6.09.1997 |
|
|||||
Появились странные газеты: толстые тяжелые дайджесты, страниц этак до ста - их хочется купить и положить куда-нибудь на стол в офисе. А потом пить кофе и читать. Хотя, в сущности, что в них читать? "Женщина 44/157/48 ждет мужчину в возрасте до 55 лет. О себе: ласковая, чистоплотная, ИМЕЮ ЖЕЛАНИЕ К ЗЕМЛЕ" (?!) (Из рыбинской газеты "Анфас".) Объявления становятся новым типом масс-медиа, новой журналистикой, новой литературой. Это как бы спонтанная, народная журналистика, творимая самими читателями на купонах бесплатных объявлений. Продам... Куплю... Познакомлюсь... Переплетение гигантского количества сюжетов. Тайна этих сюжетов скрыта от глаз, зашифрована в коротких сухих строчках. Люди устали жить литературой, они устали жить журналистскими статьями. Теперь они хотят жить объявлениями. К чему, в самом деле, читать кем-то написанное? Возможно, это есть наш постмодернистский роман. Социалистический реализм был кентавром, он возник как результат соединения литературы и идеологии. Но теперь идеология распалась, и ни соцлитературу, ни соцжурналистику из осколков уже не собрать. Так, собственно, и появилось ОБЪЯВЛЕНИЕ: литература без литературы, литература-жизнь. Главное, что ее отличает от прежней литературы, - то, что в ней нет Автора. Можно сказать, что Объявление (под которым я подразумеваю тип информатики) относится к журналистике так же, как сама журналистика относится к литературе: оно устраняет Автора, отождествляет его с социальным героем подобно тому, как журналистика нивелирует Автора до положения компилятора. Мне уже как-то приходилось писать о том, что постмодернизм и журналистика - понятия почти тождественные, коррелирующие. Постмодернистский тип литературы - это, в сущности, уже "литературный журнализм". Журналист сделал из литературы комикс, компиляцию, массовый заменитель литературы - нечто вроде вареной колбасы, которая стала массовым заменителем мяса.
Сейчас мало кто вспоминает о том, что вся классическая литература писалась именно пером. Невозможно представить Пушкина, сочинявшего на пишущей машинке. Последняя ворвалась в письменную культуру как носитель новой, репортерской, субкультуры, мгновенно изменив литературный язык.
Виртуальная реальность сожрет мир. ...Странное чувство испытываю я, когда смотрю на кипы дайджестов, объявлений или, например, на иллюстрированные журналы. Увесистые, по сто страниц, они кажутся первыми мутантами непонятной информационной революции. Первые эскизы нового всегда делаются из уже известных, опробованных материалов. Нелепыми и неудобными сегодня могут показаться деревянные часы, сделанные в XVII веке. Или, скажем, первый двигатель внутреннего сгорания, сотворенный из такой же неудобной материи. Новая информационная технология XXI века так же несовершенна. Еще нет формы, нет материала, в котором она смогла бы найти себя. Есть неуклюжие дайджесты, телеподобные журналы, компьютерные газеты - но все это только БУМАЖНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ. Только первая проба Будущего. Солнечный зайчик грядущего рассвета. Бумага - отдельная тема. Старый графоман, я вижу в ее исчезновении что-то ужасное для себя. "Gazetta" - в переводе с итальянского - бумага. Бумага - это почти синоним прессы, так же как пергамент был синонимом книги (2). Компьютерный вариант газеты - это уже не газета. Интернет удобен, но его не возьмешь в руки, не развернешь в метро, не купишь в подземном переходе. К тому же Интернет не периодичен. Он не выходит по средам, как "Литгазета", или по утрам, как "Известия", а поступает в компьютеры НЕПРЕРЫВНО. У вас нет времени, чтобы сделать паузу. Одно событие наслаивается на другое. Вы тут же исправляете его, создавая тем самым уже не цепочку событий, а такого ЧЕРВЯ, которого безостановочно вытягиваете из своего компьютера. Это невыносимо. Будут ли в компьютерной "интернет-журналистике" СТАТЬИ, РЕПОРТАЖИ, ЭССЕ (которые сами в свое время появились из литературы, из предельно упрощенной прозы)? Статья в газете была маленьким трактатом, репортаж - маленьким рассказом. В сущности, даже чеховские рассказы были всего лишь газетным жанром. Бумага, быть может, то последнее, что остается от книжной цивилизации. Пластика слова, шуршание газетных страниц - то, что создавало человеческую соизмеримость информации. Газета в руках читателя - это власть человека над информацией. Газета была маленьким тотемом, который можно было скомкать. Выбросить в корзину. Сжечь. Сделать вырезку. Маркировать красным карандашом.
(1) Интерактивное ТВ уже опробовано на РТВ. Зрителям предлагается через телефонные звонки влиять на происходящее на экране. В сущности, это первый опыт создания "социального телекомпьютера": телефонная трубка зрителя, звонящего в эфир, здесь выступает как клавиатура, подсоединенная к телевизору. Представьте ТВ, принимаемое не на обычном телеприемнике, а на своем ПК, и вы получите наглядную метафору "интерактивного ТВ". Синтез ТВ и компьютера, возможно, откроет новую эру для человечества. Трудно даже вообразить себе общество, организованное на таких "телевизионно-компьютерных технологиях". Вернуться (2) Печатные книги - отдельный случай. Тиражируемость книги, на мой взгляд, очень приблизила ее именно к состоянию прессы.
(3) Свободы, кстати, не только читателя, но и самого журналиста: пишущий в газете свободен ровно настолько, насколько свободен его читатель. Кресло-качалка, чай на столе, сигарета - все эти экзистенциальные детали, подразумевавшиеся газетой, обязательны с обеих сторон.
|
В начало страницы Русский Журнал. 6.09.1997. Андрей Новиков. Ненавижу Интернет! http://www.russ.ru/journal/media/97-09-06/novik.htm Пишите нам: russ@russ.ru |