживанию, служащему женщинам компенсацией за долгие века унижения и эксплуатации.

Но время шло, стала премьер-министром Тэтчер, идя утром в институт, я наблюдал на трамвайных путях баб, ворочающих рельсы, какие мне ни в жизнь не поднять, Юдит Полгар выигрывала у мужчин турнир за турниром, и меня начали посещать крамольные мысли. Если женщины могут все то, что и мужчины, думал я, почему же мы должны уступать им в оргазме?! Я долго выжидал, наблюдал, сопоставлял. Свободная пресса, думал я, не позволит женщине скрыть ее страшную тайну. Ждать пришлось долго - десять лет, но теперь терпение мое вознаграждено!

Итак, передача "Про Это." Выступает женщина, посетившая тантристский семинар. Их там, сообщает она, научили вызывать оргазм без партнера, нетрадиционными методами. Аудитория, особенно женская ее часть, замирает. "Как же это?" - интересуется ведущая. От сестер у выступающей тайн нет - она показывает. В общем, сначала нужно встать на мостик, и простоять так 20 минут ("Ох!" - вырывается у аудитории). Потом, стоя на мостике, совершать резкие поступательные движения тазом - тоже 20 минут (аудитория корчится в судорогах). Но после этого - говорит порозовевшая тантристка - вы падаете на пол, расслабляетесь и испытываете это! Апплодисменты. "И это, действительно, как оргазм?" - недоверчиво протягивает микрофон хозяйка передачи. "О, даже лучше!" - заверяет женщина. Вот и все! Конец многовековой иллюзии. Те из нас, мужиков, кто интенсивно занимался дзю-до, карате или атлетикой испытывали такой оргазм три раза в неделю - понедельник, среда, пятница. Не будем кривить душой, это действительно прекрасное ощущение, хотя нам и в голову не приходило издавать кошачий визг в кульминационный момент расслабления или, не дай бог, царапаться. Мы воспринимали это спокойно, как заслуженный отдых после тяжелой работы, не писали про это книг и не делали из этого культа. Но теперь, когда мы знаем, в чем дело, мы будем относиться к вашим женским нуждам с большим пониманием. Конечно, мы будем продолжать дарить вам эту радость и, зная что к чему, несмотря на ваши лицемерные (как стало понятно) жалобы, будем больше нагружать вас работами по дому. Так приятно дарить любимой радость! Счастливо кончить!

Остап Кармоди

Вообще, впечатления на этой неделе все больше телевизионные. Так madLucаs живописно описывает субботний фильм "Стреляющие звезды", а Александр Милованов рассказывает о лучшем видеоклипе прошлого года:

ну и ну

не заметить стреляющие звезды?

shooting stars

(падающие, вообще-то)

le ciel est a nous

(небо над нами, грубо говоря)

французский палп фикшн, один из лучших фильмов 1997 года?

не включить в ТВ-события недели лучший фильм века?!

как же так?

фабула - смешал 10 грамм кокаина и 90 - талька, продал это самому крутому пахану в мире и убежал с его подружкой перекрасили аэропорт под цвет костюма главного героя пришли к наркоманке - стены красные, волосы белые, все в зеленых пиджаках убили, ясное дело хохот полный девушке: хочешь с нами работать? да. кладет пистолет ну бери....(подмигивает)...бери....бери...бери следующий кадр: идут убивать, понятно пока главный герой выясняет с главной девушкой почему он кончает через 47 секунд показывают плохих ребят, обсуждающих, что им нужно не меньше часа лучший фильм, без базара

* * *

Клип 1998 года и клип # 1, вообще сменивший в личном top 10 Life is a Bitch знаменитой Sister Bliss, символично стоящий в российской сотке MTV под номером 98, - U.N.K.L.E Rabbit in Your Headlights / "Кролик в свете ваших фар".

U.N.C.L.E - похоже самый сильный проект Джеймса Лавелля, основателя лейбла MO WAX, среди участников которого вокалист Том Йорк из Radiohead и DJ Shadow. Ремиксы на сингл Кролика сделали Massive Attack и David Axlerod. Бездомный, идущий по туннелю, - отвратительный и прекрасный Денис Лаван, alter ego Лео Карракса. Джонатану Глейзеру, уже снимавшему для Radiohead Karma Police и Street Spirit удалось почти невозможное - сделать невероятно напряженное и сильное видео на порядком надоевшие темы - личность, социум, мистика, жизнь, смерть. Добавьте по вкусу, если чего не хватает. Логотип "смотреть до конца" наверху, спасибо, MTV. Дальше, типа, будет еще прикольней, бродягу не только клево посшибают, он тоже им покажет. Европейское МТV запретило клип, раз только показали в 120 минутах, слишком много насилия, вероятно, хотите - нажмите на кнопку и смотрите новости. Кролики в надвигающемся свете фар, черви между станций метро, смерть, ангелы, шаманы, магические кристаллы, Боги (в старом мерсе, медленно проехавшем рядом с Лаваном, сидят Лавелль и Крейг Келли из "Молодых американцев"), которые спрашивают: "Эй, парень, куда идешь?" - и, конечно же, не получают ответа. "Толстые кровавые пальцы, высасывающие душу", свет приближающихся фар и улыбка бродяги перед тем, как ему удается сделать это.

Смотреть до конца.

Отдельно прислан список клипов Джонотана Глейзера.

От читателей ожидаются новые, столь же интересные, рассказы о культурных событиях прошедшей недели.



Имя

E-mail



Интерактив

Обработка данных проводится на четыре часа ночи с 25 на 26 января. Таблица на тот момент доступна здесь. Обсчет проводился по методике, аналогичной применявшейся в прошлом году: количество проголосовавших в первой, второй, третьей и четвертой колонках множились на +2, +1, -1 и -2, соответственно, и сумма полученных чисел приводилась к числу видевших картину. В прошлом году для детального изучения отбирались фильмы, которые видела хотя бы четверть отвечающих, - и набралось всего десять. На этот раз аналогичный список состоял из 23 фильмов - что вероятно свидетельствует о большей насмотренности моих читателей (формируется целевая аудитория?) - и потому в качестве порога была выбрана треть. Самое интересное, что верхняя пятерка и нижняя двойка остались без изменений.

Итак, вот результат:

Большой Лебовски +1,46

Страх и ненависть в Лас-Вегасе +1,35

Шоу Трумана +0,96

Звездный десант (Starship Troopers) +0,79

Плутовство (Wag the Dog) +0,78

Секреты Лос-Анджелеса +0,60

Гаттака +0,56

Воскрешение чужого +0,50

*Лучше не бывает +0,45

Адвокат дьявола +0,40

Джекки Браун +0,27

Лолита -0,09

Титаник -0,19

Смертельное оружие -0,43

Армагеддон -0,50

Годзилла -0,90

(Звездочкой отмечен фильм, предложенный читателями).

Больше всего народу посмотрело "Титаник", "Адвокат дьявола", "Секреты Лос-Анджелеса", "Джекки Браун", "Лолита". Что интересно, ни один из этих фильмов не попал в край таблицы: наиболее высоко оцененный ("Секреты Лос-Анджелеса") оказался на шестом месте сверху, а наиболее низко оцененный ("Титаник") на четвертом снизу.

Самый неизвестный фильм - "Хэллоуин: двадцать лет спустя", который, если верить таблице, не видел никто. Самые спорные фильмы - "Доберман", оценка которого почти полностью симметрична (5,13,12,5), и "Пристанище Евы" (1,0,0,1).

При подсчете без ограничения голосов на первое место выходят "Луговые псы" (+2), потом идет "Земля" Хулио Медема (+1,67) и "Фейерверк" Такеши Китано (+1,46). Особые призы присуждаются фильмам "Осторожно, двери закрываются" и "Большие надежды", на отсутствие которых в рейтинге мне указало столь большое число читателей, что возникло подозрение, что будь они там, они вышли бы в лидеры. Приношу всем извинения за невключение.

Настала пора объявить моих личных лидеров. На этот раз их семь штук с четко определенной тройкой лидеров. Внутри групп - расположение в алфавитном порядке.

Воскрешение чужого +0,50

Славное будущее +0,65

Фейерверк +1,46

Луговые псы +2,00

Ночи в стиле буги +0,77

Пристанище Евы 0,00

Страх и ненависть в Лас-Вегасе +1,35

Среди фильмов, не попавших ни в мой, ни в читательский список выделю "Гуммо", "Город тьмы", "Бандитки", "Живая плоть", "Нигде" и "Крылья голубки".

Для сравнения - список Юрия Гладильщикова из Итогов.

И, наконец, открою тайну кинокритика: на самом деле, верхняя тройка - не тройка, а четверка: в нее входит фильм Ларса фон Триера "Идиоты", который в Москве почти никто не видел, и поэтому он и выведен из всех рейтингов.

Предыдущий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru