Кажется, после всех этих тысячелетий беспрерывных войн нам пора задаться вопросом, не заложен ли во всем роде человеческом некий конструктивный дефект, раз мы все время прибегаем к насилию. Неужели мы обречены погибнуть из-за собственной агрессивности? Все мы хотим мира. Неужели нет возможности что-то изменить, пока не поздно? Отказаться от насилия? Просто стать другими людьми? Но как это сделать и с чего в этом случае начать?
Мне кажется, начать надо с самого начала - с детей. Вы вручили премию мира детской писательнице и вряд ли ожидаете от меня глобального политического обзора или предложений по решению международных проблем. Я хочу поговорить о детях. О моей тревоге за них и моей надежде на них. Те, кто сегодня еще дети, однажды возьмут в свои руки управление миром, если от него к тому времени что-нибудь останется. Им придется решать, быть войне или миру, и каким они хотят видеть общество - таким, где царят насилие и произвол, или таким, где люди живут в мире и согласии. Можно ли вообще надеяться, что им удастся создать более совершенный мир, чем удалось нам? И почему нам это так плохо удалось, несмотря на все благие намерения?
Я хорошо помню, какое потрясение пережила, когда в очень юном возрасте вдруг осознала, что те, кто управляет странами и решает судьбы мира, вовсе не божественные существа, наделенные высшим разумом и пророческим даром. Они такие же люди, как я, со всеми своими человеческими слабостями. Но в их руках была власть, и в любой момент они могли принять самое роковое решение, следуя каким-то своим внутренним импульсам. Если они желали зла, могла разразиться война - из-за стремления к власти или жажды мести, из-за тщеславия или жадности одного-единственного человека либо - случай наиболее частый - из-за веры в насилие как самое эффективное средство во всех ситуациях.
Сколько детей получили свои первые уроки насилия "от тех, кого любили", - от собственных родителей - и затем понесли эту "мудрость" дальше, передавая ее из поколения в поколение. Воспитание без розги портит ребенка - сказано еще в Ветхом Завете. Многие отцы и матери с тех пор слепо в это верили. Они усердно махали розгой и называли это родительской любовью. Но как много на свете действительно "испорченных детей" - тиранов, диктаторов, угнетателей, палачей. Надо бы исследовать, какое у них было детство. Мне думается, что за спиной почти каждого из них стоит деспотичный отец или другой воспитатель с розгой или плеткой в руке.
В самых мрачных литературных описаниях собственного детства фигурирует предостаточно таких домашних тиранов, которые внушали детям страх и покорность, в большей или меньшей степени сломав им жизнь. По счастью, это не единственный тип воспитателя: во все времена существовали родители, которые воспитывали своих детей с любовью и без насилия. Но только в наш век родители стали воспринимать детей как равных и признавать за ними право на свободное развитие личности в условиях семейной демократии...
Как не впасть в отчаяние, когда вдруг начинают раздаваться призывы вернуться к прежней авторитарности! Сейчас это происходит во многих уголках земли. Многие мечтают о "твердой руке" и "ежовых рукавицах", считая, что это поможет уберечь молодежь от дурных привычек, которые якобы возникают от излишней свободы и недостаточной строгости в воспитании. Это попытка призвать на помощь Вельзевула, чтобы выгнать дьявола, - в будущем она приведет лишь к нарастанию насилия, а пропасть между поколениями станет еще шире и опаснее. "Ежовые рукавицы", возможно, и дали бы некий чисто внешний эффект, который их сторонники истолковали бы как значительное улучшение. Однако со временем станет совершенно очевидно, что насилие порождает новое насилие - так было всегда.
Многие родители всерьез обеспокоены этими новыми настроениями и задаются вопросом, правильно ли они поступают. Может, антиавторитарное воспитание - это что-то дурное? Оно может оказаться дурным, если понимать его превратно. Антиавторитарное воспитание не предполагает, что ребенок должен быть предоставлен самому себе и делать, что ему вздумается. Оно не означает, что дети должны расти без границ и норм - кстати, они этого и не хотят. И детям, и взрослым необходимы рамки и взаимное уважение - вот чего я желаю всем.
Для тех, кто кричит о необходимости "твердой руки", я хочу рассказать историю, которую услышала от одной пожилой дамы. Когда она была молодой мамой, люди верили, что без розги хорошего человека не вырастишь, - вернее, сама она в это не верила, но однажды ее маленький сын провинился, и ей показалось, что он впервые в жизни заслужил хорошую порку. Она велела ему пойти и самому сорвать розгу. Мальчик ушел и долго не возвращался. Наконец он пришел весь в слезах и сказал: "Розги я не нашел, но вот тебе камень, который ты можешь в меня бросить". Тут мама тоже расплакалась, потому что вдруг увидела все глазами ребенка. Ребенок, наверное, подумал: "Мама хочет сделать мне больно, для этого ведь и камень подойдет".
Затем она положила камень на кухонную полку, где он и остался лежать как вечное напоминание об обещании, которое она дала себе в тот момент, - никакого насилия!
Но если мы будем воспитывать наших детей без насилия и без "ежовых рукавиц", вырастим ли мы новый тип человека, который будет жить в вечном мире? Только детская писательница может быть такой наивной! Я знаю, что это утопия. Так многое нужно изменить в нашем бедном больном мире, чтобы в нем наступил вечный мир. Сейчас, даже когда нет войны, вокруг нас так много жестокости, гнета и насилия - и дети, конечно, не могут не знать об этом. Они слышат, читают об этом каждый день и в конце концов привыкают к мысли, что насилие - нечто естественное. Разве не должны мы хотя бы в своем доме на собственном примере показать, что есть другой способ существования? Неплохо было бы нам всем положить на кухонную полку небольшой камешек как напоминание детям и самим себе - никакого насилия!
© Русский Журнал, 1998 | russ@russ.ru |