Russian Journal winkoimacdos
23.06.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Критика архивпоискотзыв

Рецензия как легкое чтение
"На Посту" # 1

Галина Зыкова

Журнал возрождается. Журнала не было почти весь ХХ век, то есть не было как особой формы со своей внутренней логикой, формы, предполагающей определенную ситуацию и цели чтения; журнал был "свалочным местом" (как ругали плохие журналы в ХIХ веке), сборником. Причины деградации жанра не сводятся к одному тоталитаризму: вроде бы на Западе судьба журнала выглядела примерно так же, как и у нас.

Смерть и возрождение журнала отчасти зависят от литературного статуса non-fiction. Усталость от повествовательной прозы (и вообще ее кризис любой природы) в русской культуре оборачивается расцветом журнала (1820-е гг., начало ХХ в.).

Основной жанр non-fiction в современной "московской интеллектуальной периодике" (выражение "НП") - рецензии. В "НП" рецензии занимают большую часть номера, и по преимуществу это рецензии отрицательные.

Положительная рецензия имеет служебное значение, предназначена для сведения профессионала, обращая его внимание на нечто стоящее и, возможно, труднодоступное. С точки зрения данного журнала, такое называется "корпоративностью и нечитабельностью" 1. Положительная рецензия несет информацию, а не вызывает эмоции, и потому это изначально не журнальный жанр.

Отрицательная рецензия - дело другое. Она самоценна. Это понял и стал использовать, как известно, уже Сенковский. Главная цель его ехидных разборов явно заключалась не в том, чтобы отсоветовать помещику покупать плохой научный труд: они были забавны сами по себе, как забавно в "НП", например, описание CD-rom’а "История мира". Рецензент - нормальный автор, юморист.

Рецензия обычно текст, который чаще других либо вовсе не подписывался, либо подписывался криптонимом. "НП" последователен и от этой ложной скромности отказывается: в заметке о Пригове, изданном РГГУ, имя рецензента означено аршинными буквами, а название книжки - маленькими. Разумеется, это определено особенностями рецензируемого текста, здесь с Приговым играть приходится. Но все-таки...

Чтиво для интеллектуала апеллирует к тем же человеческим слабостям, что и желтая пресса. Как и потребитель желтой прессы, читатель интеллектуального журнала получает удовольствие от разыгрываемого перед ним театра якобы настоящих страстей - страстей не вымышленных героев, а живых людей (актеров, политических деятелей, писателей) - со взаимными оскорблениями, потасовками и т.п.; эксплуатируется удовольствие, которое получают при виде насилия. В этом смысле удачным ходом представляется публикация в "НП" уничтожающей (и достаточно убедительной) рецензии на книгу ответственного секретаря и основного автора журнала 2: неожиданно, эффектно, на эффект и рассчитано.

Участники "журнальной драки" (как говорили в классическую эпоху жанра) традиционно обращаются к общезначимому, например к вопросу о деньгах (обсуждение винного завода Полевого и пр.). Если уж решиться говорить в этом деликатном вопросе pro domo sua 3, то достойно внимания утверждение "напостовцев", что МГУ "охамело от безделья и безнаказанного проедания денег" 4 (с. 63). Насчет науки оправдываться сложно, насчет "безделья" лучше помолчу, но деньги - дело святое, ясное и бесспорное. Утверждать в 1998 году, что преподаватель московского вуза (ведь не ректорат же обвиняют в творческом бесплодии) охамел от излишних денег, - побойтесь Бога, господа! Видимо, в случае "НП" мы имеем дело с чем-то вроде особенно непримиримой классовой вражды. Ну и напрасно, сами небось МГУ кончали, а неблагодарность - худший из пороков.

Как некогда Шаликов в своей "Аглае", "НП" "страшится иметь все слишком политическое и все слишком педантическое...", что заявлено уже в самом шуточном названии (и нечего других в таком случае постмодернистами ругать - самим-то можно...). Это отвращение "НП" от политических тем имеет двойную мотивировку.

"Интеллектуальная периодика" - вещь парадоксальная, несколько межеумочная: массовая культура fьr Wenige. Есть в журнале модные картинки - культурология О. Вайнштейн; есть и про спорт - о связи баскетбола с протестантизмом. Так же дело обстоит и с политикой: с одной стороны, "НП" избегает ее как любой развлекательный журнал, как "Лиза" и "Настя" - надо дать людям отдохнуть. Но будучи журналом для интеллектуалов, "НП" подводит под шаликовскую позицию еще и философское обоснование. Так, в статье В. Малахова о М. Рыклине рецензент повторяет любимые мысли рецензируемого о "дереализации мира": "Современные общества постоянно порождают ситуации, в которых невозможно провести грань между реальным и фиктивным <...> Массовая резня в Руанде, шахтерская голодовка в Кузбассе <...> - каков онтологический статус этих явлений?" (с. 80). Понятно, что с этой точки зрения русский фашизм оказывается всего лишь "модной сейчас темой" (с. 48, заметка Натальи Бабинцевой).

И еще две оговорки.

Во-первых, кроме вышеописанного в "НП" есть много чего другого (и тоже очень "журнального"): например, сведения о новом книжном магазине литературы на иностранных языках "Панглосс", внятный обзор материалов по философии в русском Интернете, статья о сложном современном состоянии "Иностранки".

Во-вторых, уточним: описанные свойства "НП", может, и не всегда симпатичные - не столько его особенности, сколько черты жанра, от которого мы отвыкли.

Вообще же для развлечения можно продолжать читать детективы. Детектив как чтиво в некотором смысле честнее - не выдает себя за большую литературу и потому не оставляет послевкусия.


Примечания:


Вернуться1
"Многочисленные академические "Вопросы…" давно остаются без ответов ввиду их корпоративности и нечитабельности…" - Наталья Бабинцева, "Восемь московских журналов", с. 47.


Вернуться2
Плуцер-Сарно А. Лексикографическая утопия Вадима Руднева (Руднев В. П. Cловарь культуры ХХ века: ключевые понятия и тексты. М., 1997).


Вернуться3
Латинские афоризмы действительно образуют миленький орнамент - это удачная находка "Ex Libris НГ". Правда, для решения дизайнерских задач еще больше подошел бы древнегреческий. Апелляция к нашему снобизму - распространеннейший и, думается, сознательный коммерческий ход.


Вернуться4
Мария Каткова, рецензия на книгу: Серков А. И. История русского масонства. СПб., 1997. Выпишем почти целиком: "Ни "институты истории", ни какая-нибудь другая многоголовая контора не способны конкурировать с простым сотрудником библиотеки Серковым, ни с десятками других, кто отныне сам содержит себя и свои исследования. Очередь за наукой университетской - за ними, за охамевшими от безделья и безнаказанного проедания денег МГУ, РГГУ, МГПУ и прочими ГПУ <...> Вслед за гибелью кормушки АН СССР теперь и университеты теряют институциональный смысл, предоставив потомству выплыть со всей своей наукой самостоятельно".


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru