Актуальные песни Центр современного искусства Сороса представляет совместную музыкальную программу Алексея Шульгина с группой 386DX и Псоя Короленко с ансамблем "ЕДИНЫЙ". Оба проекта являются сольными, но представлены как виртуальные "группы", что можно воспринимать как иронию по отношению к устаревшей (?) идее коллективного творчества или как рефлексию по поводу роли "одинокой" личности в искусстве. 386DX - это просто компьютер, а группа "ЕДИНЫЙ" - единственный автор и исполнитель, аккомпанирующий себе на рояле. Будучи по форме музыкальными, оба проекта по сути являются синкретическими перформансами и находятся на стыке, казалось бы, никак не совместимых художественных практик. "Маргинальный" характер проектов обусловлен, в частности, "немузыкальным" бэкграундом обоих исполнителей. Алексей Шульгин в основном известен как сетевой и медиа-художник, куратор и фотограф; "молодежный филолог и акын" Псой Короленко - преподаватель университета, кандидат наук и автор историко-литературных статей. Пропуская через себя современный "мэйнстрим" (то есть постмодернизм) и различные виды "альтернативы", оба исполнителя синтезируют некое новое качество, которое трудно описать в терминах современной культурной парадигмы. В соответствии с этим, А.Шульгин определяет свой стиль - как кибер-панк-рок, а Псой Короленко - как Popular Culture. В поисках материала и 386DX, и "ЕДИНЫЙ" обращаются к последним песенным жанрам, которые оказались "достойными" войти в культурный канон: у 386DX - это классика рока, у Короленко - французский шансон, "блатная" и "авторская" песни, а также традиционный фольклор. Постмодернистский принцип текстоцентризма, ключевой для концептуального искусства, выражен в обоих проектах, но при этом подрывается в них изнутри. Алексей Шульгин переводит эмоционально насыщенные хиты рок-музыки на "компьютерный" язык, очищая их от "человеческого" смысла, как от лишнего груза, но в то же время неожиданно обнаруживает этот самый смысл как исходящий от культурного и экзистенциального опыта слушателя ("...Шизгару давай!"). Псой Короленко переводит "высокие" штампы субкультуры русского интеллигента на язык лирической песни, получая "на выходе" пафос и физиологический катарсис ("Пой, Деррида!"). Противопоставленный постмодернизму модус современного альтернативного искусства выражается у А.Шульгина как использование собственно компьютера (медиа-арт) и формы дискотеки, а у Короленко - как установка на экстремальный хэппенинг, максимальная интерактивность и ритуализированность действа, частое использование обсценной лексики. В результате на концертах 386DX и "ЕДИНОГО" у зрителя возникает парадоксальное несоответствие эмоционального и интеллектуального отклика на форму и/или смысл. А.Шульгин и П.Короленко занимаются насильственным вытягиванием индивидуальных контекстов из зрителя, что позволяет ему стать соавтором.