Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
Dos
6.09.1997
Отзывы
Марат Гельман 4 тезиса
Архивист


1. Многие сетуют, что компьютер изменил "процесс творчества", сделал его менее тактильным, а значит и менее вдохновенным. По-моему, это всего лишь проблема одного поколения литераторов (художников), которым трудно, некомфортно переучиваться. 1. There is a general outcry about the computer mutilating "creative process", alienating "the creator" from "the creation", thus degrading its inspired nature. I see it as a problem for no more than one generation of authors (artists) who for some reason are reluctant to retrain.
2. Гораздо более фундаментальное изменение - исчезновение оригинала (будь то текст или картина).
Во-первых, наше восприятие искусства воспитывалось на благоговении перед "подлинником" и пренебрежении к копии.
Во-вторых, на этом построен художественный и антикварный рынок: оригинал - миллионы долларов, копия - 50 центов.
В-третьих, процесс творчества в виде черновиков перестает быть доступным широкой публике.
2. There is a much more fundamental computer-related development - demise of the original (be it a text or a picture), which used to be the idol in our artistic education vs scorned and neglected copies; to dominate the art and antique market with the price ranging from millions for the original down to 50 cents for a copy. From now on the general public can no longer follow a creative process, unfolding in a series of rough copies.
3. Однако я не думаю, что в связи с этим наступит очередная "смерть искусства". Художественный рынок в том виде, в котором он существует, грохнется. Но велика ли беда? Новая компьютерная среда дает повод надеяться на всплеск модернистской стратегии с ее обязательными атрибутами: великими открытиями, кумирами, ощущением умопомрачительных перспектив. 3. I don't think however that we are in for another "death of the art" event. Of course, the current art market is sure to collapse, but is it so bad? The newly born computer environment hopefully will give rise to an upsurge of modernist strategy, accompanied by its usual paraphernalia - great discoveries, idols, breath-taking prospects.
4. Если "исчезновение подлинника" касается все-таки в большей степени изобразительного искусства, то демократизация процесса опубликования текста - проблема литературной жизни. Замечательно, что в Интернете есть Пелевин и Пригов, но там есть еще столько всего... Моя душа просит цензора, который поможет мне обособиться от самовыражения. Думаю, новой культовой фигурой, новым Толстым будет Цензор - создатель LINKа. 4. "Demise of the original" being primarily restricted to art, the world of letters has enjoyed a different effect: democratization of the process of text publication. It's wonderful that we have Pelevin and Prigov in Internet, but we also have so many others... My mind is crying for a censor to help me get alienated from my self-expression. I think a new figure of cult in the role of another Tolstoy will be a Censor - the creator of LINK.



В начало страницы
Русский Журнал. 6.09.1997. Марат Гельман. 4 тезиса.
http://www.russ.ru/journal/media/97-09-06/gelman.htm
Пишите нам: russ@russ.ru