Russian Journal winkoimacdos
18.11.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
История современности архивпоискотзыв

Хождение во "влазть"
(картинки тоталитарной жизни)

Андрей Мадисон

Андрей Мадисон

Все тоталитарные организации похожи друг на друга. Всем им нужен человек-желательно-весь. Всем им, сознаются они в том или нет, нравится теория доктора Фрейда: мол, сознание многоэтажно, а, значит, с ним можно справится методами городской геррильи - сначала забросать противника гранатами, а потом уже поэтапно захватить здание целиком. Антиутопии тоталитарным идеологам не страшны - потому что те взывают к разуму, а эти ребята даже разум способны представить иррациональным. Кислородную подушку дают тому, кто задыхается. Эти подсовывают подушку с газовой атакой, спрятанной внутри, любому встречному-поперечному, потому что им безразлично, каков человек исходно, важен лишь конечный продукт. И все-таки предпочтительнее оказывается молодняк: он легче обучаем, его дольше можно использовать и с ним меньше приходится валандаться. Впрочем, достаточно "теории" - я обещал картинки, а не нотации. Дело началось 7 октября сего года, когда я, прибыв в Москву из N (то есть, неважно, откуда), явился, как и намеревался, на заключительный акт акции всенародного протеста. Это было веселое мероприятие, которое, как обычно в таких случаях, радио, ТВ и большинство газет однообразно обоврали. У них вечно получается что-то вроде Рабле, изложенного обозревателями ресторанных меню. На груди моей красно сверкал значок активиста пионерской работы, а око между тем имело то старика с плакатом-призывом собрать подписи за вручение Б. Н. Ельцину ордена Петля на шее; то старуху с притороченной к спине изрядной виселицей для того же персонажа. Невиданное доселе обилие обличительной против евреев литературы на лотках свидетельствовало о том, что у последовавших вскоре эскапад генерала Макашова имеется солидная массовая поддержка. О причинах чего тоже неплохо было бы задуматься мыслителям от СМИ, а не тратиться с ходу на борьбу за немедленное осуждение путем издания соответствующего постановления (хотя бы потому, что у замолчанных причин бывают громкие последствия).

Был я не один, а с дочерью, которая, когда мы оказались на Васильевском спуске (отметив предварительно анархистов с их белым шрифтом по черному знамени: "ДОЛОЙ!!!"), почти сразу потерялась в толпе. Я нашел ее только после того, как масса ответила дружным недружественным свистом на призыв заказного профсоюзного оратора убрать Ельцина (это приняли), а вместо него посадить Лужкова (тут-то и раздалось). Послушав дополнительно бабусю, импровизировавшую раешники про екарных Гайдара и Чубайса, а также мужичка, сильно вслух читавшего громовые паузники о дурном Ельцине и недурных Ленине и Христе, я наконец узрел свою дочь в компании какой-то девушки, чего-то ей там втолковывавшей. Поскольку я обрадовался находке, то и все остальное, имевшее последовать, тоже воспринял радостно. Девушка с бледными волосами и бледным центростремительным лицом представилась информативной листовкой, которую иллюстрировала набором цветных фотографий о деяниях. Листовка называлась названием организации, которую она умело и уветливо хвалила: "Поэтизированное Объединение Разработки Теории Общенародного Счастья" (ПОРТОС). Мне это понравилось. Идейными предшественниками были объявлены Ленин и Пифагор с его "теорией счастья", о которой я ничего не слыхал, но все равно показалось симпатично. Когда, правда, Ленину была приписана известная триада "тезис-антитезис-синтез", являющаяся основой мыслительной деятельности "портосовцев", пришлось поправить, что это Гегель; принципиальных возражений это не вызвало. "Поэтизированное" и "Счастья" тмили очи хотя бы потому, что без этого не было бы продолжения.

Продолжением стал сдвиг в сторону группы маячивших на митинге портосовцев со своим "философским" знаменем, три цвета которого (забыл каких, да и не все ли равно?) и символизировали помянутую триаду. Физиономии поэтизаторов показались довольно тусклыми, кроме одной, выпиравшей из-под очков стоячей улыбкой; ну да и это мы проглотили. Тяга к соборности (общинности, коллективизму, коммунитарности) все схавала, а нам рассказывали как раз о сельских коммунах ПОРТОС'а - "Спартах" - с коммунарами, взращивающими телочек и козочек; о летних лагерях для детишек-октябрят; о том, что их объединение, зародившись почти десятилетие назад в харьковском ближнем теперь зарубежье, уже несколько лет центрально базируется в Москве; и о том, как они здесь замечательно, прикрываемые щитом славной "Альфы", развозят сахар и муку ветеранам войн.

Короче, в итоге всех этих повествований я решил плениться и, прервав трудовые отношения в N, где процветал, как мне казалось, махровый тоталитаризм, прибыл вновь в Москву - аккурат ко вторнику. Ибо по вторникам БКНЛ, то есть, Братство Кандидатов в Настоящие Люди (эта аббревиатура предваряет слово ПОРТОС) проводит собрания-слушания своего вождя-вдохновителя; а завершаются они дидактическим просмотром отфильтрованных по идейным и моральным признакам видеоверсий советских или российских фильмов. Перед слушаниями каждому вновь прибывшему, каковых активно отлавливают, выдают для заполнения "Откровенник" - три листа с вопросами, о коих наилучшее представление дает его расширенный вариант - "Ответник" (две общих тетради объемом 96 страниц каждая). Выбираю из него только ключевые вопросы; дурную, но показательную периферию, вроде предложения "сделать из трех спичек четыре двумя способами" или перечислить любимые блюда, решаюсь опустить.

Итак: /1/ "Почему Вы захотели заполнить этот тест?", "Намерены ли Вы ответить на все вопросы теста?" и, если нет, "Как же вы тогда разберетесь в мире и в себе?"; "Как Вы думаете, правильно ли Вы ответили на вопросы теста?", "Зачем Вы захотели заполнить этот тест?" - желание повязать единственно верным учением, а заодно поскрести ложкой по дну души налицо; венец его: "Вы предавали когда-нибудь? Опишите это"; /2/ "Среди лично знакомых Вам есть ли люди, которые умнее Вас? Перечислите их" (перечислить предлагается много кого: родителей, братьев, сестер, тех, кто глупее, друзей, врагов и обязательно - "Настоящих Людей", как лично знакомых, так и вообще) - экстенсивность зацепа не уступает его интенсивности; /3/ "философские" вопросы - "Что такое "зло"?", "Что такое "предательство"?", "Что такое "вина"?", "Что такое "унижение"?" - призваны мобилизовать чувство ответственности перед группой; "правильность" ответов здесь зависит от степени идентификации с групповой задачей; /4/ с основной лозунговой ПОРТОС'а связаны такие вопросы, как "Вы уже превратились в человека? Почему?", "На сколько процентов Вы уже превратились из обезьяны в человека?", с периодическими иносказаниями вроде "Можно ли полюбить дурака (дуру)?", или шоковыми проверками типа цепочки "Любите ли Вы готовить сами? Ну и гадина же Вы? Как Вы думаете, Вы живете правильно?", что означает, что жить до ПОРТОС'а можно только неправильно; /5/ вопросы-инициации: "Смогли бы Вы зарезать животное, из мяса которого едите котлеты?", "Представьте, Вы поймали в мышеловку живую мышку. Ваши дальнейшие действия?", "Пошли бы Вы с гранатой под танк, если ее невозможно метнуть (прострелены руки)?", с итоговым "Готовы ли Вы отдать жизнь за Счастье Человечества?", то есть, за ПОРТОС; /6/ "Зачем дамы мажут губы вязким ярким составом?", "Считаете ли Вы приличным пройти по сцене в костюме балерины (купального типа)?", "Можете ли Вы сделать что-либо неприличное?". Если вспомнить, что в ПОРТОС'е косметика запрещена, а девушки ходят исключительно в штанах, то "правильные" ответы очевидны; /7/ нельзя сказать, что придумщики этой только по видимости ахинеи не боялись, что кое у кого могут возникнуть сомнения в их моральной чистоплотности; отсюда последний вопрос, который привожу: "Когда автор этого теста предложил Вам заполнить этот тест, возникли ли у Вас какие-нибудь сомнения?"

Вопросы эти общим числом в полторы тысячи штук следует переписать и ответить на них, используя каждый раз не менее десяти слов, без шуток, без "не знаю", а также почерком, который будет оцениваться по трем параметрам - "бездушный", "среднедуховный" и "высокодуховный". С помощью калькулятора будет оцениваться и вся эта писанина, в результате чего вам отведут соответствующее место в подвижной иерархии, имеющей конечной целью "Настоящего Человека".

Означенная иерархия задается в брошюре-методичке по заполнению теста с долгим названием: "На сколько процентов Вы уже превратились из обезьяны в Настоящего Человека? Можете ли Вы построить свое Счастье? Знаете ли Вы мир и себя?" (М., 1998). Агрессивно невежественная по тону и сути брошюрка сразу хватает читателя за шиворот - "Не хотите ли проанализировать степень своей Человечности? Не хотите? Нет? Вот оно что!!! Понятно, кто Вы!" - и предлагает перечень, в котором вы с ее помощью непременно найдете себя: "Полулюди среднего уровня", "Полулюди низкого уровня", "Нелюди тихого нрава", "Нелюди злобного нрава", "Нелюди непоседливого нрава", или обобщенно "об'изьяне" (это такой неологизм-контаминация, чтобы приравнять "нелюдей" к малопроизводительным низшим приматам: на еженедельной общей поверке худшему по трудовым показателям отделению портосовцев, именуемых по такому случаю "сволочами", вручается под собачий вальс игрушечная обезьяна).

Вообще, анализировать всерьез эту "методику" с ее формулами счастья и справедливости на уровне математики для начальных классов и примерами счастья из области пищеварения и "тряпок" - занятие слишком специфическое. К тому же и дадена она вам отнюдь не для высоколобых рефлексий. На самом деле ее надо дважды переписать (2х25 с.) - и только это может стать первым шагом на пути к "Настоящему Человеку". В противном случае "Вы уподобляетесь любому негодяю, подлецу, шкурнику, которому не хочется анализировать степень своей Человечности" (анализ тут - все тот же калькулятор). Резюмируя: если дорога в ад вымощена благими намерениями, то до счастья можно добраться, только измазавшись в этой словесной грязи.

Но не только в словесной. Центральной базой ПОРТОС'а является часть территории какого-то строительно-монтажного управления на южной окраине Москвы, которая, если внимательно приглядеться, ничем почти не отличается от свалки. Борцы за охрану окружающей среды в планетарном масштабе (один из портосовских пунктиков) живут в стоящих посреди хлама вагончиках; вагончики, в свой черед, носят намалеванные на них краской имена "Настоящих Людей": "Сократ", "Платон", "Аристотель", "Чапаев", "Есенин" (последнее особо забавно, ибо портосовцы еще и непримиримые борцы с пьянством, блудом, курением и сквернословием, а заодно с кофе и чаем). В одном из них - "Аристотеле" - пейзаж таков: в глубине двухэтажные нары, застеленные грязными, многолетнего использования матрасами, на которых, без белья и подушек, портосовцы числом до восьми-десяти спят вповалку, не снимая одежды, а порой и обуви и накрываясь вонючими замызганными одеялами. Ближе ко входу полки, на которых свалено все подряд, но зато с приклеенными по периметру полок шильдами: "полотенце", "ножницы", "проигрыватель" (которого нет в помине, впрочем, как и полотенца). Пол в мусорной слякоти, на столе зиккураты макулатуры - но убирать некогда, портосовец постоянно должен быть занят Делом.

Главное из дел - перепродажа населению по ценам ниже розничных сахара и муки, которые закупаются оптом в мешках и мешками же продаются. Их развозят на грузовиках, которых в ПОРТОС'е не менее десятка и которые обслуживают так называемые "специалисты". Эту набранную на стороне публику, пользуясь провинциальной безработицей, элементарно эксплуатируют, а заодно и перевоспитывают в духе "теории счастья": заставляют бросить пить, курить и прибегать к экспрессивной лексике (застукав же, немилосердно штрафуют - до 75% от месячного заработка); кроме того, их принуждают "писать поэзию" - по десять четверостиший в неделю, каковые следует сдавать на проверку к 16.00 каждую пятницу, после чего их обрабатывают, расписав оценки по двум десяткам граф, и в результате выводят авторам "коэффициент счастья". Неизбежно графоманские тексты строго отражают вдалбливаемые повторнично портосовские прописи и имеют в основном такой вид:

Россию великой считали страной За то что жили люди славные Конечно она была таковой В года старые православные <...>

Ведь закон жизни звучит так веками Что слабый погибнуть должен всегда А сильный пока останется с нами А если ослабнет погиб тогда 1

Предполагается, что писание стихов имеет воспитательное значение и отвлекает людей от дурных мыслей (вернее, от мыслей вообще). Тем не менее, мне попался один текст, явно переполненный таковыми: "специалист" жаловался в нем, что вот он пахал-пахал, надеялся съездить домой, а тут на предполагаемый день отъезда вдруг назначили аврал, потом еще день он потерял, выбивая из своих хозяев заработанные деньги, в итоге поездка сорвалась, но уж если он добирается до дому, то и там, невзирая ни на что, думает, а как бы получше "написать поэзию" и т. д. - бунт увял, едва высунув росток.

Здоровенный ангар, вокруг которого кучкуются вагончики и где протекает базовая деятельность портосовцев, несет несколько нагрузок: там библиотека, там бухгалтерия, там готовят и принимают пищу, там ремонтируют автомобили, там стоят стенды с готовой поэзией и ее оценками, там висят плакаты и портреты образцовых деятелей во главе с М. С. Горбачевым. Все это вместе с постоянно вещающим и выключаемым только во время показа вредных для нравственности фильмов и передач телевизором представляет собою - я долго подыскивал определение и не уверен, что нашел объемлющее - маниакально-депрессивную фантасмагорию.

Самый популярный лозунг - "Раньше думай о Родине, а потом о себе" - читается однозначно: ты - дерьмо (или в одной из интерпретаций верховного идеолога команды, неопрятного недоучки, который с 69-го года и по сей день числится студентом: "Все вы здесь неучи"). Самые большие плакаты - о происхождении человека из труда за подписью Карла Маркса, о производительности труда - Ленина и без подписи, но в рифму, о вреде для православной Руси пить водку. Мелкого размера и дурного исполнения плакатами заляпан весь ангар и, в обязательном порядке, вагончики: "Почему ты так мало говоришь? Тебе нечего сказать? Ну тогда понятно, кто ты. Жаль. А мы думали, ты Кандидат в Настоящие Люди", "В постоянном говореньи для души от тьмы спасенье", и совсем коротко: "Говори постоянно!". Идейную нагрузку, которую тащат на себе эти призывы, лучше всего растолкует название тетради, которую при мне раскрыл один портосовец: "Внешняя совесть такого-то".

Всяких тетрадей, журналов, графиков, таблиц соцсоревнования и оценок труда у портосовцев масса. Ими постоянно шуршат-шелестят и, лихорадочно тыкая пальцами в калькуляторы, заполняют. Как сказал мне тот же обладатель внешней совести в ответ на мое цитатно-ленинское "социализм - это учет": "Коммунизм - это контроль и учет". У них и впрямь коммунизм. Формально личных вещей вообще нет. Фактически личным является то, что на тебе надето или то, что ты сейчас держишь в руках. Снял или положил - и оно уже ничье. Есть, правда, один способ пометить собственность - написать на изнанке одежды крупными буквами свою фамилию или приклеить шильду: "Место такого-то" (на нарах).

Что касается участия в распределении заработанной денежной массы, то тут картина приблизительно такова. Портосовцы, согласно декларациям, которые не обязательно соответствуют реалиям, денег на руки не получают, а берут их из общей кассы по мере возникновения потребностей. Считается, что купленное все равно поступит в общий котел. "Специалисты" же трудятся в режиме двухнедельных смен и имеют фиксированный заработок, выдаваемый на руки и регулируемый штрафами.

Помимо штрафов (только для "специалистов"; портосовцы, надо понимать, не грешат), трудовой энтузиазм Кандидатов в Настоящие Люди поддерживается духом соревнования. Их совокупный коллектив условно разделен на "дженералов" и "универсалов", между которыми идет борьба показателей производительности. Соревнуются между собой и более мелкие единицы - отделения, первые из которых на данном отрезке времени объявляются победителями, а последние - "питекантропами" (или "сволочами"). Объявление победителей и сволочей происходит на общей поверке в полночь со среды на четверг, когда все портосовцы и специалисты выстраиваются в ангаре в каре, рассчитываются по номерам (почти сто человек) и выслушивают речь вождя-идеолога, в которой подводятся итоги, намечаются задачи и с помощью откровенной лжи шельмуются те специалисты, кто ушел-уволился из ПОРТОС'а. После этого командиры отделений докладывают о своих успехах и неудачах, а их, в порядке обратной связи, сменяет какой-нибудь специалист, нудно и косноязычно распинающийся о вреде вредных привычек. На этом поверка считается оконченной, провозглашается отбой, и, хотя до подъема в семь утра остается не так уж много времени, работа на базе не утихает всю ночь: призывы к повышению производительности труда ("Настоящий Человек" - производитель производительности) вновь оборачиваются эксплуатацией его количества.

Источник материальной стабильности у портосовцев, как они сами утверждают, исключительно совместный труд по 16 часов в сутки. Атмосфера нетерпимости к праздности - прямо репрессивная (кто-то из специалистов притормозил, и дежурный, с огромной гербастой бляхой советских времен на груди, тут же орет: "Работай, работай!" Вообще, считается хорошим тоном отзываться о специалистах как о ленивых и скудоумных животных. Грех будет не вспомнить по этому поводу спартанцев с илотами).

Методологическая основа идеологии БКНЛ, как опять же уверяет их вождь - единственная в своем роде научность. "Если причинить злому относительное зло, то получим добро", - излагает он из раза в раз одно и то же в манере, средней между поплевыванием и поклевыванием. "Логика, - ласково продолжает блажить он, - доказывает, что черная кошка - она правильная, да не для всех, примета. Потому что настоящий человек, он все делает быстро и кошку всегда опередит, а нелюдь еле ноги передвигает, потому кошка и перебежит ему дорогу".

Вождь и несколько его приближенных физического труда не выполняют и в вагончиках не живут; их удел, согласно самохарактеристике, занятие координационной и административной деятельностью. Вполне вероятно (хотя напрямую это пока не декларируется), что они в своих глазах уже достигли статуса "Настоящих Людей", осталось только легитимировать означенный статус, то есть, получить власть. Рисуя на доске кусок трехмерной проекции, идеолог особенно выделяет ее вертикальную составляющую: "Это, - говорит он, - власть, или "влазть", потому что на нее влазят".

Нескрываемая и как-то там даже претворяемая в жизнь цель портосовской головки и есть - влезть во власть. Но об этом чуть позже, при подведении, так сказать, окончательных итогов. Пока же - итог промежуточный.

ПОРТОС, в согласии с почтенной традицией, вполне можно было бы поименовать Министерством Счастья или островом Повелителей Мух: безлюбые юноши и девушки (положительное решение полового вопроса в объединении отложено на неопределенное будущее) сомнамбулически отравляют жизнь себе и другим людям, руководствуясь якобы заботой о сохранении этой самой жизни на Земле. Хотя, более чем вероятно, все - еще проще. На вторничных посиделках, то бишь "мозговых штурмах", вождь-идеолог, дабы посрамить недочеловеченную аудиторию, любит сравнивать ее с конкретными "Настоящими Людьми". В их список при этом собираются такие имена, как (см. еще раз названия вагончиков; машины автопарка тоже все поименованы) Роберт Оуэн, Гаутама Сидхарта, Иван Тургенев, Диоген, Януш Корчак, Ешуа Иосифович Давидов (!), Александр Невский, Талалихин, Спиноза, Маяковский - вот примерный абрис компании, к которой он себя примеряет (в "Ответнике" не случайно ошивается вопрос: "Что такое "знаменитый"?"). При этом он не настолько глуп, чтобы в открытую объявить о своих примерочных амбициях. Тут, надо понимать, за него должна потрудиться масса слепых последователей. Один из, увы для него, зрячих специалистов прекрасно понял это и в разговоре со мной назвал идеолога "Главным Демоном". Судьба бедняги в случае торжества "коэффициента счастья", полагаю, предрешена. А теперь о возможности такого торжества.

Мне видятся два варианта благоприятного для HOPTOC'a развития событий. Причем, они не альтернативны (в соответствии с безжизненным принципом "либо-либо"), а спокойно интерферируют, как то и свойственно нормальному бытию. Оба варианта исходят из дальнейшего ухудшения ситуации в России, поскольку все еще есть, что ухудшать, а улучшать уже почти нечего.

Итак, вариант первый. Исключая идеолога, портосовцам в основном не больше двадцати пяти лет. У них все впереди. Они знают, чего хотят, но им самим пока не совсем понятно, чего они могут. Может быть и ничего, кроме организации кругооборота сахара. А может быть, когда политическое одичание верхов достигнет геркулесовых столпов, от экономики останутся одни руины, а народ по-прежнему будет сосать чужую лапу иллюзий, они, сплоченные и деятельные, выйдут из своих щелей и устроят России неонового каменного века "республику философов" - так, как они ее понимают. "Полулюди Высокого Уровня и Люди всех стран! Объединяйтесь против Нелюдей и Полулюдей низкого уровня!" - голосят они сейчас. А придя к власти, трансформируют свою злобную риторику в обычное "кто не с нами, тот против нас", и с теми, кого отберут для себя (об остальных просьба не беспокоиться), заведут дело. Они умеют начинать с нуля.

Вариант второй. Пока умные аналитики изводили газетную бумагу, послушно откликнувшись на призыв Ельцина изобрести национальную идею, она уже оказалась найдена. Русичи ПОРТОС'а не сомневаются в своей правоте. Они, в отличие от кабинетных теоретиков и редакционных остряков, молоды, здоровы, выносливы, неприхотливы, организованны, не привязаны, как скажем РНЕ, к патриархальным институтам (хотя некий поп освящал-таки их чудный ангар), мобильны, владеют оружием - чего еще-то нужно? Способны ли они сказать: "Есть такая партия"? Это вряд ли. Скорее секта, а не партия. Но в качестве готовой структуры вполне сгодятся. И, хорошо умея считать, свою выгоду точно определят и наверняка вытребуют причитающуюся им долю.

Неблагоприятные для Кандидатов в Настоящие Люди варианты (вроде вырождения, ввиду невостребованности, в замкнутость) я обойду стороной. Во-первых, объективно они слабее, а, во-вторых, это их и только их проблема.

И совсем уж напоследок вспомню о себе и скажу, что желаю выразить искреннюю благодарность БКНЛ ПОРТОС за холодный душ и принести ему искренние извинения за то, что не стал испивать его до дна. Я люблю контрастные ощущения, а с ними у портосовцев абсолютный напряг.


Примечания:


Вернуться1
"Нам больные люди не нужны", - так осадил опытный портосовец занедужившего было новичка.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru