Total Recall. Мультимедиа проект
"Вспомнить все" (Посвящается Филипу К.Дику)

Выставка посвящена Филипу К.Дику, одному из самых знаменитых авторов science-fiction, введшему в современную культурную мифологию темы фальсификации памяти и проблематичности определения собственной идентичности в ситуации изменяемых и порождаемых виртуальными технологиями реальностей.

Согласно сюжету фильма, "Вспомнить все" - фирма, предлагающая воспоминания для имплантации. Экспозиция выставки подобна этой фирме: каждое из представленных произведений - такое воспоминание для имплантации, предлагаемое зрителю. Выставка строится по двум сюжетным линиям - либо в духе фильма "Вспомнить все", где искусственные воспоминания предлагаются как развлечение, компенсирующее скудность реальной жизни, либо в духе "Бегущего по лезвию бритвы" (так же экранизации Филипа К.Дика), где произведения-"воспоминания" должны составить "память" нечеловека, благодаря которой он обретает человеческую идентичность. Вопрос о "потребителе" этих искусственных воспоминаний остается открытым - каждый из потенциальных зрителей волен считать себя как желающим "вочеловечивания" андроидом, так и человеком, жаждущим изменить серость будней.

Проблематика проекта - относительность собственной идентичности и ее конструирование через присвоение памяти другого, природа самого воспоминания, которое должно предстать как отчужденное от частного опыта художника, препарирующего его для "инсталлирования" в чужую память. Воспоминание перестает быть предметом архивирования и документации и превращается в дар, в событие, вновь открытое для проживания другим. То, что представленные на выставке произведения предполагаются как "воспоминания для имплантации", обуславливает их существование только на "переписываемом" носителе - это может быть видео или аудиокассета, дискета или CD.

В проекте участвуют русские и французские художники: обмен воспоминаниями оказывается так же обменом межкультурным художественным опытом.

Одна из целей проекта: активизация роли искусства новых медиа в формировании общества. Мы хотим объединить несколько аудиторий: профессионалов современного искусства и мира компьютерных и медийных технологий и социально мобильную среду многочисленных поклонников научной фантастики.

Уникальность проекта состоит в его безусловной тематической актуальности для современного общества. Обращаясь к теме памяти, мы пытаемся понять, что происходит с нашей человеческой идентичностью в эпоху новых технологий, новых коммуникаций, помещающих нас в виртуальный заэкранный мир, превращающий нас в приемники и ретрансляторы неких циркулирующих сквозь нас информационных потоков. Что представляет собою и чем становится личность в нашу электронную эпоху?! Сейчас, как сказал Тимоти Лири, "Вселенная, от Галактики до атома, состоит из битов бесконечно уменьшенных единиц информации", что, без сомнения, накладывает свой отпечаток на способы формирования человека и человечества.

Филип К. Дик -один из самых завораживающих и самых значительных авторов фантастической литературы. В отличие от большинства авторов этого жанра, Дик не конструировал свою реальность, исходя из возможностей тех или иных научных открытий и технических изобретений, уже свершившихся или же только предполагаемых. Его вероятные миры - порождение визионерской, обладающей неопровержимостью сновидения фантазии и одновременно метафизических поисков той или иной возможной модели мира. Роджер Желязны сказал, что, родись Филип Дик в средние века, он стал бы богословом, чтобы затем умереть на костре и войти в историю как величайший ересиарх.

Среди постоянных мотивов Дика - параллельные или виртуальные миры, временные сдвиги, фальсификация памяти, расщепление реальности и сознания в наркотическом или шизофреническом опыте.

Слишком интеллектуальные и слишком далекие от развлекательного оптимизма научно-технического прогресса, чтобы стать популярными в качестве легкого чтива, его произведения долгое время оставались в тени. Настоящая слава культового автора пришла к Филипу Дику не в 60-70-е, когда были написаны его основные романы, но в 80-90-е, практически посмертно (Филип Дик умер в 1982 году), во многом благодаря экранизациям, среди которых, несомненно, один из великих фильмов последних десятилетий "Бегущий по лезвию бритвы" Ридли Скотта, а так же "Вспомнить все" и "Крикуны".

Родившийся в 1928 году, Филип К.Дик принадлежит к тому же поколению, что и Уильям Берроуз, Кен Кизи или же Тимоти Лири. Тема измененного (не важно чем - психотропными веществами, электронными стимуляторами или же психической болезнью) сознания занимает его не меньше, нежели традиционный мотив измененного новыми технологиями, как в научной фантастике, или же новыми политическими режимами, как в социальных антиутопиях, мира. В сущности, главная тема Дика - это проблема личной идентичности в бесконечно модифицируемой, утратившей свой привычный и узнаваемый облик, постоянно ускользающей реальности.

Участники выставки, среди которых настоящие "звезды" современного европейского искусства: Изабель Левенес, Фредерик Леконт, Крис Маркер, Ксавье Моэр, Planet Shawarma, "Облачная комиссия" (Сергей Ануфриев и Аркадий Насонов), "Фабрика найденных одежд", Владислав Ефимов, Нина Котел, Юрий Лейдерман, Андрей Монастырский, Алена Романова, Владимир Сальников, Вадим Фишкин, Гор Чахал, Аристарх Чернышов, Мария Чуйкова, Сергей Шутов.

В рамках выставки будет представлена программа Видеоарта из коллекции Центра Современного Искусства Жоржа Помпиду в культурном центре О.Г.И. (28 - 31 января, Трехпрудный пер., 11/13) и в клубе "Край"(Спартаковская площадь, 14). Перформансы "Фабрики найденных одежд" состоятся в клубе "Край". Перформансы группы Planet Shawarma в культурном центре О.Г.И.

При поддержке: Центра Современного Искусства Сороса, Государственного Центра Современного Искусства (Москва), AFFA (Париж), Французского культурного центра (Москва), фирмы "ФОТОтехника-ПОЧТОЙ", журналов Искусство кино, Компьютер и жизнь, Домашний компьютер, Художественный журнал, Птюч, ОМ, радио Cтанция 106,8 FM.