Russian Journal winkoimacdos
10.02.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Соглядатай

"23 - ничто не является таким, каким оно кажется"
Германия 1998, Реж. Ханс-Кристиан Шмид
В гл. роли - Аугуст Диль

2 / 3 = 666

В начале года на немецких киноэкранах появился новый фильм режиссера Ханса-Кристиана Шмида "23". Основой ленты послужила реальная история о ганноверском 19-летнем компьютерном хакере Карле Кохе. Фабула фильма такова: молодой немец в середине восьмидесятых увлекается последовательно: левой политикой, анархией, сатирически-параноидальным рассказом Робина Энтона Уилсона о мировом господстве тайного союза "Иллюминатов", компьютерами, хакерством (вступает в легендарный Chaos Computer Club) и наркотиками. Героя фильма вместе с его другом вербуют агенты КГБ, наркотики лишают возможности трезво мыслить, и в конце концов, не найдя лучшего выхода, Карл кончает жизнь самоубийством.

Цикл человеческого биоритма составляет 23 дня.

Столько же секунд требуется крови для того, чтобы совершить полный оборот в организме.

Из 46 хромосом человека ровно половина являются генетически продуктивными.

Немецкий кинематограф, как известно, отсутствием реалистичности не страдает. Гиперреализм "Двадцати трех" роднится голливудскому аттракциону. Правда, шаг на запад не ставит знака равенства/сходства с новым европейским кино. Если блокбастер стремится воссоздать виртуальный ад, то новый немецкий фильм, играя на тех же параноидальных тенденциях зрителя, делает это как-то мягче и интеллигентнее, предлагая вместо тотального сопереживания страха легко усваиваемую дозу дежа-вю.

Двадцать третья буква латинского алфавита - "W" - кривая, соединяющая две точки снизу и три сверху.

Дистанция в 15 лет - это (по кинематографическим понятиям) точка/отрезок где-то посередине между историей и сегодняшним днем. Псевдодокументальная режиссура "Двадцати трех", стерилизуя отношение автора к работе, предлагает зрителю увлекательное путешествие в дотошно/детально воспроизведенное время/пространство Германий 1985 года. Таковая поверхностность фильма аналогична поверхностности главного героя. Его неспособность мыслить самостоятельно приводит к летальному исходу. Та же проблема и с фильмом: смысловая пустота оставляет зрителя со "своей игрой" (при своих?).

У фильма/в фильме практически нет очарования. Кроме разве что очарования героя-неофита эстетикой хакерства - своего рода игра в пиратов/робингудов. Отвечая на вопросы журналиста, он использует в своих мотивациях избитые за последние 15 лет клише/смыслокашу про свободу информации.

23-я морская волна дважды больше средней, а ось Земли наклонена на 2,3 градуса по отношению к прямому углу радиуса вращения вокруг Солнца.

Роберта Энтона Уилсона, выступающего с докладом на конференции Клуба Компьютерного Хаоса (по-русски звучит как-то коряво) играет непосредственно Роберт Энтон Уилсон. Само произведение "Иллюминатус" заслуживает отдельного внимания. Псевдодокументальный роман был написан Уилсоном в соавторстве с Робертом Шейем (Robert Shea) и был впервые опубликован в 1975 году. И сегодня книга остается культовым произведением среди молодых людей. Шмид и сам в юности "торчал" на "иллюминатах", что, очевидно, и послужило отправной точкой идеи создания фильма. Иллюминаты - это некая тайная секта (аналог масонской), основанная в 1723 году Адамом Веисхауптом (см. портрет на однодолларовой купюре). С тех пор Иллюминаты правят миром...

Основываясь на чистой логике, Уилсон и Шей создали удивительную по правдоподобию фальсификацию, жертвой которой (отчасти, ибо нельзя умалять каталицирующую роль амфетаминов) и стал Карл Кох. Многие из моих немецких приятелей рассказывали, что в свое время и сами "велись" на легенду о Иллюминатах, однако сам Роберт Энтон Уилсон большую часть своих трудов посвятил теории своего рода антипараноидального мышления. Согласно ей, во избежание разного рода (от социальных до индивидуальных) параной, следует сознательно отказаться ото всех разновидностей веры. То есть принимать во внимание только факты либо гипотезы (но лишь как возможности, а не аксиомы).

Также необходимо исключить из речевого оборота выражение "я верю", заменив его на "возможно" или "есть вероятность"...

Нельзя не заметить, что в Германии сегодня компьютеры вышли из моды. Центральный "трэнд" - это реальная жизнь. Бледнолицые школьники середины восьмидесятых рассредоточились по офисам, уделяя компьютерам самое дорогое место хобби/в доме/в сердце, сидят они по ночам в Интернете и перекочевали в общественное сознание в качестве чудака/дебилкина, с которым и поговорить-то не о чем.

Молодые, согласно опросам, относятся к компьютеру как к умной печат.машинке и на место главного увлечения в 99 случаях из 100 ставят никак не компьютер (Rechner - дословно - счетчик).

Научно-исследовательский центр Microsoft, располагающийся в университетском городке Рэдмонт (штат Вашингтон), состоит из 23 корпусов.

Максимальное количество участников одного чэта в America Online ограничено числом 23.

23-й порт считается стандартом протокола TCP/IP при Telnet-коммуникации между компьютерами.

Сижу в кафе за чашкой молочного кофе и изучаю рецензию на "23".

Интервью с режиссером:

"...Во время съемок вся группа "болела" числом 23. Каждый постоянно где-то встречал это число, я же пытался как-то дистанцироваться и думал только о "17"...".

Мне уже скоро уходить, я смотрю на часы - 17:17 (!?!).

Впрочем, в запасе еще несколько свободных минут, и я просматриваю журнал до конца, расплачиваюсь, выхожу из кафе, смотрю на часы: 17:23 (!?!). (Пока писал этот абзац, на кухне сгорел чайник).

Поп-кумир 90-х Курт Кобэйн ("Nirvana") родился в 1967: 1+9+6+7=23, а покончил жизнь самоубийством в 1994: 1+9+9+4=23.

Михаэль Шенброт

"ПГ" - это П... Г...

5 февраля в пятницу в недавно открывшемся литературном клубе О.Г.И. состоялась презентация нового журнала с таинственным названием "ПГ". По поводу расшифровки этой аббревиатуры строились самые разные предположения. Так, Псой Короленко (П.К.), прибывший на мероприятие в макияже под турецкоподданного, высказался на тему, что ПГ - это не что иное, как Псой Галактионович. В набитом до отказа помещении клуба нашлось еще немало желающих пофантазировать на тему названия. Так, Сергей Кузнецов, присутствовавший не в качестве Культурного Гида (К.Г.), а как частное лицо, выдвинул две версии, первую из которых он решился произнести вслух. Второй же я спешу поделиться с читателями: "Идея очень проста, - сказал г-н Кузнецов, - как известно, в иврите в слове Бог опускается срединная гласная, когда оно пишется по-русски. В результате получается Б-г. Прошу не путать с известным русским деятелем культуры. Таким образом П.Г. - это несколько оглушенный вариант Б-Г. Это чуть приглушенное эзотерическое и религиозное действо. За этим стоит глубокий эзотерический смысл. Все прямые расшифровки этой аббревиатуры заранее обречены на неудачу, благодаря своей тупости и примитивности". И тем не менее, поэт Лев Рубинштейн сделал такую попытку, и даже не одну, причем обе автору этих строк представляются вполне удачными. "Первое, что мне приходит в голову, - сказал Лев Семенович, - было бы несправедливо, потому что я журнала еще не видел. Все это может оказаться Полным Г-ном. Но мне хочется думать, что это призыв Пойти Гулять, потому современная культура видится мне приятной прогулкой." Ди-джей "Радио Классика" Ольга Шляпникова, с свою очередь, предположила, что П.Г. - это Правильные Граждане. Таким образом, в нашем распоряжении оказалось сразу несколько версий. Псоецентристская от г-на Короленко, эзотерическая от г-на Кузнецова, прогулочная от г-на Рубинштейна и человеколюбивая от г-жи Шляпниковой.

Никто не угадал. Истинное название, оказывается, имеет прямое отношение к эсхатологии. Выступивший с короткой речью представитель редакции Саша Дельфин признался, что "ПГ" - это последний год. Была высказана свежая мысль о том, что до конца этого тысячелетия осталось столько-то дней и нам необходимо подвести итоги тысячелетию. Вполне в духе эсхатологии г-н Дельфин напророчил, что в грядущих выборах победит Баркашов, а большая часть присутствующих на презентации граждан пойдет по большой дороге. "Я уверен, что кто-то реально рискует жизнью, - произнес Дельфин. - Но в то же время, черно-белый цвет нашего журнала всех призывает к радости и спокойствию. Друзья, мы победим!" После этого спорного заявления Дельфин представил состав редакции. Это, помимо самого Дельфина, Илья Фальковский, дизайнер Алексей Каталкин, художественный редактор - Антон Черняк. Журнал издается тиражом 999 экземпляров, некоторые из которых Саша Дельфин надписывал и раздавал всем желающим.

Один именной экземпляр достался и мне. Я долго изучала его и сделала следующий вывод. Это молодежный и альтернативный журнал. Его альтернативность выражается в плохой бумаге и дурной полиграфии, а молодежность - в тематике, посвященной событиям из жизни молодежных же музыкальных групп. Единственным запоминающимся материалом мне показалась статья Ильи Фальковского об истинном поле Виктора Пелевина. Мне в голову закралась крамольная мысль. А что если, - подумала я, - среди всех прочих журналов, подводящих итоги нашему тысячелетию, сохранится лишь этот экземпляр? Что узнают об этом самом тысячелетии любопытные потомки? Что Пелевин был женщиной, что в Москве молодежь ходит в золотых ботинках и с х-ем на шляпе, а в Минске - во всем сером, что мультикультуральный миксер перемалывает кости стилей и направлений, ну и так далее. Жили же люди! - подумают потомки. И будут правы. Короче, настоящее П.Г. Понимайте, как хотите.

Елена Мулярова

Предыдущий выпуск Следующий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru