Критик Дугин
Сергей Рютин
Александр Гельевич Дугин родился в 1962 году. Как полагают некоторые богословы, в этом году родился Антихрист. Мистик Дугин, видимо, хотел стать Антихристом. А стал к 35-ти годам человеком # 2 в Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Считается, что Дугин придает маргинальной организации интеллектуальный блеск. В аннотациях его книг, коих вышло к настоящему моменту десять, указывается (самим автором, разумеется): "Дугин - философ, традиционалист, метафизик, геополитик, теоретик Консервативной Революции". Последнее творение мэтра - сборник "Конец света", включающий переводы Генона, Элиаде, Левалуа, Буркхарда, Кроули, Эволы, Серрано с авторскими комментариями. Дугинских комментариев, пожалуй, даже слишком много: работы религиозных философов перемежаются текстовыми прокладками составителя по принципу слоеного пирога. Дугин популярно объясняет, в чем суть манифестационистской и креационистской доктрин в религиозных традициях и в чем разница между буддийским и индуистским описанием конца времен. В предисловии философ утверждает: "Будущее принадлежит Концу". Вероятно, божественному концу метафизики, которым Дугин и окормляет своих поклонников. Вообще сборник "Конец света" напоминает советскую научно-популярную рубрику, посвященную этнографическим исследованиям. Крутая мистика не затмевает актуальных проблем - в 1997 году издательство "Арктогея" выпускает двумя тиражами (по 3 тысячи экземпляров) монографию "Основы геополитики", где тексты классиков жанра "творчески сплавлены" с идеями составителя.
Сын генерала ГРУ с самой ранней юности обладал весьма развитыми амбициями. В совершенстве освоив к 17-ти годам итальянский язык, он переводит фундаментальный труд Юлиуса Эволы "Языческий империализм". Молодой эволаист увлекается масонством, фашизмом и диссидентскими семинарами. На тот период (конец 70-х - начало 80-х) его главным врагом является советская империя. Сейчас Дугин яростно утверждает: "Кто против Советов, тот против России!" Пройдя вполне закономерное увлечение демократическими ценностями, масонством, язычеством, фашизмом, мэтр пришел к православному фундаментализму. И проиллюстрировал свой "приход" книгой "Метафизика Благой Вести". Здесь нет ничего нового, ранее не сказанного известными богословами и исследователями религий, но определенный новаторский подход содержится в компиляции мыслей и в оригинальной способности автора использовать сложные конструкции в описании неочевидных аксиом. Например, начав с попытки "понять <...> метафизическую природу Православия и, следовательно, приблизиться к формулировке и осознанию сущности христианской метафизики", он в заключение делает вывод: "Православной Руси доведется сыграть в последнем эсхатологическом таинстве важнейшую, центральную роль". По концентрации религиозной терминологии книга превосходит православный катехизис.
В биографии Дугина есть любопытный эпизод: задумав порвать с надоевшим Совдепом, он вместе со своим товарищем Гейдаром Джемалем решил бежать в Ливию (возможности для подобного марш-броска у них, конечно, были). От необдуманного шага их отговорил Евгений Всеволодович Головин, сохранив таким образом философа для России. Иначе мы читали бы "Метафизику ислама" и "Геополитическое будущее Ливии".
Метафизика всегда была антонимом диалектики. Термин имеет несколько значений. Дугин понимает метафизику как философию вообще. Как идеолог он очень далек от реальной политики. В свое время папа-генерал устроил своего отпрыска, так и не окончившего МАИ, в закрытый гэбэшный архив. Не делавший особых успехов отпрыск неожиданно увлекся и за весьма короткий срок изучил массу специфической литературы. Дугинское знание языков - оттуда. Когда неофит получает доступ к обширной базе данных, он легко может вообразить себя мессией. Так и произошло с Дугиным. Человек, находящийся на уровне среднего аналитика КГБ, ринулся в большую политику. Примкнув вначале к демократическому лагерю, он знакомится с Дебрянской. Их союз недолог, но о нем в узких кругах субполитических маргиналов вспоминают до сих пор.
Еще в 1989 году его готовили на роль демократического мессии. Тогда основная политическая интрига развернулась вокруг отмены пресловутой статьи # 6 Конституции СССР. Печатались массовым тиражом соответствующие брошюры, общественное мнение готовилось к принятию очередной порции спущенной сверху пропаганды. Видимо, спецслужбы рассчитывали на румынский сценарий. В феврале 1990 года народные массы вышли на московские площади с единственным требованием - отменить статью о руководящей и направляющей роли партии. Ситуация искусственно обострялась. День 25 февраля 1990 года вошел в новейшую историю как День страха. Но массовые митинги, проходившие в тот день в Москве, не переросли во что-то более существенное. КГБ отказался от радикального плана, перенеся основные действия на 1991 год. Фактический срыв "восточноевропейского варианта" воспрепятствовал карьере золотой спецмолодежи, среди которой был и Дугин. Наш герой временно остался не у дел.
До поры. До создания оппозиции.
Он принимал участие в деятельности общества "Память" вместе с Гейдаром Джемалем, активно печатался в газете духовной оппозиции "День", создавал идеологические конструкции для РНЕ и ФНС. В 1991-м выходит его первая книга - "Пути Абсолюта", где излагаются основы индуизма. В 1992-м он начинает издавать журнал "Элементы". В 1993-м выпускает бестселлер "Конспирология", ставший аналогом английского боевика "Охотник за шпионами". В "Конспирологии" развивается тема секретных связей между ЦРУ и КГБ. В результате логических (а иногда совершенно алогичных) построений убедительно доказывается, что КГБ и ЦРУ на самом деле представляют одну организацию, действующую в рамках всемогущего и сверхсекретного Ордена Танцующей Смерти. Автор противопоставляет эту хитрую контору ГРУ - военной разведке Генштаба.
В критические дни сентября-октября 1993-го он исчезает, чтобы появиться в декабре того же года на фестивале "Русский прорыв" с лекцией о положительных аспектах фашизма для русского освободительного движения. "Русский прорыв", состоявшийся в ДК бронетанковых войск, шуму наделал достаточно: подростки, собравшиеся "на Летова" и в здание не попавшие, выбили стекла, а затем стали забрасывать проходящие мимо трамваи камнями. Славное начало русской интифады продолжения не получило - роль Гапона Дугину не подошла, а ОМОН быстро и жестоко разогнал развеселившихся маленьких панков.
Летом 1994 года проходит съезд революционной оппозиции. Анпилов и Баркашов игнорируют это эпохальное событие. В президиуме - Лимонов, Дугин, Летов, Бахтияров. Из состава президиума тогда же был сформирован актив Национал-большевистской партии. Дугин получил из рук Лимонова партбилет # 2, Егор Летов - билет # 4.
В ноябре того же года появляется газета "Лимонка". С первых номеров Дугин, ставший идейным направляющим газеты, декларировал тотальный разрыв со всеми существующими политическими структурами - и правительственными, и оппозиционными. Его мистические, энергичные тексты представляли реальную альтернативу выродившейся патриотической публицистике. Между тем поиск политических партнеров шел своим чередом. Доблестные национал-большевики последовательно набивались в миньоны к Ельцину, к Коржакову, к Родионову, к Куликову и, наконец, к Лужкову.
Дугин является очевидным представителем "партии номенклатуры", ее идеологом, пусть и неформальным. Последняя его работа, опубликованная в журнале "Медведь", # 3 (27), показывает это со всей очевидностью. Статья озаглавлена как "Рецензия на спектакль Марка Захарова по роману Федора Достоевского". Казалось бы, зачем философ, претендующий на авангардное мышление, обратился к официозному режиссеру? Но театральная постановка служит для Дугина лишь фоном. На самом деле Дугин выполняет социальный заказ партии власти. Может быть, именно по причине своей успешной работы в пользу "евразийских" идеологем этот поборник консервативной революции отошел недавно от деятельности Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Ведь Лимонов при всех своих элитарно-богемных симпатиях является красным националистом и перманентным бунтарем, а Дугин - фашист в чистом виде, если угодно - православный фашист. Нации для него не существует, впрочем так же как и личности. Аутентичный фашист всегда за государство, всегда за тоталитарный строй, даже если называет его "русским хаосом". Критикуя Зюганова за связи с сомнительными американскими фондами, Дугин пользуется средствами практически из тех же источников (правда, средства эти невелики). Масштаб финансирования НБиста # 2 действительно весьма ограничен. Но даже полученные им деньги опережают его интеллект. Последняя книга мэтра "Конец света", готовившаяся к печати около двух лет, оказалась слабой и безжизненной. Патриотический надрыв присутствует, но какой-то неподлинный, нечестный. Вообще начинал Дугин неплохо: его публицистика в начале 90-х годов представляла реальную альтернативу жидоедской патриотовщине. Теперь же морочит подросткам головы гомункулами и катехонами.
Кстати, что означает сам термин "национал-большевизм"? Буквально по-русски звучит как "национальное большинство", но до такой простой трактовки Дугин не додумался. Он придумывает всё новые оправдания для политически некорректного сочетания, не догадываясь, что "Национал-большевистская партия" - это партия национального большинства.
Но партии у Лимонова - Дугина нет. Никакой. Есть нечто типа клуба, расположенного в полуподвальном помещении. Помещение носит громкое название "Бункер". Там же находится редакция "Лимонки". Раз в месяц Дугин читает в Бункере лекцию - тогда он напоминает председателя общества книголюбов. Философ и традиционалист блестяще исполняет рэп. Кассеты - аудио и видео - с записями "белого рэпа" продаются в редакции. Действительно, выступления Дугина напоминают концерты американского артиста МС Hammer'a.
Взаимодействуя с ФСБ, Дугин претендует на власть. Необоснованно. ФСБ, не замечая его истерик, больше им не интересуется. Дугин же инструктирует своих поклонников - как вести себя на допросе.
- Вот идет тигр. Рядом пробирается потенциальный всадник. Это - вы. Тигр ускоряет шаг. А всадник - прыг! Оседлал. Вы оседлали тигра.
Автор этих заметок обратился однажды к Дугину с предложением взять интервью с Пелевиным для "Элементов". Реакция была такой:
- Пелевин? Мондиалистская сволочь! Софткор! Эфэсбэшная подставка!
Весело живут на свете господа национал-большевики. Попивают чаек, потягивают пивко, поигрывают в шахматы. До экстремумов им дела нет.
И слава России! - как говорят они. Слава Богу...
Список литературы
- "Пути Абсолюта", 1991. - 174 с.
- "Конспирология", 1993. - 144 с. Серия "Мировой заговор". "Гиперборейская теория", 1993. - 128 с. Серия "Оккультная археология".
- "Консервативная Революция", 1994. - 352 с. Серия "Тайны мировой политики".
- "Цели и задачи нашей Революции", 1995. - 30 с. Серия "Восстание против современного мира".
- "Метафизика Благой Вести", 1996. - 264 с. Серия "Православный эзотеризм".
- "Мистерии Евразии", 1996. - 200 с. Серия "Сакральная география".
- "Тамплиеры пролетариата", 1997. - 328 с.
- "Основы геополитики. Геополитическое будущее России", 1997. - 608 с. "Конец света", 1998. - 408 с.
Все книги выпущены издательством "Арктогея", Москва.
www.russ.ru | Содержание РЖ | Архив | Форумы | Антологии | Книга на завтра | Пушкин | Объявления |
Бессрочная ссылка | Новости электронных библиотек | Монокль | Пегас Light |
© Русский Журнал, 1998 | russ@russ.ru |