02.02.1998 |
Основной тенденцией прошедшей недели стало формирование новой рамки стереотипов. Вместо темы "информационной войны" в информационно-политическом пространстве начала складываться новая интегральная система интерпретаций, своего рода "табло", расценивающее любые действия или события с точки зрения "усиления" или "ослабления" одной из фракций власти. Попадание в такого рода "табло" практически свело на нет реальные действия власти, превратив их в информационном пространстве в форму борьбы между политиками. Образ власти, сосредоточенной на внутренних балансах, стал оцениваться как "неактуальный элемент" текущего информационно-политического процесса. Точка реальной инициативы, принятия решений в информационном поле начала постепенно удаляться от действующей власти. В результате этого инициативы власти были оттеснены из центра информационной повестки дня. Так, одно из важнейших действий власти - программа "12 дел Правительства" - несмотря на первоначально сильный ньюсмейкинг, не стала темой недели. К середине недели упоминаемость Программы практически сошла на нет, а среди интерпретаций стали преобладать трактовки, игнорирующие содержательную сторону и сводящие тему исключительно к соображениям кадрового баланса в рамках власти, "не способной к консолидации". Только в конце недели стал возможен новый старт программы, усиленный заявлением Президента на "Четверке". Эффект нового "табло" проявился и при анализе СМИ скандала вокруг Б.Бревнова. СМИ сформировали позицию, в которой оба - и Бревнов и Дьяков - находятся внутри одного и того же стереотипа. Они "оба плохие". Для СМИ данный инцидент дал возможность еще раз (после "Программы 12 дел") продемонстрировать замкнутость власти на собственные узкие интересы, "не связанные с наиболее важными процессами, происходящими в стране". Одновременно центральной темой СМИ признали подготовку к президентским выборам 2000 г., включая передел собственности и ресурсов участвующими сторонами. В развитие данной темы СМИ перешли к формированию управляющих идеологем, "точек отсчета" начала избирательной кампании. Таковыми названы совещание в Давосе: "Разговоры об экономике, а мысли о выборах..." ("Известия", 29.01) и аукцион по продаже "Роснефти", на котором может решиться судьба следующего президентства в России: "Роснефть" - золотой ключик, который откроет ее будущему владельцу дверь в светлое будущее вершителя судеб... Если Березовский победит на аукционе по "Роснефти", Черномырдину просто не миновать "шапки Мономаха"..." (Л.Крутаков, "МК", 28.01). В той или иной степени тему активного старта кампании поддержали большинство печатных и электронных СМИ. В этом пространстве "потерялись" реальные позитивные инициативы власти. В результате в информационном поле недели сложились следующие тенденции:
Итогом этой тенденции развития информационного поля стало формирование устойчивого стереотипа: вся информационно-политическая активность Президента и Правительства (Программа "12 дел", внешнеполитические и внутриполитические инициативы, а также ключевые фигуры власти) вытесняется на периферию инфор-мационного поля и интерпретируется большинством СМИ как "несущественная" и "не представляющая реального политического значения". Взамен вброшена мифологема, в соответствии с которой "на самом деле" центр российской политики находится в совершенно иной области ("старт президентской избирательной кампании" и новый политико-экономический передел России), а значит, ключевую роль в принятии решений играют совершенно иные политические игроки - участники президентской избирательной кампании 2000 г.
|
В начало страницы Русский Журнал. 02.02.1998. Формирование новой рамки стереотипов. http://www.russ.ru/journal/kreml/98-02-02/tenden.htm Пишите нам: russ@russ.ru |