Russian Journal winkoimacdos
8.12.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
образование архивпоискотзыв

Наброски к портрету сообщества

Анна Диордиева

1. Кто

Едва ли можно осознать, кто такие гуманитарии. Если воспользоваться самым общим определением, то получится, что это люди, изучающие общество, историю и культуру народа. Можно выделить гуманитарные науки, противопоставив их естественным или техническим (в этом случае неизвестно, куда отнести социологию или психологию). Ясно одно: гуманитарии обладают рядом неких признаков (см. п. 4) и при этом создают и обслуживают культуру, а также кормятся и паразитируют на ней.

2. 3ачем

Чаще всего студентом становятся по призванию или по необходимости (наименее болезненный способ откосить от армии, родители, и т.д.). Контингент гуманитарных факультетов - от гения до идиота: это место для тех, кто верит, что в начале действительно было слово, это и последнее прибежище для "балласта", которому не удавалась в школе ни математика, ни химия. Действуют также и другие силы: например, в семидесятые годы была в моде история, в восьмидесятые - филология. Есть и еще одна нежная причина - если некоторые пользуются поговоркой "В аспирантуру, как замуж, нужно сходить", то другие не останавливаются ни перед чем, даже идут в аспирантуру - лишь бы выйти замуж. Так вот: попытка искать мужа на гуманитарном факультете как правило бессмысленна и бесполезна (в девичьих группах это превращается в школу выживания).

Студентам по призванию предназначены два почетных пути - стать по окончании учебы "человеком интеллигентной профессии", как пишут социологи, или идти прямым путем в науку. Для справки: в науке можно развернуться следующим образом (если соотносить предмет и методы исследования) - старое о старом, старое о новом, новое о старом, новое о новом.

3. Каким образом

Существуют прежде всего подготовительные курсы, которые до поры до времени были хороши тем, что давали мало-мальские гарантии поступления (в лучшем случае - пробных халявных экзаменов, каковы курсы Литературного института). После сокращения финансирования на 15% все будет зависеть от политики факультета и конкурса, скорее всего эта практика будет прикрываться. Остаются только лицеи и гимназии при ВУЗах, выпускные экзамены в которых считаются вступительными (например, лицей МГПУ им. Ленина, лицей РГГУ) - здесь формируется контингент ВУЗа. При гуманитарных факультетах универститета нет средних учебных заведений, разве что медико-философский лицей при МГУ, в названии которого содержится намек на территориальную близость.

Но не стоит огорчаться. Почти повсеместно существует чрезвычайно гуманная форма обучения - платная - вариант официальной взятки в рассрочку (разница в стоимости обучения за семестр обычно небольшая 1000 - 1500 долларов). На платное может поступить любой недобравший балл в общем конкурсе, как и любой индивидуум без слишком явных признаков дебилизма на лице. В иных ВУЗах можно перевестись на госбюджетное место, заново сдав вступительные экзамены и набрав проходной балл (РГГУ), в МГУ студент остается на платном отделении навечно, в Литературном институте платного не существует: не продается вдохновенье.

Студентов госбюджетного и платного отделений любят сравнивать на предмет их кардинальных отличий друг от друга. Теоретически студенты платного могут быть требовательнее, отмороженнее либо просто измучены работой - все зависит от того, кто платит, а чаще всего это родители или сами студенты. Иногда случаются чудеса - обучение целиком оплачивает фирма, в которой студент потом будет - работать, а затем эта фирма разоряется. Пока такое веселье доступно только экономистам, не историкам же.

Поэтому необходимо коснуться "гуманитарных" способов подработки. Самый распространенный - репетиторство. Все ненавидят учеников (дескать, тупые) - и все их берут. Еще одна студенческая забава - переводить детективы и любовные романы. Оплата вполне приличная, только издательства, измученные необязательностью переводчиков перестают давать тексты на пробу, но требуют рекомендаций. На этом общегуманитарные способы подработки кончаются, остаются специфические - например, театроведы любят давать в журналы рецензии на спектакли и, как правило, получать за это гроши.

4. Поверхностные обобщения

Главным делом вашей жизни может стать любой пустяк.
Надо только твердо верить, что важнее дела нет.
И тогда не помешает вам ни холод, ни жара,
Задыхаясь от восторга, заниматься чепухой.
И. Губерман

Когда в американских фильмах собирается компания бандитов, то их функции как правило дифференцированы: один хорошо стреляет, другой водит машину, третий - умный. Если собрать компанию студентов разных специальностей, то можно предположить, что биолог будет не брезглив, медик - светел и циничен, математику - никто не указ и т.д. Гуманитария будет отличать следующее: во-первых, он очень нахватан (бывает и начитан, но реже), речь его многозначна, во-вторых, он слишком серьезно относится к словам - как своим, так и чужим. Связь профессии и культуры сделала свое черное дело: либо культуру, как галстук, можно оставить на работе, либо (это хуже) она настолько пересекается с бытовухой, что попросту обесценивается (все претендуют на полкило культуры, хотя бы телевизор). Третье и последнее: у гуманитария неважно с логикой. Конечно, логических систем много, но формальная логика одна. И если гуманитарий вполне способен производить простые "логические операции", то усложненные (при появлении нескольких посылок) его ставят в тупик. Почему-то социальная мораль считает, что гуманитарные науки потому и гуманитарные, что не точные. На самом деле метод анализа один - логико-математический, все остальное - ерунда.

5. Мораль

Обучение - процесс сугубо индивидуальный, и если сравнивать студентов разных ВУЗов, то лишь по тому, в какой степени людям вправляют мозги за время учебного процесса, в этом лидирует МГУ. Существует сугубо частное мнение, что МГУ - учебное заведение, предназначенное для иногородних. Здесь им покажут, что такое наука, и как это делается - и отправят домой. Самые талантливые в науке выживания остаются в Москве. Студенты Литературного института - "мы богема или элита?". Фольклор редко описывает то, что творится за стенами родного учебного заведения, разве что о фактах анекдотических и малодостоверных - об армянах с юрфака, в свободное время сидящих на корточках в кругу и плюющих в центр. Или такое: "Застрянете в лифте - отберут студенческий билет".

На самом деле главное, что дает обучение в университетах - иллюзию некоего прибежища (например, монументальный "Город МГУ"). Это очень обаятельные иллюзии, освобождение от которых болезненно. Но лучший, на мой взгляд, студент - тот, кто участвует в науке, как в одной из увлекательнейших и хорошо отрежиссированных игр, кто вполне способен структурировать информацию о мире и получить удовольствие от этой игры, если не даст чрезмерно заморочить себе голову. Это и есть наша главная задача.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru