Russian Journal winkoimacdos
4.08.1998
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Критика архивпоискотзыв

Н. Д. Тамарченко о новой программе по литературе

Накануне нового учебного года в издательстве "Дрофа" вышла брошюра "Программно-методические материалы. Литература. 5-11 классы", рекомендованная Управлением среднего образования Министерства общего и специального образования РФ. Составитель сборника - Т. А. Калганова, известный министерский специалист по преподаванию литературы в средней школе. Соответственно перед нами своего рода государственный стандарт. Собственно министерству принадлежит список авторов, произведений, жанров, понятий, сведений по теории и истории культуры, обязательных к изучению. Составителям программ предоставлена некоторая свобода - они решают, как именно должны изучаться предложенные чиновниками тексты, они вольны расширить список по своему усмотрению.

Критиковать ГОСТ бесполезно. Да и нельзя назвать его вредным. Составитель программы может, по новым правилам, относить предлагаемые министерством произведения к одному из трех разрядов - произведения для чтения и изучения, для обсуждения в классе и для внеклассного чтения. И более того, новые программы оставляют за учителем право заменить до 20% текстов в соответствии с его собственными интересами и интересами учеников.

В сборнике три программы. Первая - под редакцией Т. Ф. Курдюмовой, вторая - А. Г. Кутузова и третья - М. Б. Ладыгина.

В каждой программе можно выделить следующие основные аспекты: 1) цели и задачи программы; 2) ее структура, то есть распределение материала по классам и конкретным этапам изучения, и в связи с этим группировка материала сообразно возрасту ученика; 3) предлагаемый способ изучения текстов.

В соответствии с этим можно выделить и критерии оценки. Первый: целями и задачами оптимальной программы должно быть освоение специфики литературы как искусства и как особого вида искусства. Второй: программа должна строиться так, чтобы читатель осваивал на каждом этапе те типы произведений, что ему наиболее интересны в этом возрасте. Третий: учить нужно анализу текстов - именно он должен стать основой интерпретации. Мы должны стремиться сделать читательскую интерпретацию более обоснованной, менее произвольной, иными словами, более культурной. Культура интерпретации связана с владением понятиями и знанием традиции. Без знания традиции невозможно показать своеобразие произведения. Без владения понятиями интерпретируется не текст, а собственное представление о нем. Следовательно, анализу текстов нужно учить, учить пользоваться понятиями как инструментарием. Изучая литературу, надо решать типовые задачи. Поэтому третий критерий можно изложить более кратко: оптимальная программа должна учить решать типовые задачи.

Перейдем к рассмотрению программ. Цель программы Т. Ф. Курдюмовой сформулирована широко: "Становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей" (с. 9). Стоит отметить, что об изучении литературы как особого рода искусства здесь и речи нет. Предлагаемый метод обучения - "систематическое чтение художественных текстов" (там же).

О группировке материала предварительно не высказывается особых соображений, но выводы можно сделать, рассмотрев, что изучается в каждом классе. В 5-м изучение начинается с мифов и фольклора, затем составители программы обращаются к русской литературе XIX века (здесь произведения расположены в хронологическом порядке). Кроме того, присутствуют и тематические рубрики: "Родная земля в стихах и прозе русских писателей XIX века", "Защита родины в литературе XIX века", "Родная земля в стихах и прозе русских писателей ХХ века", "Великая Отечественная война" и "Путешествия и приключения". Здесь непродуманно сочетаются три принципа группировки: жанровый, хронологический и тематический. Напрашивается вывод, что темы для составителей важнее эстетических достоинств произведения.

Вопрос о научных основах группировки материала обусловлен наличием системы понятий. Есть ли она в этой программе? Изучая сказки, ученики должны освоить понятия "тема и идея сказки". Но определима ли идея сказки? Совсем странные формулировки в связи с изучением поэзии: "музыка стиха", "совершенство стиха", "музыка в произведении искусства слова". В 9-м классе, занимаясь литературными направлениями, авторы рекомендуют следующий список романтиков: Жуковский, Рылеев, Батюшков, Крылов (?!), Баратынский, а понятие романтизма вводят в связи с "Героем нашего времени". Иногда предлагаются чрезмерно сложные или фиктивные понятия: "полифонизм романов Достоевского", например, или "нравственно-психологический роман".

Программа дает готовые интерпретации и оценки смысла произведения. Зачем в таком случае искать решения? "Текстуальное изучение художественных произведений" на деле оказывается чтением и пересказом.

Целью программы М. Б. Ладыгина является "постижение школьниками" литературы "как вида искусства, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества"(с. 159). Среди задач заявлена и такая: "...на основе понимания "языка" литературы научить школьника анализу литературного произведения" (с. 160).

Процесс изучения литературы делится на три основных этапа. На первом ученики должны знакомиться "с языковой основой литературного материала", на втором - получать "общее литературное образование", на третьем - углубленно изучать русскую национальную литературу (с. 161-162). Результатом обучения должно стать формирование инструментария для анализа текстов.

В каждом классе центром рассмотрения становится определенная проблема. В 5-м - сопоставление литературы и фольклора, в 6-м - "художественный мир литературного произведения", в 7-м - "мир и человек в литературе", в 8-м и 9-м - "литературный процесс". В 10-м и 11-м классах изучается русская литература с начала XIX века. Назвать этот набор проблем системой нельзя. Заявленные принципы объединения текстов не выдерживаются, жанровые рубрики соседствуют с тематическими. Понятия вводятся столь же хаотично, сколь и в программе Курдюмовой.

В старших классах программа начинает напоминать фрагмент вузовского курса истории литературы. Школьники, закончившие 8-й класс, должны уже уметь определить творческий метод автора, литературное направление и эпоху и дать характеристику литературного произведения исходя из особенностей исторической ситуации. Требования нереальные, поскольку опыт сравнительного анализа текстов у школьников не предусмотрен программой. Укажем, что из списка навыков исчезло умение использовать понятия. Ничего не изменяется и в старших классах - понятия вводятся так же хаотично, тексты группируются то по хронологическому, то по тематическому принципу. Трактовки художественных произведений в аннотациях вполне традиционны, хотя некоторые стоит отметить особо: "Пьеса "Вишневый сад"... Причины человеческой недееспособности - основная проблема пьесы". Итогом обучения должно (!) стать умение самостоятельно анализировать художественный текст.

Цель программы под редакцией А. Г. Кутузова - "формирование читателя, способного к полноценному восприятию литературных произведений в контексте духовной культуры"(с. 93). Среди задач - осмысление литературы как особого феномена в жизни общества и создание системы этико-эстетических понятий. Из всех рассматриваемых нами программ эта - единственная, где стержнем изучения предмета является освоение подобной системы. В сопроводительной записке указано, что тексты и проблемы группируются в соответствии с возрастом читателя. И в этой программе четкая литературно-теоретическая база отсутствует, но она выгодно отличается от двух других уже самим вниманием к вопросу. При группировке материала происходит смешение тематического, жанрового и хронологического принципов.

Отдельно надо сказать о навыках, приобретаемых в процессе обучения. Так, семиклассник должен овладеть техникой грамотного и осмысленного чтения, а вот ученик восьмого класса - уже умением самостоятельно анализировать текст. Хорош и финал пояснительной записки: "Предполагаемая структура литературного образования (5-9-й кл., 10-11-й кл.) предполагает, что предлагаемая программа может быть использована как в массовой школе, так и в школах широкой гуманитарной ориентации" (с. 98).

Все три программы строятся на готовых результатах, предлагая читателю решать задачи, ответы на которые уже известны. Ни одна не предусматривает продуманной системы понятий, хотя используется их громадное количество. Однако такое важное для современной теории литературы понятие, как "точка зрения", введенное Б. Успенским, во всех программах отсутствует. К сожалению, предложенные программы не учат анализировать тексты. Но по крайней мере учителю предоставлен выбор.

Записал Иван Давыдов


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru