Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
Dos
22.09.1997
Отзывы
Архивист

Сегодня мы начинаем публиковать материалы, посвященные развитию информационной повестки дня (ИПД) в СМИ. Каждый понедельник вы сможете прочитать аналитические справки, освещающие основные тенденции ИПД прошедшей недели. К тексту прилагается наглядная схема. Справки составляются на основе анализа материалов печатных и электронных СМИ.


Аналитическая справка
Схема

Определяющим событием для развития информационной повестки дня (ИПД) на текущей неделе стал перевод на новый уровень обсуждения проблемы взаимоотношения государства с банковскими структурами, вызванное таким мощным информационным поводом как встреча Президента РФ с руководителями шести крупнейших банков страны 15 сентября 1997 года.
К моменту встречи в информационно-политическом пространстве в ходе "информационной войны", продолжавшейся с августа по середину сентября, сформировались две противостоящие друг другу идеологемы, обозначающие различные подходы к дальнейшему развитию общества и государства.
Со стороны Правительства была выдвинута идеология "демократического, народного капитализма" - "новых, честных правил игры для всех", "сильного государства и президентской власти", "патриотизма", "отмены льгот и привилегий", "открытого и гласного распределения средств", "разделения власти и бизнеса", "борьбы с коррупцией".
С другой стороны была сделана ставка на "традиционные либеральные ценности": "демократию", "свободу слова", "борьбу с олигархизацией страны", "противостояние надвигающейся диктатуре власти", "новое окружение Президента".
В силу перехода конфликта на уровень идеологии само значение встречи оказалось важным, что нашло свое отражение в СМИ.
Большинство ведущих центральных СМИ признало, что встреча далеко вышла за рамки регулирования государством приватизационного процесса, и речь идет о гораздо большем. Так, по мнению газеты "Коммерсант-Daily" (16.09.97), "исход встречи судьбоносен... Вопрос стоит о власти. Не больше и не меньше". Газета "Известия" (16.09.97), проводя эту же мысль, напомнила читателям, что Президент РФ еще "в своем Послании Федеральному Собранию... повел речь о необходимости укрепления роли государства во всех сферах... об отделении бизнеса от государства", а газета "Комсомольская правда" (16.09.97) подчеркнула, что Президент РФ "пообещал [на встрече с банкирами] выступить с долгосрочной программой развития государства, в основе которой - нынешний правительственный курс на народный капитализм".

Таким образом, Президент практически консолидировался с командой реформаторов, поддержав их в идеологической дискуссии о взаимоотношении государства и бизнеса. Идеологему, сформулированную Президентом РФ, наиболее четко выразили газета "Известия" (16.09.97), указавшая, что "правила игры в экономике диктует государство, а частный бизнес, как бы он не был силен, их выполняет и в государственные дела не вмешивается", и "Русский телеграф" (17.09.97), поместивший к статье по итогам встречи подзаголовок "власть есть власть, а банки обслуживают власть".
Встреча и вполне определенная позиция Президента, потребовавшего положить конец "информационной войне", определила смену тактики сторонами, участвовавшими в "информационной войне" банков. В русле этой новой тактики:

  • борьба за выгодную интерпретацию итогов встречи;
  • интерпретация кадровых перестановок в Администрации Президента;
  • дискредитационная кампания в адрес государственных СМИ (ВГТРК).

  • Борьба за интерпретацию итогов встречи началась сразу же после ее окончания. Так, в интервью по итогам встречи руководитель группы "Менатеп-Роспром" М.Ходорковский сформулировал фактически противоположную идеологему: "банки зависят от государства, а государство зависит от банков". Характерно, что уже в день встречи интервью банкира, сделав акцент на второй части его высказывания, неоднократно показывали телеканалы ОРТ и НТВ, причем программа "Время" (ОРТ) воспользовалась записью программы "Герой дня" (НТВ). В печатных СМИ эту точку зрения наиболее полно отразила газета "Коммерсант-Daily" (16.09.97), заявившая, что "У банкиров своя логика... Они внесли важный вклад в его [Б.Ельцина] победу и решили, что могут рассматривать высших государственных чиновников как своих менеджеров".
    Важным тезисом в рамках интерпретации итогов встречи стало рассмотрение ее итогов как "отступления реформаторов", "выигрыша Черномырдина". В группе СМИ, поддерживающей позиции банков, подобные интерпретации развивались начиная со среды, 17 сентября. Так, "Коммерсант-Daily" (17.09.97) акцентировала внимание на том, что теперь "приватизация пойдет без Чубайса" и что "В войне банков и правительства проиграл Чубайс". В четверг газета "Сегодня" (18.09.97) в статье Л.Радзиховского "Китайская мудрость" объявила победителем на этом этапе борьбы премьера В.Черномырдина, сравнив его с "мудрой обезьяной, наблюдающей с холма за битвой двух тигров [первые вице-премьеры и банкиры] в долине", а "Общая газета" (18.09.97) в статье "Президент остался доволен своими олигархами" сообщила, что на встрече "ничего такого [особенного] не произошло... Борис Николаевич произнес вступительное слово - минут так на сорок", причем "пересказать этот спич никто из банкиров потом не смог - очевидно никто не понял" и что "по мнению ряда осведомленных источников похужеть должно Чубайсу".

    Другим очевидным следствием изменения тактики "информационной войны" стало активное обсуждение изменений в президентском окружении (отставки Г.Сатарова и Л.Суханова). Интерпретации отставок в информационном поле оказались привязаны к "идеологической" встрече 15 сентября и "продемонстрировали" решимость Кремля окончательно сменить идеологию с "голубиной" на "прагматичную" (читай: более агрессивную).

    Важным моментом в развитии новой тактики также явилось начало дискредитационной кампании в отношении ВГТРК. В рамках данной темы вбросы "компромата" и "скандальных подробностей" явно преследовали цель дискредитировать государственную кампанию, подготовить общественное мнение к тому, чтобы объявить информацию, подаваемую ВГТРК, "тенденциозной", "подготовленной по указке правительства". А по сути - расширить поле воздействия ОРТ и НТВ.
    Таким образом, можно констатировать, что в результате встречи 15 сентября участники "информационной войны" сменили тактику, но не отказались от ведения войны против власти. В то же время поле действий "информационной войны" в новой ситуации все более смещается в область дискуссии об идеологии дальнейшего развития общества.


    Схема.



    В начало страницы
    Русский Журнал. 22.09.1997. Основная тенденция информационной недели: смена тактики участников информационной войны.
    http://www.russ.ru/journal/media/97-09-22/text50.htm
    Пишите нам: russ@russ.ru