Русский Журнал
Win Письмо Mac
Содержание Unix
Dos
25.09.1997

Иные
Отзывы
Михаил Кордонский 'Чужой ребенок'. Эссе о судьбах русского 'третьего сектора'
Архивист


I. Постановка проблемы

В настоящее время некоммерческий сектор в России, Украине, Беларуси (и, очевидно, в других русскоязычных частях бывшего СССР) можно разделить на два все более расходящихся потока.
"Традиционные" советские неформалы славятся преданностью делу, аскетизмом, нелюбовью к государству, особенно к правоохранительным органам, пренебрежением к официозной церкви и науке, использованием самодельной субкультуры.
Новые некоммерческие организации (НКО) отличаются, как правило, профессионализмом (во всех смыслах этого слова), уважением к закону, праву и государству, европейским (точнее - американским) имиджем, приверженностью к господствующей церкви, академической науке, классической культуре. Они активно и грамотно работают с журналистами, и, как правило, СМИ создают у публики адекватное представление об их реальной деятельности.
Неформалы, которых на сегодняшний день большинство, чаще всего не зарегистрированы и не желают этого. Деятельность их протекает в основном "под открытым небом" и координируется из частных квартир, а главными ресурсами являются бесплатный труд дилетантов и пассионарность "фанатов"-лидеров. Средства массовой информации изредка показывают их как экзотику, но количество уделяемых им газетных строчек и телевизионные минуты совершенно непропорциональны проценту населения, вовлеченного в неформальную деятельность и проявляемому этим населением энтузиазму. Вряд ли какая политическая партия располагает таким количеством активистов и проводит столько массовых мероприятий, сколько, например, движение "ролевиков".
Новые НКО вполне легальны, но разыскать их по регистрационным данным среди множества маскирующихся под благотворительность коммерческих структур чрезвычайно трудно. Если вам это все-таки удастся, вы легко увидите, что в них 90% работы выполняют старательные клерки и хорошо обученные в американских университетах директора, а Наблюдательные советы состоят из свадебных генералов, которые не утруждают себя не только проведением собраний, но иногда даже и подписанием протоколов.
Если бы, как желала гоголевская невеста, "...взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча, да […] прибавить к этому еще дородности Ивана Павловича...", то получилась бы вполне приличная по западным меркам НКО. В жизни, однако, такой гибрид не встречается, и при любых попытках его создать получается тришкин кафтан, ибо в каждой из этих двух категорий не хватает неких непреложных для Запада характеристик "третьего сектора": либо легальности, профессионализма руководства, поддержки государства и финансовой отчетности, либо массовости, популярности.
Очевидно, что новые НКО (или организации, умеющие прикинуться таковыми) получают львиную долю помощи от международных фондов (за исключением, может быть, Фонда Сороса, политика которого несколько тоньше).
Если ситуация будет и дальше развиваться в том же направлении, то через 10-15 лет международные фонды создадут на нашей территории целую сеть учреждений, предоставляющих услуги населению за счет зарубежных дотаций/бюджетов/грантов и ничем не отличающихся в глазах людей от собесов и муниципальных контор. Собственно говоря, нечто подобное уже произошло с американской еврейской благотворительной организацией "Джойнт", которая раньше всех начала свою деятельность у нас в стране и раньше других прошла этот путь до конца. Одновременно с подобными конторами и совершенно независимо от них будут, как и прежде, существовать мощные неформальные движения.
Неизбежные при разрушении Империи и падении "железного занавеса" взаимопроникновение и взаимовлияние западной и русской/советской культур, конечно же, будет иметь место, но легальный некоммерческий сектор окажется далеко от эпицентра этого процесса...


II. Попытка анализа по одному из факторов - схеме ресурсообеспечения

II.1. Приживется ли в россии западная схема финансирования НКО?

Централизованная схема ресурсообеспечения (назовем ее так) - самая распространенная и естественная для западных НКО (но не единственная, о чем речь в II.2. и далее).
Ресурсы, чаще всего - в денежной форме, аккумулируются в центральном органе управления и затем распределяются на нужды организации. Это могут быть как взносы и пожертвования членов, так и гранты и другие сторонние средства. Даже организации, широко использующие труд добровольцев, централизованно финансируют свою инфраструктуру, причем затраты эти порой бывают соизмеримы с теми суммами, которые получили бы профессионалы за всю выполняемую организацией полезную работу.
Одна американка из маленького городка хвасталась, что на содержание руководимой ею организации психологической помощи средств уходит меньше, чем на оплату одного специалиста-психиатра. И в то же время она жаловалась, что их упрекают в дилетантстве: прием пациентов ведут добровольцы.
В диспутах между сторонниками профессионализации и любительства неизменно используется и такой довод: сам факт добровольного бескорыстного труда граждан является духовным национальным достоянием, ценностью. Это, конечно, далеко не единственная выгода, которую прагматичные американцы извлекают из НКО, но, пожалуй, одна из весьма существенных.
Некоммерческие организации, работающие по схеме централизованного финансирования, в СССР появились во время перестройки и, в общем, живут до сих пор. Как правило, они созданы на западные гранты и хотя бы частично ими финансируются и/или пользуются элементами инфраструктуры, финансируемыми с Запада. В антологии "Иное" упомянут "...совершенно третьемирский феномен "компрадорской интеллигенции", живущей на западные гранты, моделирующей свою жизнь и работу по возможностям их получения" (т. 1, с. 337).
Некоторые российские НКО получают бoльшую часть денег от новых русских меценатов, но НКО, чья финансовая база формируется самым типичным для Запада способом - за счет множества мелких денежных пожертвований своих сограждан, - в СНГ нет.
Может быть, пока нет. Но если они и появятся и даже если их станет много, это не будет поводом для забвения других схем ресурсообеспечения, ныне существующих и подтверждающих свою жизнеспособность.


II.2. Для самых массовых НКО России/СНГ типично распределенное ресурсообеспечение

Каждый из членов организации вносит в ее деятельность кроме своего добровольного труда еще и свою часть материальных ресурсов, как правило - не в денежной форме.
Все варианты подобных взносов невозможно перечислить, назову для примера лишь некоторые: кто-то предоставляет свою квартиру для работы, другой оплачивает телефонные переговоры со своего домашнего телефона, третий путешествует по делам организации за свой счет или возит пассажиров и грузы на личном автомобиле, четвертый дает бесплатно напрокат свое движимое имущество, пятый изготавливает для организации изделия из лично добытых материалов и т.п.
Существовавшая как при социализме, так и до и после него привычка пользоваться ресурсами вроде бы не своими, а взятыми на работе, ничуть не выходит за рамки этой парадигмы. Каждый все равно реально пользуется "своей" долей ресурсов, описываемой, например, концепцией "административного рынка" (см. антологию "Иное"), или, попросту говоря, каждый все равно может украсть с завода столько, сколько положено: хоть для себя, хоть для общественной пользы.
Организация не имеет офиса, базируется на частных квартирах, адресом ее является домашний адрес ее лидера и/или кого-то из активистов.
С точки зрения западных грантмейкеров, это вообще не организация, так как она не зарегистрирована и не является юридическим лицом.
Занимающиеся общественно полезной деятельностью неформальные группы, течения, движения, ассоциации, организации и т.п. существовали в СССР и до перестройки и по своей массовости, объему производимой продукции/услуг и реальной роли в общественной жизни хотя и уступали аналогичным группам в США и Канаде, но превосходили своих "сородичей", например в Германии или Франции.
(Точных подсчетов и исследований никто не проводил, потому здесь и далее автор ссылается на свое субъективное мнение, которое для солидности можно обозвать "экспертной оцеНКОй". Он уверен, что если бы несколько независимых социологических институтов опубликовали результаты своих исследований в этой области, то можно было бы выбрать из публикаций ту, что подтверждает его правоту.)


II.3. Попытка классификации

Неформальная группа - это группа, существование которой определяется исключительно личными связями членов группы и соответственно не детерминировано никакими внешними силами.
Неформальные движения, течения, системы, организации и пр. состоят из неформальных групп и/или людей, отношения которых неформальны.
Общественная инициатива - это идея общественной деятельности, реализуемая деятельностью какого-либо человека и/или группы людей.
Общественное течение - независимая, некоординируемая деятельность не связанных между собой людей и/или групп, реализующих одну и ту же общественную инициативу. Общественное движение - система горизонтальных (сетевых) связей между людьми и/или группами общественного течения.
Неформальная ассоциация - система горизонтальных (сетевых) и вертикальных (к одному или нескольким центрам) связей между людьми и/или группами общественного движения.
Неформальная организация - система координации и управления общественным движением, включающая в себя обязательность исполнения некоторых решений центра для всех людей и/или групп - членов организации (невыполнение этих решений влечет за собой исключение из организации).
Следует подчеркнуть, что ни в одном из этих определений не учитываются ни глобальность задач, ни массовость. Общественные движения могут быть и бывают разного размера, и масштабы решаемых ими задач также сильно различаются, причем две эти характеристики тоже не связаны между собой. Так, диссидентов в СССР было на два порядка меньше, чем искателей снежного человека. Автор может привести достаточно примеров общественных движений, охватывающих всего несколько сотен человек, что не меняет их места в классификации и не перечеркивает общественной полезности производимых ими продуктов/услуг. Однако ныне в России/СНГ существуют и миллионные общественные движения, например т. наз. "ролевики".
Подобные общественные явления, по мнению автора:
- существуют де-факто, а иногда и де-юре;
- могут рассматриваться как местные аналоги или вариации западных НКО;
- на сегодняшний день по массовости, активности, количеству произведенных продуктов/услуг намного превосходят НКО "западного типа", действующие на территории СНГ, точнее - в России, на Украине, в Беларуси.
Примеры такого рода организаций приведены в статье "Добровольцы" (журнал "Век XX и мир", № 12, 1995).


II.4. Существуют ли на западе организации с распределенным ресурсообеспечением?

Да.
Этот вариант встречается не так уж редко среди, например, экологических движений, но самым ярким примером является, конечно, FIDO. Так называется родившаяся в 1984 году в США ныне всемирная некоммерческая сеть компьютерных телекоммуникаций. Около 30 000 ее членов обеспечивают бесплатно услугами электронной почты порядка полумиллиона потребителей.
Предусмотренная Уставом FIDO, в виде исключения, возможность складчины для компенсации расходов на деле используется чрезвычайно редко: фидошники, члены "сети друзей", друг другу не платят и с потребителей денег не берут.
Местные организации FIDO существуют и работают (каждый день!) во многих странах мира на всех континентах, но нигде не зарегистрированы.
По сведениям автора, ни сама сеть FIDO, ни ее филиалы на местах никогда не получали никакой не только финансовой, но и любого рода материальной помощи от благотворительных фондов.


II.5. Краткая информация о течении "чужой ребенок"
("Чужая семья", "Кристалл")

"Чужой ребенок" - общественное течение с интенциями перехода в движение.
Общественная инициатива заключается в том, чтобы помочь беспризорным детям социализироваться, предоставив им примеры социального существования, каналы социализации и поддержку в случае следования этими каналами. Носителями инициативы являются в большинстве случаев благополучные полные семьи, имеющие более одного своего ребенка, но встречаются и другие варианты: от одинокого холостяка до коммунарской общины.
Наблюдаются два основных типа действий, называемые на сленге "приютить" и "пасти". В первом случае ребенка приглашают пожить к себе в дом (в пустующую квартиру, на дачу, в коммуну, тусовку, систему и т.п.). Во втором - ребенок время от времени приходит в гости или его регулярно навещают в его "жилище" (на вокзале, чердаке, в подвале, в "неблагополучной" полусемье и т.п.). В обоих случаях ребенка подкармливают, подлечивают и пытаются куда-то пристроить: в "хороший" детдом, в ПТУ или на работу с общежитием, в другую семью - вариантов много.
Независимо от намерений помогающих, де-факто эта помощь носит временный характер. Вариант "приютить" в среднем длится полгода. Среди вариантов "пасти" известны несколько долголетних (до 10 лет!), но в среднем опека длится порядка двух лет. Интересно, что эти цифры совпадают со статистикой канадских "foster family". Очевидно, здесь задействованы некие общие закономерности социальных процессов.
Поводами для разрыва отношений бывают обычно воровство и разочарование ("он не хочет жить по-другому"). В Канаде типична другая мотивация: "Мы помогли ему в трудное для него время...", "Он имеет право жить по-своему, но у нас в семье он узнал, что можно и по-другому...", "Это наш долг перед обществом (Богом, церковью)..."
Журналисты, случайно столкнувшиеся с такими фактами, иногда пишут очерки, из которых люди, занимающиеся подобной деятельностью, узнают друг о друге. Нередко после этого они пытаются связаться со своими единомышленниками через редакции. Группы такого рода людей формируются вокруг детских приютов, телефонов доверия, центров психологической помощи. Поскольку среди учреждений такого рода много НКО, активисты которых до сих пор связаны с неформалами, то информация о происходящем начинает распространяться по налаженным каналам связи других движений, имеющих свои самиздатские СМИ. Таким образом, активисты НКО и неформалы становятся фукционерами зарождающейся инфраструктуры нового общественного течения.
У неформалов есть не только самодельные СМИ, но и самодельные концепции и "теоретические" разработки. Согласно одной из них, автором которой, собственно, и является автор данного текста, сотрудничество между разными неформалами определяется не близостью тематики их деятельности, а совпадением ценностно-личностных ориентаций.
В случае с чужими детьми информация пошла по каналам движений "фэнов" (любителей фантастической литературы), "ролевиков" (разыгрывающих импровизационные спектакли на местности), КСПшников (любителей самодеятельных песен под акустическую гитару), коммунаров (остатки секты коммунистов-утопистов 60-х), социальных экологов (не путать с новой НКО "Социально-экологический союз"; а вообще разновидностей неформалов-экологов настолько много, что даже автор в них иногда путается) и некоторых других.
В настоящее время автор установил прочные связи с несколькими десятками активистов "Кристалла" в регионах: Урал, Волга, Краснодарский и Ставропольский края, Карелия, Нечерноземье, юг Украины. Почти все они одновременно являются активистами какого-либо из вышеперечисленных неформальных движений, которым и отдают бoльшую часть своего досуга, а участие в "Кристалле" для них второстепенно. Эта ситуация типична для новых неформальных движений.
У автора имеется реальная, проверенная на практике возможность отправить ребенка в другой регион (на сленге - "провести через грань") на срок в несколько месяцев, тем самым на время изолировав его от неблагоприятного, с точки зрения педагогов, окружения. Этот педагогический прием сам по себе не нов, он достаточно широко применялся и ранее и в некотором смысле является классическим (Ж.-Ж. Руссо). Возможно - в случае, если ребенку грозит некая гипотетическая опасность - сохранение в тайне информации о личности ребенка и месте его пребывания (на сленге - "конспирация"). Инициативная группа (на сленге - "грань"), представляемая автором, такой возможностью не пользовалась и ни одного подобного случая не знает (романтические слухи не в счет). Однако из личного опыта контактов с "пасущими" и тем более дающими приют семьями мне известно, что и без всякой угрозы они как правило не желают разглашения своих имен и узнаваемых обстоятельств. (Из 28 одесских семей категорически отказались от беседы с журналистами - 20, после долгих уговоров согласились на разговор со "знакомым", "своим" журналистом - 7, согласилась на публикацию своего настоящего имени - 1).


III. Суть проекта

ПРЕДЛАГАЕТСЯ, в порядке эксперимента, вместо создания НКО поддержать зарождающееся неформальное движение и попытаться привить ему некоторые черты НКО западного типа.
Самое главное - это ПОНИМАНИЕ того, что между НКО западного типа и нашими неформалами такая же разница, как между механизмом и растением. Неформальными движениями невозможно УПРАВЛЯТЬ, но их можно попробовать ВЗРАЩИВАТЬ. Сейчас практически все они дикорастущие, но если рассматривать их как явления социальной природы, то стоит подумать о переходе от собирательства плодов к культурному социоделию. В качестве "аборигена" предлагается только зарождающееся, с неясными перспективами, малочисленное, слабо ассоциированное и по всему этому НЕОКОСТЕНЕВШЕЕ общественное течение "Чужой ребенок" ("Кристалл", "Чужая семья"; варианты названия не устоялись).
В качестве "череНКОв" - такие элементы, как пропаганда и освещение деятельности движения в СМИ ("public relations"), просветительство. Что именно приживется - сказать трудно, потому одной из главных задач проекта является предоставление информации о том, как это делается ТАМ. Авторы-исполнители проекта в основном опираются на опыт Канады: страны, где действуют самые мощные и массовые в мире организации "foster family". Информационные связи с канадцами у нас налажены.
(В принципе можно выбрать и другое движение, у автора есть еще кое-что на примете.)


Ожидаемые результаты

Показательнее начать с того, чего авторы-исполнители проекта НЕ ожидают. Мы НЕ беремся решить проблему беспризорных детей в масштабе страны или даже региона. Мы вообще считаем, что заявки на глобальное решение проблем - это дело политиков, а не общественных организаций.
Мы не собираемся также отчитываться перед обществом, называя число перевоспитанных и вставших на правильный путь детей, - пусть такими вещами занимается очередной МакареНКО. В упомянутой сытой и благополучной Канаде беспризорные дети есть и, судя по финансовым планам организаций социальной помощи, будут.
Мы готовы только сообщить, сколько детей по скольку месяцев прожили в нормальных семьях. Мы считаем, что эти дети это время не были беспризорными, и тем самым это количество человеко-месяцев выпало из криминогенного, эпидемоопасного и прочего оборота страны, в чем наш скромный вклад и заключается.
Сверх того, мы считаем социальной, духовной ценностью сам факт бескорыстного добровольного труда людей, их материальных затрат на содержание чужого ребенка. Мы считаем, что целенаправленная пропаганда подобного рода деятельности в СМИ также является общественно полезным делом, потому в отчете могут также фигурировать количество и объем публикаций и отзывов на них.
Наконец, проживание в нормальных семьях сказывается в какой-то мере на поведении детей: другими словами, происходит воспитание и соответственно социализация. Однако подсчет эффективности этих процессов представляет собой весьма трудоемкую и даже наукоемкую задачу для социологов, психологов, криминалистов и т.п., и затраты на него на порядок превысили бы затраты на сам проект. Случаи же полного излечения от тяжелейшей хронической социальной болезни хотя и могут быть указаны, но, по нашему мнению, не дают ни адекватного представления о ценности нашей деятельности, ни репрезентативного материала для социологической интерполяции.


Ближайшие перспективы развития проекта: координационный пункт

Разговоры об адресе для переписки среди кристальщиков идут давно. Требования к этому элементу структуры предъявлялись чрезвычайно жесткие, в связи с пресловутой конфиденциальностью ("конспирацией").
Год назад, не имея практического опыта работы с приемными семьями, автор принимал информацию о них на веру, а реализацию их замыслов полагал делом очень рискованным. В настоящее время автор считает, что степень риска не так высока, как хотелось бы молодым романтикам, ленящимся съездить за острыми ощущениями в альплагерь.
В Одессе такой координационный пункт давно уже есть: клуб "Чужой ребенок", ул. Сабанеев мост, 3, тел. (0482) 23-63-04. Открытые заседания клуба проходят в первую пятницу каждого месяца с 17.00. Объявления о них регулярно публикуются в одесских СМИ, а вообще за год появилось более 40 газетных публикаций о деятельности клуба, примерно столько же радиопередач, четыре телепередачи.
По мощностям и площадям, имеющимся в ее распоряжении, одесская "грань" могла бы организовать информационное обслуживание всего пока очень немногочисленного "Кристалла", но мы считаем, что адрес на Украине неудобен для координации движения, бульшая часть которого сконцентрирована в России. Желательно иметь координационный пункт (диспетчерскую, узел связи) в центральной России, на Волге или на Урале. Это "учреждение" должно состоять не более чем из 1 человека, 1 комнаты, 1 компьютера и 1 телефонной линии. "Не более" - потому что эти функции могут выполняться по совместительству, одновременно с какой-нибудь другой работой и/или частной жизнью. Между этими крайними вариантами - частной квартирой и специальным офисом зарегистрированной общественной организации - располагается масса других: родственная общественная организация, редакция газеты, где сотрудник коорпункта работает журналистом, и т.п.


Откуда возьмутся ресурсы на коорпункт?

Вероятнее всего оттуда же, откуда мечи и доспехи для "ролевиков", усилители с автономным питанием для лесных песен, фотопленка для съемки летающих тарелок, еда и одежда для одного из первых в СССР детских приютов, в создании которого автор принимал участие (1988-1991), и многое другое, чем живут неформалы.
Работа по созданию координационного пункта ведется, и автор надеется, что она увенчается успехом. Собственно, в Интернете он уже есть, его адрес kristall@securities.ru. В США вполне хватило бы и этого, но у нас только Интернет - это слишком узкий круг. Нужен почтовый адрес и телефон. Кстати, использование Интернета в качестве СМИ и средства связи - тоже одна из прививок западного опыта нашим неформалам.


Если бы писать заявку на грант, то...

Автор, неоднократно получавший гранты, нутром чувствует, что этот проект "негрантуем".
Может, здесь замешана "незападность", заранее планируемое дилетантство, а может, - экспериментальность проекта.
Даже в случае удачи эксперимента то, что получится, будет все-таки неформальным движением "русского типа" со всем вытекающим отсюда непрофессионализмом и некрещенностью.
Однако внутреннее чутье автора уже однажды подвело: проинформировав директора одного фонда о своей деятельности, он быстро и с минимальными бюрократическими издержками получил грант, вполне достаточный для того, чтобы поддержать реализацию двух проектов (описываемого здесь и еще одного, связанного с обучением не беспризорных, а обычных детей информационным технологиям) в течение 8 месяцев. (Интересно, что одним из условий получения гранта опять же была конфиденциальность: очевидно, у фонда имелись на то свои причины, которые автор не выяснял. Каждая из семей - участников движения по-своему объясняла свое желание остаться неизвестной, и найти систему в этих объяснениях автору так и не удалось.)
Независимо и от чутья, и от факта получения гранта действующая инициативная группа создает произведения в литературном жанре "Заявка на грант". В настоящее время пришли отказы от пяти фондов (в их числе "Counterpart", "Евразия", "Вiдродження") и не получено никаких ответов еще от четырех. Эта работа будет продолжаться в "фоновом" режиме.
Во всех заявках запрашиваются ресурсы на инфраструктуру двух видов:
инфраструктура одной экспериментальной площадки - это клуб "Чужой ребенок", Одесса, Украина. Клуб является одним из отделений зарегистрированной как общегородская общественной организации "Объединение детских клубов "Версия". В дальнейшем планируется регистрация самостоятельной специализированной организации "Чужой ребенок".
инфраструктура возникающего общественного движения "Кристалл", действующего в основном на территории России.
Приведу "рыбу" сметы: аренда комнаты, аренда телефонной линии, приобретение или аренда компьютера, фонд зарплаты (0,5-1 ставка), командировки по СНГ, услуги связи (почта, факс, Интернет), прочие расходы.


Какая помощь понадобится для реализации проекта?
Социальная провокация

Опубликованная в начале 80-х годов в "Комсомольской правде" статья о собаке, брошенной хозяевами в аэропорту, вызвала к жизни заметное общественное течение (правда, быстро угасшее). Можно, конечно, объяснить это случайной журналистской удачей.
Однако известны журналисты, на долю которых такого рода "случайности" выпадали несколько раз. Не заставляет ли это говорить уже не о везении, а об уникальном таланте? А вот то, что автор имеет возможность лично обратиться к двум из обладателей такого таланта, - это уже везение. Или знамение судьбы. Или тоже талант: быть знакомым в нужное время с нужными людьми.
Действительно, пользоваться массовой центральной печатью для создания пропагандистского фона - это удел политиков. Но если есть человек, знающий, в каком месте вытащить камешек, чтобы со склона сошла лавина, - почему бы и не попробовать? Ну, может, несколько камешков...
Собственно, весь этот текст и есть формулировка заказа на социальную провокацию.

Кордонский Михаил Борисович, misha@kids.vista.odessa.ua



В начало страницы
Русский Журнал. 25.09.1997. Иные.
Михаил Кордонский. "Чужой ребенок". Эссе о судьбах русского "третьего сектора".
http://www.russ.ru/journal/inie/97-09-25/kordon.htm
Пишите нам: russ@russ.ru