Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
Dos
Архивист
Понемногу разбирая резерв документов, сама не заметила, как проскочила мимо "вариантов" - от "Идиота" до "Тюрьмы и ссылки", а маниакально застыла на "Книга-Парке" - "Империи книг" (в твоих записках, как помнишь, бывало, - шараханье от "опасной прелести непостоянства" (карамзинский том об Иоанне) к "неподвижности" чаадаевской мысли). Так и я, чувствую, то метнусь, то застыну в восхищении перед убедительностью собственного замысла "журнальной парковки".
Не уверена, нащупываю только, но кажется, определились поля: твои записки - превосходное обнаружение ЖУРНАЛА СОМНЕНИЙ или СОМНИТЕЛЬНОГО ЖУРНАЛА (именно не ИДЕЙ, не МНЕНИЙ), где все, кроме "КНИЖНОЙ ТЕРРИТОРИИ", страшно зыбко. (Журнал "Идиот" - не в счет: самообслуживание). Книга - все же спасительна в своей несомненности, способности "самоокупиться". Мариковские эссе (в их рекомендательных разделах) работают на "прочность и упругость" замысла. А дальше... "чем продолжительней молчанье, тем удивительнее речь". Можно постепенно приращивать издательские витки, спокойно решать вопрос, что внутри, что снаружи, и жонглерством "перевертышей" услаждать публику.
Итак, идея журнала - не журнал, а попытка сборки машины, которая собирается в машинном цеху и подключается к общей инфраструктуре (которая есть уже сейчас). Поэтому: ИМПЕРИЯ КНИГ = МАШИНА. (Снова напоминание - "Арап Петра Великого": "Россия представлялась Ибрагиму огромной мастерской, где движутся одни машины, где каждый работник, подчиненный заведенному порядку, занят своим делом").

ЕЩЕ К ОБОСНОВАНИЮ КНИЖНОГО ПРОЕКТА (или элементы физики "твердых тел"):
...Моделью современной культуры нужно считать, по-видимому, афишную тумбу, лишенную корней и кроны и быстро жиреющую от напластований имен.


ЗРЕЛИЩНАЯ ИМИТАЦИЯ АФИШНОЙ ТУМБЫ с отрывными листками (аналог - "Пакет" - приключения имен, текстов, именно приключения, - при закрытой конструкции, активно засасывающей по мере любопытства, интереса, погружения, "отрывания листков").
И еще "Книжный проект" позволяет мне решать мою главную проблему - границы между журналом и нежурналом, пространством печатного слова и пространством повседневной жизни. Непрактичную философию этих размышлений можно было бы сформулировать так: как из моего читательского "измерения" попасть как бы внутрь журнала, внутрь текста. Не рассмотреть, не прочитать, а именно попасть туда. Шагнуть - и оказаться в другом пространстве. Подсобные аналогии - живописные, которые могут помочь в поиске визуальных аналогов для журнала. Если придумать картину: "Прыжок". Человек прыгает на нас из глубины, но некая невидимая преграда срезает его, как ножом. Можно сказать и так: он ударяется о стекло, расплющивается. Подобно тому, как изображение, выскочившее из своего пространства, исчезает, оставив только плоский отпечаток на стекле. Такую энергетику "прыжка", "выламывания" предполагается активно использовать в журнале.
И еще. Плоские отпечатки высунувшихся предметов должны быть КРАСНЫМИ. Красный цвет очень физиологичен, он нас лично касается. Он живой и имеет много оттенков значения. Красный цвет агрессивен. Он движется на нас и старается быть к нам ближе всех. Поэтому, естественно, то, что слишком к нам близко, становится красным. Оттенки красного на обложках и в маркировке смены рубрик на афишной тумбе (Зоны безвкусицы).

КНИЖНЫЙ ЖУРНАЛ (как неСОМНЕННЫЙ, в срединной своей части ВНЕ-СОМНЕННЫЙ) работает с рекламой. Отдельная задача и стратегия. Позиционное и исследовательское поле - одновременно. Идеология рынка (реклама, вросшая в реальность, внушение: смысл жизни в том, чтобы покупать и пользоваться всеми благами жизни. "Покупательная способность" как реальная проблема через и в- призме "книжности").


НЕСКОЛЬКО ОТСТУПЛЕНИЙ

К феноменологии посредничества. Все же не успею прописать внятно линии концепции. Но опорными точками в ней - Посредник как промежуточная фигура, как "третий" участник товарного обмена (культура, информация).
Зоны косвенности. Косвенная речь, косвенные улики, метаморфозы языковых "перевертышей".
Книга в культуре "посреднического обмена". К проблеме "второсортности", "вторых рук".


ДАЛЕЕ

"Книга-Парк" как "Модный магазин", предлагающий эксцентричные подарки (Разрабатывающий их проекты или являющийся ПОСРЕДНИКОМ в их реализации).
Так, например, шведская фирма "МАГНУС ДАНБЕРГ" (Стокгольм) совместно с книжным журналом ШВАРБЛАДЕН (этакий "СТОКГОЛЬМЕР" - интеллектуальный вариант, отдаленный аналог NY) регулярно рекламирует несколько безумных предметов, не имеющих практического смысла и невероятно дорогих. Публика ждет фантазий с интересом. В этом году рекламировались следующие предметы: круглый велосипед на 8 седоков за 50 000 долларов, собачья подстилка с балдахином, детский домик для чайной церемонии за 45 000, нелепые книги, формат которых, "устройство", "полиграфические достоинства", а главное тексты - предмет отдельного описания.
Кстати, кажется, год назад я была на одном "странном" книжном съезде в Упсале - старые, теперь почти случайные связи. Съезд проходил на бывшей фабрике, переоборудованной под нужды "печатников", на окраине города, и длился пять часов с двумя, правда, перерывами. "Кто же, - думала я, - на такое мероприятие попрется-то?" Зал был полон в течение всего времени и проявлял все внешние признаки энтузиазма, на разных языках дисциплинированно обсуждая проблемы европейского книжного рынка (как производители, так и пользователи). На этом фоне горестные сетования на неуклонно падающий интерес к книжной продукции, на возрастающий разрыв между звеньями "книжного процесса", кажутся не вполне последовательными. Или своими руками узаконивать и усугублять собственную маргинальность, или жаловаться. Что-нибудь одно.
На следующий день я с удовольствием пообщалась с любопытными шведскими славистами, попутно внедрив в их терминологический актив не известное им ранее слово "духовка". ("Это что, печка?" - спросил один из них. "И печка тоже", - сказала я). С тем и отбыла на родину вынашивать идею "книжного журнала".



В начало статьи
Русский Журнал. Елена Пенская. К проекту журнала о книгах.
http://www.russ.ru/journal/dsp/97-08-11/pensk1.htm
Пишите нам: russ@russ.ru