Russian Journal winkoimacdos
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Досье архивпоискотзыв

Сергей Лейбград

Сергей Лейбград

Я родился в 1962 году в городе Куйбышеве-на-Волге. В Советском Союзе было не меньше четырех населенных пунктов городского типа, носящих имя славного большевика с сомнительными заслугами. На главной площади нынешней Самары по-прежнему стоит странно пропорциональный, с каким-то буддийским привкусом, "Валерьян Куйбышев" работы Манизера. И несмышленые дети продолжают с упорным любопытством заглядывать под пальто-колпак выдающегося революционера, чтобы увидеть жутковатое темное ничто. Дело в том, что предназначенный для Самары памятник по ошибке уехал в Новосибирскую область, и Матвею Манизеру срочно, даже очень срочно пришлось создавать другой, то есть этот... Родился я в роддоме на улице Льва Толстого, напротив знаменитого старинного завода по производству водки. Кто сегодня не знает славную марку самарского "Родника"?.. Будучи сыном врача, служившего во внутренних войсках, я с четырех лет регулярно присутствовал с папой на футбольных матчах с участием команды "Крылья Советов". Футбольная болезнь до сих пор гложет мое сердце. Мне приятно, что в год моего рождения бразильцы праздновали свою вторую победу на мировом первенстве. Первые поэтические строки я посвятил именно футболу, а потом уже любимой собаке, любимой родине и собственно любви.

В восемь лет я впервые закурил. Пишу об этом лишь потому, что, по мнению некоторых моих школьных приятелей, благодаря сему факту тогда же и написал потрясшее их наивные души двустишие: "Мне и здесь хорошо, пусть целую не ту// Воздух свеж даже так - с сигаретой во рту..."

В 14 лет я пережил сильнейшее увлечение поэзией Александра Блока. От чьего рокового, тлетворно гибельного влияния избавляюсь до сих пор. Служа в рядах Советской Армии в Тольятти, я в первый раз лицом к лицу встретился с сотрудниками КГБ, посчитавшими, что я подрываю рассказами о Блоке, Мандельштаме и Булгакове боевую подготовку товарищей по оружию. Там же я получил первую большую рецензию на рукопись своих стихов, отправленных в издательство "Современник". Рецензент, ветеран партии и войны, обвинял меня в упадничестве и противопоставлении своих личных страхов и страстишек "великой стройке коммунизма". Сие я вспоминаю только оттого, что первая серьезная моя публикация состоялась в 1985 году в тольяттинской газете с незатейливым и гордым названием "За коммунизм".

Считаю, что определенную вменяемость как сочинитель стихотворений я обрел в 1987-1988 годах, обозначив свою стилистику, может быть, несколько претенциозным словом "эгореализм". Имея в виду под этим попытку освободить и разоблачить собственную, индивидуальную реальность, поглощаемую противо- и многоречивым пространством русского языка и русской жизни.

В 1990 году так получилось, что я стал лауреатом областного фестиваля поэзии, а чуть позже - фестиваля русской поэзии в ФРГ. Последнему фестивалю я обязан личным знакомством с Александром Макаровым-Кротковым, Владимиром Друком, Евгением Рейном и прежде всего с действительно современной отечественной словесностью. С текстами Вс. Некрасова, Михаила Айзенберга, Льва Рубинштейна, Алексея Цветкова, известных мне, конечно, и ранее, но отрывочно и не вполне адекватно. В 90-е годы мне удалось опубликовать шесть сборников стихотворений, некоторые мои тексты были переведены на немецкий и польский языки, напечатаны в журналах "Дружба народов", "Остров", "Золотой век", "Час культуры". Я предпринял - надеюсь, не бессмысленную и не совсем безнадежную - инициативу по формированию в Самаре альтернативной, единой сообщающейся со столичной и вообще российской литературно-акционной среды. Так возникли фестивали в Тольятти, почти ежегодные чтения и встречи в Самаре: "Европейские дни", "Диалог без посредников", "Текст как театр" и другие. Так возник редактируемый мной вестник современного искусства "Цирк "Олимп" - версия вменяемого российского и европейского искусства из самарского "далека". Среди авторов вестника и участников самарских художественных акций: Геннадий Айги, Вс. Некрасов, Л. Рубинштейн, Т. Кибиров, М. Айзенберг, Дм. Ал. Пригов, В. Тучков, С. Гандлевский, Ежи Чех... Наверняка мне было бы невозможно все это осуществить без постоянной поддержки Александра Макарова-Кроткова (в смысле замечательных контактов) и "Института Открытое общество".

Я закончил Самарский институт культуры (1984), доцентствую в Педагогическом университете, где преподаю сценическую интерпретацию художественной культуры и русскую литературу XX века, и веду спецкурсы в местной Гуманитарной академии. Помимо стихов пишу и печатаю эссе и литературно-критические статьи, ставлю спектакли (я называю их "драматические инсталляции"), зарабатываю на "хлеб насущный" литературным редакторством в ежедневной самарской газете "Числа", каковую некоторые мои зарубежные знакомые путают с одноименным парижским изданием. Что, безусловно делает мое паронимическое существование более осмысленным и утешительным...

Публикации в Русском Журнале



© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru