Русский Журнал
8.08.1997
Отзывы


Архивист

Публикуемая ниже аналитическая записка отражает стратегию политического планирования, реализуемого в данный момент одной из кремлевских групп. Внимательный анализ текста показывает, что он был подготовлен не штатными аналитиками. Известно однако, что записка была рассмотрена на совещании в Кремле.

В последнее время определенные круги пытаются сохранить и существенно расширить свои властные полномочия, предполагая в этих целях трансформировать основы конституционного строя РФ.
Ими задействованы аналитические и пропагандистские структуры, прямо или косвенно связанные с финансово-политическими группировками, ставленником которых и фактическим представителем во власти является А.Чубайс. Социальный заказ, как это следует из постоянных консультаций данного лица с руководителями ряда независимых фондов (в первую очередь - Фонда защиты частной собственности), средств массовой информации, а также отдельными представителями информационных структур, заключается в реализации широкой программы действий, направленных на гарантированное сохранение власти в руках определенной группы лиц. Ее базисные тезисы и методики разрабатываются на децентрализованной основе доверенными обществоведами и журналистами. Стратегия и тактика основных мероприятий в данном направлении включает в себя ряд этапов, каждый из которых в содержательном отношении охватывает характерные для него методы, способы и каналы реализации.
Высокая технологичность и структурированность плана мероприятий позволяет говорить о наличии шаблонных (базисных) разработок, ориентированных на страны "переходного типа", к числу которых относятся Российская Федерация и отдельные государства Восточной Европы. Имея в виду, что создаваемые в отечественных научно-исследовательских учреждениях и относительно недавно возникших аналитических центрах базисные модели существенно отличаются от зарубежных аналогов (1), есть основания предполагать, что они либо успешно имитируются, либо корректируются уже готовые и предназначенные для РФ разработки.

Стратегическое направление. Целевой установкой всех мероприятий является сохранение у власти и расширение властных полномочий финансово-политической группировки А.Чубайса в период и после окончания пребывания Б.Ельцина на своем посту. При этом такое расширение трактуется как получение полного контроля над всем спектром государственно-политической и экономической жизни страны.
Тактика действий. Несмотря на разноплановость задуманных мероприятий, можно предполагать наличие определенной тактики их реализации с комбинированием политических, информационных и экономических рычагов воздействия на ситуацию в благоприятном для данной группировки направлении. Алгоритм подобных шагов предусматривает влияние как внутренних, так и внешних факторов. При этом содержательная часть тактики заключается в чередовании моментов "обострения" и периодов "успокоения". Создание кризисных ситуаций призвано расширить влияние группировки в регионах, отраслях и т.д., обеспечивая ей роль "улаживателя конфликтов". По мере достижения этого контроля наступает "успокоение", позволяющее данной группировке получать финансовые выгоды в конкретной региональной или отраслевой сфере и обеспечивать контроль за расстановкой кадров. Особая роль в реализации тактико-стратегических установок уделяется информационно-пропагандистскому обеспечению.

В политическом отношении основными пропагандистскими тезисами являются:
1. Стабильность руководящих кругов страны как в настоящий момент, так и на перспективу. Укрепление кадрами административных государственных структур (исходя из недопустимости революционных изменений в сложившейся системе доминирования группы А.Чубайса и необходимости упрочения позиций реформаторов-единомышленников).
2. Ликвидация контрреформаторской, коррумпированной, националистической, экстремистской, радикальной оппозиции, не способной к компромиссу (в понимании группы А.Чубайса).
3. Предоставление им возможности довести дело реформ до логического завершения.
4. Консолидация центров реальной власти и влияния вокруг легитимных и конституционных государственных структур (главы которых принадлежат к клану А.Чубайса). В случае невозможности получения постов в институтах, отвечающих за безопасность и оборону страны, жизнедеятельность государственного механизма, предполагается на законных основаниях переподчинить их руководителей или лично А.Чубайсу, или специально созданным структурам, где Чубайс является членом коллегиального управления.

Для реализации пропагандистских тезисов ведутся аналитические, историко-правовые, оперативно-кадровые и пропагандистские разработки. Их суть сводится к следующему.
1. Через информационные вбросы в общественном мнении формируется привыкание к возможности изменения государственного строя и его трансформации в монархическую сторону (2). При этом четко определяются положительные стороны такой формы государственного устройства: историческая и правовая предрасположенность России к "сильной руке"; легитимность монархии после 70 лет тоталитарного строя; расширение и углубление связей с Европой через монархические дома ряда стран континента; восстановление справедливости до отношению к "династии Романовых".
2. Используя свои информационные ресурсы, группа А.Чубайса предполагает как запасной вариант "усредненный" способ возможного сохранения у власти Б.Ельцина: после подписания союзного договора между РФ и Белоруссией оставить его на еще один срок, но уже во главе данного объединения.
3. Ориентируясь на минимизацию роли и значения представительной власти в лице Государственной Думы, А.Чубайс и его группировка прибегнут к выдвижению заранее неприемлемых для ГД действий экономического и финансового порядка, которые станут причиной ее роспуска (в случае отказа от сотрудничества с исполнительной властью) или дискредитируют ее (в случае согласия на радикальные меры). При этом роспуск представительной власти будет сопровождаться активным внедрением в общественное сознание тезисов о
- паразитическом, коррумпированном и криминальном характере Государственной Думы;
- неприспособленности России к представительным формам власти;
- персональной ответственности конкретных лиц из числа как крайней, так и умеренной оппозиции. В интересах "рассеивания" конфронтационного потенциала образа контрреформаторской сущности представительного органа власти предполагается синхронизировать кампанию по захоронению В.И.Ленина с наступлением на позиции Государственной Думы. Одновременно ставится задача раскола общества, преследующая долговременные перспективы политизации различных социальных слоев и мобилизации их в интересах группы А.Чубайса.

4. Проведение информационных мероприятий, направленных на дискредитацию конкретных чиновников, не принадлежащих к клану А.Чубайса, и создание в общественном сознании их криминального образа с последующей заменой через подключение к данным мероприятиям органов государственной безопасности. В случае неспособности последних реализовать данную схему ставится задача их реформирования в организационно-кадровом плане (руководящая вертикаль).
5. Реализация комплекса мероприятий, направленных на дезориентацию Б.Ельцина относительно позиции того или иного высшего чиновника по внешнеполитическим вопросам, к числу которых относятся НАТО, СНГ, Евросоюз, двухсторонние отношения России и отдельных стран для проведения на соответствующие посты членов клана А.Чубайса. Для этой цели разработан механизм информационных вбросов, суть которого заключается в многократном озвучивании в виде новостной информации специально препарированных и легендированных сообщений, фрагменты которых противоречат друг другу и источником которых будут являться российские региональные средства информации или зарубежные СМИ. Основную роль в проведении этих мероприятий должна сыграть телекомпания НТВ, в рамках которой формируется специальная группа редакторов-составителей из числа наиболее доверенных и высокооплачиваемых сотрудников.
6. В целях получения массированной поддержки со стороны отечественной интеллигенции, и прежде всего той ее части, которая связана с творчеством и эстрадой, будут одновременно проводиться как финансовый нажим (озвучивание тезиса о необходимости декларировать реальные доходы; преднамеренная задержка в финансировании проектов), так и финансовая поддержка (незаконное освобождение от прогрессивного налогообложения; скрытое финансирование и т. д.) Все это должно мобилизовать данный социальный и профессиональный слой в интересах группы А.Чубайса. К числу подобных акций, имеющих принципиальное значение, относится попытка реализации проекта "оживления" деятельности киностудии "Мосфильм" путем ее покупки "назначенным миллионером" В.Гусинским.
7. Используя властные и финансовые рычаги, группа А.Чубайса будет противодействовать всяким попыткам информационного освещения или научных разработок проблем социальных движений как в России, так и за рубежом в целях недопущения изучения методов и способов социальной консолидации враждебных ей слоев и групп общества, могущих таким образом получить информацию, способствующую развертыванию контрмероприятий. В жесткой форме поставлен вопрос о недопущении информации о левом движении за рубежом и в то же время - о необходимости муссирования "угрозы фашизма".

Этапы реализации мероприятий. Разрабатываемые информационно-пропагандистские мероприятия, направленные на достижение политических целей группы А.Чубайса, разбиты на несколько этапов, длительность которых будет зависеть как от их конкретного содержания, так и внешних общественно-политических факторов.
Первый этап, включающий подготовительную работу, предусматривается закончить к концу осени 1997 г. На его протяжении должен быть окончательно внедрен в общественное сознание тезис о необходимости "жесткой руки" в России. При этом предполагается провести замену руководящих сотрудников органов государственной безопасности и армии на ставленников группы А.Чубайса. Параллельно в общественное сознание будет внедряться необходимость усиления контроля за органами информации, прежде всего телевидением, ввиду "выплеснувшейся на экраны волны насилия и порнографии". Овладение рядом частотных каналов телевидения будет происходить под лозунгом придания им а) финансовой устойчивости; б) патриотического содержания; в) высокого культурного уровня.

Второй этап охватывает период с конца осени 1997 г. и до лета 1998 г. В информационно-пропагандистском отношении ставится цель распространения информационной структуры группы А.Чубайса на регионы, создания там "опорных пунктов". Основное внимание будет уделено южным районам России, Уралу и Дальнему Востоку с центрами в Краснодаре, Екатеринбурге (возможен Омск как его альтернатива в Сибири) и Владивостоке. К данной работе предполагается подключение государственных организаций, обеспечивающих информацией правительственные структуры.

Третий этап (несмотря на сложность перспективного планирования социально-политических процессов) предполагается реализовывать с осени 1998 г.) На его протяжении должна произойти информационно-пропагандистская легитимация следующих тезисов:
- изменение государственного строя в пользу монархии или единого российско-белорусского государства при главенстве руководства Российской Федерации;
- задействование механизмов фиксирования общественного внимания на "воссоздании" монархических структур или структур союзного государства, среди которых одной из важнейших должен стать институт регентства или государственный совет. Одновременно будет поставлен вопрос о ликвидации нынешней Государственной Думы как не соответствующей "новому моменту".
На данном этапе предполагается усилить влияние иностранного фактора через искусственное противодействие российским внешнеполитическим и внешнеэкономическим интересам с целью "пробуждения" патриотических чувств в обществе. Есть основания предполагать участие в столь масштабных трансформациях лично Б.Ельцина, которому будут гарантированы властные полномочия, не меньшие по объему по сравнению с нынешними.

Разрабатываемая система мероприятий, возможно, будет претерпевать отдельные изменения, но основные стратегические и тактические направления будут оставаться неизменными.
Реализация вышеперечисленных планов наталкивается на целый ряд объективных и субъективных препятствий.
1. Вне рамок "централизаторских" усилий остается Северный Кавказ, контроль федерального Центра над которым становится все более номинальным.
2. Предпринимаемое в последнее время стравливание губернаторов и нижестоящих администраций еще более ослабляет вертикаль исполнительной власти.
3. Передача представителям Президента права контролировать федеральные расходы в субъекте Федерации, а также переключение на представителей местных структур федеральной власти создаст двоецентрие в субъектах Федерации. Обсуждаемая же сейчас передача представителям права распоряжаться федеральной собственностью, расположенной на территории, чревата конфликтами непредсказуемой остроты.
4. Отсутствует субъект, который сможет или захочет обеспечить управляемость в условиях обостряющихся конфликтов. Куликов не захочет. А кто-то другой на его месте вряд ли сможет.
5. Очевидный непрофессионализм нынешних реформаторов не компенсируется (как это было в 1992 г.) значительным ресурсом социальных ожиданий. Временной лаг ожиданий весьма короток и может поддерживаться лишь упованием на соответствующие личности, каковых нет (казус Немцова это продемонстрировал). Поэтому возможности для манипуляции общественным сознанием сужены.
6. Отсутствует сколько-нибудь заметная социальная поддержка новым либеральным начинаниям.
7. Идея монархии при всей наглости предпринимаемых шагов неизбежно натолкнется на укоренившееся в последнее десятилетие убеждение в том, что начальство должно быть выборное. Кроме того, плохо говорящие по-русски усатая царица из испанской таверны и поздно взрослеющий мальчик Гоги никак не смогут стать символами российской государственности (как бы ни демонстрировали по НТВ румынского короля Михая - между ними пропасть).

Тем не менее степень реализуемости изложенной системы мероприятий не меняет главного. Налицо постановка задач и планирование способов их достижения, связанных с изменением основ конституционного строя РФ. С учетом того, что рассмотренные трансформации не могут быть обеспечены легитимным образом (в силу особенностей конституционно-правовой системы, возникшей после декабря 1993 г.), практическое применение очерченной выше схемы заставляет субъекта деятельности выйти за рамки российского законодательства.


(1) В первую очередь, по жанровым характеристикам: использование сослагательного, а не повелительного наклонения.
Вернуться

(2) Что в первую очередь мотивируется отсутствием на данный момент приемлемой для группы А.Чубайса кандидатуры на пост Президента, а также опасениями за возможные последствия свободных выборов в случае проведения таковых.
Вернуться




В начало страницы
Русский Журнал. 8.08.1997.
Основные направления и этапы информационно-пропагандистского обеспечения политических мероприятий по реализации властных интересов.
http://www.russ.ru/journal/kreml/97-08-08/naprav.htm
Пишите нам: russ@russ.ru