Russian Journal winkoimacdos
29.12.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
образование архивпоискотзыв

Как не любить родной Москвы?

Андрей Щеглов

"История России и история Москвы неразделимы"

Несколько лет назад в московских школах появился новый предмет, получивший название "Москвоведение". Он возник на основе опыта работы образовательных учреждений столицы по краеведению.

В конце 1997 г. коллективом ученых и практиков была написана Концепции преподавания курса. После обсуждения она была принята Городским координационным и экспертным советами по москвоведению.

Тремя учредителями: Правительством Москвы (в лице Комитета образования), Акционерным обществом "Московский учебник" и Объединением "Мосгорархив" - был сформирован Издательский центр "Москвоведение", которому и поручили подготовить учебно-методическую литературу по предмету.

Планировалось создать единый комплект из четырех учебников, разделенных по ступеням обучения и возрастным группам учащихся: для начальной школы (2 - 4-й классы), для основной школы - два учебника (5 - 7-й и 8 - 9-й классы), для старшей школы (10 - 11-й классы) и их поддержку (рабочие тетради для школьников, методические пособия для учителей).

К началу нового 1998/99 учебного года массовым тиражом были выпущены два учебника: для 2 - 4-х и 5 - 7-х классов.

В основу учебника москвоведения для 2 - 4-х классов "Здравствуй, Москва!" положена экспериментальная программа, разработанная в Московском институте развития образовательных систем.

Для каждого года обучения выбрана определенная тема: 2-й класс - "Москва - наш город" (страницы московской истории; символика Москвы; современная столица: ее облик, известнейшие памятники, музеи, театры, парки), 3-й класс - "Путешествие в прошлое Москвы" (главное внимание уделено раскрытию мира русской традиционной культуры), 4-й класс - "О чем рассказали названия московских улиц" (отражение в названиях улиц, переулков, площадей столицы важных вех в истории города, занятий москвичей в прошлом, имен выдающихся людей).

Книга богато иллюстрирована рисунками, поскольку именно рисованные изображения наиболее эффективны при работе с младшими школьниками.

Учебник 5 - 7 класса называется "Наш город". Основные разделы курса для 5-х классов - "Облик нашего города" (в нем особое внимание обращено на личностное восприятие учащимися курса: например, рассмотрение вопросов "Дом, в котором вы живете", "Твоя школа" и др.), "Москва - окно в мир", "Кто заботится о нас" (пятиклассникам в доступной для них форме рассказывается о коммунальном хозяйстве Москвы), "Кто мы, москвичи?".

Вторая и третья части учебника раскрывают историю Москвы со времени первых известных нам человеческих поселений на ее нынешней территории до конца XVIII в. (такой же хронологический период изучается на уроках истории Отечества).

Авторы стремятся нацелить учащихся на обращение к ценностям московской культуры - ее музеям, библиотекам, архитектурным памятникам. В книгу включен специальный раздел "Московские музеи". В нем, в увязке с конкретными темами курса, школьники получают сведения о музеях столицы и о содержащемся в них наиболее интересном материале.

Так же, как и учебник 2 - 4 класса, книга хорошо иллюстрирована, но, в отличие от учебника для начальной школы, здесь основу составляют фотографии, репродукции картин, гравюры.

"В Москве жить по-своему сложно"

"Москва не город, а целый мир; постигая его, мы лучше понимаем и всю Россию, и весь мир, и свое место в нем". Этой фразой заканчивается первый раздел учебника по москвоведению для 5 - 7 классов. Различные ее варианты и перепевы встречаются на страницах всего курса. Что, в общем, понятно.

Всякая наука или по крайней мере ее представители настаивают на универсальности своих выводов. Особенно это характерно для наук гуманитарного цикла. Как правило, начальные главы учебников по этим дисциплинам содержат обширный перечень мнений касательно их предмета. И здесь не бывает недостатка в державинских эпитетах и философских категориях.

Однако в случае москвоведения подобный "глобализм" кажется не совсем уместным. По следующим причинам.

С одной стороны, действительно, - столица всегда была центром притяжения наиболее действенных сил государства, средоточием его потенциала, хранительницей "золотого фонда культуры". С другой - она с не меньшей силой проявляет его (государства) или ее (государственности) недостатки.

Речь не столько о криминале и политических дрязгах, для которых Москва оказывается наиболее подходящей декорацией или стартовой площадкой. Скорее - об особенностях нового державного стиля России. Стиля, в рамках которого нынешняя Москва фигурирует как образец для подражания и, одновременно, центральный испытательный полигон. Здесь уместно вспомнить помпезный столичный новострой последних лет, бессмертное творчество Церетели и многие другие достижения, которые составят для будущих москвоведов значительную часть портрета "лужковской эры".

Новые учебники довольно органично вписываются в эту программу разрастания московской культуры до размеров всероссийской. Юные москвичи должны стать новой - образцовой - генерацией российских граждан. Причем эрудированностью и знакомством с "тезаурусом" отечественной культуры дело не ограничивается. Необходимо еще одно качество - социальная адаптируемость.

Начинать здесь приходится с малого:

"И роль покупателя тоже не совсем уж простая. Нужно уметь правильно выбрать себе товар, никому при этом не мешая, не загораживая витрину и проходы; четко назвать нужные товары продавцу, подготовить необходимую сумму денег, быстро сосчитать сдачу, упаковать все и т.д."

Или:

"Выполняя свои различные роли и внутренне контролируя себя, каждый москвич должен уметь вести себя в городе".

Что ж, тем существенней и надежнее получаемый результат.

Таким образом, новые учебники, помимо своих прямых образовательных функций, выполняют еще и неявные, однако не менее значимые, - привносят в сознание учеников новую ценностную иерархию. Что, судя по всему, неизбежно. Плюс ко всему, со многими из этих посылов нельзя не согласиться. Социальная корректность, культурная самоидентификация и, наконец, элементарное знакомство с историей своего города - вещи необходимые.

Смущает только одно - проскальзывающие в тексте интонации очередной разновидности великодержавного пафоса, такого знакомого по прежним, еще моего времени, учебникам истории и обществоведения.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru