Русский Журнал
Mac
Содержание Unix
Dos
21.10.1997
Иные
Отзывы
Институт Открытое общество
Стратегические задачи института 'Открытое общество'
 


1. Обзор текущего положения

XX век продемонстрировал печальные плоды практического воплощения социальных утопий и коренным образом подорвал их привлекательность. Какие конкретные факторы и исторические обстоятельства ни являлись бы непосредственной причиной краха тоталитарных режимов, его суть заключалась в саморазрушении закрытых систем. Мир столкнулся с новым явлением: трансформацией закрытых обществ в открытые. Уникальность такой трансформации в России заключается в одновременном протекании трех процессов: в переходе от тоталитарного политического режима к демократическому, от централизованно планируемой экономики к рыночной и от бывшей советской империи к формированию национального государства.

В течение последних десяти лет Россия удалялась и продолжает удаляться от тоталитарного прошлого. Происходит становление институтов политической демократии, укрепляется рыночный характер экономики, создаются новые правовые основы государственной и общественной жизни, развиваются структуры гражданского общества. Ушли в прошлое цензура и идеологический диктат в сфере культуры и искусства. Активно развивается процесс обновления гуманитарного образования, осуществляется переход к более свободным и открытым формам обучения.

Однако во многих важных сферах жизни страна развивалась в сторону хотя и нового, но не слишком привлекательного общественного устройства. В стране прошла приватизация государственной собственности, в процессе которой сложился симбиоз части государственного чиновничества и финансово-промышленной олигархии. Усилилась опасность превращения государства в поле для соперничества различных кланов, обладающих реальной экономической и политической властью и использующих институты демократии в своих узкокорыстных целях. В силу скрытого характера этого процесса общество может незаметно утратить возможность влиять на формирование и осуществление государственной политики.

Новые демократические институты еще не стали настолько сильными, чтобы эффективно противодействовать движению в негативном направлении. Тем не менее целый ряд демократических ценностей, таких, как зачатки гражданского общества, независимая пресса, политический плюрализм, конкурентная система выборов, как оказалось, уже достаточно укоренились в общественном сознании. Кроме того, и во властных структурах имеются влиятельные силы, противостоящие опасной тенденции.

Сегодняшнее противостояние характеризуется относительной слабостью обеих сторон, не имеющих широкой общественной поддержки. Во многом это объясняется усилением политической апатии, пришедшей на смену завышенным общественным ожиданиям экономического процветания и общественной справедливости. К тому же в сознании большинства все еще доминируют стереотипы, сформированные системой ценностей тоталитарного общества.


1.1. Отношения государства и общества в процессе демократического развития

В России появились основные атрибуты демократической государственности: выборность руководителей исполнительной власти и законодателей, многопартийность, разделение властей. В последние годы происходила также определенная стабилизация государственной власти и управления. Отошли в прошлое катастрофические конфликты между ветвями власти, нормализуются на договорной основе отношения федерального центра и регионов. На разных уровнях власти появляются квалифицированные и образованные менеджеры.

Вместе с тем еще окончательно не решены проблемы распределения полномочий и ответственности между федеральным центром, регионами и местными органами власти. Обеспечение социальных нужд (медицины, образования и т.д.) остается острой общенациональной проблемой.

Цивилизованные и максимально прозрачные отношения бизнеса и государства, защита конкуренции и добросовестного предпринимательства находятся в зачаточном состоянии. Слабо развито партнерство между государством и обществом, еще не сложились механизмы общественного контроля за властью.

В результате сохраняется, а временами нарастает отчуждение власти от общества и общества от власти. Широко распространено представление о коррумпированности и неэффективности государства. С другой стороны, власть по-прежнему нередко видит в населении не граждан, а подданных.

Во многом это объясняется отсутствием общественного согласия по поводу функций и обязанностей государства в современной России. С одной стороны, государство пытается выполнять круг обязанностей, масштаб которых несоразмерен его возможностям. С другой - государство не способно выполнять часть своих неоспоримых обязанностей. В результате эффективность государственного управления остается невысокой.

В общественном сознании и менталитете представителей государственной власти продолжают доминировать искаженные представления о взаимных обязанностях и взаимоотношениях общества и государства.


1.2. Укрепление власти закона

В общественном сознании глубоко отпечаталось традиционное для России неуважение к закону. Оно присутствовало не только в сознании рядовых граждан, но и в менталитете власти, правовой нигилизм которой имеет глубокие историко-психологические корни.

К настоящему времени ситуация постепенно меняется. Успешно, хотя и медленно, продвигается строительство новой системы права, основанной на правах человека, разделении властей, независимости суда, приоритете международных правовых норм. В Конституции 1993 г. заложен прочный фундамент правовой реформы.

Наблюдаются серьезные сдвиги в общественном сознании: возрастает стремление граждан решать конфликтные ситуации правовыми средствами, увеличилась потребность в юридической помощи.

Однако строительство новой правовой системы далеко не завершено. Действующее право остается внутренне несогласованным: законы, постановления исполнительной власти, иные нормативные акты противоречат друг другу, а иногда и Конституции. Этому способствуют и фрагментация государственной власти, и отсутствие четкого разделения полномочий между федеральным центром и регионами. Правовое пространство недоформировано; целые области социальной жизни, нуждающиеся в правовом оформлении, не охвачены или недостаточно охвачены действующим законодательством. Многие нормативные акты, издаваемые ведомствами, в т. ч. и касающиеся прав граждан, не публикуются и остаются закрытыми для общества.

Правосознание как рядовых граждан, так и власти остается на низком уровне.
Широко распространена практика неисполнения судебных решений. Суды не обеспечены соответствующими ресурсами и не справляются с резко возросшим объемом работы. Продолжаются серьезные нарушения прав личности; в первую очередь это относится к так называемым "закрытым системам": армии, местам лишения свободы.

Заметному росту престижа идеи права в общественном сознании противостоит низкий уровень уважения к закону населения - как рядовых граждан, так и лиц, облеченных властью.


1.3. Продолжение экономических преобразований

Экономические преобразования последних лет привели к ряду положительных сдвигов: ликвидирован товарный дефицит, снизились темпы инфляции, рубль стал конвертируемым, его валютный курс стабилизировался, произошла приватизация значительной части государственной собственности, возник мощный и влиятельный частный сектор, улучшился инвестиционный климат, значительно расширился сектор услуг, возникли и заработали реальные финансовые рынки, существенно возрос экспорт, сокращается разрыв между российскими и мировыми ценами, российские компании все чаще способны привлекать средства по разумным ставкам на национальном и мировом рынках. Многократно повторявшиеся прогнозы, сулившие экономическую катастрофу, хаос и социальный взрыв, не оправдались.

В то же время экономический кризис не преодолен. Серьезную опасность для будущего России представляет огромная концентрация не облагаемого налогом капитала, являющегося основой формирующихся олигархических структур. Коррупция, неравенство возможностей, несовершенство законодательства заставляют многих россиян уклоняться от уплаты налогов или воздерживаться от активного участия в экономике. Кроме того, экономические преобразования еще не завершены. Многие предприятия приватизированы, но реструктуризация их не завершена. Продолжающийся финансовый кризис не позволяет снять остроту социальных проблем.

Во многом это произошло в результате того, что реформы оказались медленными, непоследовательными, компромиссными. Приватизация в той форме, в какой она была проведена, не смогла создать массового среднего класса, но способствовала формированию олигархических структур, сращиванию новой финансовой олигархии с государственным аппаратом.


1.4. Восстановление российской гуманистической культурной традиции

Вера в общественные интересы, свободу и справедливость, терпимость всегда считались традиционными ценностями независимо мыслящих групп российской общественности. Официальные стандарты общественной жизни, диктовавшиеся государством, часто находились в конфликте с неформальными нормами. Культура в ее лучших образцах в значительной мере была как созидателем, так и хранителем этих неформальных норм.

С процессом реформ открылись новые пласты мировой и отечественной культуры, ранее недоступные гражданам по так называемым "государственным соображениям". Культурная жизнь очистилась от идеологии. Россияне постепенно стали привыкать к свободному выбору культурных предпочтений. Исчезает искусство, предназначенное для удовлетворения идеологических требований властей.

Активно развивается процесс трансформации системы гуманитарного образования, в ходе которого удалось в основном осуществить переход от обязательных догматических схем к более свободным и открытым формам обучения. Удалось сохранить высокий престиж образования. Новым поколениям открывается уже иная, деидеологизированная картина мира.

В то же самое время государство, отказавшись от тотального контроля над культурным процессом, не сумело выработать комплексную политику в области институционального развития сферы культуры. Государственные учреждения культуры находятся в критической ситуации, общественные институты культуры немногочисленны и слабы. Спонтанно возникающие новые методы менеджмента и финансирования культуры еще недостаточно развиты и не имеют широкого распространения. Культурное наследие страны находится в бедственном состоянии. Затруднено функционирование многих механизмов, которые давали людям доступ к уже существующим и вновь создаваемым культурным ценностям. В то же время суррогатная массовая культура агрессивно наступает, стремясь заполнить образовавшийся вакуум.

В свою очередь, процесс обновления гуманитарного образования тормозится из-за дефицита финансирования, недостатка квалифицированных кадров, отсутствия эффективной системы подготовки и переподготовки преподавателей, слабого взаимодействия образования и науки.


1.5. Укрепление институтов Гражданского общества

В России активно формируются институты гражданского общества. Прежде всего это выражается в бурном развитии НПО, формировании влиятельной, независимой от государства прессы, создании условий для возникновения местного самоуправления.

В настоящее время НПО насчитываются десятками тысяч. Однако многие из них нестабильны, малочисленны и не в силах оказать существенного влияния на органы власти. Отсутствуют начала доверия и партнерства между НПО и властными органами. Кроме того, отсутствуют стабильные информационные связи между неправительственными организациями, недостаточна координация их действий даже по тем вопросам, где их объединяет общий интерес.

В развитии средств массовой информации наметились негативные тенденции, связанные с процессом установления над ними прямого контроля олигархических финансовых групп. Одновременно происходит кризис ряда независимых СМИ, в частности, из-за их неспособности или неумения найти источники финансирования, характерные для рыночной системы.

Общественное территориальное самоуправление едва начинает формироваться, а его активность в отношении местной власти находится на крайне низком уровне. Имеются только отдельные примеры организации экономической самопомощи населения. Все перечисленные структуры Гражданского общества испытывают значительные недостатки в благотворительном финансировании. В России утрачены традиции благотворительной деятельности, не развито ее правовое обеспечение.


1.6. Чрезвычайные социальные проблемы

Хотя в ходе реформ во многих важнейших областях в России был достигнут значительный прогресс, все же есть ряд сфер, в которых последствия происшедших изменений создают чрезвычайную ситуацию, когда реальной угрозе подвергается либо здоровье и благосостояние граждан, либо стабильное существование страны. В двух сферах чрезвычайная ситуация требует, с нашей точки зрения, серьезного вмешательства.

Во-первых, это здравоохранение, кризис которого вызван сокращением необходимого финансирования и снижением качества базового медицинского обслуживания. Расширяется распространение наркомании и алкоголизма. Особенно тревожат значительное ухудшение здоровья нации, высокий уровень детской смертности и низкий уровень средней продолжительности жизни.

Вторая серьезная проблема связана с широкомасштабной реформой вооруженных сил. Ожидающееся значительное сокращение армии требует срочных мер по переобучению увольняемых офицеров и по обеспечению их занятости.



2. Открытое общество и Институт "Открытое общество"

Общественные перемены последних лет сделали возможным движение России в сторону открытого общества.
Под открытым обществом мы понимаем общество, которое отвечает следующим критериям:

  • высокий уровень индивидуальной свободы;
  • демократический характер формирования и функционирования государственной власти на всех уровнях;
  • высокий уровень социальной ответственности граждан и государства;
  • доступность информации о деятельности государственной власти;
  • высокий уровень развития институтов гражданского общества;
  • верховенство права, ограничивающего произвол в действиях государственной власти;
  • рыночная экономика, базирующаяся на частной собственности и свободе предпринимательства;
  • активное сотрудничество с внешним миром;
  • высокий статус гуманистических ценностей в общественном сознании.
  • Стратегической целью Института "Открытое общество" является содействие становлению в России открытого общества. Усилия Института направлены на то, чтобы принципы открытого общества укоренились в России, органично вошли в систему общенациональных ценностей.

    Деятельность ИОО призвана содействовать переходу России к открытому обществу, главным преимуществом которого мы считаем его многовариантность и возможность для отдельных граждан, групп населения, для страны в целом, оставаясь в рамках единого целого, свободно и ответственно выбирать свой путь.

    Для достижения целей открытого общества решающее значение имеют общественные институты, способствующие развитию образования, социальной активности граждан, распространению информации, обеспечению доступа к культурным ценностям. Содействие этим институтам и определяет главные направления деятельности ИОО-Россия.



    3. Деятельность, осуществляемая в России при поддержке фонда Сороса

    Фонд Сороса начал свою деятельность в Советском Союзе в 1987 году с целью поддержать перемены в общественной жизни страны. Первоначально фонд сконцентрировал свое внимание на финансировании поездок, стажировок, закупок оборудования, издательских программ. Постепенно начали формироваться постоянные направления работы фонда, которые включали поддержку гражданского общества, образования, культуры и искусства, независимых СМИ, инициатив в сфере экономики и правовой культуры.

    С течением времени фонд приступил к реализации ряда глобальных проектов, таких, например, как Программа обновления гуманитарного образования, которая способствовала деидеологизации преподавания гуманитарных предметов. Деятельность созданного Дж.Соросом Международного научного фонда (МНФ) была направлена на поддержку фундаментальных исследований и содействовала сохранению научного потенциала России. Была начата беспрецедентная международная Соросовская программа поддержки образования, которая предоставляет стипендии лучшим российским студентам, учителям, преподавателям вузов.

    По мере развития реформ в России и с появлением новых форм гражданской активности Институт "Открытое общество" начал уделять особое внимание поддержке зарождающихся независимых общественных организации, действующих в социальной и культурной сферах. Поскольку ключевым фактором для успешного осуществления демократических реформ является свободный доступ к информации, в 1996 году ИОО-Россия начал осуществление рассчитанной на пять лет программы по открытию в областных городах России университетских центров Интернета. Приоритетной для Института была и остается поддержка проектов, направленных на развитие инициатив в российских регионах.

    В настоящее время Институт осуществляет свою деятельность через такие программные направления, как "Высшее образование", "Среднее образование", "Культура и искусство", "Журналист и журналистика", "Гражданское общество", "Интернет", а также участвует в таких международных программах сети фондов Сороса, как "Восток-Восток", "Центр современного искусства Дж. Сороса", программы Центральноевропейского университета, "Обучение менеджменту".

    С дальнейшим развитием политических и экономических процессов в стране ИОО-Россия будет, как и прежде, оперативно реагировать на нужды общества, будет открытым для предложений и инициатив, заслуживающих поддержки и распространения.


    4. Задачи Института "Открытое общество"

    Принимая во внимание оценку текущей ситуации и исходя из своей стратегической цели, Институт "Открытое общество" ставит перед собой на ближайшие годы следующие задачи.

    Расширение гражданского контроля за деятельностью государственных органов
    Институт будет продолжать и расширять образовательную деятельность, которая поможет гражданам лучше ориентироваться в социально-экономических процессах и более активно воздействовать на них.
    Институт намерен начать программу, содействующую большей осведомленности общества о деятельности властных структур и их взаимодействии со сферой бизнеса. Программа имеет целью сделать более открытыми эти структуры. Одновременно в рамках этой программы будут изучаться методы предотвращения коррупции.

    Будет продолжена поддержка независимой журналистики, позволяющей обществу непредвзято судить о деятельности государственных органов и их отношениях с частным бизнесом.

    Правовое воспитание, образование и просвещение

    Институт будет продолжать и развивать программы, содействующие обновлению и совершенствованию юридического образования и правовому просвещению населения: создание новых учебных программ, подготовка и издание учебников, пособий, справочной литературы для высших, средних специальных учебных заведений и общеобразовательных школ, подготовка и создание брошюр для населения, помогающих гражданам получить сведения, необходимые для защиты своих прав и осуществления свободы выбора.
    Особое значение будет уделено распространению правовых знаний и информации о текущем законодательстве через Интернет.


    Институт будет оказывать содействие организациям, занимающимся повышением квалификации и переподготовкой судей. Будет усилена поддержка инициатив, направленных на получение гражданами бесплатной юридической помощи и защиту их прав.
    Институт начнет программу юридической помощи малому бизнесу, включая содействие организациям, оказывающим третейские услуги при разрешении споров по контрактам.

    Повышение активности населения в экономической сфере
    Институт намерен продолжать поддержку разработанного с его помощью курса базового экономического образования для средней школы. Институт намерен поддерживать создание и развитие учебных программ, учебной литературы, переподготовку преподавателей для обучения российских граждан навыкам и культуре потребительского поведения, заключения контрактов, уплаты налогов, сбережений средств в банках, фондах и ценных бумагах, получения кредитов.

    Дальнейшая поддержка ИОО независимой журналистики будет содействовать распространению неискаженной экономической и деловой информации, что особенно важно в свете растущей концентрации СМИ в руках финансово-олигархических структур.
    Институт намерен поддерживать программу кредитования малого бизнеса. Помощь малому бизнесу станет основным элементом и разрабатываемой программы по переобучению демобилизованных офицеров.

    Сохранение культурного наследия и адаптация культурных институтов к новым условиям
    Институт продолжит поддержку общественных, государственных и иных инициатив, способствующих независимому существованию культуры. Институт будет помогать формированию демократической государственной культурной политики, реализуя проекты, способствующие созданию новых инфраструктур культуры, поддерживая как традиционные культурные организации, так и новые художественные инициативы. Особое внимание при этом будет уделяться развитию культуры в провинции. Политика Института будет способствовать сохранению культурного наследия России, помогая в то же время реализации проектов, относящихся к новым, непривычным для России сферам современной культуры.

    Развитие культурных контактов, воспитание терпимости в межличностных и иных отношениях
    Институт по-прежнему будет уделять внимание развитию культурных контактов и обменов между различными регионами и группами населения, а также между Россией и другими странами, содействовать воспитанию терпимости к этническим, религиозным, культурным различиям, помогать обеспечению широкого доступа всех интересующихся культурой России к отечественному культурному наследию и современной культурной практике. Развивающаяся сеть университетских центров Интернета во многом будет способствовать этой деятельности.

    Обновление гуманитарного образования
    Будет продолжена работа по обновлению гуманитарного образования в стране (как высшего, так и среднего) и распространению и передаче в регионы России успешного опыта осуществления этой программы. Начата и будет продолжена программа развития критического мышления.

    Усиление стабильности институтов гражданского общества
    Институт предпримет усилия по поддержке партнерства между различными структурами гражданского общества, с одной стороны, и органами власти и бизнесом - с другой. Институт будет способствовать укреплению взаимодействия между неправительственными некоммерческими организациями.

    Институт намерен разработать программу поддержки благотворительной и волонтерской деятельности деловых кругов, отдельных граждан, общественных объединений, в том числе и религиозных. Будет продолжено правовое просвещение участников общественных объединений и обучение лидеров НПО формам и методам повышения эффективности их деятельности.

    Институт продолжит и расширит поддержку общественного территориального самоуправления, в том числе путем распространения имеющегося в этой сфере опыта. Будет оказано содействие в выработке наиболее эффективных форм гражданского контроля за деятельностью государственных органов.

    Институт будет способствовать через программы ИОО привнесению в местные СМИ опыта в организационных, управленческих и финансовых навыках, накопленных международными СМИ.
    Институт намерен уделять серьезное внимание этическим аспектам журналистики, способствовать укреплению независимости СМИ.

    Особое внимание будет уделено поддержке и развитию региональной сети центров журналистики, поощрению деятельности независимых журналистских ассоциаций, распространению организационного, управленческого и финансового опыта международных СМИ.

    Охрана и укрепление здоровья населения
    Институт намерен содействовать медицинскому просвещению населения, расширить программы, связанные с повышением профессионального уровня медицинских работников, поиском и апробацией новых форм оказания медицинской помощи.

    В поле зрения ИОО-Россия будут проблемы психического здоровья населения, повышения качества психиатрического обслуживания, социальной и медицинской поддержки наиболее уязвимых групп населения.

    Помощь в преодолении кризиса, касающегося здоровья матери и ребенка Институт намерен начать программу, нацеленную на улучшение медицинского обслуживания матери и ребенка. Институт намерен способствовать распространению информации о наиболее насущных проблемах здравоохранения, об эпидемиологической ситуации в стране, содействовать усилению профилактических мер в дородовой период, предотвращению распространения курения и алкоголизма, болезней, передаваемых половым путем.

    Помощь в адаптации демобилизованных офицеров к гражданской жизни
    Институт будет содействовать адаптации кадровых военнослужащих при переходе к гражданской жизни, предоставлять им информацию об имеющихся возможностях трудоустройства, консультировать по вопросам жилья, пенсий, переобучения. ИОО намеревается разрабатывать программы обучения офицеров гражданским специальностям. Будут предложены финансовые механизмы, помогающие офицерам и их семьям оперативно решать жилищные проблемы, способствующие развитию малого бизнеса в среде бывших офицеров.



    5. Методы осуществления программной деятельности ИОО

    Для достижения своих стратегических целей ИОО-Россия сотрудничает с институтами гражданского общества, отдельными гражданами, государственными (бюджетными) организациями, властными структурами.

    Работа со структурами гражданского общества является наиболее важной формой деятельности Института. Такая деятельность ИОО направлена на становление и поддержку общественно значимых инициатив, на укрепление и развитие гражданского общества.

    Работа с государственными организациями имеет целью частичную поддержку программ или отдельных проектов, важных для стратегических целей ИОО, а также помощь этим организациям в их адаптации к новым условиям существования.

    Взаимодействие с властными структурами осуществляется ИОО при реализации ряда проектов и программ Института, имеющих общенациональное или региональное значение. В таких случаях содействие властных структур, в том числе и финансовое, может серьезно усилить эффективность проекта, расширить его географию, облегчить его реализацию.

    Программная деятельность ИОО осуществляется как через операциональные проекты, инициированные и выполняемые самим Институтом, так и путем предоставления грантов или грантовых призов организациям, группам граждан и частным лицам. При этом гранты могут предоставляться для реализации внеконкурсных проектов по итогам проведения специализированных грантовых конкурсов, а также в ходе текущей грантовой деятельности.

    Правление российского представительства Института "Открытое общество" выражает глубокую благодарность Вице-Президенту Института "Открытое общество" Стюарту Паперину, консультанту по менеджменту ИОО Стивену Мак-Кормику и сотруднику общества "Мемориал" Александру Даниэлю, которые приняли активное участие в разработке этого документа, а также всем тем сотрудникам Института, без терпеливого содействия которых документ не смог бы появиться на свет в его настоящем виде. Необходимость создания такого документа всегда осознавалась российским Правлением, но настоящим катализатором его появления стал господин Сорос, за что ему особое спасибо.



    В начало страницы
    Русский Журнал. 21.10.1997. Иные.
    Стратегические задачи института "Открытое общество" - Россия в 1998-2000 гг.
    http://www.russ.ru/journal/inie/97-10-21/soros1.htm
    Пишите нам: russ@russ.ru