29.12.1997 |
Однако в конце февраля Кремлю удалось перехватить инициативу и развернуть собственное наступление под лозунгами реформ и обновления власти. После известного выступления Президента 23 февраля у могилы Неизвестного Солдата рейтинг власти начал быстро расти. Послание Президента, зачитанное им 6 марта, и реорганизация Правительства, начатая 11 марта, легли на подготовленную почву: общество практически полностью приняло предлагаемые властью реформы. Появление в Правительстве "нового лица" - Б.Немцова было воспринято как символ реальных перемен к лучшему. Рейтинги доверия Немцова вскоре достигли 40% и более, существенно выросла популярность Президента и Правительства. Решительными действиями в конце февраля, марте, апреле и мае власти удалось полностью захватить политическую и информационную инициативу, оттеснить оппозицию на периферию информационного и политического поля, превратиться в главного ньюсмейкера страны. Таким образом, борьба за реализацию своего плана действий, навязывание инициативы (бюджет, налогобразующие законы, блок социальных реформ) во втором полугодии была практически выиграна. В то же время в конце мая-начале июня начали появляться признаки кризиса стратегии. КМР осталась узкой группой, лишенной коалиционной поддержки, не опирающейся на значимые социальные группы. Успехи, достигнутые в результате "весеннего наступления", не были зафиксированы, в том числе и в общественном мнении. Начала формироваться широкая коалиция недовольных ходом реформ. Это начало сказываться на позиции общества, не понимавшего результативность предпринимаемых реформ. Кроме того, идеология реформизма не удержалась на позициях "защиты населения", "управляемого рынка" и пр., а полностью скатилась к радикально-рыночным вариантам в стиле правительства Е.Гайдара образца 1992 года. Ренессанс радикально-рыночной идеологии в условиях 1997 года не мог быть длительным. Следовало либо резко усиливать пропагандистский эффект предпринимаемых действий, гибко менять идеологию, либо наращивать наступление на еще аморфную коалицию "недовольных", одновременно привлекая союзников из широких общественных слоев. Однако именно в конце июня-начале июля наступила традиционная для российской политики "летняя пауза", сопровождающаяся отпусками главы государства и ведущих лиц в правительственной команде. В результате окончание летнего сезона было использовано другими игроками для собственного дебюта. Скандал вокруг приватизации "Связьинвеста", переросший в "информационную войну" против кабинета реформ, полностью сформировал ситуацию начала осени. В такой ситуации говорить о реализации намеченного плана действий не приходилось. К середине сентября "информационная война" стала выдыхаться. С одной стороны КМР потерпел существенное поражение, сказавшееся на резком падении доверия к власти, правительству. С другой - противоположная сторона не достигла серьезных успехов. Ею не был сформирован позитивный план выхода из кризиса. В этой ситуации возникла возможность компромиссов, попыткой чего стала встреча Президента с банкирами 15 сентября и ожидавшаяся идеологическая речь Президента 2 октября, в которой он должен был определить направления развития страны, подчеркнуть позитивные итоги года. В силу ряда обстоятельств и ошибок эта попытка оказалась провалена. Результатом стало усиление "информационной войны", падение авторитета власти, кризис реформистской идеологии. Правительственный кризис 15 октября сформировал еще одну ситуативную "развилку": звонок Президента в Думу, снявший тему вотума недоверия, и последовавшая за этим коррекция курса в отношении парламента и оппозиции (начало заседаний "четверки" 28.11 и 9.12; запланированный на 11.12 "Круглый стол", визит Президента в Думу 5 декабря) создали возможность нового политического рисунка. Идеология реформизма с присущим ему поиском врагов начала заменяться на идеологию "согласия", "коалиционности". Действия оппозиции, находящиеся пока в рамках этого курса (в частности, признание Г.Селезневым правильности критики Президента в адрес Думы), только послужили его укреплению. Последняя фаза "информационной войны", окончательный проигрыш КМР, распад кабинета реформ в середине ноября, создали ситуацию полного окончания "реформистского цикла". Цикл реформ должен был завершиться отчетом Правительства перед Президентом, назначенным на 1 декабря. Очевидно, что провал попытки реформ, проигрыш КМР и властью в целом "информационной войны" должны были сказаться и на кадровых подвижках в составе Правительства. Отсрочка отчета Правительства на январь, заболевание Президента в середине декабря, практически полностью повторили ситуацию конца 1996 года. Ожидания действий со стороны Президента и их отсрочка породили рост негатива со стороны СМИ и политических игроков, заинтересованных в разрешении ситуации. В этой связи начал нарастать вес предстоящих событий: отсроченного отчета Правительства, "Круглого стола", "четверки". Начала формироваться новая "развилка вариантов" событий в январе 1998 года. Вкратце итоги года можно было бы сформулировать следующим образом:
|
В начало страницы Русский Журнал. 29.12.1997. Информационно-политические итоги 1997 года. http://www.russ.ru/journal/kreml/97-12-29/4itogi97.htm Пишите нам: russ@russ.ru |