Русский Журнал
16.10.1997
Отзывы
Архивист

Два помещенных здесь материала относятся к бурным, но закрытым от общественности дискуссиям первой половины октября 1996 года - дням "генеральского кризиса", закончившегося 16.10.96 смещением А. И. Лебедя с поста Секретаря СБ РФ.

Документ #1

ОБРАЗ "ВЛАСТИ ПО ЛЕБЕДЮ" В КРИЗИСНОМ КОНТЕКСТЕ

<...>
Особенностью момента является специфическое положение А. Лебедя в информационном и политическом пространстве: практически все кризисные темы, разворачиваемые в СМИ, так или иначе подразумевают выход из ситуации в лице Лебедя и его деятельности. А. Лебедю практически удалось утвердить миф о себе как наиболее реальном наследнике Президента. Более того, А. Лебедь воспринимается СМИ и обществом не только как будущий глава государства, но и как "спаситель Отечества". <...>
Лебедь наращивает неопределенность в зоне власти, он играет координатами, толкуя движение вниз как движение вверх. Энергетика образа Лебедя создается прежде всего его стратегической "стиснутостью": имея государственный потенциал, он не может его реализовать (и даже прояснить для себя), - выдавливаемый из власти, он не сможет уйти сам - и нет политически внятного способа его в ней оставить. Сегодня центр выработки государственных решений пропагандистски блокирован, утверждается образ его безволия, паралича и проистекающей отсюда "угрозы национальной безопасности".

ЛЕБЕДЬ В КОНТЕКСТЕ ОБРАЗА НАЦИОНАЛЬНОЙ УГРОЗЫ

По данным опроса ВЦИОМ за 13-18 сентября, положение России как "плохое" и "очень плохое" оценено 68,8% респондентов. В целом политическая обстановка оценивается населением как "критическая" и "взрывоопасная" - 80,1%.
Особую роль в нагнетании напряженности играет резкий рост политизации СМИ, настроенных в большинстве негативно по отношению к власти и подогревающих социальное недовольство. Информационно-политическая ситуация перерастает в совершенно неуправляемую государственно-политическую ситуацию.
Наиболее опасными с точки зрения тенденций роста и политических последствий являются
а) темы "кризиса в армии" и "потери ею управляемости", связывающиеся с темой "чрезвычайной ситуации, требующей чрезвычайных мер" и
б) резкое расширение властных полномочий СБ и его Секретаря, превращающихся в чрезвычайные.

В этой связи возникает образ "невозможности снятия Лебедя" в силу якобы возможного в этом случае бунта армии. Возникает ситуация шантажа общества страхом военного переворота.

ЛЕБЕДЬ И ОБРАЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ ОБСТОЯТЕЛЬСТВ

В ситуации нагнетания чрезвычайности ситуации и необходимости чрезвычайных мер для вывода армии и страны из кризиса резко усиливаются позиции Секретаря СБ А. Лебедя, строящего свой образ на идее "спасения Родины, поставленной [властью] на край гибели".
Ни один из ведущих российских политиков, кроме А. Лебедя, на данный момент не обладает признанными в обществе качествами "спасителя". По данным социологии, уровень доверия к А. Лебедю перешел 70%-ный барьер. Эта тенденция объективно подталкивает А. Лебедя к резкой активизации своих действий, в том числе публичных - средствами СМИ.
Зато сформирован идеологический запрос на "фактор героя-заступника" - альтернативный субъект воли и решимости вне конституционных структур. Информационное поле, блокирующее политику администрации, создает зеленый коридор для альтернативы "по Лебедю". Ресурс, потерянный властью, символически переходит к чудо-герою.

ЛЕБЕДЬ В СМИ

Сложившаяся кризисная ситуация развивается как "информационная", не имеющая реального политического выражения в полномочиях А. Лебедя. Но и это обстоятельство пока носит для Лебедя положительный характер, позволяя играть на поле, не управляемом его оппонентами. Лебедь предпринимает свои действия превентивно, на основе постоянного просчета планов "другой стороны". Наиболее важной особенностью сложившейся ситуации является возможность быстрой смены А. Лебедем информационных площадок - тем, постоянная работа на опережение.
После Чечни следующими объектами его внимания стали армия, социально-экономическая обстановка, бюджет, ядерная энергетика, положение на Севере, геополитические проблемы российской политики на Западе (проблема НАТО) и на Юге (Таджикистан-Афганистан).
Эта активность постоянно прибавляет А. Лебедю популярность и в то же время позволяет ему расширять перечень "угроз", подчеркивая кризисное положение России. Расширение круга компетенции Секретаря СБ сужает коридор маневренности других политиков, вынуждает их занимать позицию обороняющейся стороны.

<...>
Во всех стратегиях (выбор их - прерогатива политического руководства страны) следует иметь в виду уникальность ресурсов Лебедя сегодня. Сюда входят:
- символическая близость к осуществлению верховной государственной власти (неопределенно-чрезвычайные полномочия СБ, явочные выступления Лебедя с позиций фактического соруководителя государства, не оспариваемые и не ограничиваемые никем);
- активное и профессиональное использование А. Лебедем правил информационной войны;
- присвоение А. Лебедем всех тем, имеющих отношение к проблеме безопасности, а следовательно, возможность бесконечного расширения его информационной зоны;
- доминирование в информационно-политическом поле и в общественном мнении, общественный мандат на властные действия; игра центральных СМИ на стороне А. Лебедя;
- возможность быстрого нагнетания информационного кризиса с перерастанием его в непосредственно политический, учитывая наличие большого количества заложенных в календарь двух ближайших месяцев кризисных точек (забастовки военных и профсоюзов, принятие бюджета, массовые ноябрьские праздники, обострение энергетического кризиса, операция Б. Н. Ельцина);
- влияние на такой механизм создания проблем, как руководство Ичкерии;
- влияние на министра обороны Родионова.
<...>

СОВЕТ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ОБРАЗ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ ВЛАСТИ

Для осуществления некоторых чрезвычайных действий А. Лебедю вполне достаточно имеющихся у него полномочий. Так, по новому Положению о Совете Безопасности 10.07.1996, СБ отвечает за подготовку "РЕШЕНИЙ Президента РФ по вопросам обеспечения защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства...", а также является органом, "обеспечивающим условия для реализации Президентом его конституционных полномочий".
Согласно новому Положению, решения на СБ принимаются простым большинством голосов и вступают в силу после утверждения Председателем Совета. Однако, поскольку в Положении нет указания на то, что именно Президент является Председателем Совета, решения СБ вполне могут оказаться не решениями Президента!
Надо понимать при этом, что сама должность "Секретаря Совета Безопасности" в массовом сознании политически завышена. Символический ряд "безопасность государства/совет/секретарь" оживляет узнаваемую ностальгию и ассоциируется с идеей власти - защитницы от обступивших человека угроз.
Формируется алармистская установка, легко трансформируемая в общественный мандат на "действия в условиях крайней необходимости". Нужное для этого время может спрессоваться буквально в несколько недель.

КАЛЕНДАРНЫЕ АСПЕКТЫ СИТУАЦИИ

Лебедь понимает предел своих возможностей при здоровом Президенте. Следовательно, пик его кампании, целью которой является перехват высшей власти в условиях кризиса, должен прийтись на предоперационный и собственно операционный периоды Президента.
Временной коридор, в течение которого А. Лебедь может существенно усилить свое положение, имеет рамки, ограниченные относительной недееспособностью Президента. Этим сроком может быть период с 5 по 13 ноября (неделя первого варианта срока операции) или с 13 по 20 ноября (неделя второго варианта срока операции).
Следует учесть, что на период с 5 по 13 ноября приходится 7 ноября - праздник, который активно будет отмечать оппозиция, и возможное начало всероссийской забастовки военнослужащих. На эти же числа может быть назначено и Всероссийское офицерское собрание, дата которого пока не называется министром обороны.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

Лебедь - герой пограничных пространств: он не связан с одним-единственным набором тем и формирует вокруг себя межсекторную, противоречивую коалицию (от этнонационалистов "Руси для русских, в границах русских земель" до либерал-пацифистов). Поэтому его политические перспективы полностью зависят от коммуникаций и коммуникативности его образа. Он стремится опосредовать все политические проблемы и все связи - собой. Противодействием ему, следовательно, явится РАССЕЧЕНИЕ МЕЖСЕКТОРНЫХ СВЯЗЕЙ, разборка его образа.
Разобранный на составляющие роли, Лебедь станет политически скуден и коммуникационно невнятен.


Надо помешать Секретарю СБ выступать в одних случаях "третьим должностным лицом в государстве" и "наследником Ельцина", в других - необузданным оппозиционером, критиком "ельцинского режима".
Надо помешать Лебедю безнаказанно выступать в одном случае героем столичных либералов, в другом - героем националистов (нельзя, чтобы Лебедь и дальше теснил Зюганова в комэлекторате, Жириновского - в националистическом электорате). Коммунистический и патриотический оппозиционные электораты должны закрепиться за их прежними лидерами, а не перейти "под Лебедя". Надо поддерживать традиционных лидеров этих сред, пока начавшийся подрыв их позиций Лебедем не стал заметен их избирателям.
Надо помешать генералу выступать в одном случае брутальным военным-силовиком, стражем армии и военных порядков, в другом - пацифистом, любимцем правозащитников.
Надо исключить ситуацию, когда один из членов руководства (либо тот, кто воспринимается публикой в этой роли) объявил бы о своей политической поддержке Лебедя.
При сохранении Секретарем СБ его должности, блокирование с ним создаст картину окончательного раскола элит и формирования в верхах "партии передачи власти". Это сулит России кризис государственной власти таких масштабов, к которому страна не готова.

4 октября 1996 г.

Документ #2

О РИСКЕ НЕКОНСТИТУЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В ПЕРИОД БОЛЕЗНИ ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Анализ событий, выступлений средств массовой информации и перемен в настроениях россиян заставляет сделать вывод о том, что в стране укореняется мысль о неизбежности неконституционных, чрезвычайных мер со стороны силовых структур "для спасения России и армии". Эти умонастроения связываются с фигурой А. И. Лебедя. К сожалению, действия и выступления Секретаря Совета Безопасности дают основания для подобных ожиданий.
В общественное сознание внедряется установка, будто Россия находится "на пороге национальной катастрофы", "социальных волнений", "взрыва в армии", Президент и Правительство утратили способность управлять страной, и единственным спасителем Родины является А. И. Лебедь - "человек, лично остановивший войну в Чечне". Полномочия Секретаря Совета Безопасности трактуются при этом как дающие основания для любой его государственной инициативы.
Одновременно формируется образ Президента как немощного, тяжело больного человека, не способного справиться с обилием навалившихся проблем. Каждое выступление А. И. Лебедя является обдуманной политической инсценировкой, драматизирующей положение в расчете на пропагандистский эффект. Так, его выступление на "юбилейной" пресс-конференции 26 сентября было понято в стране и за рубежом как "генеральский ультиматум Кремлю": за время болезни Б. Н. Ельцина воля в государстве пропала, армия на грани бунта, объединяйтесь вокруг меня - и я спасу страну!
Это уже не деятельность высокопоставленного государственного служащего, а двойная политическая игра, направленная на формирование альтернативного центра власти.
Секретарь Совета Безопасности использует свой двойной статус "оппозиции внутри власти" для систематической дискредитации принимаемых Президентом и Правительством решений. Почти четвертая часть россиян считает, что на время болезни и операции Президент должен передать свои полномочия не Председателю Правительства, а лично А. И. Лебедю.
В то же время по новому Положению о Совете Безопасности, существенно расширившему полномочия самого Совета и его Секретаря, А. Лебедь получил аргументы для повышения легитимности своих действий в глазах общественности. Пункт Положения, будто СБ является органом, "обеспечивающим условия для реализации Президентом его конституционных полномочий", ставит главу государства в зависимость от одного из президентских советов и дает повод к возможным чрезвычайным инициативам Секретаря СБ.
Распространен миф, будто попытка удаления А. И. Лебедя с поста Секретаря Совета Безопасности приведет к его превращению во всенародного лидера и якобы неминуемого преемника Б. Н. Ельцина на посту главы государства.
Такая точка зрения представляется абсолютно ошибочной.
Лидерские места в оппозиции давно и прочно заняты. Только нахождение А. И. Лебедя внутри власти делает его политически привлекательной фигурой для антипрезидентских сил, позволяя ему раскалывать единство власти, создавая свои собственные политические структуры на базе государственных. Лишенный властных полномочий, А. И. Лебедь вынужден будет вступить в конкуренцию за электораты Зюганова, Явлинского, Жириновского. В ситуации с А. Лебедем имеет место не прецедент Б. Н. Ельцина начала 90-х годов, а судьба генерала А. Руцкого, после удаления от власти так и не сумевшего возглавить оппозицию.
Динамика ведущейся А. И. Лебедем массированной политической кампании рассчитана на достижение решающих результатов в ближайшие два месяца. Хронологически пик ожидаемой активности А. И. Лебедя явно совпадет с периодом планируемой хирургической операции Президента в ноябре с.г. Официальная газета Минобороны "Красная звезда" активно ведет поддерживающую кампанию о необходимости для армии "стукнуть кулаком по столу". Отдел военно-социологических исследований МО РФ опубликовал данные, согласно которым 26% военнослужащих якобы "готовы на применение силы в случае невыполнения предъявляемых ими требований". Речь явно идет о взвинчивании истерических настроений в силовых структурах.
Неконституционность этой линии не помеха ее популярности. По данным последнего социологического опроса ВЦИОМ, более 80% населения оценивает политическую ситуацию как критическую и взрывоопасную, причем около половины россиян, поддержавших на выборах Б. Н. Ельцина, теперь поддерживают А. И. Лебедя.
В сложившейся политической ситуации наиболее целесообразным и, главное, наименее рискованным для Президента решением представляется освобождение А. Лебедя от обязанностей Секретаря Совета Безопасности.
<...>
Речь идет не о "наказании" строптивого чиновника, а о лишении его возможности играть судьбой государства, выступая то от лица власти, то от имени оппозиции. При этом важно избегать половинчатых действий, которые будут преподноситься общественности как "очередные притеснения популярного лидера". Обществу должно стать ясно, что речь идет не о разрыве политического союза со стороны Президента, а о приоритете государственной точки зрения над личным авантюризмом.

7 октября 1996 г.




В начало страницы
Русский Журнал. 16.10.1997.
К предыстории снятия А.Лебедя с поста секретаря Совета Безопасности.
http://www.russ.ru/journal/kreml/97-10-16/docum.htm
Пишите нам: russ@russ.ru