Russian Journal winkoimacdos
31.12.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
образование архивпоискотзыв

В зеркало другого хорошо посмотреться

Елена Мещерякова, Ольга Кабанова

Конференции-98

Вниманию членов академического и околоакадемического сообщества в декабре была предложена анкета.

- В каких научных мероприятиях (симпозиумах, круглых столах, конференциях, семинарах) в 1998 году Вам приходилось участвовать?

- Какие "встречи" Вам хотелось бы отметить?

- По каким параметрам:

а) степень организации;
б) уровень научной дискуссии;
в) практические результаты (издания, применимость опыта в преподавательской и исследовательской работе)?

На вопросы РЖ ответило 115 респондентов. Наибольший рейтинг получили следующие конференции года.

1. "Меж глобализмом и локализмом в Квебеке и в России: семиология интеркультурной динамики". (РГГУ, Москва - Университет Лаваль, Квебек, 12-14 марта, 1998).

2. "Взаимопонимание и рефлексия в общении, культуре и образовании". (Шестые международные чтения по герменевтике, Тверь, ТГУ, 20-22 мая, 1998).

3. "Социологическое образование в России: итоги, проблемы, перспективы". (Всероссийская научная конференция, посвященная 275-летию Санкт-Петербургского государственного университета, 25-27 июня, 1998).

Все три конференции грандиозны по замыслу и масштабны по исполнению. Пожалуй, самая грандиозная, "юбилейная", питерская, не только всероссийская, но, похоже, всегерманская. Около 150 участников. Охвачены все мыслимые и немыслимые аспекты социологии как науки, как учебной дисциплины, как житейской практики. Но, главное, размышления многих выступавших сводились к одной "мучительной" теме: какова она, модель сегодняшнего университета в России, насколько влияет сама на внеобразовательные процессы и подвержена, в свою очередь, их воздействию, сопоставима ли с западной? Похоже, "мысль об образовании" - наш последний оплот рухнувшей культуры.

Вездесущий Карл Эймермахер, друг и покровитель российских гуманитариев, сотоварищи А.Хартман и К.Ласс сообщили о данных опроса о контактах двух типов высшей школы: в России/СНГ и Германии. Пока на основании анализа этих данных можно лишь поставить диагноз: надежда на гуманитарную помощь не залатает дыры, не исправит положения. Почему? Напоминания об известном горьки и болезненны.

Во-первых, непреодолима асимметрия социальных условий. В то время как немецкие профессора, как правило, состоятельны и их работа хорошо оплачивается, их русские коллеги "сражаются" с жизнью, ищут побочные заработки. С каждым годом усиливается развал целых исследовательских направлений. В таких условиях совместное сотрудничество кажется единственной спасительной соломинкой. Но вот тут-то и начинается "вакханалия авантюрных представлений о возможностях немецких партнеров". Кроме того, "отсутствие концепций и блокады в правительстве РФ, со ссылкой на политику реформ", секретность и старый синдром шпиономании препятствуют реорганизации. Плюс кооперация с русскими высшими школами часто проистекает, как одностороннее движение, как трансфер с Запада на Восток ноу-хау и денег. Интерес к бывшему СССР уже, по большей части, прошел. "Бонус Горбачева" исчерпан полностью. Итог: 1998 год - рекордный по числу провалившихся проектов!

Похоже, европейцы и американцы, с начала 1980-х проложившие дорогу и "освоившие" многие российские и столичные университеты, скучны, вялы и пессимистичны. Островки энтузиазма наблюдаются лишь там, где открыто или за кулисами действуют наши бывшие соотечественники, движимые неутоленной энергией, неукорененностью в чужой культуре и ностальгией. Так, вдохновителями "нашествия квебекцев на Москву" стала супружеская пара эмигрантов с 20-летним стажем, ныне граждан Канады.

"Портрет" этой конференции поучителен. Национальное самосознание формируется мучительно и непросто. Особенно у тех, кто не отождествляет себя с большинством населения страны, в которой живет. Проблема культурной идентичности, осознания собственной самобытности стоит в Квебеке столь остро, что стала темой постоянной политической, социальной и научной рефлексии.

Если не испугаться названия, совершенно чудовищного на слух не владеющих научным сленгом, то в докладах канадских ученых можно найти тот опыт изучения жизненных реалий, которого у нас нет. Продравшись сквозь плотную завесу научной терминологии, которой охотно пользуются канадские ученые, можно найти в описанных ими явлениях достаточно много общего с тем, что происходит у нас, и столько же нам не понятного. То есть и глобального, и локального.

Например, доклад Марка Анжено был посвящен теме мрачных предсказаний, которыми увлечены в последние десятилетия уходящего века европейские и североамериканские интеллектуалы. Их эссе о конце всего занимают целые секции книжных магазинов и "представляют собой, как правило, комбинацию провидческой патетики и пессимизма перед лицом надвигающейся катастрофы". Ученый доказывал, что все эти сочинения - специфический модный литературный жанр, претендующий на полную расшифровку истории.

Рассказ о квебекской архитектуре многих московских слушателей изрядно напугал. Описывая поиски квебекских зодчих, сверхозабоченных утверждением собственного национального стиля, Люси Мориссет сообщила, что их усердие привело провинцию к лозунгу: "На земле Квебека ничего не должно ни умирать, ни меняться". Охрана архитектурных памятников вскоре превратилась в созидание их, и патриотично настроенные квебекцы стали считать большинство своих построек чуть ли не древностями. В результате 50-е годы в Квебеке, когда лозунг этот был популярен, нынешние историки определили, как эпоху "великой тьмы". К сожалению, на конференции не было представителей столичной мэрии, озабоченной утверждением московского архитектурного стиля. Да и памятник Дзержинскому еще не собирались возвращать.

Темой другого очень научного выступления стала популярная в Северной Америке певица Селин Дион. Фредерик Димерс считает, что она "символизирует современный Квебек, деятельный, ищущий новых возможностей, эффективно работающий, добивающийся успехов; для квебекского коллективного сознания Селин Дион - это в одно и то же время воплощение традиции и горизонт ожидания. Она является подлинной фигурой самоидентификации". Если встать на скользкий путь аналогий, то в параллель можно было бы прочитать доклад, например, об Алле Пугачевой, которая воплощает победу русских над другими, хуже поющими народами.

Но доклады с российской стороны были значительно академичней выступлений квебекцев. Даже странно, что изменения, произошедшие за последнее десятилетие на территории одной шестой части мира, волнуют разве что политиков, готовых спекулировать на национальных чувствах, но почти не изучаются ни социологами, ни психологами, ни философами. Чему доказательство две другие вышеупомянутые конференции. Так что ученые эксплуатируют и успешно демонстрируют тотальную герменевтику.

Елена Мещерякова,
Ольга Кабанова


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru