Russian Journal winkoimacdos
12.02.99
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
образование архивпоискотзыв

Новая методика обоснования школьной программы

Ренат Гильфанов

Развитие содержания образования происходит в зависимости от двух главных причин. Во-первых, от философии языка, во-вторых, от тех средств языка, которыми он располагает в данный момент. Между развитием философского взгляда на язык, развитием словесности и системами содержания образования существуют определенные парадигматические отношения. Греческая гимназия, например, связана с теорией наименования и рукописной словесностью, тривиальное образование (образование на основе письменных технологий) - с догматической литературой и творящей сущностью языка, предметно-поурочный метод Яна Коменского - с доктриной "общественного договора" и книгопечатанием, современное образование - с появлением массовой коммуникации и биоэтических взглядов на язык.

С переходом к компьютерным и электронным технологиям возникает необходимость строгого систематического уточнения этих вещей и их содержательной развертки. Необходим так называемый понятийный тезаурус (словарь понятий) по отношению к каждой из дисциплин, изучаемых в средней школе. Такой информационный тезаурус позволит обосновать содержание учебников и учебных пособий, раскрыть новые возможности для их создания, а также для использования электронной техники, учета и контроля за результатами образования. Одновременно он поможет создать более высокую степень интеграции содержания образования и дать методическую свободу.

Общее образование, независимо от страны и образовательной системы, "включает" в себя около 20 тысяч понятий, в которые необходимо вместить "весь" объем знаний в области практики, науки и искусства, а также морали и нравственности. Естественно, представленный в общем образовании минимум учебных дисциплин необходимо обосновать. Впервые такую попытку проделали японцы в 70-х годах. Они составили словарь-тезаурус общего среднего образования на 9900 понятий и ввели его в качестве достаточно жесткой нормы в японское общее образование.

В нашей стране подобными исследованиями занимаются специалисты из Современного Гуманитарного Университета и Московского Государственного Университета (группа под руководством академика РАН Ю.В.Рождественского). Во-первых, создать логически непротиворечивую, строгую систему энциклопедической информации - задача сама по себе очень трудная. Во-вторых, это задача - временно решаемая, то есть решаемая для определенного момента времени. С появлением новых сведений и развитием их содержания возникает необходимость реорганизовать эту систему, придерживаясь, однако, заданных норм. В-третьих, систематическое изложение предмета предполагает противодействие со стороны, прежде всего, учителей. Это проблема преодоления некой социальной инерции образования.

Содержание образования формировалось на протяжении тысячелетий и последовательно, "по капле" включалось в школьный курс. В наше время наука развивается особенно стремительно, знания удваиваются каждые 10 лет. Как же в таких условиях рассчитать объем, к примеру, школьного обучения?

Дело в том, что даже при расширении научной информации в 1000 раз, в школьной практике образовательный объем может увеличиться всего в 2 раза. К примеру, геометрия Евклида принципиальных изменений за тысячи лет не претерпела и до сих пор изучается и издается практически в первоначальном виде. Другое дело, что при Евклиде она была личностно значима для каждого, кто ее изучал, - с ее помощью философы объясняли мир. А нынче школьники изучают ее просто как набор математических знаний, при этом неизвестно, когда он может пригодиться и пригодится ли вообще. Короче говоря, учебник от любой научной монографии отличается колоссальной работой по содержательному обобщению.

Специалисты СГУ и МГУ исходили из посылки, что в настоящее время образовательные программы не отражают реального положения в сфере обучения, так как единственный числовой параметр, использующийся при составлении этих программ, - это определенная часовая нагрузка по годам обучения, которая плавно возрастает. В итоге, исследователи пришли к выводу, что для определения конкретного содержания дисциплин необходим сравнительно-тезаурусный подход. Суть его в следующем. Наиболее авторитетные учебники, изданные в России и за рубежом, анализируются на предмет включенных в них понятийных единиц. Все результаты сводятся в одну таблицу, что позволяет провести сравнительный анализ. Окончательный анализ проводится экспертом, которому, кроме итоговой таблицы, предоставляются данные по каждому учебнику. В качестве главного эксперта выступает ученый, имеющий большой опыт преподавания в вузе, автор учебных пособий. Задача главного эксперта состоит в исключении понятий-синонимов, корректировке таблиц, выделении наиболее часто употребляемых понятий, дополнении данного списка понятий связующими, необходимыми для целостности изложения.

Данный метод был применен специалистами СГУ для анализа существующей педагогической практики обучения по курсу физики и составления научно обоснованной программы. Эксперты проанализировали 16 учебников по курсу физики, изучаемых в 5-11 классах, на предмет выделения основных понятий. Кроме того, был проанализирован каррикулум англо-американской школы для детей сотрудников посольств, который является универсальным для продолжения обучения в любой стране мира, а также комплект вопросов теста, применяемого для оценки знаний выпускников школ США. В качестве экспертов при анализе учебников были приглашены учителя средних школ с преподавательским стажем в 18-20 лет и преподаватели физики из вузов.

Частотный анализ понятийных единиц проводился в табличной форме. Получилось, что таблица содержит около 1500 понятий, соответствующих 45 разделам физики, и включает в себя 19 источников содержания. Исходя из результатов исследования, можно сделать следующие выводы. Существующая школьная программа по физике необоснованно перегружена. (Подсчет показал, что одиннадцатиклассник с учетом основных дисциплин уже почти исчерпал свои резервы обучения.) На этапе практического внедрения существующей программы в заблуждение вводится огромный коллектив педагогов, поскольку они должны учить детей по невозможной программе и ставить детям необъективные оценки.

Результатом работы явилась научно обоснованная программа, состоящая примерно из 300 понятийных единиц, не содержащая логических пропусков, препятствующих изложению материала, и включающая те понятия, знание которых необходимо на вступительных экзаменах в отечественные и иностранные вузы. Необходимо заметить, что данная программа ставит своей целью формирование грамотного потребителя, не перегруженного ненужной информацией, "стирающейся" из памяти (за ненадобностью) уже через три-четыре года после окончания школы.

Помимо прочего, создание научно обоснованного учебного плана позволяет перейти к вариативному подходу в обучении, включающему выбор индивидуального, наиболее удобного темпа обучения (индивидуальный план) и выбор оптимального соотношения видов занятий при заданном темпе обучения.

В настоящее время специалисты СГУ завершают работу по обоснованию школьных программ по курсам биологии, химии и математики.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru