Russian Journal winkoimacdos
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Иные из нас архивпоискотзыв

"Я хотел бы заниматься тем, чего нет и быть не может."

Интервью Татьяны Восковской с Борисом Юханановым

Tатьяна Восковская. Борис, вы режиссер параллельного кино, почему вы обратились к непрофессиональным и в традиционном понимании неполноценным людям?

Борис Юхананов. Ну, во-первых, кто я такой. Я на самом деле профессиональный театральный режиссер, в первую очередь, - потому что закончил ГИТИС - режиссерский факультет, учился у Эфроса и так далее. Вначале я ориентировался на профессиональную работу с готовыми людьми, профессионалами, но в середине 80-х ситуация раскрылась таким образом, что само понятие профессионализма - во всяком случае, в том контексте жизнедеятельности и жизнетворчества, в котором я находился, - девальвировалось. Поэтому я перестроил все свои ориентации и стал работать в пограничной зоне.

С 86-го года начал заниматься тем, что мною было прозвано "Театротеатром" (ТеатрТеатр - театральная группа 1986-89 гг.). Дальше эта театротеатральная ситуация разворачивалась мною в нескольких ипостасях: во-первых, в театре - на территории перформанса, театральных опытов, акций и конкретных постановок со смешанной командой, состоящей из профессионалов и художников. Уже тогда стрелка компаса вильнула в сторону, и я начал работать с несколько иным составом сознания людей. Дальше все это развивалось (не буду пересказывать свою биографию), но в 89-м году я разочаровался в работе с так называемой тусовкой, потому что она оказалась неспособной на реальное взаимодействие, структурированное и сложно организованное и одновременно с этим стабильное. Оставалось все начать заново: я был разочарован и в театральной школе, в подходе традиционном, и вот в этой пограничной ситуации, вот в этой тусовке. Мне пришлось организовать Мастерскую Индивидуальной Режиссуры (МИР), организовать работу на чистой территории и для этого просто позвать молодых людей, которым преподавать, с одной стороны, а с другой - начать осуществлять сложные художественные, пограничные, универсальные проекты. Я это обозначил как ситуацию "новой универсальности". Это был опыт сакрализации текста - классического текста русской и мировой драматургии. "Вишневый сад" Чехова - центральный драматургический знак, по отношению к которому любое действо, любой разбор, любая постановка сразу оказывается в очень накопленном контексте, и благодаря этому можно проявить те новые подходы психологии и формы, которые мы пытались развить и раскрыть.

В общем, началась довольно сложная работа, располагающаяся уже за пределами постмодернистских стратегий, работа, построенная на "новой универсальной стратегии". В двух словах раскрыть ее сейчас тоже очень трудно, потому что это длилось на протяжении семи лет, это 600 часов видеодокументации. Один из основных моментов - снятие оппозиции между видами искусства, поэтому мы, положив в центре стержнем мистерийную работу театральную, одновременно с этим выходили в пограничные области - делали акции, выставки, сложную очень фильмическую стратегию и так далее. Шло обучение, внутри существовала лаборатория, в которой мы накапливали систему рефлексий, что выражалось в виде аудио-визуальных документаций, фиксаций, конкретных внутренних текстов и статей.

Теперь мы собственно подступаем к ответу на ваш вопрос. Работа построена на том, что мы уходим от обращения с человеком. Что я имею ввиду - мир устроен определенным образом: изначально в центре его лежит человек. И вот по отношению к человеку, к тому, как он понимается, как понимается окутывающая его или внутри него располагающаяся система конфликтов, как понимается возможный или существующий в нем способ ведения диалога - через это определяется природа существования актера на сцене; и меняются формы театра. Например, в 70-е годы новый театр возникал благодаря тому, что возникало новое понимание системы конфликта на сцене, в 80-е - новое понимание свободы актера на сцене. Я попытался выйти за пределы вот этих проблем и сместить внимание с человека на вне-человека, на вне-человеческое. В этом смысле меня интересовала мистерия, но я точно так же понимал, что сегодня цитация, перетаскивание по существу мифологических стратегий, заимствование их, спекуляция на них или провокативная работа с уже существующими, типа шаманизма, для меня была уже неинтересна, исчерпана в конце 80-х годов на примере моих собратьев по "авангарду", на примере форм постиндустриального арта, который мы с вами тогда наблюдали.

Я стал искать способы образования нового типа мифологем, попробовал заниматься, с одной стороны, аттракционом, с другой - ритуалом. Аттракцион я определил как актуализацию настоящего времени через трюк, а ритуал - как актуализацию вневременного пространства. Таким образом мистерия и определялась как актуализация вневременного пространства через ритуал. В принципе она так и определяется, но я сделал перекрестье: попробовал актуализировать вневременное пространство через трюк, а настоящее время - через ритуал. При таком построении получается очень сложная система структур, очень сложная технология, целая новая жизнь возникает. Она, конечно, замкнутая на первых порах, хотя сейчас мне удалось ее разомкнуть. Замкнутая в том смысле, что мы 12 часов в день работали и нельзя было без специальной фильтрации впускать сюда город, потому что он мгновенно разрушал те сложные структуры, которые мы накапливали. Одновременно с этим рождалась реальная мифология, мы сочинили историю как бы, возникала канва о пространстве счастья, мы уже не хотели заниматься катастрофическим миром, "чернуху" гнать на людей, - хотелось обнаружить некатастрофическое бытие. И, соответственно, взять его тотально - без человека. В этом смысле то ли вернуться туда к абсолюту, освобожденному от тоталитаризма, то ли обнаружить какую-то новую возможность этого контакта - не через возвращение.

И мы начали работу на созидательных стратегиях. Это довольно сложный труд, надо признаться. В конечном итоге вся канва вылилась в историю о садовых существах, то есть существах, живущих в тотальном счастье, не имеющих ничего от человека, кроме интереса к человеку - интереса игрового: они в него играют. Для них человек - это часть их игры, и они играют в человека. В этом смысле они свободны от тех страстей, которыми наделен человек, в которые он погружен, внутри которых он пребывает и не может за их пределы выйти. При этом они, испытывая интерес, граничащий со страстью к игре, моделируют, создают человека и мгновенно могут от него освободиться. На самых первых порах мы определили стилистику как "фундаментальный инфантилизм" и, сопровождаемые этой стилистикой, отправились в путешествие по саду. Приметы этого мира мы доставали из специально сакрализованного текста чеховского. То есть в тот момент, когда в культуре стали развиваться стратегии десакрализации, мы, наоборот, уже занимались стратегиями сакрализации. Мы оказались в ситуации, когда одновременно были участниками мифа и этот миф порождали - все это было очень важно для нас. Садовая игра, садовое самочувствие, садовые существа.

И вот в разгар всего этого я обнаруживаю, что, оказывается, в нашей жизни есть такие существа. Представляете, я обнаруживаю их в реальности - вот этих самых даунов! Совершенно потрясенный, наблюдаю за ними и понимаю, что они и есть те садовые существа, которых, мне казалось, быть не может! Я даже определял для себя, что занимаюсь тем, чего нет и быть не может. Я именно осознанно хотел заниматься тем, чего нет и быть не может. И вдруг я их обнаруживаю! Понятно, что я не мог не заниматься с ними.

Это существа, просто источающие из себя любовь, радость. Если их не тревожит людское сообщество, не начинает их воспитывать и превращать в плохих людей, то практически там - внутри себя - в них уже завершена эволюция человека. У них абсолютно цельное нравственное сознание, они сами, самим своим присутствием в мире транслируют завершенный этический принцип. А так как в эти самые моменты в культуру вошел с невероятным напором, силой, по-разному выражающийся - и в разных радикальных акциях Джефа Кунса, и даже в акциях Саши Бренера - этический момент, то наличие предельного этического измерения, располагающегося в этих существах, говорит, что в самой культуре был невероятный запрос на такой тип личности, такой тип сознания. Это даже не личность, это сущность, которая в них развернута в своей максимальной полноте. Тогда, конечно, для меня стало очевидным, что необходимо начать с ними работу, я это и сделал.

Я придумал проект, который называется "Дауны комментируют мир". Решился посмотреть на современное бытие во всех его аспектах - социологическом, политическом, нравственном, этическом, моральном, художественном, философском - сквозь сознание даунов. Вот это "сквозь них", а значит, вместе с ними и есть суть этого проекта.

Дальше уже возникли этапы: мы взяли Евангелия, и они пересказали Евангелия от себя. Это семнадцатиминутный фильм, который мы показали по ОРТ. Это проект, который активно нацелен на социальное, разомкнут на социум. Идея заключается не в том, чтобы что-то делать, копить, потом фиксировать и жить в роли архива, нет. Это живые, разнообразные взаимодействия с жизнью во всех ее аспектах. Собственно, это и есть комментарий. Я понимаю комментарий сегодня не просто как систему рефлексий, сопровождающую бытие: комментарий сегодня, собственно, и есть та форма созидательного "терроризма", с которым хочет и должна иметь дело современная культура. Он не просто параллелен, он вмешивается, он существует внутри осознаваемого им бытия. И в таком смысле существование этого комментария оказывается созидательным. Терроризм я беру в кавычки, высветляя это понятие, отбирая его у социологов или криминалистов. Стратегия "террора", которую я разрабатывал для "Сада", поразительным образом помогла мне в работе с даунами. Уже на территории спектакля я позволил им в любую секунду входить в действие и существовать в нем, как они захотят. Так я понимал их комментарии к "Саду", что и транслируется в фильме. И это поразительно: сама та сигнальная система, которую они включают: внимание, поведение, реакция, та удивительная траектория их движения внутри сложного живого тела проекта, разворачивающегося (я это называю "новая процессуальность"), их комментарий внутри этой новой процессуальности удивителен и полноценен. Один из мальчиков, Леша, когда мы начали делать фильм, назвал Христа "неуправляемый ни для кого", и мы так назвали фильм.

Т. В. Борис, а почему были выбраны именно евангелические тексты?

Б. Ю. С евангелического текста мы начали. Ну, с одной стороны, христианская культура, цивилизация, с другой - конец ХХ века, второго тысячелетия - это очевидный узел, перелом, очевидная граница, после которой что-то будет. Мне интересно было посмотреть, как она живет в них - история Христа. И она поразительно, показалось мне, живет.

Т. В. Борис, вы пытались как-то по-новому сакрализовать этот текст или же хотели на конфликте что-то выстроить?

Б. Ю. Не на конфликте, не по-новому сакрализовать. Вы знаете, это очень простой ненасильственный жест, это не арт-терапия и не провокация. Я просто вместе с ними подошел к Евангелию и к высочайшим достижениям в европейской религиозной живописи, просто вместе с ними и через них на это посмотрел. Вот и все.

Т. В. А до вас они читали Библию?

Б. Ю. Конечно! Они живут во Христе, это христианские души. Не моя заслуга, что я их приохотил; я ничего с ними специально не делаю, ни к чему их специально не приохочиваю, никуда не гоню, не направляю. Я с ними общаюсь и дружу, играю вместе с ними. Живу так. Я с ними придумал игру, которая называется "Поход за золотыми птицами": мы вызываем золотых птиц, по дороге они летят над нами, и дальше мы отправляемся в самые разные фантазии. Скорость их фантазии, между прочим, невероятна: она превышает скорость фантазии взрослого человека в несколько раз. У них поразительно устроено мышление. Многие из них наделены пророческим даром, и они по-другому слушают тебя. Могут отреагировать не на твой рассказ, а на что-то, что происходит в твоей жизни или произойдет, или в существе твоего рассказа, то есть в тебе. Они не сам рассказ будут воспринимать, а тебя. Или, наоборот, могут воспринять твой рассказ совершенно без тебя и начать на тебя реагировать, будто ты равен рассказу. Однажды я попробовал репетировать с ними "Гамлета", и вдруг один мальчик страшно заплакал и отказался играть. Он сказал, что его папа жив, и он не собирается играть эту историю. "Мой папа жив, - говорил Саша, - он жив, жив!" Он отказался в этом участвовать, потому что папа его жив, хотя на самом деле папа у него умер.

Они предельно соприкасаются с миром подлинного, они безошибочны в определении подлинного, они никогда его не перепутают с искусственным. В каком-то смысле они всегда в нирване. А их внешнее сознание уступает человеческому, у них другая органика, другой состав хромосом: у них же одна лишняя хромосома, понимаете? А люди их все время обучают, это огромная ошибка арт-терапии. Я сталкивался с тем, что их все время различают на уровне элементарного взаимодействия: скажи "А", скажи "Б", сколько будет дважды два... Вот на этом уровне они тотальные недотепы. Но никто не может прибавить этот уровень к тому, в чем они возвышаются над нами, к тому возвышенному составу их сознания, который и есть их уникальная особенность, их уникальное нечто. Поэтому я нахожу с ними взаимодействие только через уникальное в них, которое уже завершено самим актом их рождения, их предыдущей эволюции кармической, понимаете? И только через это я, может быть, смогу приблизиться с ними к простому, к тому, что обнаружено в жизни, к тому, что лежит на границе между сознанием и жизнью, к иллюзорному, которое выдается за реальность. Но очень осторожно и без специальной тенденции их исправления. Буддисты называют даунов "улыбка Будды", и в каждом монастыре сидит даун - вычищает его. Сказано же, что дауны - это люди из будущего. Не я первый и не я последний слышу их уникальность, их особенность.

Т. В. Борис, я слышала, что некоторые считают, будто, работая с даунами, вы используете их для реализации своих творческих амбиций. Что вы сами думаете по этому поводу?

Б. Ю. Вообще в социуме, а в Москве тем более, злоязычная реакция на события закономерна, ведь чаще всего люди осознают происходящее по той системе измерений, в которой сами пребывают. Московскому социуму очень свойственна манипуляция как таковая, он склонен к манипуляции, он измеряет через манипулятивные стратегии собственные достижения и недостатки. Поэтому это естественная московская реакция. А для меня манипулятивные стратегии были исчерпаны уже в 89-м году, поэтому я отправился в Сад. Манипуляция - это признак катастрофического сознания.

Т. В. Скажите, а у вас никогда не было мысли обратиться к другим в чем-то ущемленным людям - например, слепым или глухонемым?

Б. Ю. Нет, у меня и мысли обратиться к даунам не было. Это результат моей случайной встречи, а не замысла. Замысел возник как результат этой случайной встречи.

Т. В. Тогда расскажите о встрече.

Б. Ю. Все очень просто: ко мне приходила психолог Лена Никитцева. Ну, просто мы с ней дружили. Очень религиозная и глубокая женщина, я как-то всегда чувствовал, что она мой добрый ангел-хранитель. А я сделал тогда галерею "Оранжерея" - это был один из первых этапов Сада, и вдруг Лена пришла ко мне с таким существом - маленькой девочкой, как я подумал, монголоидного типа. Я удивился: что это такое с ней пришло? Так переваливалась, как пингвинчик, эта девочка и, невероятно сияя, улыбалась. И ничего не говорила. Тут я понял, что она, видимо, не совсем здорова. Я не знал, что есть дауны, олигофрены, я вообще про это ничего не знал. Но она настолько сияла, что меня это потрясло, и я с ней познакомился, с этой 15-летней девочкой. А оказалось, ей 36 лет, это была даун Лена. И тогда я понял, что у даунов нет возраста, они как бы вне времени живут. Она могла часами сидеть в саду и сиять, просто сиять! Как будто пришла улыбающаяся звезда, спрятанная в этом облике. Вот такое у меня было чувство. Теплая звезда в этом облике осталась в моем сознании, в моей душе. Потом Лена Никитцева мне говорит: "Боря, я вижу, как ты работаешь, тебе нужно попробовать поработать с ними". Она меня к этому делу подтолкнула, и я начал с ними работать, играть. Потом решил сделать с ними этот фильм, потом сделал этот фильм, потом я позвал их в театр, мы стали совместно репетировать, возникли жизненные отношения. Они дико влюбчивые! Причем влюбляются только в серьезных женщин, полноводных, мужчин многотрудных. Вообще это для них страшно важно, они страшно ссорятся по этому поводу, переживают. Но ты им скажешь: ну как же так - и удивительно, как они реагируют на простые слова, они освобождают их от внешнего смысла. Ты говоришь им: ну это же нехорошо, надо же быть добрым (попробуй скажи это кому-нибудь!), и видишь, как это слово приходит ему в сознание и не находит нигде себе сопротивления, и как он тут же откликается и говорит: да! Ему говоришь: ну так помиритесь. И он тут же протягивает руку другому, с которым он только что дико ссорился, и они мирятся, обнимаются! Это удивительно! Конечно, с этим уже невозможно расстаться, с этим типом бытия. Они меня лечат.

Т. В. А как остальные актеры вашей мастерской их воспринимают?

Б. Ю. По-разному - вначале. Теперь-то все прекрасно, у нас же в мастерской нет актеров, у нас все режиссеры. Вначале ребята изучают режиссуру, а дальше становятся режиссерами в мастерской, при этом еще и играют. Они очень быстро прошли тот же путь, что и я, кто-то вначале держался на дистанции - как любой интеллигентный человек он был корректен, но не мог преодолеть границу чисто внешнюю. А я не стал в этом разбираться, я однажды стал играть, и дети вошли прямо в игру. Многие на это не шли, не потому что они чурались детей, а потому что уступали им свое место. Надо было взаимодействовать одновременно и на равных, потому что, когда ты уступаешь - это обратная сторона неравенства. Но это тут же - мгновенно - сказалось на художественной структуре, на общей ткани. Через это (как ни парадоксально) мы осознали эту проблему, вначале как-то спонтанно, рефлексивно, и после - когда она пришла в осознании - потребовался какой-то внутренний акт, какая-то специальная встреча - у каждого очень индивидуально - и проблемы не стало.

Т. В. Скажите, Борис, есть ли у этого проекта эстетическая задача или, как сейчас говорят, message? Как вы ее для себя формулируете?

Б. Ю. В культуре наступает время особых проектов - я называю их "проекты, запущенные в эволюцию". Более того, я даже представляю себе такую "розу проектов": чтобы накопилась новая универсальная ситуация в культуре, надо накопить "розу проектов", причем все они должны быть запущены в эволюцию. В результате проект уже выглядит как плод и его можно подвергнуть эстетическому восприятию. А пока он разворачивается как процесс, эстетическое требует своего переосмысления. Самой форме, которая в дальнейшем оказывается эстетическим, требуется новая технология восприятия. Сегодня эстетической оптике и акустике очень трудно различить ту новую фигуративность, в которой накапливается новая система связей (здесь становится актуальной коммуникативная проблематика, по поводу которой у меня есть специальная работа "Введение в теорию коммуникативных фигур"). Я -"различаю", но для этого мне потребовалась новая лексика, при помощи которой я могу передать свое различение.

На каждой стадии существования "новой процессуальности" (в частности, такого проекта, как "Дауны комментируют мир") возникает некий продукт. И в этом продукте наличествует и свой message, и свое эстетическое, являющееся неотъемлемой частью messag'a, но не самим messag'eм. И там, где возникает фильм "Неуправляемый ни для кого", сам этот фильм является носителем формы накопленного высказывания (я не буду сейчас девальвировать его до формулировок); и там, где возникает спектакль - пятая регенерация "Сада", где дауны играют, там они несут на себе определенное высказывание ангелов и мужиков, они как бы люди, они представители людей в их предельной развертке "мужиков" и "ангелов" среди садовых существ. Я так парадоксально это строю в композиции, в подголосках, в связях, в той сложной системе формаций, где они участвуют. Вот эта амбивалентность формирует эстетику, дауны - эти ангелы и мужики - Россия, они берут на себя отдаленное эхо, различенное в своем диапазоне от ангелов до мужиков - в соборности, а с другой стороны, они и есть эти садовые существа. Молодые режиссеры - тоже Россия, они наши современники, они живут в настоящем времени, они им дышат, а в структуре игры они садовые существа. Вот этот образный кристалл построения для меня и есть message, и есть эстетическое. Эта стадия - "Дауны комментируют мир" - театр. Следующая стадия - это будет другое конкретное произведение, и тогда надо будет конкретно говорить.

Т. В. Борис, скажите, какова перспектива ваших проектов?

Б. Ю. Поскольку это проект "новой процессуальности", то у него как такового нет перспективы, а эволюционные проекты каждый имеет свою перспективу. В этом смысле его перспектива - быть, продолжаться, так парадоксально он устроен.

Т. В. А что вам в личном и профессиональном плане дал опыт работы, общения с даунами?

Б. Ю. Я стал чувствовать себя дауном: в лучшие моменты своей жизни я чувствую иногда, как во мне просыпается вот такой маленький, робкий дауненок, и тогда мне становится счастливо быть...

Т. В. Для вас даун стал символом счастья?

Б. Ю. Я надеюсь, что все-таки сумею открыть в себе дауна, а никаким не символом. Вот иногда он мне открывается - в лучшие моменты моей жизни: когда во мне искорки любви загораются, тогда я чувствую себя дауном, дауненочком. Каким я, собственно, надеюсь, и являюсь на самом деле.

Т. В. А для людей какое значение имеют ваши проекты?

Б. Ю. А вы спросите у людей - я не знаю, к сожалению. Для меня обобщение людей в единый ком не происходит, для меня люди - это всегда конкретно: Коля, Авдотья, Марфа, Абрам, какие-то очень конкретные люди. У меня не получается в реальном своем подлинном восприятии говорить о людях вообще, и так происходит все больше и чаще. В этом смысле дауненок во мне просыпается, я лишаюсь абстрактного социального переживания.

Т. В. В Москве есть такой персонаж - Саша Петлюра, у него есть такое понятие, как "Де-культура", которое он раскрывает следующим образом: де-ти, де-билы, де-мократы. Вы не считаете это родственным вашему проекту?

Б. Ю. Нет, ну это же активно социальный проект - даже по тому, как он его раскрывает. А мой проект не является активно социальным. Я не знаю подробностей того, как Саша работает, но мне кажется, что он все делает правильно, потому что он же дружит с паней Броня и в жизни своей ответствен за нее. По-моему, это прекрасно, что он для очень пожилых людей сделал праздник, и он до сих пор длится. В принципе праздник - это главное. Но, по-моему, это другой проект, дебилы - это прямо противоположное даунам, это, к сожалению, люди с ограниченным сознанием, недоразвитые люди, часто жестокие, агрессивные и так далее. А я работаю именно с даунами. У Саши в этом заключена ирония, а ирония для меня невыносима - вернее, она исчерпана и в этом смысле невыносима, как невыносимо купать ребенка в пустом ведре, без воды. Ирония исчерпана как надежда на серьезную художественную технологию, как инструментарий созидания. Я знаю ее границы, можно с ней работать, но одновременно с этим нужно использовать совсем другие тактики, стратегии, ее надо включать в сложно составленную систему. Там, где ирония нацелена на собственное исчерпание, там я могу с ней работать, а там, где ирония выпирает наружу, как иголка, торчащая из рубашки, она опасна, на нее может наткнуться носитель рубашки.

www.russ.ru Содержание РЖ Архив Форумы Антологии Книга на завтра Пушкин Объявления
Бессрочная ссылка Новости электронных библиотек Монокль Пегас Light
© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru