Русский Журнал
29.12.1997
Отзывы

Информационно-политические итоги 1997 года

Архивист


1997 год был одним из наиболее ярких в политическом отношении. Можно выделить 10 информационно-политических узлов года:

  • январско-февральский кризис, вызванный болезнью Президента и отсрочкой действий власти;

  • информационно-политическое наступление власти 23.02 (выступление Б.Н.Ельцина у могилы Неизвестного Солдата) - 17.03 (назначение Б.Немцова);

  • пик наступления - Указ о декларациях доходов чиновников (15.05) и принятие программы "Семи дел" Правительства (19.05);

  • начало кризиса КМР (непринятие Думой социального пакета, Налогового Кодекса), конец июня;

  • "летняя пауза": отпуска Президента, А.Чубайса, других активных действующих лиц (начало июля-конец июля);

  • "Связьинвест" и начало "информационной войны" (25.07-начало августа);

  • попытка нахождения компромисса - встреча Президента с банкирами, подготовка "идеологического" выступления (15.09-5.10);

  • начало нового курса в отношении Думы и оппозиции. Звонок Президента Г.Селезневу (15.10), начало работы "четверки" (28.11, 9.12);

  • наиболее активная фаза "информационной войны" и распад КМР (12.11-15.11);

  • запланированный отчет Правительства перед Президентом (1.12) и начало нового этапа "информационной войны" против власти.
Политическим и информационным стержнем года стала попытка обновления власти, начатая Президентом после выздоровления в феврале - марте. В начале 1997 года возник феномен ожидания возвращения Президента, его действий. Откладывание возвращения Ельцина из-за болезни в январе и феврале породили всплеск резкой критики власти в целом. Усилились позиции парламентской и внепарламентской оппозиции. В то же время, начиная с декабря 1996, со стороны общества начал расти запрос на решительные действия власти, в сознании и информационном пространстве постепенно реабилитировалась идеология реформизма: общество готово было соглашаться даже с радикальными либералами, в том случае, если они предлагали выход из сложившейся в стране ситуации.

Однако в конце февраля Кремлю удалось перехватить инициативу и развернуть собственное наступление под лозунгами реформ и обновления власти. После известного выступления Президента 23 февраля у могилы Неизвестного Солдата рейтинг власти начал быстро расти. Послание Президента, зачитанное им 6 марта, и реорганизация Правительства, начатая 11 марта, легли на подготовленную почву: общество практически полностью приняло предлагаемые властью реформы. Появление в Правительстве "нового лица" - Б.Немцова было воспринято как символ реальных перемен к лучшему. Рейтинги доверия Немцова вскоре достигли 40% и более, существенно выросла популярность Президента и Правительства.

Решительными действиями в конце февраля, марте, апреле и мае власти удалось полностью захватить политическую и информационную инициативу, оттеснить оппозицию на периферию информационного и политического поля, превратиться в главного ньюсмейкера страны. Таким образом, борьба за реализацию своего плана действий, навязывание инициативы (бюджет, налогобразующие законы, блок социальных реформ) во втором полугодии была практически выиграна.

В то же время в конце мая-начале июня начали появляться признаки кризиса стратегии. КМР осталась узкой группой, лишенной коалиционной поддержки, не опирающейся на значимые социальные группы. Успехи, достигнутые в результате "весеннего наступления", не были зафиксированы, в том числе и в общественном мнении. Начала формироваться широкая коалиция недовольных ходом реформ. Это начало сказываться на позиции общества, не понимавшего результативность предпринимаемых реформ. Кроме того, идеология реформизма не удержалась на позициях "защиты населения", "управляемого рынка" и пр., а полностью скатилась к радикально-рыночным вариантам в стиле правительства Е.Гайдара образца 1992 года. Ренессанс радикально-рыночной идеологии в условиях 1997 года не мог быть длительным. Следовало либо резко усиливать пропагандистский эффект предпринимаемых действий, гибко менять идеологию, либо наращивать наступление на еще аморфную коалицию "недовольных", одновременно привлекая союзников из широких общественных слоев.

Однако именно в конце июня-начале июля наступила традиционная для российской политики "летняя пауза", сопровождающаяся отпусками главы государства и ведущих лиц в правительственной команде. В результате окончание летнего сезона было использовано другими игроками для собственного дебюта. Скандал вокруг приватизации "Связьинвеста", переросший в "информационную войну" против кабинета реформ, полностью сформировал ситуацию начала осени. В такой ситуации говорить о реализации намеченного плана действий не приходилось.

К середине сентября "информационная война" стала выдыхаться. С одной стороны КМР потерпел существенное поражение, сказавшееся на резком падении доверия к власти, правительству. С другой - противоположная сторона не достигла серьезных успехов. Ею не был сформирован позитивный план выхода из кризиса. В этой ситуации возникла возможность компромиссов, попыткой чего стала встреча Президента с банкирами 15 сентября и ожидавшаяся идеологическая речь Президента 2 октября, в которой он должен был определить направления развития страны, подчеркнуть позитивные итоги года.

В силу ряда обстоятельств и ошибок эта попытка оказалась провалена. Результатом стало усиление "информационной войны", падение авторитета власти, кризис реформистской идеологии.

Правительственный кризис 15 октября сформировал еще одну ситуативную "развилку": звонок Президента в Думу, снявший тему вотума недоверия, и последовавшая за этим коррекция курса в отношении парламента и оппозиции (начало заседаний "четверки" 28.11 и 9.12; запланированный на 11.12 "Круглый стол", визит Президента в Думу 5 декабря) создали возможность нового политического рисунка. Идеология реформизма с присущим ему поиском врагов начала заменяться на идеологию "согласия", "коалиционности". Действия оппозиции, находящиеся пока в рамках этого курса (в частности, признание Г.Селезневым правильности критики Президента в адрес Думы), только послужили его укреплению.

Последняя фаза "информационной войны", окончательный проигрыш КМР, распад кабинета реформ в середине ноября, создали ситуацию полного окончания "реформистского цикла". Цикл реформ должен был завершиться отчетом Правительства перед Президентом, назначенным на 1 декабря. Очевидно, что провал попытки реформ, проигрыш КМР и властью в целом "информационной войны" должны были сказаться и на кадровых подвижках в составе Правительства. Отсрочка отчета Правительства на январь, заболевание Президента в середине декабря, практически полностью повторили ситуацию конца 1996 года. Ожидания действий со стороны Президента и их отсрочка породили рост негатива со стороны СМИ и политических игроков, заинтересованных в разрешении ситуации. В этой связи начал нарастать вес предстоящих событий: отсроченного отчета Правительства, "Круглого стола", "четверки". Начала формироваться новая "развилка вариантов" событий в январе 1998 года.


Вкратце итоги года можно было бы сформулировать следующим образом:

  • большая политическая инициатива Кремля по активизации реформ и обновлению власти оказалась перечеркнутой, как в политико-информационном пространстве, так и в общественном мнении

  • реформистская идеология потерпела поражение, и восстановление ее в прежнем виде в течение ближайшего времени исключено. В то же время на месте идеологии реформизма сформировался своего рода идеологический вакуум, в котором пока свободно действуют только антиреформистские силы. Однако в течение года идеология, как необходимая составляющая политического ландшафта, была осознана элитами и обществом. Это подтверждает развернувшаяся в СМИ идеологическая дискуссия о "путях России". В результате, идеологическое поле становится одной из важнейших политических "высот", за которые развернется борьба в наступающем году

  • вокруг президентских инициатив в отношении парламента и оппозиции начало формироваться новое игровое поле с пока неясными очертаниями. Так как в этом поле нет сквозной инициативы Президента и нет четко описанного направления движения, оно трактуется диаметрально противоположно - от "сдачи позиций" оппозицией до удачного политического маневра. В любом случае данное поле во многом определило итог года и будет оказывать влияние на развитие ситуации в 1998 году

  • в результате "информационной войны" снова существенно возросла роль СМИ, как центрального ньюсмейкера страны и инструмента влияния на власть. Был опробован механизм информационного воздействия на Президента и, несмотря на то, что это воздействие не дало реальных последствий, СМИ перешли определенный рубеж "правил и табу". Их роль снова стала деструктивной по отношению к власти и политической системе в целом. Причем продолжение "информационной войны" (после распада КМР объектами войны стали Немцов, Черномырдин, Президент) характеризуется логикой эскалации. Принципиальным направлением "информационной войны" СМИ против власти становится ликвидация ключевой роли Президента, как хозяина системы сдержек и противовесов, и превращение его в один из элементов новой системы сдержек и противовесов.



В начало страницы
Русский Журнал. 29.12.1997.
Информационно-политические итоги 1997 года.
http://www.russ.ru/journal/kreml/97-12-29/4itogi97.htm
Пишите нам: russ@russ.ru