Russian Journal winkoimacdos
19.03.1999
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Круг чтения архивпоиск

Выбор Пушкина


100 писателей ХХ века. Пер. с нем. А.Верникова. - Челябинск: Урал LTD, 1999. - 210 с.; тираж 10 000 экз. ISBN 5-8029-0036-9.

Появление на русском языке словаря "Сто писателей" гамбургского издательства "ROWOHLT", знаменитого своими биографическими сериями и "рейтинговыми" дайджестами - "25 главных книг по философии", "25 основных работ по психоанализу" и т.п., наверное, нельзя оценить однозначно.

С одной стороны, познакомиться с европейскими представлениями о "первой сотне" литераторов близящегося к завершению столетия интересно.

Но вот с другой... Каждый из попавших в список - автор, имеющий полное право именоваться классиком и даже носить невнятный титул культового. Среди героев книги есть и несколько русских - Солженицын, Пастернак, Маяковский, Булгаков. Уже по этому перечислению нельзя не почувствовать крайнего субъективизма и некоторой хаотичности, характерной для данного словаря. Краткие биографические справки ничем не отличаются от аналогов в любом другом издании подобного рода, а литературно-критические заметки просто не заслуживают внимания. Библиография, к слову, не всегда присутствующая, вопиюще неполна, а словарь-то все-таки посвящен литературе!

Отдельно стоит сказать о слоганах, предваряющих статьи и, вероятно, призванных емко характеризовать личность либо творчество писателя. Достаточно привести некоторые из них, чтобы оценить оригинальность стиля составителей: "Жертва советской цензуры" (это о Пастернаке), "Вера против ложных ценностей" (это об Элиоте) и прочее в том же духе. Ну, а какой лозунг открывает заметку о Прусте, любой без труда догадается сам.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

Нина Берберова. Александр Блок и его время: Биография. Пер. с фр. А.Курт, А.Райской. - М.: Независимая газета, 1999. - 256 с.; тираж не указан; серия "Литературные биографии"; ISBN 5-86712-043-0.

Книга написана Ниной Берберовой в 1947 году и первоначально была рассчитана на французского читателя. Тем не менее ее содержание и тональность не ограничиваются установкой на презентативность и популяризацию наследия поэта.

В первую очередь, это определяется особым отношением автора к Блоку, особым пониманием его значения для русской культуры начала века. По замечанию автора, "Пушкин был русским Возрождением, Блок - русским романтизмом".

Благодаря этому биография поэта, оставаясь ценным свидетельством современника, близкого знакомого, оказывается еще и исходным пунктом размышлений писательницы, касающихся "коренных" для представителей Серебряного века вопросов: о соотношении этического и эстетического, истории и современности, искусства и власти.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

Титус Буркхардт. Сакральное искусство Востока и Запада. Принципы и методы. Пер. с англ. Н.П.Локман. - М.: Алетейя, 1999. - 216 с.; тираж 5000 экз.; ISBN 5-89321-028-X.

Книга посвящена сравнительному анализу методов, а также формальных и мировоззренческих основ сакрального искусства, принадлежащего пяти религиозным традициям: индуизму, христианству, исламу, буддизму и даосизму.

Автор исходит из посылки, согласно которой всякое сакральное искусство основано на "науке форм" и представляет собой реализацию внутренне присущей формам символики. Символ, в свою очередь, понимается в качестве знака, всегда обнаруживающего свой архетип, и потому во многом тождественного ему: "Искусство, достойное своего имени, прекрасно потому, что оно истинно".

Задача исследования состоит в определении и систематизации совокупности основных и обязательных для сакрального искусства символов-архетипов. Кроме того, автор отслеживает их перетекание и соответствующую нюансировку внутри течений сакрального искусства, относящихся к перечисленным религиозным традициям.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

Чарльз Вильямс. Канун дня всех святых. Пер. с англ. Н.Григорьевой, В.Грушецкого. - М.: АРДА, 1999. - 336 с.; тираж 2000 экз.; ISBN 5-89749-005-8.

Издательство "Арда" продолжает выпуск шеститомной серии романов известного теолога Чарльза Вильямса. Перед нами четвертый том.

Как и в предыдущих произведениях этой серии - именуемых обычно "мистическими детективами" - автор выстраивает повествование таким образом, что постепенно сквозь привычные на первый взгляд реалии и события проступает неожиданный для героев - "тайный" - смысл происходящего, а с ним и человеческой жизни, и мироустройства в целом. В частности, роман "Канун дня всех святых" посвящен особому видению и трактовке соотношения любви и смерти, а также - взаимосвязи, существующей между миром живых и миром мертвых.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

А.Ханзен-Леве. Русский символизм. Пер. с нем. С.Бромерло, А.Ц.Масевича и А.Е.Барзаха. - СПб.: Академический проект, 1999. - 512 с.; серия "Современная западная русистика"; ISBN 5-7331-0017-6.

Работа известного австрийского филолога, специалиста по русской литературе Аге Ханзен-Леве действительно по отечественным меркам может считаться новой, так как вышла в Вене всего десять лет назад. Предлагаемый том - первая часть трилогии, преследующей нетривиальную задачу. В намерения автора входит реконструирование в качестве целостной системы поэтических мотивов русского символизма, выявление семантики и аксиологии символистской поэзии. Произведения символистов - художественные и теоретические - анализируются как некий единый метатекст, наделенный особой внутренней логикой. Первая часть монографии посвящена раннему периоду развития символизма, который автор называет диаволизмом.


Заказать рецензию? Да Нет Все равно

Поиск книг в магазине "о3он":

книжные обзоры

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru