Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
Dos
Архивист
Лет, может, через десять, к Интернету будут подключены почти все (как сейчас почти все обладают телефонным номером и почтовым адресом), исчезнут проблемы с качеством связи, с плохо работающими программами, разными кодировками и прочим. Тогда можно будет говорить о работе с аудиторией без оглядки на технические по своей сути факторы. Сегодня же на пути Человека к Интернету стоит множество проблем. Некоторые сумели эти проблемы преодолеть и к Интернету приобщиться. Этих людей в России можно условно разбить на несколько категорий пользователей (под пользователями русского Интернета понимаются все имеющие возможность читать русскоязычные веб-страницы).
Предлагаемая классификация относится не столько к аудитории веб-журнала, сколько просто к пользователям Интернета в России: реально аудитория журнала, конечно, не будет совпадать с кругом российских Интернет-пользователей. Это не категории людей, которые по тем или иным соображениям будут читать журнал, а категории имеющих техническую возможность это делать. Это категории, на которые можно ориентироваться, планируя аудиторию журнала.

Любители Интернета как такового, то есть его пользователи. Быть самостоятельным пользователем Интернета и не быть одновременно его любителем пока что невозможно. Происходит это потому, что сегодня для того, чтобы пользоваться всеми возможностями Интернета, надо, мягко говоря, в нем разбираться. Разбираться (в настройке программ, в кодировках и пр.) - значит, любить. В данную категорию входят самостоятельные пользователи Интернета, которые имеют свой (дома или на работе) компьютер, сами настраивают программы, имеют свой почтовый адрес. Не входят те, кто заглядывает через плечо сидящего за компьютером и удивляется движущейся картинке. Это самая перспективная и быстрорастущая часть пользователей Интернета, по сути это просто люди, которые подключаются к Интернету, люди - любители его. В дальнейшем, с упрощением использования программ для Интернета (что неизбежно), эта категория будет расти еще быстрее. Интернет сейчас в моде, многие хотят к нему подключиться, не вполне понимая, для чего он им нужен. (Позже, бывает, выясняется, что на самом деле не нужен вовсе, но уже затягивает...) Интернет-активны. Иногда желание этой категории просмотреть все возможные ресурсы Интернета сдерживается лишь материальными соображениями - час работы в среднем стоит два-три доллара, что для многих дорого. Поговаривают даже об Интернет-заболевании, когда "только новые ссылки подавай".
Профессиональные программисты. Вынуждены заниматься компьютерами и Интернетом по роду деятельности. Часто удивляются, кому все эти публикации в Интернете нужны, кто их читает. Говорят: "Мне неинтересен сам Интернет, мне интересно подключение к нему". Не только молодежь. Не особенно Интернет-активны. Есть среди них, впрочем, и всерьез увлеченные, которые скорее относятся к другой группе:
Веблюди - профессионалы или профессиональные любители, живущие Интернетом. Программисты, компьютерщики, дизайнеры, художники. Их мало, но они делают погоду в русском Интернете. Как правило, друг с другом знакомы, занимаются тусовкой и трепом, публикуют свой треп (прочие вынуждены его читать). В последнее время основали много фирм, занимающихся веб-дизайном и программированием, предлагают организациям за немалые деньги устроить "представительство в Интернете". Они же - авторы компьютерных и интернетских изданий (печатных и электронных), ведущие страничек-обозрений русского веба (то есть себя самих). Им очень приятно осознавать, что русский Интернет - это они. Молодые, 20-30 лет, амбициозные, выпендрежные. Следят за всем новым, пишут о веб-сайтах. Очень активны.
Сотрудники крупных организаций в городах. Глядят на Интернет в основном с помощью "персональных компьютеров коллективного пользования", т. е. через плечо товарища. Глядят в основном на: западные ресурсы, треп веблюдей, зарождающиеся русские проекты (музеи, региональные веб-сайты, периодика). Источник для увеличения категории "любителей".
Студенты вузов, которых Сорос одарил Интернетом. Десятки региональных государственных университетов (т.е. "старых", "настоящих") получили каналы связи. Это означает, что в каждом из них есть сервер, где публикуется какая-либо информация, а также подключенная к Интернету локальная сеть. Изучая в вузах информатику, "проходят" в том числе и Интернет. Часто студенты на занятиях могут смотреть в сети что угодно. Учитывая, что одни студенты сменяют других, а также то, что во многих регионах Интернет только в университетах и есть, эта категория представляется очень важной. Впервые познакомившись с Интернетом в университете, студенты в дальнейшем могут подключаться дома или на работе. Многие становятся любителями, приходят глядеть на Интернет во внеурочное время (как правило, это возможно). Кроме того, получившие Интернет даром университетские чиновники стремятся на этом подзаработать - организуют платные курсы. Интернет популярен, желающих заплатить несколько сот тысяч за знакомство с ним много.
Наши стажеры, работающие на Западе по контракту и проч.. Делают свои веб-страницы на серверах западных университетов, называют их "Russia". На этих страничках в основном коллекции ссылок на русскоязычные ресурсы в сети и сборники русских анекдотов. Следят за новым в русском Интернете, интернет-активны.
Молодые эмигранты. В качестве отдельной категории не замечены, но наверняка есть. Скорее всего эмигранты последних лет. Пока русская сеть достаточно бедна ресурсами, преобладает информация либо не особенно интересная, либо интересующая немногих. Трудно представить, чтобы это могло понадобиться человеку, живущему в другом мире, - он подчас и бумажных русских газет не читает. Нужно очень хотеть прочитать иную русскоязычную веб-страницу, чтобы не обращать внимания на неграмотно сделанное оформление, бедность содержания, не всегда корректно работающие русские буквы... Хотя с точки зрения техники, безусловно, Интернет в большей степени, чем что-либо другое, способен "приблизить" к родной культуре удаленного от нее человека.
"Американцы", сдвинутые не только на России, но еще и на Интернете. На тех веб-страницах, где можно оставить отзыв, пишут: "Ya iz California. Ya lublu Russia. Ya lublu your web-site". Обычно при университетах. Готовы выдержать неравный бой с разными кодировками русских букв.

Цифры.
Общее количество приобщенных к Интернету:
В мире. Оценка NUA на конец 1996 года: приблизительно 45 млн человек пользуются Интернетом, из них около 30 млн - в Северной Америке (США и Канада), 9 млн - в Европе и 6 млн - в Азиатско-Тихоокеанском регионе (Австралия, Япония и т.д.). В январе 1996 г. специалисты Gartner Group сделали прогноз, в соответствии с которым к 1998 году количество пользователей Интернета составит 150 млн.
В России. Материалы семинара РОЦИТ, прошедшего 25 июля 1996 года показывают, что услугами Интернета в России пользуются около 500 тыс. человек (режим электронной почты). В режиме же постоянного IP-соединения работают от 25 до 50 тыс. индивидуальных пользователей. Если первая группа увеличивается примерно в два раза за год, то вторая - в четыре. 50 тыс. - это без учета пользователей университетских и прочих корпоративных сетей.

Из них:
В июне International Internet Marketing был опубликован отчет об исследовании "May 1996 GVU". Исследователи установили, что средний возраст веб-пользователей в Европе на протяжении предыдущих шести месяцев постепенно снижался с 29,7 до 28,8 лет. По динамике выравнивания соотношения "мужчины/женщины - пользователи Интернета" Европа отставала от США: в США женщины составляли 34,4% веб-пользователей, в то время как в Европе - только 15,2%.
РОЦИТ: летом этого года до 85% всех работающих в режиме доступа к информационным узлам всемирной паутины были жителями больших городов. Сегодня их доля снизилась до 80%. Доля москвичей - упала с 75% до, примерно, 65%! Таким образом, в Интернете растет участие обитателей малых городов России. Как следствие, размывается понятие периферии - информационной глубинки.



В начало статьи
Русский Журнал. Дмитрий Иванов. Аудитория Web-журнала.
http://www.russ.ru/journal/dsp/97-08-11/ivanov.htm
Пишите нам: russ@russ.ru