Russian Journal winkoimacdos
16.03.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
архивпоискотзыв

Культурный Гид

Сергей Кузнецов

под общей редакцией Сергея Кузнецова
kuznet@russ.ru

В последнее время как-то обострилась тема нового Самиздата. И потому - опрос об издательской деятельности. Речь, разумеется, идет о деятельности бескорыстной, и под журналом подразумевается любое периодическое издание - например, газета или ежеквартальный альманах.

Я бы хотел издавать журнал на бумаге
Я бы хотел издавать журнал в сети
Я бы хотел издавать журнал и на бумаге, и в сети
Я бы хотел издавать журнал все равно где
Я бы не хотел издавать журнал

Особые мнения приветствуются.

Имя

E-mail


Книга / Кино

Обществом CineFantom изданы дневники Игоря Алейникова, одного из основателей русского параллельного кино. В середине восьмидесятых вместе с братом Глебом они начали снимать странные, экспериментальные фильмы, во многом вдохновленные эстетикой кино двадцатых-тридцатых годов. Сейчас, по прошествии полутора десятилетий, видно, что несмотря на этот архаичный посыл их фильмы сумели во многом уникально отобразить то время, в которое они жили. Добавим к этому журнал СинеФантом, бывший на конец восьмидесятых одним из самых интеллектуально-насыщенных изданий русского Самиздата (в отличие от Митиного журнала или Третьей модернизации он, кажется, так и не удостоился полиграфического исполнения).

Так и получилось, что первой изданной книгой Игоря Алейникова стало посмертное издание его дневников. И тем симптоматичней, что это именно дневники - жанр, столь же не предназначавшийся автором для печати, как не предназначались первые параллельные фильмы для показа в залах еще не построенного Музея Кино; жанр, точно так же фиксирующий меняющееся время, как фиксировали его фильмы братьев Алейниковых. И точно так же делающий это непреднамеренно, словно случайно.

В книге собраны дневники 1986-1988 годов. В 1994 году Игорь погиб - разбился на том самом злополучном ИЛе, по поводу которого было столь много спекуляций и официозных слез. Помню, прочитав на первой полосе газеты о катастрофе, национальном трауре, создании комиссии по расследованию и так далее, я по привычке пробурчал что-то об уникальности любой смерти, о том, что под колесами машин в стране каждый день гибнет больше людей, чем было на борту Ила, - и так продолжая бурчать, долистал до последней, где был некролог по Игорю и его жене Вере. Я никогда не был с ним знаком, но сразу заткнулся - словно узнал о смерти близкого человека.

17 марта в 18:30 в Клубе "СинеФантом", в зале 7 Музея кино (Дружинниковская, 15) - презентация книги Игорь Алейников. Дневники; демонстрация ранних фильмов братьев Алейниковых.

Литература

Тяжела судьба поэта - никогда не знаешь, чем войдешь в память народную. Вот Дмитрий Быков (кстати, член жюри первых Тенет) - известный поэт, а мне больше всего памятен статьей о том, как он не познакомился с Бродским, и слухом о том, что книгу своих стихов открыл списком людей, которым запрещается писать на нее рецензию (там был, если я не ошибаюсь, едва ли не весь отдел культуры старого Сегодня). Естественно, этого совершенно недостаточно, чтобы анонсировать вечер ("я Дмитрия Быкова не читал, но скажу..."), но, буквально уже написав почти весь выпуск, я обнаружил по соседству фрагмент из нового стихотворения Быкова, который меня так впечатлил, что я оторвался от работы, чтобы прочесть его домашним. Потом вернулся к работе и решил включить в сегодняшний выпуск - благо, повод есть. Итак,

Лишился работы старик Березовский,
Пронырливый, как коростель.
Сказал ему Ельцин: "Ступай, Березовский!" -
И рухнул обратно в постель.
Давно ль Березовский дружил с аксакалом
И ездил к минчанам как гость?
А нынче он выброшен думским шакалам,
Как некая старая кость...
(...)
И Гена Зюганов, и Юра Московский
Еще не постигли азов:
Чтоб тазом накрылся старик Березовский,
В России не хватит тазов.

(Собеседник, # 9).

Возможно, там еще что-то есть, но, во-первых, Курицын, у которого я почерпнул это стихотворение, больше не цитирует, а во-вторых, и без того достаточно.

18 марта в 19:00 в Политехническом музее - вечер поэта Дмитрия Быкова.

Арт

Музей современного искусства

Уже десять лет группа искусствоведов, образующих сектор новейших течений музея-заповедника "Царицыно" (наиболее известны Андрей Ерофеев и Сергей Епихин), работает над созданием Государственной коллекции современного искусства. Она собрала более двух тысяч экспонатов, возила их по миру, представляла на разных коллективных выставках (например, на "Прыжке в пустоту") - и вот, в конце концов, решила представить в Москве выставочный проект, посвященный десятилетию образования коллекции. Проект называется скромно - "Музей Современного Искусства. Раздел: Русское искусство конца 1950-х - начала 1980-х годов (от абстракции до концептуализма)".

Царицынская коллекция регулярно вызывала бурные споры в художественной среде и, как и положено, критиковалась за критерии отбора, субъективизм создателей и прочие грехи, обычные для такого большого и ответственного дела, как создание Государственной коллекции Современного Искусства. Теперь широкие массы интересующихся могут сами посмотреть на результаты десятилетней деятельности Андрея Ерофеева с коллегами и вынести свое суждение - если считают себя достаточно компетентными для этого.

16 - 27 марта в ЦДХ на Крымском валу - Музей Современного Искусства. Раздел: Русское искусство конца 1950-х - начала 1980-х годов (от абстракции до концептуализма).

Апрель в марте

Галерея Гельмана продолжает отмечать 8 марта: на этот раз выставкой Тани Антошиной "Апрель в Москве". На выставке представлены девять работ разных лет в разных жанрах - видеоинсталляция, объекты, фотография и фотопленки, часы с кукушкой, музыкальная инсталляция, живопись, скульптура. Как и положено у художницы, давно работающей, рефлексируя о гендерных проблемах и феминистском дискурсе, все так или иначе касается проблем женственности/мужественности - от похищения Европы до ролевой инверсии мужского и женского (модель - мужчина в женской роли и женщина в мужской). Приятно, что гендерные игры в России, наконец, стали просто играми - без удручающей серьезности, тупой конъюнктуры и надрыва.

Комментарий автора:

Нас преследуют бесконечные финансовые и экономические кризисы, меняются социальные условия, приходят и уходят политики, но неизменно каждый год в одно и то же время наступает весна - с пробивающимися сквозь асфальт тополиными побегами, набухающими почками каштанов, кошками, орущими по ночам, упоительным воздухом счастья и надежды.

Из предыдущих работ Антошиной наиболее известны фарфоровые статуэтки 1997 года, изображающие различные подвиги Александра Бренера - вызов на кулачный бой Ельцина и тому подобное.

С 17 марта в Галерее Гельмана, (ул. Малая Полянка, 7/7, стр. 5) - Татьяна Антошина, "Апрель в Москве".

Музыка

Кризис вида

Псой Короленко продолжает нас радовать своими выступлениями. На этот раз он примет участие в суперакции конца ХХ века под названием "Кризис вида". На мой взгляд, проводить такое надо было в некогда модном месте "Кризис жанра", но проводят его в ДК "Алмаз", он же - рок-клуб "Даймонд" (что тоже смешно - логично было бы назвать ДК "Горбунова" рок-клубом "Топ краст" ака "Top crust"). В мероприятии примут участие также группы "Близнецы Бу", "Безумный Пьеро" и "Цокотуха", а сам Псой выступит с группой "Фуск йоу", название которой, наверное, не надо расшифровывать. В действе примет участие Олег Кулик, некогда известный как куратор и художник, а теперь все чаще именуемый попросту "человек-собака".

18 марта в 19:00 в рок-клубе "Даймонд" (Стромынский пер., 5; от м. "Сокольники" трлб. 41, 14, 32, вторая остановка; тел.: 269-9615; цена билета - 50 руб., с флаером - 30 руб.; про билеты и флаеры звонить также Жене Венгеровой: 270-7495 и Антону Николаеву: пейджер 232-0000, аб. 52243; флаеры можно приобрести также в рок-магазинах и на Горбушке).

Во вторник в "Золотой луже" состоится концерт в двух отделениях: в одном будет Умка (которая, кстати, собирается выпустить новый компакт-диск), а в другом - таинственная группа UnterWasser, подробную информацию о которой оказалось фактически невозможно раздобыть. Известно только, что: а) ее создатели/участники имеют самое прямое отношение к старинной культовой группе "Среднерусская возвышенность"; б) проживают за пределами нашей Родины и потому выступают крайне редко.

Так что спешите видеть.

16 марта в 19:00 в "Золотой луже".

День рождения Рихтера

Советская интеллигенция классическую музыку уважала, но не очень ею увлекалась - если, конечно, сравнивать с кино или литературой. Тем больший интерес вызывает фигура Святослава Рихтера, сумевшего стать знаковой фигурой даже для тех, кто не может отличить Баха от Бетховена (созвучье "б" и "х" в фамилии завораживает - в литературоцентричной стране больше музыки). Статус Рихтера (выступления по ТВ, декабрьские вечера...) делал его в восьмидесятые годы противоположностью уехавшему Ростроповичу - и тем самым Рихтер символизировал "честного интеллигента, оставшегося в России и занятого своим делом", в противовес "интеллигенту, занявшемуся диссидентством и вынужденному покинуть Родину". Разумеется, совершенно неважно, насколько эти образы соотносились с действительностью, - как всегда, когда в бой вступает мифотворчество, реальность отходит на второй план.

Хорошо иллюстрирует эту ситуацию известный анекдот: функционер уговаривает Рихтера ехать на какой-то конкурс, говоря ему, что он - "честь советской музыки" и что "мы все так любим, как Вы играете", а в конце концов произносит: "Нечего тут! Берите Вашу скрипочку и поезжайте!" Для тех, кто не в курсе, - Рихтер играл на фортепьяно.

20 марта в 19:00 в Малом Зале Московской Консерватории (Малая Никитская ул., 13) - Ансамбль Московской Государственной Академической Филармонии, лауреат Международных конкурсов "Брамс-трио", Концерт памяти С.Т.Рихтера.
Полная программа - здесь.

ТВ-кино

Большинство фильмов этой недели уже не раз видены зрителями - даже если у них нет видеомагнитофона. Деньги, судя по всему, вышли совсем - и если раньше нам трижды за месяц показывали "Бриллиантовую руку", то теперь нас по разным программам дважды ждут "Смерть и дева" Романа Полянского (один раз - под названием "Смерть и девушка"; и это не шутка). В этом, определенно, должен быть какой-то особый смысл - не культурологический, так конспирологический, - но мне он, видимо, невнятен. И потому отанонсирую только один фильм - во-первых, потому что он мне нравится, а во-вторых, потому что он новый.

"Бандитки" Катьи Гарнье, очевидно, относятся к новому поколению немецкого кино - динамичному и американизированному, и располагаются где-то между "Дотянуться до небес" и "Беги, Лола, беги" (появившейся, кстати, на пиратском видео). Несколько заключенных (две убийцы, мошенница и воровка) организуют рок-группу и бегут из тюрьмы. Но вместо того чтобы затаиться, начинают давать концерты и раскручиваются на всю Германию.

Этот фильм интересен именно тем, что показывает единственный путь, ведущий к рок-н-рольному бунту сегодня: путь обыкновенного криминала. Старая песня "Битлз" переписана - на радость Батаю и сюрреалистам отныне и навсегда следует петь All you need is crime ("Все, что вам нужно - это преступление"). В России это должно быть хорошо понятно - еще памятны те времена, когда рок-н-рольщики, поэты, фарцовщики и проститутки образовывали один круг, объединенный общей нелегальностью и спаянный воедино давлением властей. В конце концов, блатные всегда были социально близки революционерам - так что даже непонятно, чем нынешним левым так не нравится нынешняя власть.

"Бандитки" - не криминальный фильм, усиленный рок-н-роллом, а рок-н-ролльный фильм, впитавший эстетику криминального роад-муви с его квинтэссенцией, несколько раз повторенной в фильме: "Смерть продолжается всю жизнь и прекращается, когда наступает". Путешествие возможно, только если это - путешествие к смерти, если герои мертвы еще до его начала ("Бонни и Клайд", "Тельма и Луиза", "Оголенный провод" Грегга Араки, "Дотянуться до небес").

В финале "Бандиток" три выживших героини добегают до корабля, который должен увести их в Латинскую Америку, и под щелканье полицейских курков тянут руки к стоящей на палубе подруге, уже полфильма как покончившей с собой. Слышны звуки выстрелов - и мы видим четыре ладони, почти соединившиеся в последнем пожатии. Не будем спрашивать, успели ли девушки на борт ладьи, в которой их ждут умершие; не будем спрашивать, куда она плывет. Вероятно, рок-н-ролл мертв так давно, что живым уже не под силу его играть.

20 марта в 21:50 на "ТВ-Центр" - "Бандитки", Катья Гарнье.

Главный текст прошедшей недели носит форму частного письма, которое автор при публикации попросил сделать анонимным - впрочем, он достаточно неплохо знаком читателям Пегаса Light, которым я предлагаю в свободное время угадать, кто же это такой. В добрый путь!

Привет, Кузнецов!

Только что прочитал твой текст про фильм "Пекер" и совершенно обалдел. Какое "доведенное до совершенства" что-то там! Какое "очарование плохого вкуса"! Я когда смотрел этот фильм, так меня крутило похлеще, чем на "Кризисе среднего возраста". Но зато я, наконец-то, все про Уотерса понял и сформулировал. Вот есть такой режиссер. Вполне мастеровитый, абсолютно отдающий себе отчет в своих действиях, насмотренный. Но совершенно явно нездоровый психически. Причем не больной на всю голову, а так - на уровне каких-то мелких малоаппетитных извращений, которые вполне можно скрывать на людях, а вот дома разворачиваться на полную катушку. Заношенные трусы, растительность под мышками, блевотина и прочие смутные объекты желания. Но все время наслаждаться наедине с собой тоже не в кайф. И вот Уотерс, как, повторюсь, человек вменяемый и неглупый, начинает придумывать весь этот свой дурной вкус (причем абсолютно точно зная, что он дурной), раскручивать дивайнов и прочую нечисть, пользоваться культовым статусом и все прочее (сам знаешь, что из этого получилось). И ведь получилось, едрена матрена! Пишут про него статьи симпатичные и умные люди, фильмы на Горбушке покупают, объясняют всю эту частную патологийку умными словами. Обидно и противно, слов других нет. В следующем номере "Премьера" будет материал про Уотерса, так он озаглавлен типа того, что никогда этот человек не получит Оскара. Еще как получит! Более политкорректной гниды я не встречал за все время существования Голливуда. Анфан, блин, терибль! Издевается над тупой Америкой! Его же абсолютно устраивает существующее положение вещей - он же через три дня подохнет без этих толстых теток и нестираных пижамных штанов. Навозник он, а не режиссер.

Когда я заметил автору, что это, собственно говоря, и есть единственно верный способ отношения к действительности - смесь мизантропии с любовью, при котором существующее положение вещей абсолютно устраивает, он с не передаваемой на письме интонацией заметил мне:

- Ну, пока у меня еще остались идеалы.

Со временем, вероятно, это пройдет - и тогда станет ясно, что мир прекрасен как он есть: с толстыми тетками и нестираными пижамными штанами.

Кстати, в Гостевой книге Виктор Каганович сообщил, что pecker на слэнге значит тоже самое, что "поц", "хрен" и так далее. Это, конечно, придает дополнительное измерение фильму.

И в завершение раздела личный вопрос к читателям: где-то в Рунете я видел перевод статьи, в которой американские психоаналитики критиковали фильмы о них, типа "Умницы Уилла Хантинга" и "Молчания ягнят". Статья мне внезапно понадобилась - и если кому-нибудь она попадалась на глаза, я буду благодарен за ссылку.

С особым нетерпением ждутся впечатления предыдущей недели и отчеты о наиболее сильных эстетических переживаниях.



Имя

E-mail



Интерактив

Вот результаты голосования по востоку и западу:

Я принадлежу к западной культуре, и она для меня много важнее восточной: 42.

Я принадлежу к западной культуре, и обе культуры для меня равно важны: 31.

Нет ни западной, ни восточной культур - есть только отдельные люди: 14.

Я принадлежу к западной культуре, но для меня много важнее восточная: 9.

Я принадлежу к восточной культуре, и обе культуры для меня равно важны: 3.

Я принадлежу к восточной культуре, и она для меня много важнее западной: 2.

Я принадлежу к восточной культуре, но для меня много важнее западная: 0.

Наиболее любопытно, что несмотря на интерес к восточной культуре только пять человек из ста с лишним сказали, что принадлежат к ней. Аналогичная история была с новыми русскими - все о них знали, все о них думали, кто-то хотел стать таким, но почти никто не сознавался: "Я - новый русский".

Из писавших особое мнение почти никто не согласился с условиями опроса:

Интересно то, что скоро можно будет принадлежать восточной культуре, родившись на Западе, и, естественно, наоборот. Хотя, в общем, это совсем не интересно (Капитан Земляника).

Большинство яростно оспаривали формулировки:

Что-то уж очень ограничено количество вариантов. Я, например, считаю себя принадлежащим к Русской Культуре. И никак не могу согласиться с тем, что она тождественна западной или восточной (к. Воронин).

Я принадлежу к северной культуре, но мне хочется жить в стране с более теплым климатом (культурой) (Doctor).

К сожалению, в списке вариантов ответов нет чего-то, типа "Я принадлежу к своей особой культуре".

In my humble opinion, деление мирового культурного багажа на восточный и западный очень неадекватно. К примеру, между культурами Индии и Саудовской Аравии существует огромная разница, заключающаяся не только и не столько в материальных памятниках, сколько в менталитете нации. Однако, обе культуры принято относить к Восточной культуре.

Но даже это не является основным камнем преткновения. Дело в том, что мы, русские, не похожи ни на азиатов, ни на прочих европейцев.

Европейцы воспитанные и вежливые. Это, однако, связано не с их духовными качествами, а с тем, что, не будь ты там таким, перед тобой закроются все двери. Не случайно я не смог найти в английском языке слова "духовность". Видимо, оно отсутствует за ненадобностью. Не spirituality же...

Азиаты живут своей муравейной жизнью. Homo homini lupus est.

А у нас народ-Богоносец. "Не в силе Бог, но в правде". "Кого Бог любит, того и наказывает"" (Владимир Вознесенский).

Несколько человек подвергли атаке (разной степени интенсивности) само понятие "культуры":

А принадлежу ли я культуре? В последнее время я даже не потребитель оной. Любой. Есть ощущение, что много (большинство?) людей живут вне. А может, это другая (без)культура (D_E).

При слове "культура" я хватаюсь за швабру (Родион Веревкин).

И на конец оставлен самый неожиданный отзыв:

Приднестровская культура - это формирующаяся культура постсоветского пространства русских, оставшихся без Родины и создавших свое государство, не признанное никем и обливаемое грязью всеми, кому не лень, обвиняемое во всех грехах от сепаратизма до неокоммунизма. Культура русских людей, которые тоже имеют право жить по законам, которые не позволяют никому их расстреливать под всеобщее улюлюкание... (Дюкарев Константин).

Вот такой поворот темы.

Предыдущий выпуск

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru