Russian Journal winkoimacdos
12.02.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Битва за объедки, или Современное искусство с точки зрения Энергии

Леонид Лернер

Единственное, что имеет реальную ценность на нашей Земле - это энергия. Физики-теоретики и адепты эзотерических учений, хотя и исследуют действительность разными способами, в этом поразительно единодушны. Весь вопрос в том, как эту самую энергию заполучить, то есть как подключиться к неиссякаемому источнику сил и вдохновения. И само собой разумеется, искусство - один из самых привлекательных путей обретения такого источника.

Собственно говоря, каждый изначально подсоединен к системе взаимообмена энергией. Искусство же - в лице его творцов и потребителей - хитроумный фильтр, благодаря которому поступающая "наверх" энергия трансформируется, приобретая правильный заряд. И с этой точки зрения, быть художником - большая честь, ну и, соответственно, дивиденды получаются приличные. Нетрудно догадаться, что почти вся рабочая поверхность "фильтра" давно и прочно оккупирована классиками - от Джотто до Поллока, - и они уверенно скачивают энергию, поступающую от восторженных зрителей. А современным художникам, то есть нашим современникам, которые в массе своей опоздали к разделу сфер влияния, остаются одни объедки. Есть, конечно, одна лазейка: у прогрессивно мыслящих интеллектуалов, к которым апеллируют авангардисты, энергия куда более чистая и концентрированная, чем у "человека массы", не видящего дальше "Утра в сосновом бору". Однако интеллектуал не перестает восторгаться "Джокондой" оттого, что он такой умный, то есть конкуренция все равно велика. И художники вынуждены изобретать новые пути: эпатаж, заумь, психоделия - вариантов множество. В общем (и это, как мне кажется, является определяющей тенденцией), внимание-энергию ныне привлекают тайной, заставляя потенциального донора всматриваться, угадывать, расплетать. Но отнюдь не сопереживать, как это было раньше. Главное - быстренько удивить, а там - как получится. Это уже от впечатлительности критика зависит.

Творчество Олега Кудряшова (ГТГ на Крымском валу) - идеальный материал для энергетического анализа. Художник (р. 1932) интересен тем, что объединил в своем творчестве достижения едва ли не всех известных направлений современного искусства - экспрессионизм, кубизм, кинетизм, постформализм, - не чураясь при этом реализма. Однако сохранил оригинальность. Смесь получилась гремучая, и взрыв действительно имеет место. А с точки зрения энергии работы Кудряшова являются ярким примером искусства, которое привлекает таинственностью.

Ранняя графика (с конца 60-х) - ностальгическая: виды Москвы из окна, мужик в кепке, торговки, домики. Но уже через пару лет все выглядит иначе. Если предметы и существуют на пейзажах, то угадать их за сеткой изломанных линий довольно сложно. Где-то проглядывает стол, какие-то фигуры, в "Машине для самоубийства" различим угол комнаты, окно и ставни. Появляются "взвешенные конструкции" и "композиции", исполненные сухой иглой работы расцвечены бесформенными акварельно-гуашными пятнами. Наряду с миниатюрами есть и монстры: "Танец маленьких лебедей" (1986; ножки, ручки, цветные лужицы, кривые полоски), "Доска # 24-50" (Космос, Земля, спутник - галактическая история разворачивается на фоне непонятных образований). А кроме этого - аппликации, рельефы, конусы, диптих "Две пилы" и документация перформанса с пилой же. Иными словами, получается такое бесконечное блуждание по паутине, в продолжение которого вы расстаетесь с интеллектуальной энергией.

Следуя невысказанному, но подразумевающемуся завету Малевича, авангардисты пытаются построить прямой канал к источнику энергии. У Казимира Севериновича все проваливалось в дыру-квадрат, и приспособление проще этого пока никому изобрести не удалось. Кудряшовский триптих "Три окна" (1998) - как раз на эту тему. Окна представляют собой пестрые плоскости-ловушки - черно-синюю, сине-желто-красную и желто-сине-оранжевую. Что-то там сворачивается и выплескивается одновременно. А энергия зрителя соскальзывает в красочные складки. Однако поиски художника - те же происки: ответа на эту загадку не существует.

Казалось бы, палец - синоним простоты. Но и его Анатолий Жигалов и Наталья Абалакова ("21 палец из жизни художников", "Spider&Mouse") превратили в тайну. При помощи копировальной бумаги и штриховки г-н Жигалов исполнил портреты своих членов (20 пальцев + "улей"), а г-жа Абалакова сочинила сопроводительные тексты, напоминающие по своим стилистическим свойствам произведения средневековой китайской литературы. Начало и конец каждого текста написаны в духе искусствоведческих статей. Сверхидея проекта - отслеживание всевозможных "границ" в нарисованных отпечатках пальцев и, вероятно, внутри текстов. "Эта черта, - сказано в каталоге - своеобразный водораздел между чистой Природой и Искусством. Создание такой линии-границы является первой стадией акта творения, когда реальный объект и его образ полностью совпадают".

Искусство основателей ТОТАРТА построено на парадоксах, которые озадачивают "подготовленного зрителя" (случайный посетитель в расчет не принимается). Пребывая в состоянии задумчивости, вы щедро одариваете "пальцы" и "тексты" своей энергией. Но катарсиса (даже если загадка с границей и процессом творения решена) не происходит, то есть взамен никакая энергия не поступает. Чистое воровство.

На понятных картинах Семена Агроскина ("Опись имущества", галерея С.АРТ) изображены двери, окна, шкафы с чемоданами и книгами, батарея отопления, чайник и почтовые ящики. Вполне фигуративная живопись и - на первый взгляд - бесхитростная. Но и здесь присутствует подвох: Квадрат Малевича - замаскированный ход, канал для откачки энергии, а у Агроскина даже камуфляжа никакого нет - просто двери. Более того, все они приоткрыты, то есть взгляд зрителя против воли устремляется в щель, там, конечно, ничего тайного не сокрыто (за окном и в чайнике - пустота), но энергия-то уже проскользнула в виртуальное отверстие и перешла к Агроскину и далее по назначению.

Необходимо отметить, что многие художники расставляют энергетические ловушки сознательно. Загадочность проектов возрастает с каждым годом, и иногда эти проекты располагаются вне области искусства, то есть для их авторов производство ловушек стало своего рода бизнесом, как детективописание для Александры Марининой. Причем, есть такие деятели и среди довольно известных мастеров. А вот искренних художников (вовсе не обязательно альтруистов), которые способны подарить зрителю обогащающий энергией катарсис, почти нет: необходимость бороться за место у фильтра превращает человека в закоренелого эгоиста.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru