Russian Journal winkoimacdos
3.10.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
История современности архивпоискотзыв

Пустая бомба подрывной литературы

Дмитрий Петров

Дмитрий Петров
info@millennium.ru

Как-то в думском кулуаре я спросил Анатолия Лукьянова: "А давно ли, Анатолий Иванович, вы перечитывали Маркса?"

Он задумался.

- А Ленина?

Он обиделся и ушел.

А я ведь не хотел его расстраивать. И не было в моем вопросе никакой подгребки. А было мне всерьез интересно узнать, насколько современные коммунистические политики сверяют повседневную практику борьбы за народное дело с наследием классиков. И многие ли из них еще при советах близко познакомились с идеями, которые, как считается, намерены осуществить? Если, конечно, допускать, что между названием их движения и их взглядами имеется некоторая смысловая связь.

У Лукьянова узнать не удалось.

Последующее краткое исследование вопроса в среде депутатов-коммунистов, деятелей КПРФ, РКРП, РКСМ и некоторых других левых партий и организаций дало более или менее ожидаемый результат: почти никто из них не читал и не читает ни Маркса, ни Энгельса, ни Ленина. (Статьи, законспектированные в студенческие поры при подготовке к экзаменам по истории КПСС и политэкономии, - не в счет). Не говоря уже о теоретиках недавних, вроде Грамши, Медведева, Маркузе или, к примеру, Гароди... Не говоря и о современных идеологах сопротивления неолиберализму, вроде Маркоса. И уж совсем ничего не говоря о текстах, посвященных футурологии, "зеленой" политике, современному анархизму, феминизму, сексуальным меньшинствам, психоделической альтернативе и прочим подобным вещам, таким актуальным и прогрессивным.

Вот ведь, елы-палы, левые лидеры - знать не знают, что это такое - марксизм и что эта наука говорит о развитии общества, понятия не имеют, что надобно с обществом делать, а все продолжают именовать свои занятия коммунистическими.

Замечу, что речь - не о немногих левых интеллектуалах - "ученых социалистической ориентации". Они-то - знатоки! Но они-то как раз и не имеют никакого влияния на политику, стратегию и тактику реальной российской левой.

Что же до рядовых старых партийцев, их представление о том, чего они последователи и зачем, питается обрывками воспоминаний о какой-то давней партучебе, телебайками про основоположника в молодые годы и Ленина в октябре, но главным образом - жестокостью нынешнего бытования. И этого достаточно.

Ну вот и понятно, отчего нет в Москве ни одного левого книжного магазина. За ненадобностью такого рода чтения.

Ан нет. Надобность имеется. Потому как мыкаются туда-сюда по политическому пространству другие левые - молодые. Которые - вот ведь занятно - и читали, и читают, и читать хотят.

Они, более или менее представляя себе, против чего намерены бороться (как старшие товарищи), желают, в отличие от этих товарищей, понимать - за что.

Им кажется, что если уж ты именуешься марксистом, то резонно узнать, чему учит Маркс. Коли марксистом-ленинцем - Троцкий. А ежели ты анархист - то Бакунин.

Но нет на родине опочившего "реального социализма" того места, где жаждущие знания воодушевленные адепты и активисты могли бы легко приобрести творения своих гуру и периодические издания идейно близких групп, а заодно и потусоваться.

Видать остались такие места только в духовно-недоразвитых странах реального капитализма - вроде Франции, Голландии или Америки.

* * *

Известно, что в Америке есть все.

Даже овощные базары.

Их видная роль в общественной жизни США мало кем описана. Впрочем, это - отдельная тема. Здесь же отмечу, что овощной базар является одним из мест, где бурлит альтернативная социально-политическая жизнь этой цитадели капитала.

Вот так в городе Балтиморе пошел за пучком салата - а встретил людей, торгующих невероятными газетами: "Socialist Worker", "Revolutionary Socialism", "Love and Rage" - "Социалистический рабочий", "Революционный социализм", "Любовь и ненависть". В американском антураже такие издания с красными флагами и черными звездами выглядели более чем прелюбопытно.

Ага, - подумал я, - не иначе передо мной американские революционеры.

И верно - то были члены соответственно "Социалистической рабочей" и "Революционной коммунистической" партий плюс местный анархист.

- А где, - спрашиваю, - здесь у вас кипит классовая активность и борьба?

- А вот, - отвечают, - в таких-то и таких-то книжных магазинах.

Так я оказался в "Pathfinder Bookstore" - местном штабе перманентной революции. Там говорят: "Из России? Из СССР? (то был 1992 год) Очень трудно сейчас в СССР. Реакция наступает (тогда "неолиберализм" еще не был в ходу). Вот они - плоды многолетней вредительской деятельности аппаратных боссов КПСС - этих слепцов, стронников бюрократической сталинской модели, не нюхавших коммунистической теории! А здесь вы сможете познакомиться с подлинным наследием подлинного ленинизма. Вот - глядите."

И стал я знакомиться.

В переводе на русский "рathfinder" - это тот, кто находит дорогу: отчасти - проводник, отчасти - следопыт. Верно говорю: в этом магазине любому, ищущему верный путь к светлому будущему, предлагались вполне конкретные ориентиры - труды товарища Троцкого, либо его последователей, либо тех, кого в таковых записали. Тут были и "История Русской революции", и "Преданная революция", и "Проблемы развития в СССР" и, конечно же, "Моя жизнь" плюс работы товарищей Посадаса, Манделя, Клиффа и других. И почему-то "Партизанская война" Че Гевары.

В больших количествах. На отличной бумаге. От 10 до 25 долларов за том.

И, естественно, работы классиков. Троцкистов ведь троцкистами называют только "сявки капиталистической прессы" и "сталинисты", а сами они именуются "ленинцами". В отличие от "марксистов-ленинцев" - маоистов.

Пока я бродил у стеллажей, сходился актив: стайка студентов-латинос, пара белых дам с парой черных джентльменов, какой-то японец...

- Наш магазин, - объяснила шоп-менеджер и секретарь горкома Криста Вульф, - это еще и клуб, где планируются наши акции и обсуждаются проблемы мира и социализма. Заходите. И, если сможете, устройте нам штук двести значков с портретом Ленина и собрание его сочинений на русском языке. Сейчас очень важно изучать русский язык! Расходы мы оплатим.

- Ладно, - говорю, - значки не обещаю, а сочинения устрою. Раз уж такая важность с изучением русского...

- Спасибо, - говорят, - большое...

...Когда я попросил московских друзей прислать мне собрание сочинений Ильича, они удивились и послали. Мало ли что...

А я поехал на конференцию в Нью-Йорк. Там знакомые привели на берег Гудзона и показали могучее здание издательства "Pathfinder", где на торцовой стене есть колоссальное панно. Вообразите: из множества ротационных машин сплошным потоком плывут тексты и портреты сотрясателей времен и народов. Вот - Карл, вот - Фридрих, Владимир, Лев Давыдович, другой Карл, Роза, Фидель, Эрнесто и какой-то очень уважаемый местными борцами мятежный африканский феодал. А внизу - жаждущие просвещения пролетарии всех стран.

Походило на Союз. Только в Союзе обо всем этом тогда говорили уже почти в прошедшем времени (иллюзии, иллюзии), а здесь - в двух шагах от Международного Трейд-Центра, Милленниум Плаза и танцующего Сохо - вполне в настоящем и даже в будущем.

Неподалеку - магазин "Revolutionary Books". Там, как раз, никакого Троцкого. Мао Цзедун, Ким Ир Сен, портрет Чапаева, роскошно изданный Иосиф Виссарионович Сталин...

...Василий Аксенов, оказавшись как-то в магазине сети "Revolutionary Вооks", в шутку спросил, а нет ли в продаже какого-нибудь произведения маршала Лаврентия Павловича Берии? Ему тут же была предложена книга "К истории большевистских организаций Закавказья" в дивном переводе, передающем кавказский акцент автора. Было это в Вашингтоне. В Нью-Йорке знаменитой работы не оказалось.

Возвращаюсь в Балтимор, ан собрание сочинений уже доставлено.

Приношу книги в "Рathfinder" - там радуются. Выписывают чек. "Сильно, говорят, вы нам помогли. Очень нам это собрание пригодится. А что ж, спрашивают, вам не влиться в наши ряды? Учтите, социальные энергии сгущаются...

- Уезжаю, - говорю. - Рад был помочь.

* * *

Когда русский эмигрант, анархист-смотовец Саша Чукаев, взявшийся показать мне Париж, узнал, что я намерен посетить лавку, торгующую военным снаряжением (нужно было привезти одному коллекционеру кокарду "Иностранного легиона"), то возбужденно зашептал: "Там можно тайно оружие купить оптом. Недорого." Он решил, что - вот оно. Что я собираюсь прицениться к подержанным базукам.

Потом успокоился и после посещения урны с прахом Махно в колумбарии кладбища Пер-Лашез повел меня в настоящий парижский магазин литературы самой что ни на есть подрывной. Ведь писал же князь Крoпоткин, что печатное слово порой сильнее бомб. Правда, Бакунин с ним не соглашался.

Магазин назывется "Publico".

Заведующий, как говорили в Гуляй-Поле в 19-м году, - "идейный" анархист Франсуа вовсе не удивился гостю из России. Чего удивляться, когда что ни месяц - заявляются то русские, то украинцы, то сербы, то литовцы, прибывающие в Париж по важным надобностям международного анархического подполья. Чужие здесь не ходят.

Изрядный магазин.

Набор теоретических изданий от основоположников - Прудона и Бакунина - до авторов более или менее современных. "Мировые порядки: старый и новый", "Силы и перспетивы" Наума Чомского - кумира нынешних либертарных левых. "Политика правды" Мишеля Фуко. "Общество спектакля" Ги Дебора (по соседству имелась книга Лютера Блисетта "Ги Дебор действительно мертв").

Богато представлены наши соотечественники: Петр Кропоткин "Хлеб и воля", Нестор Махно "Русская революция на Украине", Петр Аршинов "История махновского движения" и другие тексты.

Множество исторических книг и брошюр с правильными такими названиями: "Динамит. Столетие классового насилия в Америке. 1830-1930", "Дурутти. Герой черной звезды", "Фракция красной армии. История РАФ в текстах и документах", "Поваренная книга анархиста" (ныне доступная на московских лотках), где, в частности, даются рецепты приготовления "коктейля Молотова" и все того же динамита.

Из периодических изданий любопытен журнал "Тум балалайка" на русском языке. (После голландские сквоттеры, получающие "Балалайку", сокрушались, что не знают русского и не могут читать такой чудесный журнал.)

Потом с Франсуа и товарищами допоздна пили вино и говорили о том, что такой магазин отнюдь не единственный в Париже, что есть другие центры альтернативной активности, но этот - самый крутой. О том, имеет ли большое значение, откуда поступают деньги на революцию: от нефтяных шейхов, полковника Каддафи или миллиардера Сороса. А еще - а как же иначе? - о мировой революции. О ней же беседовали, топая по подножию Монмартра. Пигаль, бульвары, там Клиши и другие... - места значительные для всякого бунтовщика.

- Здесь были баррикады. Здесь тоже были баррикады. И здесь. И здесь...

- И что, будете строить опять?

У входа в кабаре плескалась музыка и пересмеивалась тусовка улыбчивых и стриженных господ, одетых в хорошие костюмы и стильные платья.

Франсуа посмотрел на меня очень спокойно: "Как вам, должно быть, известно, наша страна - страна давних и богатых революционных традиций. Подождите, скоро мы скажем свое слово. Так и передайте там, в Москве: анархия грядет. Вы - готовы?"

* * *

Не знаю, готовы ли, в самом деле, наши бунтари услышать революционный призыв альтернативной Европы. У них свое разумение. Да и бунтует последнее время все больше народ, Прудона не читающий. Да ведь и сами европейцы в смущении.

Голландия по праву считается родиной послевоенной политической альтернативы. Это там еще в конце 50-х "Прово" устраивали неистовые политические хеппенинги. Это там была издана знаменитая "Книга с дыркой", где Берт Хьюджес описывает, как трепанировал себе лоб в поисках новых психоделических пространств. Это у активистов голландской партии "Кабутер" учились тактике буйных уличных протестов Кон-Бендит и Руди Дучке. Это там легализовали марихуану...

Это в Амстердаме недавно радикальные книжные лавки попадались через одну.

А теперь в Амстердаме такая лавка - одна.

Последний оплот. "Het Fort van Sjakoo". Что по-русски значит "Крепость Сьякоо". Этот Сьякоо еще в Уленшпигелевы времена был отпетый мятежник. Грабил награбленное, а после справедливо делил меж неимущих.

Нынешние обитатели "Крепости" на большую дорогу не ходят. Потому что делиться не с кем. Не осталось в Нидерландах неимущих. И потому их политический метод - не агрессия, а сопротивление.

Сопротивление лицемерному буржуазному псевдодемократизму, отсталому левацкому коммунизму, чудовищному всесветному "неолиберализму".

Они - приятные люди. Курят самокрутки. Пьют пиво. Издеваются над яппи и яппистостью. Живут в сквоттах (самовольно оккупированных законсервированных зданиях, часто - складских или фабричных). И пребывают в состоянии как бы идеологической потерянности, политической, как бы, дезориентированности.

А потому и в магазине царит расхристанный плюрализм, способный изумить любого упертого анархиста или марксиста-ленинца. Вообще - любого упертого.

Там рядом с "Моей жизнью" стоит "Порочная сущность троцкизма", с "Письмами Сакко и Ванцетти" - книга Дэниела Бертон-Роуз "Распродажа Америки. Тюремная индустрия - взгляд изнутри", с "Городом-смертью" Стива Бута - "Либертарный муниципализм" Жанет Бьель, а с "Анархизмом и государством" Энрике Малатесты - "Избранные статьи" председателя Мао.

Там на стенде периодики - 150 газет и журналов от строго политического "Direkte Aktion" до лесбийской "Madame".

Кстати, владелица расположенного неподалеку магазина женской книги "Ксантиппа unlimited" с совершенно голландсrим именем Ес Ипма на мой вопрос: "А вы - лесбиянка?" гордо ответила: "Да!" и принялась критиковать организатров Gay Games - всемирных гейско-лесбийских спортивных игр - за то, что, организуя свои отдельные олимпийские состязания, они легитимируют культурное гетто сексуальных меньшинств.

Да услышь ее какая американская классическая лесби-активистка, уж и не знаю, что и было б.

Вот так все очень политически-некорректно. С любых точек зрения. Кроме еще более политически-некорректных.

То-есть, вполне современно. Современно так же, как идейная потерянность, а точнее - идейная рассеянность нынешних радикалов.

- 68 год - это, конечно, мощный эенергитический всплеск. Всплеск идей, - сказали мне коменданты "Крепости Съякоо" Моран и Хертиан. - Но тогда нас еще на свете не было.

"Солидарность" - это, да, большое дело. Но тогда мы были совсем мальчишки. Маркос, он, безусловно, большой молодец и умница и все правильно делает. Мы, как и все, очень всерьез к нему отнеслись. Вот только последний год там что-то все тише и тише...

А у нас? У нас, вы же видите: никакой революции. Сплошная дискотека.

- Да, - говорю, - отличные у вас дискотеки.

А они: ждем новой энергии. Нового всплеска. Может, он случится в России?

* * *

Наверно, где-то (например, в Штатах) и сгущаются энергии, но в Европе явно не то. Совсем исхалтурилась старушка Европа. Поезда опаздывают. Пиво вроде стало жиже. Тур д’Эйфель как бы ниже. А радикалы проповедуют тактику ожидания. Одни говорят: вот подождите, ужот-ко покажет вам мать всех революций. А другие: ждем-с от русских молодых прогрессивных интеллектуалов всплеска. А русским даже и книжку умную купить негде. Вот они и запасаются - кто трудами корифея Зюганова в думской книжной лавке, кто у лотошников "Поваренной книгой анархиста". И вместе с международными единомышленниками ждут.

Ждут, на самом деле, той минуты, когда под приветственные клики студентов, бомжей, рабочих, матросов и издерганной ожиданием интеллигенции пройдет летящей походкой мимо всяких партий, профсоюзов, издательств и начальств прямо на всемирную авансцену - Он. В мятой кожаной тройке, с этакой бородкой, коренастый, лысый и лобастый. Пройдет и, метнув раскрытой ладошкой невиданную энергию прямо в толпу, возвестит, что дискотека отменяется, что "р-р-революция свершилась!"

И тогда...

Умные книги станут совсем никому не нужны.

Ссылки:


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru