Russian Journal winkoimacdos
9.06.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
История современности архивпоискотзыв

Критик Дугин

Сергей Рютин

Александр Гельевич Дугин родился в 1962 году. Как полагают некоторые богословы, в этом году родился Антихрист. Мистик Дугин, видимо, хотел стать Антихристом. А стал к 35-ти годам человеком # 2 в Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Считается, что Дугин придает маргинальной организации интеллектуальный блеск. В аннотациях его книг, коих вышло к настоящему моменту десять, указывается (самим автором, разумеется): "Дугин - философ, традиционалист, метафизик, геополитик, теоретик Консервативной Революции". Последнее творение мэтра - сборник "Конец света", включающий переводы Генона, Элиаде, Левалуа, Буркхарда, Кроули, Эволы, Серрано с авторскими комментариями. Дугинских комментариев, пожалуй, даже слишком много: работы религиозных философов перемежаются текстовыми прокладками составителя по принципу слоеного пирога. Дугин популярно объясняет, в чем суть манифестационистской и креационистской доктрин в религиозных традициях и в чем разница между буддийским и индуистским описанием конца времен. В предисловии философ утверждает: "Будущее принадлежит Концу". Вероятно, божественному концу метафизики, которым Дугин и окормляет своих поклонников. Вообще сборник "Конец света" напоминает советскую научно-популярную рубрику, посвященную этнографическим исследованиям. Крутая мистика не затмевает актуальных проблем - в 1997 году издательство "Арктогея" выпускает двумя тиражами (по 3 тысячи экземпляров) монографию "Основы геополитики", где тексты классиков жанра "творчески сплавлены" с идеями составителя.

Александр Дугин

Сын генерала ГРУ с самой ранней юности обладал весьма развитыми амбициями. В совершенстве освоив к 17-ти годам итальянский язык, он переводит фундаментальный труд Юлиуса Эволы "Языческий империализм". Молодой эволаист увлекается масонством, фашизмом и диссидентскими семинарами. На тот период (конец 70-х - начало 80-х) его главным врагом является советская империя. Сейчас Дугин яростно утверждает: "Кто против Советов, тот против России!" Пройдя вполне закономерное увлечение демократическими ценностями, масонством, язычеством, фашизмом, мэтр пришел к православному фундаментализму. И проиллюстрировал свой "приход" книгой "Метафизика Благой Вести". Здесь нет ничего нового, ранее не сказанного известными богословами и исследователями религий, но определенный новаторский подход содержится в компиляции мыслей и в оригинальной способности автора использовать сложные конструкции в описании неочевидных аксиом. Например, начав с попытки "понять <...> метафизическую природу Православия и, следовательно, приблизиться к формулировке и осознанию сущности христианской метафизики", он в заключение делает вывод: "Православной Руси доведется сыграть в последнем эсхатологическом таинстве важнейшую, центральную роль". По концентрации религиозной терминологии книга превосходит православный катехизис.

В биографии Дугина есть любопытный эпизод: задумав порвать с надоевшим Совдепом, он вместе со своим товарищем Гейдаром Джемалем решил бежать в Ливию (возможности для подобного марш-броска у них, конечно, были). От необдуманного шага их отговорил Евгений Всеволодович Головин, сохранив таким образом философа для России. Иначе мы читали бы "Метафизику ислама" и "Геополитическое будущее Ливии".

Метафизика всегда была антонимом диалектики. Термин имеет несколько значений. Дугин понимает метафизику как философию вообще. Как идеолог он очень далек от реальной политики. В свое время папа-генерал устроил своего отпрыска, так и не окончившего МАИ, в закрытый гэбэшный архив. Не делавший особых успехов отпрыск неожиданно увлекся и за весьма короткий срок изучил массу специфической литературы. Дугинское знание языков - оттуда. Когда неофит получает доступ к обширной базе данных, он легко может вообразить себя мессией. Так и произошло с Дугиным. Человек, находящийся на уровне среднего аналитика КГБ, ринулся в большую политику. Примкнув вначале к демократическому лагерю, он знакомится с Дебрянской. Их союз недолог, но о нем в узких кругах субполитических маргиналов вспоминают до сих пор.

Еще в 1989 году его готовили на роль демократического мессии. Тогда основная политическая интрига развернулась вокруг отмены пресловутой статьи # 6 Конституции СССР. Печатались массовым тиражом соответствующие брошюры, общественное мнение готовилось к принятию очередной порции спущенной сверху пропаганды. Видимо, спецслужбы рассчитывали на румынский сценарий. В феврале 1990 года народные массы вышли на московские площади с единственным требованием - отменить статью о руководящей и направляющей роли партии. Ситуация искусственно обострялась. День 25 февраля 1990 года вошел в новейшую историю как День страха. Но массовые митинги, проходившие в тот день в Москве, не переросли во что-то более существенное. КГБ отказался от радикального плана, перенеся основные действия на 1991 год. Фактический срыв "восточноевропейского варианта" воспрепятствовал карьере золотой спецмолодежи, среди которой был и Дугин. Наш герой временно остался не у дел.

До поры. До создания оппозиции.

Он принимал участие в деятельности общества "Память" вместе с Гейдаром Джемалем, активно печатался в газете духовной оппозиции "День", создавал идеологические конструкции для РНЕ и ФНС. В 1991-м выходит его первая книга - "Пути Абсолюта", где излагаются основы индуизма. В 1992-м он начинает издавать журнал "Элементы". В 1993-м выпускает бестселлер "Конспирология", ставший аналогом английского боевика "Охотник за шпионами". В "Конспирологии" развивается тема секретных связей между ЦРУ и КГБ. В результате логических (а иногда совершенно алогичных) построений убедительно доказывается, что КГБ и ЦРУ на самом деле представляют одну организацию, действующую в рамках всемогущего и сверхсекретного Ордена Танцующей Смерти. Автор противопоставляет эту хитрую контору ГРУ - военной разведке Генштаба.

В критические дни сентября-октября 1993-го он исчезает, чтобы появиться в декабре того же года на фестивале "Русский прорыв" с лекцией о положительных аспектах фашизма для русского освободительного движения. "Русский прорыв", состоявшийся в ДК бронетанковых войск, шуму наделал достаточно: подростки, собравшиеся "на Летова" и в здание не попавшие, выбили стекла, а затем стали забрасывать проходящие мимо трамваи камнями. Славное начало русской интифады продолжения не получило - роль Гапона Дугину не подошла, а ОМОН быстро и жестоко разогнал развеселившихся маленьких панков.

Летом 1994 года проходит съезд революционной оппозиции. Анпилов и Баркашов игнорируют это эпохальное событие. В президиуме - Лимонов, Дугин, Летов, Бахтияров. Из состава президиума тогда же был сформирован актив Национал-большевистской партии. Дугин получил из рук Лимонова партбилет # 2, Егор Летов - билет # 4.

В ноябре того же года появляется газета "Лимонка". С первых номеров Дугин, ставший идейным направляющим газеты, декларировал тотальный разрыв со всеми существующими политическими структурами - и правительственными, и оппозиционными. Его мистические, энергичные тексты представляли реальную альтернативу выродившейся патриотической публицистике. Между тем поиск политических партнеров шел своим чередом. Доблестные национал-большевики последовательно набивались в миньоны к Ельцину, к Коржакову, к Родионову, к Куликову и, наконец, к Лужкову.

Дугин является очевидным представителем "партии номенклатуры", ее идеологом, пусть и неформальным. Последняя его работа, опубликованная в журнале "Медведь", # 3 (27), показывает это со всей очевидностью. Статья озаглавлена как "Рецензия на спектакль Марка Захарова по роману Федора Достоевского". Казалось бы, зачем философ, претендующий на авангардное мышление, обратился к официозному режиссеру? Но театральная постановка служит для Дугина лишь фоном. На самом деле Дугин выполняет социальный заказ партии власти. Может быть, именно по причине своей успешной работы в пользу "евразийских" идеологем этот поборник консервативной революции отошел недавно от деятельности Национал-большевистской партии Эдуарда Лимонова. Ведь Лимонов при всех своих элитарно-богемных симпатиях является красным националистом и перманентным бунтарем, а Дугин - фашист в чистом виде, если угодно - православный фашист. Нации для него не существует, впрочем так же как и личности. Аутентичный фашист всегда за государство, всегда за тоталитарный строй, даже если называет его "русским хаосом". Критикуя Зюганова за связи с сомнительными американскими фондами, Дугин пользуется средствами практически из тех же источников (правда, средства эти невелики). Масштаб финансирования НБиста # 2 действительно весьма ограничен. Но даже полученные им деньги опережают его интеллект. Последняя книга мэтра "Конец света", готовившаяся к печати около двух лет, оказалась слабой и безжизненной. Патриотический надрыв присутствует, но какой-то неподлинный, нечестный. Вообще начинал Дугин неплохо: его публицистика в начале 90-х годов представляла реальную альтернативу жидоедской патриотовщине. Теперь же морочит подросткам головы гомункулами и катехонами.

Кстати, что означает сам термин "национал-большевизм"? Буквально по-русски звучит как "национальное большинство", но до такой простой трактовки Дугин не додумался. Он придумывает всё новые оправдания для политически некорректного сочетания, не догадываясь, что "Национал-большевистская партия" - это партия национального большинства.

Но партии у Лимонова - Дугина нет. Никакой. Есть нечто типа клуба, расположенного в полуподвальном помещении. Помещение носит громкое название "Бункер". Там же находится редакция "Лимонки". Раз в месяц Дугин читает в Бункере лекцию - тогда он напоминает председателя общества книголюбов. Философ и традиционалист блестяще исполняет рэп. Кассеты - аудио и видео - с записями "белого рэпа" продаются в редакции. Действительно, выступления Дугина напоминают концерты американского артиста МС Hammer'a.

Взаимодействуя с ФСБ, Дугин претендует на власть. Необоснованно. ФСБ, не замечая его истерик, больше им не интересуется. Дугин же инструктирует своих поклонников - как вести себя на допросе.

- Вот идет тигр. Рядом пробирается потенциальный всадник. Это - вы. Тигр ускоряет шаг. А всадник - прыг! Оседлал. Вы оседлали тигра.

Автор этих заметок обратился однажды к Дугину с предложением взять интервью с Пелевиным для "Элементов". Реакция была такой:

- Пелевин? Мондиалистская сволочь! Софткор! Эфэсбэшная подставка!

Весело живут на свете господа национал-большевики. Попивают чаек, потягивают пивко, поигрывают в шахматы. До экстремумов им дела нет.

И слава России! - как говорят они. Слава Богу...


Список литературы

Все книги выпущены издательством "Арктогея", Москва.


www.russ.ru Содержание РЖ Архив Форумы Антологии Книга на завтра Пушкин Объявления
Бессрочная ссылка Новости электронных библиотек Монокль Пегас Light
© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru