Хождение во "влазть"
(картинки тоталитарной жизни)![]()
Андрей Мадисон
Все тоталитарные организации похожи друг на друга. Всем им нужен человек-желательно-весь. Всем им, сознаются они в том или нет, нравится теория доктора Фрейда: мол, сознание многоэтажно, а, значит, с ним можно справится методами городской геррильи - сначала забросать противника гранатами, а потом уже поэтапно захватить здание целиком. Антиутопии тоталитарным идеологам не страшны - потому что те взывают к разуму, а эти ребята даже разум способны представить иррациональным. Кислородную подушку дают тому, кто задыхается. Эти подсовывают подушку с газовой атакой, спрятанной внутри, любому встречному-поперечному, потому что им безразлично, каков человек исходно, важен лишь конечный продукт. И все-таки предпочтительнее оказывается молодняк: он легче обучаем, его дольше можно использовать и с ним меньше приходится валандаться. Впрочем, достаточно "теории" - я обещал картинки, а не нотации. Дело началось 7 октября сего года, когда я, прибыв в Москву из N (то есть, неважно, откуда), явился, как и намеревался, на заключительный акт акции всенародного протеста. Это было веселое мероприятие, которое, как обычно в таких случаях, радио, ТВ и большинство газет однообразно обоврали. У них вечно получается что-то вроде Рабле, изложенного обозревателями ресторанных меню. На груди моей красно сверкал значок активиста пионерской работы, а око между тем имело то старика с плакатом-призывом собрать подписи за вручение Б. Н. Ельцину ордена Петля на шее; то старуху с притороченной к спине изрядной виселицей для того же персонажа. Невиданное доселе обилие обличительной против евреев литературы на лотках свидетельствовало о том, что у последовавших вскоре эскапад генерала Макашова имеется солидная массовая поддержка. О причинах чего тоже неплохо было бы задуматься мыслителям от СМИ, а не тратиться с ходу на борьбу за немедленное осуждение путем издания соответствующего постановления (хотя бы потому, что у замолчанных причин бывают громкие последствия).
Был я не один, а с дочерью, которая, когда мы оказались на Васильевском спуске (отметив предварительно анархистов с их белым шрифтом по черному знамени: "ДОЛОЙ!!!"), почти сразу потерялась в толпе. Я нашел ее только после того, как масса ответила дружным недружественным свистом на призыв заказного профсоюзного оратора убрать Ельцина (это приняли), а вместо него посадить Лужкова (тут-то и раздалось). Послушав дополнительно бабусю, импровизировавшую раешники про екарных Гайдара и Чубайса, а также мужичка, сильно вслух читавшего громовые паузники о дурном Ельцине и недурных Ленине и Христе, я наконец узрел свою дочь в компании какой-то девушки, чего-то ей там втолковывавшей. Поскольку я обрадовался находке, то и все остальное, имевшее последовать, тоже воспринял радостно. Девушка с бледными волосами и бледным центростремительным лицом представилась информативной листовкой, которую иллюстрировала набором цветных фотографий о деяниях. Листовка называлась названием организации, которую она умело и уветливо хвалила: "Поэтизированное Объединение Разработки Теории Общенародного Счастья" (ПОРТОС). Мне это понравилось. Идейными предшественниками были объявлены Ленин и Пифагор с его "теорией счастья", о которой я ничего не слыхал, но все равно показалось симпатично. Когда, правда, Ленину была приписана известная триада "тезис-антитезис-синтез", являющаяся основой мыслительной деятельности "портосовцев", пришлось поправить, что это Гегель; принципиальных возражений это не вызвало. "Поэтизированное" и "Счастья" тмили очи хотя бы потому, что без этого не было бы продолжения.
Продолжением стал сдвиг в сторону группы маячивших на митинге портосовцев со своим "философским" знаменем, три цвета которого (забыл каких, да и не все ли равно?) и символизировали помянутую триаду. Физиономии поэтизаторов показались довольно тусклыми, кроме одной, выпиравшей из-под очков стоячей улыбкой; ну да и это мы проглотили. Тяга к соборности (общинности, коллективизму, коммунитарности) все схавала, а нам рассказывали как раз о сельских коммунах ПОРТОС'а - "Спартах" - с коммунарами, взращивающими телочек и козочек; о летних лагерях для детишек-октябрят; о том, что их объединение, зародившись почти десятилетие назад в харьковском ближнем теперь зарубежье, уже несколько лет центрально базируется в Москве; и о том, как они здесь замечательно, прикрываемые щитом славной "Альфы", развозят сахар и муку ветеранам войн.
Короче, в итоге всех этих повествований я решил плениться и, прервав трудовые отношения в N, где процветал, как мне казалось, махровый тоталитаризм, прибыл вновь в Москву - аккурат ко вторнику. Ибо по вторникам БКНЛ, то есть, Братство Кандидатов в Настоящие Люди (эта аббревиатура предваряет слово ПОРТОС) проводит собрания-слушания своего вождя-вдохновителя; а завершаются они дидактическим просмотром отфильтрованных по идейным и моральным признакам видеоверсий советских или российских фильмов. Перед слушаниями каждому вновь прибывшему, каковых активно отлавливают, выдают для заполнения "Откровенник" - три листа с вопросами, о коих наилучшее представление дает его расширенный вариант - "Ответник" (две общих тетради объемом 96 страниц каждая). Выбираю из него только ключевые вопросы; дурную, но показательную периферию, вроде предложения "сделать из трех спичек четыре двумя способами" или перечислить любимые блюда, решаюсь опустить.
Итак: /1/ "Почему Вы захотели заполнить этот тест?", "Намерены ли Вы ответить на все вопросы теста?" и, если нет, "Как же вы тогда разберетесь в мире и в себе?"; "Как Вы думаете, правильно ли Вы ответили на вопросы теста?", "Зачем Вы захотели заполнить этот тест?" - желание повязать единственно верным учением, а заодно поскрести ложкой по дну души налицо; венец его: "Вы предавали когда-нибудь? Опишите это"; /2/ "Среди лично знакомых Вам есть ли люди, которые умнее Вас? Перечислите их" (перечислить предлагается много кого: родителей, братьев, сестер, тех, кто глупее, друзей, врагов и обязательно - "Настоящих Людей", как лично знакомых, так и вообще) - экстенсивность зацепа не уступает его интенсивности; /3/ "философские" вопросы - "Что такое "зло"?", "Что такое "предательство"?", "Что такое "вина"?", "Что такое "унижение"?" - призваны мобилизовать чувство ответственности перед группой; "правильность" ответов здесь зависит от степени идентификации с групповой задачей; /4/ с основной лозунговой ПОРТОС'а связаны такие вопросы, как "Вы уже превратились в человека? Почему?", "На сколько процентов Вы уже превратились из обезьяны в человека?", с периодическими иносказаниями вроде "Можно ли полюбить дурака (дуру)?", или шоковыми проверками типа цепочки "Любите ли Вы готовить сами? Ну и гадина же Вы? Как Вы думаете, Вы живете правильно?", что означает, что жить до ПОРТОС'а можно только неправильно; /5/ вопросы-инициации: "Смогли бы Вы зарезать животное, из мяса которого едите котлеты?", "Представьте, Вы поймали в мышеловку живую мышку. Ваши дальнейшие действия?", "Пошли бы Вы с гранатой под танк, если ее невозможно метнуть (прострелены руки)?", с итоговым "Готовы ли Вы отдать жизнь за Счастье Человечества?", то есть, за ПОРТОС; /6/ "Зачем дамы мажут губы вязким ярким составом?", "Считаете ли Вы приличным пройти по сцене в костюме балерины (купального типа)?", "Можете ли Вы сделать что-либо неприличное?". Если вспомнить, что в ПОРТОС'е косметика запрещена, а девушки ходят исключительно в штанах, то "правильные" ответы очевидны; /7/ нельзя сказать, что придумщики этой только по видимости ахинеи не боялись, что кое у кого могут возникнуть сомнения в их моральной чистоплотности; отсюда последний вопрос, который привожу: "Когда автор этого теста предложил Вам заполнить этот тест, возникли ли у Вас какие-нибудь сомнения?"
Вопросы эти общим числом в полторы тысячи штук следует переписать и ответить на них, используя каждый раз не менее десяти слов, без шуток, без "не знаю", а также почерком, который будет оцениваться по трем параметрам - "бездушный", "среднедуховный" и "высокодуховный". С помощью калькулятора будет оцениваться и вся эта писанина, в результате чего вам отведут соответствующее место в подвижной иерархии, имеющей конечной целью "Настоящего Человека".
Означенная иерархия задается в брошюре-методичке по заполнению теста с долгим названием: "На сколько процентов Вы уже превратились из обезьяны в Настоящего Человека? Можете ли Вы построить свое Счастье? Знаете ли Вы мир и себя?" (М., 1998). Агрессивно невежественная по тону и сути брошюрка сразу хватает читателя за шиворот - "Не хотите ли проанализировать степень своей Человечности? Не хотите? Нет? Вот оно что!!! Понятно, кто Вы!" - и предлагает перечень, в котором вы с ее помощью непременно найдете себя: "Полулюди среднего уровня", "Полулюди низкого уровня", "Нелюди тихого нрава", "Нелюди злобного нрава", "Нелюди непоседливого нрава", или обобщенно "об'изьяне" (это такой неологизм-контаминация, чтобы приравнять "нелюдей" к малопроизводительным низшим приматам: на еженедельной общей поверке худшему по трудовым показателям отделению портосовцев, именуемых по такому случаю "сволочами", вручается под собачий вальс игрушечная обезьяна).
Вообще, анализировать всерьез эту "методику" с ее формулами счастья и справедливости на уровне математики для начальных классов и примерами счастья из области пищеварения и "тряпок" - занятие слишком специфическое. К тому же и дадена она вам отнюдь не для высоколобых рефлексий. На самом деле ее надо дважды переписать (2х25 с.) - и только это может стать первым шагом на пути к "Настоящему Человеку". В противном случае "Вы уподобляетесь любому негодяю, подлецу, шкурнику, которому не хочется анализировать степень своей Человечности" (анализ тут - все тот же калькулятор). Резюмируя: если дорога в ад вымощена благими намерениями, то до счастья можно добраться, только измазавшись в этой словесной грязи.
Но не только в словесной. Центральной базой ПОРТОС'а является часть территории какого-то строительно-монтажного управления на южной окраине Москвы, которая, если внимательно приглядеться, ничем почти не отличается от свалки. Борцы за охрану окружающей среды в планетарном масштабе (один из портосовских пунктиков) живут в стоящих посреди хлама вагончиках; вагончики, в свой черед, носят намалеванные на них краской имена "Настоящих Людей": "Сократ", "Платон", "Аристотель", "Чапаев", "Есенин" (последнее особо забавно, ибо портосовцы еще и непримиримые борцы с пьянством, блудом, курением и сквернословием, а заодно с кофе и чаем). В одном из них - "Аристотеле" - пейзаж таков: в глубине двухэтажные нары, застеленные грязными, многолетнего использования матрасами, на которых, без белья и подушек, портосовцы числом до восьми-десяти спят вповалку, не снимая одежды, а порой и обуви и накрываясь вонючими замызганными одеялами. Ближе ко входу полки, на которых свалено все подряд, но зато с приклеенными по периметру полок шильдами: "полотенце", "ножницы", "проигрыватель" (которого нет в помине, впрочем, как и полотенца). Пол в мусорной слякоти, на столе зиккураты макулатуры - но убирать некогда, портосовец постоянно должен быть занят Делом.
Главное из дел - перепродажа населению по ценам ниже розничных сахара и муки, которые закупаются оптом в мешках и мешками же продаются. Их развозят на грузовиках, которых в ПОРТОС'е не менее десятка и которые обслуживают так называемые "специалисты". Эту набранную на стороне публику, пользуясь провинциальной безработицей, элементарно эксплуатируют, а заодно и перевоспитывают в духе "теории счастья": заставляют бросить пить, курить и прибегать к экспрессивной лексике (застукав же, немилосердно штрафуют - до 75% от месячного заработка); кроме того, их принуждают "писать поэзию" - по десять четверостиший в неделю, каковые следует сдавать на проверку к 16.00 каждую пятницу, после чего их обрабатывают, расписав оценки по двум десяткам граф, и в результате выводят авторам "коэффициент счастья". Неизбежно графоманские тексты строго отражают вдалбливаемые повторнично портосовские прописи и имеют в основном такой вид:
Россию великой считали страной За то что жили люди славные Конечно она была таковой В года старые православные <...>
Ведь закон жизни звучит так веками Что слабый погибнуть должен всегда А сильный пока останется с нами А если ослабнет погиб тогда 1
Предполагается, что писание стихов имеет воспитательное значение и отвлекает людей от дурных мыслей (вернее, от мыслей вообще). Тем не менее, мне попался один текст, явно переполненный таковыми: "специалист" жаловался в нем, что вот он пахал-пахал, надеялся съездить домой, а тут на предполагаемый день отъезда вдруг назначили аврал, потом еще день он потерял, выбивая из своих хозяев заработанные деньги, в итоге поездка сорвалась, но уж если он добирается до дому, то и там, невзирая ни на что, думает, а как бы получше "написать поэзию" и т. д. - бунт увял, едва высунув росток.
Здоровенный ангар, вокруг которого кучкуются вагончики и где протекает базовая деятельность портосовцев, несет несколько нагрузок: там библиотека, там бухгалтерия, там готовят и принимают пищу, там ремонтируют автомобили, там стоят стенды с готовой поэзией и ее оценками, там висят плакаты и портреты образцовых деятелей во главе с М. С. Горбачевым. Все это вместе с постоянно вещающим и выключаемым только во время показа вредных для нравственности фильмов и передач телевизором представляет собою - я долго подыскивал определение и не уверен, что нашел объемлющее - маниакально-депрессивную фантасмагорию.
Самый популярный лозунг - "Раньше думай о Родине, а потом о себе" - читается однозначно: ты - дерьмо (или в одной из интерпретаций верховного идеолога команды, неопрятного недоучки, который с 69-го года и по сей день числится студентом: "Все вы здесь неучи"). Самые большие плакаты - о происхождении человека из труда за подписью Карла Маркса, о производительности труда - Ленина и без подписи, но в рифму, о вреде для православной Руси пить водку. Мелкого размера и дурного исполнения плакатами заляпан весь ангар и, в обязательном порядке, вагончики: "Почему ты так мало говоришь? Тебе нечего сказать? Ну тогда понятно, кто ты. Жаль. А мы думали, ты Кандидат в Настоящие Люди", "В постоянном говореньи для души от тьмы спасенье", и совсем коротко: "Говори постоянно!". Идейную нагрузку, которую тащат на себе эти призывы, лучше всего растолкует название тетради, которую при мне раскрыл один портосовец: "Внешняя совесть такого-то".
Всяких тетрадей, журналов, графиков, таблиц соцсоревнования и оценок труда у портосовцев масса. Ими постоянно шуршат-шелестят и, лихорадочно тыкая пальцами в калькуляторы, заполняют. Как сказал мне тот же обладатель внешней совести в ответ на мое цитатно-ленинское "социализм - это учет": "Коммунизм - это контроль и учет". У них и впрямь коммунизм. Формально личных вещей вообще нет. Фактически личным является то, что на тебе надето или то, что ты сейчас держишь в руках. Снял или положил - и оно уже ничье. Есть, правда, один способ пометить собственность - написать на изнанке одежды крупными буквами свою фамилию или приклеить шильду: "Место такого-то" (на нарах).
Что касается участия в распределении заработанной денежной массы, то тут картина приблизительно такова. Портосовцы, согласно декларациям, которые не обязательно соответствуют реалиям, денег на руки не получают, а берут их из общей кассы по мере возникновения потребностей. Считается, что купленное все равно поступит в общий котел. "Специалисты" же трудятся в режиме двухнедельных смен и имеют фиксированный заработок, выдаваемый на руки и регулируемый штрафами.
Помимо штрафов (только для "специалистов"; портосовцы, надо понимать, не грешат), трудовой энтузиазм Кандидатов в Настоящие Люди поддерживается духом соревнования. Их совокупный коллектив условно разделен на "дженералов" и "универсалов", между которыми идет борьба показателей производительности. Соревнуются между собой и более мелкие единицы - отделения, первые из которых на данном отрезке времени объявляются победителями, а последние - "питекантропами" (или "сволочами"). Объявление победителей и сволочей происходит на общей поверке в полночь со среды на четверг, когда все портосовцы и специалисты выстраиваются в ангаре в каре, рассчитываются по номерам (почти сто человек) и выслушивают речь вождя-идеолога, в которой подводятся итоги, намечаются задачи и с помощью откровенной лжи шельмуются те специалисты, кто ушел-уволился из ПОРТОС'а. После этого командиры отделений докладывают о своих успехах и неудачах, а их, в порядке обратной связи, сменяет какой-нибудь специалист, нудно и косноязычно распинающийся о вреде вредных привычек. На этом поверка считается оконченной, провозглашается отбой, и, хотя до подъема в семь утра остается не так уж много времени, работа на базе не утихает всю ночь: призывы к повышению производительности труда ("Настоящий Человек" - производитель производительности) вновь оборачиваются эксплуатацией его количества.
Источник материальной стабильности у портосовцев, как они сами утверждают, исключительно совместный труд по 16 часов в сутки. Атмосфера нетерпимости к праздности - прямо репрессивная (кто-то из специалистов притормозил, и дежурный, с огромной гербастой бляхой советских времен на груди, тут же орет: "Работай, работай!" Вообще, считается хорошим тоном отзываться о специалистах как о ленивых и скудоумных животных. Грех будет не вспомнить по этому поводу спартанцев с илотами).
Методологическая основа идеологии БКНЛ, как опять же уверяет их вождь - единственная в своем роде научность. "Если причинить злому относительное зло, то получим добро", - излагает он из раза в раз одно и то же в манере, средней между поплевыванием и поклевыванием. "Логика, - ласково продолжает блажить он, - доказывает, что черная кошка - она правильная, да не для всех, примета. Потому что настоящий человек, он все делает быстро и кошку всегда опередит, а нелюдь еле ноги передвигает, потому кошка и перебежит ему дорогу".
Вождь и несколько его приближенных физического труда не выполняют и в вагончиках не живут; их удел, согласно самохарактеристике, занятие координационной и административной деятельностью. Вполне вероятно (хотя напрямую это пока не декларируется), что они в своих глазах уже достигли статуса "Настоящих Людей", осталось только легитимировать означенный статус, то есть, получить власть. Рисуя на доске кусок трехмерной проекции, идеолог особенно выделяет ее вертикальную составляющую: "Это, - говорит он, - власть, или "влазть", потому что на нее влазят".
Нескрываемая и как-то там даже претворяемая в жизнь цель портосовской головки и есть - влезть во власть. Но об этом чуть позже, при подведении, так сказать, окончательных итогов. Пока же - итог промежуточный.
ПОРТОС, в согласии с почтенной традицией, вполне можно было бы поименовать Министерством Счастья или островом Повелителей Мух: безлюбые юноши и девушки (положительное решение полового вопроса в объединении отложено на неопределенное будущее) сомнамбулически отравляют жизнь себе и другим людям, руководствуясь якобы заботой о сохранении этой самой жизни на Земле. Хотя, более чем вероятно, все - еще проще. На вторничных посиделках, то бишь "мозговых штурмах", вождь-идеолог, дабы посрамить недочеловеченную аудиторию, любит сравнивать ее с конкретными "Настоящими Людьми". В их список при этом собираются такие имена, как (см. еще раз названия вагончиков; машины автопарка тоже все поименованы) Роберт Оуэн, Гаутама Сидхарта, Иван Тургенев, Диоген, Януш Корчак, Ешуа Иосифович Давидов (!), Александр Невский, Талалихин, Спиноза, Маяковский - вот примерный абрис компании, к которой он себя примеряет (в "Ответнике" не случайно ошивается вопрос: "Что такое "знаменитый"?"). При этом он не настолько глуп, чтобы в открытую объявить о своих примерочных амбициях. Тут, надо понимать, за него должна потрудиться масса слепых последователей. Один из, увы для него, зрячих специалистов прекрасно понял это и в разговоре со мной назвал идеолога "Главным Демоном". Судьба бедняги в случае торжества "коэффициента счастья", полагаю, предрешена. А теперь о возможности такого торжества.
Мне видятся два варианта благоприятного для HOPTOC'a развития событий. Причем, они не альтернативны (в соответствии с безжизненным принципом "либо-либо"), а спокойно интерферируют, как то и свойственно нормальному бытию. Оба варианта исходят из дальнейшего ухудшения ситуации в России, поскольку все еще есть, что ухудшать, а улучшать уже почти нечего.
Итак, вариант первый. Исключая идеолога, портосовцам в основном не больше двадцати пяти лет. У них все впереди. Они знают, чего хотят, но им самим пока не совсем понятно, чего они могут. Может быть и ничего, кроме организации кругооборота сахара. А может быть, когда политическое одичание верхов достигнет геркулесовых столпов, от экономики останутся одни руины, а народ по-прежнему будет сосать чужую лапу иллюзий, они, сплоченные и деятельные, выйдут из своих щелей и устроят России неонового каменного века "республику философов" - так, как они ее понимают. "Полулюди Высокого Уровня и Люди всех стран! Объединяйтесь против Нелюдей и Полулюдей низкого уровня!" - голосят они сейчас. А придя к власти, трансформируют свою злобную риторику в обычное "кто не с нами, тот против нас", и с теми, кого отберут для себя (об остальных просьба не беспокоиться), заведут дело. Они умеют начинать с нуля.
Вариант второй. Пока умные аналитики изводили газетную бумагу, послушно откликнувшись на призыв Ельцина изобрести национальную идею, она уже оказалась найдена. Русичи ПОРТОС'а не сомневаются в своей правоте. Они, в отличие от кабинетных теоретиков и редакционных остряков, молоды, здоровы, выносливы, неприхотливы, организованны, не привязаны, как скажем РНЕ, к патриархальным институтам (хотя некий поп освящал-таки их чудный ангар), мобильны, владеют оружием - чего еще-то нужно? Способны ли они сказать: "Есть такая партия"? Это вряд ли. Скорее секта, а не партия. Но в качестве готовой структуры вполне сгодятся. И, хорошо умея считать, свою выгоду точно определят и наверняка вытребуют причитающуюся им долю.
Неблагоприятные для Кандидатов в Настоящие Люди варианты (вроде вырождения, ввиду невостребованности, в замкнутость) я обойду стороной. Во-первых, объективно они слабее, а, во-вторых, это их и только их проблема.
И совсем уж напоследок вспомню о себе и скажу, что желаю выразить искреннюю благодарность БКНЛ ПОРТОС за холодный душ и принести ему искренние извинения за то, что не стал испивать его до дна. Я люблю контрастные ощущения, а с ними у портосовцев абсолютный напряг.
Примечания:
1 "Нам больные люди не нужны", - так осадил опытный портосовец занедужившего было новичка.
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
|||
![]() |
![]() |
© Русский Журнал, 1998 | ![]() |
russ@russ.ru |