Русский Журнал
14.07.1997
Отзывы
Д.Петров  Гуманитарные технологии просачиваются в Кремль
Архивист

В Рязани восстановлен памятник Ленину. Владимиру Ильичу. В честь дня рождения того, кто живее всех живых. И не было бы в этом событии ничего примечательного - вон, в Благовещенске, в Урюпинске, да мало ли где еще, он стоит как стоял. Так вот, ничего бы не было особенного, если б известие о повторном водружении вождя на пьедестал, разнесенное средствами массовой информации по всей стране, не стало бы одним из событий, знаменующих новый разрыв штопаной ткани российского политического мифа.

Новость о вторичном восшествии лидера мировой революции на постамент - коли всмотреться - вовсе не выглядит простым пропагандистским трюком. Это акт символический, знак, сигнал, пароль.

Явление, стоящее в одном ряду с вестями о готовности компартии к непарламентским методам политической борьбы, о скандальной связи "Известий" и "Комсомольской правды" с финансово-промышленными группами, об отставке иркутского губернатора-реформатора Юрия Ножикова, о призыве президента покупать товары российского производства и его же заявлении о готовности молодых профессионалов ответственно войти в пространство российской большой политики...

Тут уместно отступление на тему теснейшей связи пропагандистской мифологии и конкретного, практического политического действия. В эру позднего советизма общество было настолько отравлено нечистотами лжи и несвободы, что наиболее дальновидные гуманитарии уже дерзко гадали о ходе и длительности агонии.

Но Россия взялась-таки откачать избыток дерьма. Именно так воспринимало перестройку большинство наших сограждан. Взялась-то взялась, но что из этого вышло? Казеннокоштные золоторотцы отечественной политики, вместо того, чтобы незамедлительно приступить к своим именно профессиональным обязанностям, принялись делить собственность и, как это называется в определенных кругах, "клеить баксы".


Все, кто следил за процессом более или менее внимательно, ждали: когда бабахнет.
Как-то июльской ночью 1993 года не самая худая часть того, что уже тогда называлось "экспертным сообществом", дискутировала на Пресне у коллеги, чьи окна выходили на Белый дом. Внезапно, курящие на балконе спешат в гостиную: "Снимают, снимают!.."
- Что? Как? Кто снимает?

Елки-моталки! На фоне черных небес на башне Верховного Совета медленно ползет вниз трехцветное знамя демократии.

Кто-то предположил, что триколор снимают чтоб постирать. А кто- то - что сейчас беспременно взовьется синее рекламное полотнище "Спонсор нашего путча - компания SONY!"
Не прошло и трех месяцев, как бабахнуло.

Последующие многократные выборы и прочие политические операции показали, что вот теперь игра пошла абсолютно всерьез и на деньги.

Но если в пространстве пропагандистском главные субъекты конфликта в стране - это как бы лупящие друг друга "коммунисты" и "демократы", или "национал-патриоты" и "жидо-масоны", то в контексте актуальной политической действительности вопрос стоит иначе, а именно: получат ли доступ к ресурсам и механизмам управления ими те, кто может вытащить страну из глубочайшего системного кризиса, либо контролировать все это будут те, кто спасать страну не умеет да и не желает.

В ходе избирательных кампаний в губерниях, КПРФ активно привлекала группы профессионалов - аналитиков, специалистов по управлению, планированию, пропаганде, социологов, имиджмейкеров. Причина одна: у партии на местах нет современных квалифицированных кадров.

Сомнительно, что без участия группы Пешкова коммунист Александр Белоногов победил бы в Амурской области, а его товарищ по партии, Александр Любимов победил бы в Рязани без участия группы Малютина.

Сегодня, когда мощь политической машины власти выглядит уже не мифом, но блефом, очевидно: успешно иметь дело с совершенствующейся политической машиной компартии можно лишь продуктивно сочетая достаточные ресурсы и современные избирательные технологии. Взятые отдельно эти компоненты более не работают.

И вновь возникает из газетно-телевизионного океана страшная образина Красной угрозы. Но стоит ли так уже страшиться именно этого монстра?

Нынешний худосочный аленький серп и молот КПРФ ничего общего не имеет ни с живой красной и шипастой розой социал- демократии, ни с закатившейся большевистской красной звездой. Но то, что именуется ныне компартией, будучи раскрашено в неопределенные цвета с палитры господина Подберезкина, утратив все ценности и цели некогда величественного "красного проекта", все еще обладает агрессией и коварством тех, кто превратил его в "кровавый проект". Процесс перерождения завершен. Опасность исходит не от красного мифа, а от абсолютно реальных людей, стремящихся во власть, но не способных ее квалифицированно осуществить.


И вот начинает работать радио!
Теперь и с нами регулярно в радиоэфире высшее должностное лицо страны. Триумф ли это политических технологий? Да вроде нет. Шутка сама-то по себе старая. Но сдается мне, что большая победа гуманитарно-технологического сообщества нового поколения состоит в том, что именно говорит президент.

Понадобилось три года, чтобы высшая государственная власть сумела произнести слова, которые ей подсказывались постоянно на протяжении всего этого времени: потребительский патриотизм, как идеология экономической политики, и опора на молодых профессионалов, готовых к участию в управлении, как кадровая стратегия.

Считается, что пути документов в лабиринтах власти неисповедимы. С одной стороны так оно и есть, а с другой, при сильном желании отследить движение можно.

Совершенно определенно, корреспондентом власти в данном случае выступила "Группа Островского" (ГОСТ) - объединение интеллектуалов и технологов, работающих в области организации политических кампаний и управления кризисами. Просчитав большую рентабельность инвестиций в человеческий политический потенциал, чем в политические шоу, до которых столь охочи нынешние элиты, они стремились объяснить власти, что вложить миллион долларов в телепередачу, с точки зрения стратегии, убыточнее, чем ту же сумму - в квалифицированный и амбициозный политический актив.

Именно в этой среде родились первые тексты, обосновавшие верность доктрины "Будь русским - покупай русское", как ключевого пропагандистского лозунга Российского стратегического "Нового курса", будя он окажется проложен. Именно из этой среды прозвучала идея опоры власти на новое поколение профессионалов, как на квалифицированный, ориентированный на традиционные ценности, мобильный и легко обучаемый кадровый резерв.

В то время, когда штатные имиджмейкеры власти готовили серии предвыборных шоу, люди ГОСТ говорили им о том, что политика обретет реальную стоимость тогда, когда станет политикой воли, действия, поступка, а значит, будет полезна не только финансово-промышленным группам, но - избирателям, народу. Ибо именно он является настоящим и постоянным потребителем политики. Именно диалог с избирателем делает политику актуальным товаром, в отличие от шоу или серии видеоклипов, обратная связь с которыми не возможна. И, стало быть, стратегически шоу проигрывает политике действия.

Но российские практики - и управленческая, и политическая, и финансовая - как известно, существуют главным образом в парадигме коротких денег, коротких сроков, короткой воли. Скорее всего, именно по этой причине материалы ГОСТ известное время просто передавались из одного центра принятия решений в другой.

Это продолжалось до тех пор, пока в центрах принятия решений не узрели воочию - случилось это после осенне-зимней избирательной кампании в губерниях: избиратель начинает всерьез относится к коммунистам, как к партии власти, что со всеми на то основаниями было воспринято Кремлем, как стратегическая угроза.

Вот тогда и были призваны "новые реформаторы" из малых Кремлей. Будучи более способными к диалогу, чем погрязшая в интригах старая кремлевско-белодомовская гвардия, эти люди принесли в стены главной цитадели новые идеи и концепции. Которые и были озвучены и еще будут озвучиваться, ибо они нужны тем, кто и вправду старается руководить страной.

Самодержавие, - писал Ключевский, - это не власть, а задача, т.е. не право, а ответственность. Нам осталось лишь перефразировать мыслителя, в надежде, что именно сейчас уместно сказать то же самое о президентстве. Ибо это единственный в сегодняшней России институт, чья миссия могла бы быть хоть сколько-нибудь сравнима, с миссией института, о коем писал Ключевский. Не власть, а задача. Не право, но ответственность.

Если же седовласый старец в Кремле зовет демократию в новый поход, то не мешало бы четко, ясно и достойно сказать: куда, зачем и на кого!

Решая экономическую проблему политическими средствами и наоборот, еще в 30-е годы Махатма Ганди призвал своих сторонников сжигать английскую мануфактуру, чтобы обеспечить рынок кустарным товарам индийского производства.

В 50-70-е американцы пикетировали фирмы, торгующие японскими автомобилями, и бойкотировали импортные продукты. "Be American - buy American" - эта фраза стала девизом и лозунгом движения потребителей. И сейчас на высококачественных американских товарах можно увидеть ярлык: "Produced with pride in USA" - "С гордостью сделано в США". С гордостью!

В ходе избирательной кампании 1995 года активисты молодежной избирательной инициативы "Поколение рубежа" публично жгли огромные макеты "Сникерсов" в Кемерово, Новосибирске, Воронеже и других городах, раздавая тут же отличные шоколадные конфеты отечественного производства.

Они демонстрировали и людям, и власти свое недовольство колоссальным притоком в Россию западного, что разрушительно для экономики страны.

У сегодняшних "новых реформаторов" выбор довольно простой. Либо вложившись по крупной в современные политические технологии и держателей этого ноу-хау, обеспечить смену части аппаратного караула и привести за собой тех, кто идеологически, планово, технологически и кадрово обеспечит устойчивость и уверенность их следующих ходов. Либо - не делать этого.

Здесь главред внес свою правку и вырезал окончание статьи, которое очень дорого автору.




В начало страницы
Русский Журнал. 14.07.1997.Дмитрий Петров. Гуманитарные технологии просачиваются в Кремль
http://www.russ.ru/journal/kreml/97-07-14/petrov.htm
Пишите нам: russ@russ.ru