Russian Journal winkoimacdos
13.03.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
критика архивпоискотзыв

Камешек

Астрид Линдгрен

Фрагмент выступления в Союзе немецких книготорговцев, 1978 г.

Кажется, после всех этих тысячелетий беспрерывных войн нам пора задаться вопросом, не заложен ли во всем роде человеческом некий конструктивный дефект, раз мы все время прибегаем к насилию. Неужели мы обречены погибнуть из-за собственной агрессивности? Все мы хотим мира. Неужели нет возможности что-то изменить, пока не поздно? Отказаться от насилия? Просто стать другими людьми? Но как это сделать и с чего в этом случае начать?

Мне кажется, начать надо с самого начала - с детей. Вы вручили премию мира детской писательнице и вряд ли ожидаете от меня глобального политического обзора или предложений по решению международных проблем. Я хочу поговорить о детях. О моей тревоге за них и моей надежде на них. Те, кто сегодня еще дети, однажды возьмут в свои руки управление миром, если от него к тому времени что-нибудь останется. Им придется решать, быть войне или миру, и каким они хотят видеть общество - таким, где царят насилие и произвол, или таким, где люди живут в мире и согласии. Можно ли вообще надеяться, что им удастся создать более совершенный мир, чем удалось нам? И почему нам это так плохо удалось, несмотря на все благие намерения?

Я хорошо помню, какое потрясение пережила, когда в очень юном возрасте вдруг осознала, что те, кто управляет странами и решает судьбы мира, вовсе не божественные существа, наделенные высшим разумом и пророческим даром. Они такие же люди, как я, со всеми своими человеческими слабостями. Но в их руках была власть, и в любой момент они могли принять самое роковое решение, следуя каким-то своим внутренним импульсам. Если они желали зла, могла разразиться война - из-за стремления к власти или жажды мести, из-за тщеславия или жадности одного-единственного человека либо - случай наиболее частый - из-за веры в насилие как самое эффективное средство во всех ситуациях.

Сколько детей получили свои первые уроки насилия "от тех, кого любили", - от собственных родителей - и затем понесли эту "мудрость" дальше, передавая ее из поколения в поколение. Воспитание без розги портит ребенка - сказано еще в Ветхом Завете. Многие отцы и матери с тех пор слепо в это верили. Они усердно махали розгой и называли это родительской любовью. Но как много на свете действительно "испорченных детей" - тиранов, диктаторов, угнетателей, палачей. Надо бы исследовать, какое у них было детство. Мне думается, что за спиной почти каждого из них стоит деспотичный отец или другой воспитатель с розгой или плеткой в руке.

В самых мрачных литературных описаниях собственного детства фигурирует предостаточно таких домашних тиранов, которые внушали детям страх и покорность, в большей или меньшей степени сломав им жизнь. По счастью, это не единственный тип воспитателя: во все времена существовали родители, которые воспитывали своих детей с любовью и без насилия. Но только в наш век родители стали воспринимать детей как равных и признавать за ними право на свободное развитие личности в условиях семейной демократии...

Как не впасть в отчаяние, когда вдруг начинают раздаваться призывы вернуться к прежней авторитарности! Сейчас это происходит во многих уголках земли. Многие мечтают о "твердой руке" и "ежовых рукавицах", считая, что это поможет уберечь молодежь от дурных привычек, которые якобы возникают от излишней свободы и недостаточной строгости в воспитании. Это попытка призвать на помощь Вельзевула, чтобы выгнать дьявола, - в будущем она приведет лишь к нарастанию насилия, а пропасть между поколениями станет еще шире и опаснее. "Ежовые рукавицы", возможно, и дали бы некий чисто внешний эффект, который их сторонники истолковали бы как значительное улучшение. Однако со временем станет совершенно очевидно, что насилие порождает новое насилие - так было всегда.

Многие родители всерьез обеспокоены этими новыми настроениями и задаются вопросом, правильно ли они поступают. Может, антиавторитарное воспитание - это что-то дурное? Оно может оказаться дурным, если понимать его превратно. Антиавторитарное воспитание не предполагает, что ребенок должен быть предоставлен самому себе и делать, что ему вздумается. Оно не означает, что дети должны расти без границ и норм - кстати, они этого и не хотят. И детям, и взрослым необходимы рамки и взаимное уважение - вот чего я желаю всем.

Для тех, кто кричит о необходимости "твердой руки", я хочу рассказать историю, которую услышала от одной пожилой дамы. Когда она была молодой мамой, люди верили, что без розги хорошего человека не вырастишь, - вернее, сама она в это не верила, но однажды ее маленький сын провинился, и ей показалось, что он впервые в жизни заслужил хорошую порку. Она велела ему пойти и самому сорвать розгу. Мальчик ушел и долго не возвращался. Наконец он пришел весь в слезах и сказал: "Розги я не нашел, но вот тебе камень, который ты можешь в меня бросить". Тут мама тоже расплакалась, потому что вдруг увидела все глазами ребенка. Ребенок, наверное, подумал: "Мама хочет сделать мне больно, для этого ведь и камень подойдет".

Затем она положила камень на кухонную полку, где он и остался лежать как вечное напоминание об обещании, которое она дала себе в тот момент, - никакого насилия!

Но если мы будем воспитывать наших детей без насилия и без "ежовых рукавиц", вырастим ли мы новый тип человека, который будет жить в вечном мире? Только детская писательница может быть такой наивной! Я знаю, что это утопия. Так многое нужно изменить в нашем бедном больном мире, чтобы в нем наступил вечный мир. Сейчас, даже когда нет войны, вокруг нас так много жестокости, гнета и насилия - и дети, конечно, не могут не знать об этом. Они слышат, читают об этом каждый день и в конце концов привыкают к мысли, что насилие - нечто естественное. Разве не должны мы хотя бы в своем доме на собственном примере показать, что есть другой способ существования? Неплохо было бы нам всем положить на кухонную полку небольшой камешек как напоминание детям и самим себе - никакого насилия!


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru