Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
Dos
15.12.1997
Отзывы
Сергей Ушакин Видимость мужественности
Архивист

Мужской клуб


"Они не осознают, какую чуму мы им везем!"
З. Фрейд - К. Юнгу о психоанализе во время
совместного путешествия в Америку [1, c. 11]

"Обычно те специфические качества, которые демонстрирует исполнитель в процессе
осуществления поставленных перед ним задач, отражают специфику
именно этих задач, а не специфику их исполнителя".
Э. Гоффман [2, c. 83]

Эрнст Джон, автор биографии Зигмунда Фрейда, приводит интересный факт из жизни психоаналитика. В беседе с княгиней Марией Бонапарт Фрейд якобы воскликнул: "Чего же хочет женщина?" [3, c. 421]. В работе "Женственность", написанной в 1932 г., за несколько лет до смерти, семидесятисемилетний Фрейд, словно подводя итоги своим поискам ответа, заметил, что его собственное понимание сущности женственности является "разумеется, неполным, частичным и не всегда дружелюбным...", что более полный ответ может дать сама жизнь, или ее поэтические интерпретации, или результаты научных исследований [4, c. 362]. Подобное теоретическое саморазоблачение после почти четырех десятилетий тщательного (или тщетного?) изучения "загадки женщины", и последовательный уход Фрейда из области собственно анализа сексуальности в область психоанализа религии и культуры 1 вряд ли случайны. Не только и не столько потому, что все попытки свести желания женщины к единственному объекту - мужчине, или, в традиционной фрейдистской интерпретации, к пенису, - оказались несостоятельными, сколько в силу тупиковости самой теоретической модели, избранной Фрейдом. Если смысл (жизни) женщины в том, чтобы преодолеть неизбежность анатомии - посредством замужества, рождения ребенка или прямого отрицания факта кастрации, - то есть, иными словами, если смысл женственности в "обретении" недостающего, то в чем тогда смысл мужчины и мужественности?

Не является ли в таком случае и сам вопрос Фрейда о предмете желаний женщины не чем иным, как замаскированным вопросом о сути желаний мужчины? Не чем иным, как блестящим использованием приема "замещения", "переноса", "маскировки", открытого самим же Фрейдом в его "Толкованиях сновидений"? Не случаен ли и тот факт, что уже в одной из самых первых своих научных работ, посвященных проблемам истерии, Фрейд (следуя Шарко) активно отстаивает право мужчин на истерические неврозы [5] - вопреки самой семантике термина 2? Любопытен в этом плане и тот налет метафорического мистицизма, который характерен для Фрейда при описании его пациентов-мужчин. В отличие от "женских" случаев, вошедших в историю, что называется, поименно (Анна О., Катарина, Дора), мужчины у Фрейда всегда несколько больше (или меньше), чем просто мужчины. Они - скорее персонажи, мифологические фигуры, сценические герои. Показателен сам список: "человек-крыса", "человек-волк", "Царь Эдип" и, наконец, "Нарцисс".

О Нарциссе и пойдет речь в данной статье. Вернее, о той роли, которую играют отражения, образы, модели и репрезентации в формировании мужской половой идентичности 3.

На мой взгляд, концепция видимости мужественности, которую я попытаюсь развить далее, довольно удачно описывает два принципиальных аспекта мужской половой идентичности. С одной стороны, она позволяет говорить о мужественности как о перформативном, показательном, обозреваемом, инсценированном явлении, рассчитанном на определенного зрителя. С другой стороны, идея видимости акцентирует иллюзорный, фантазматический, символический характер мужественности. В качестве методологической основы я буду использовать выводы психоанализа, содержащиеся в работах таких его теретиков и практиков, как З. Фрейд, М. Кляйн, Ж. Лакан.


Знаки пола

Среди институтов, или, используя терминологию Луиса Альтюссера, "идеологических аппаратов" [7, с. 127-186], занятых в производстве половых идентичностей, лидирующая роль обычно отводится двум - семье и школе. Однако трансформация традиционой структуры семьи, рост числа разводов, ранние браки и т.д., с одной стороны, и утрата школой монополии на распространение знаний - с другой, привели к тому, что все большее количество нетрадиционных социальных институтов начинает вовлекаться в процесс формирования и ре-формирования половых идентичностей. Средства массовой информации сегодня являются, безусловно, одним из наиболее активных институтов подобного рода. Несомненно, газеты, журналы, кино и т.д. играли весьма существенную роль в этом процессе и раньше. Принципиальным же отличием сегодняшней ситуации является то, что действуют они в условиях отсутствия четко выраженных культурных, социальных, моральных и т.п. иерархий. Говоря социологическим языком, они начинают играть роль не столько вторичной, так называемой закрепляющей социализации, сколько роль социализации первичной, т.е. формирующей начальные, исходные идентификационные модели поведения 4.



Целая серия "мужских" журналов, появившихся в последние годы в России, дает довольно широкую картину того, какие варианты мужественности не просто формируются, а ведут вполне серьезную конкуренцию за потенциального читателя-потребителя. "Медведь", квалифицирующий себя как "настоящий мужской журнал", является интересной попыткой сформировать определенную модель настоящего мужчины, увязанную, в отличие, допустим, от русского "Плейбоя", не столько с сексом, сколько с вполне конкретной классовой - или профессиональной - позицией. Посмотрим подробнее, как это происходит 5.

Для начала - обширная цитата из этого настоящего мужского журнала:

© Борис Михайлов
Борис Михайлов
ч/б фото из серии
"Я - не я". © 1993.
"...Представьте Его. Знаменитого, которого знает (в некоторых случаях даже любит) вся большая страна. Пусть некрасивого, но чертовски обаятельного. Потому как быть обаятельным - это его работа... Представьте Его, в свои 25-30-35-40 лет руководящего большой компанией и даже - не побоимся этого слова - холдингом. Умеющего принимать решения и брать ответственность на себя. Не всегда хорошо, но почти всегда дорого одетого. Часто умеющего говорить на непонятном иностранном языке. Предпочитающего дорогие сигары дешевым, дорогие коньяки - водке, Хьюго Босса - "Шипру", Grand Cherokee - "Жигулю" и Париж вместе с Дакаром - отдыху на побережье Рыбинского водохранилища. И самое убийственное, что не только предпочитает, но может себе это позволить. И без всякой задней мысли констатируем - это замечательно: почти вымершая порода настоящих мужчин, оказывается, вовсе не вымерла. И отдельных ее представителей можно близко наблюдать и, если повезет, то и потрогать" ("Медведь", # 8, с. 97).

При всей своей иронии и сарказме цитата тем не менее содержит едва ли не все основные компоненты, из которых конструируется сегодня в средствах массовой информации модель не то "почти вымершего", не то "вымирающего", не то "начавшего возрождаться" настоящего мужчины. Компонентов, строго говоря, не так уж и много: возраст, власть и - главное! - стиль жизни, т.е. устойчивый набор предметов, способов и форм потребления 6. Примечательно, что все эти компоненты лишены, строго говоря, собственного содержания и носят характер указателей, индикаторов, "дорожных знаков", призванных отметить поворот или предел скорости и имеющих смысл лишь в силу отношений, существующих между самими этими знаками. Париж и Дакар важны постольку, поскольку кто-то очень долго ездил на Рыбинское водохранилище. А способность "принимать решения" и "брать на себя ответственность" становится существенной лишь при условии, что кто-то (опять) может остаться без своей доли власти. "Содержательный" компонент знака - что делать в Париже и по какому поводу "брать ответственность" и "принимать решения" - остается за скобками.

Дискуссии о "сущности" мужественности, таким образом, сменяются дискуссиями о характере мужских "доспехов", а трактаты о воспитании чувств - справочниками по основам этикета, в том числе и полового. Сама по себе ситуация эта вряд ли способна вызвать удивление - споры о соотношении формы и содержания ведутся не одну сотню и даже тысячу лет. Примечательно здесь другое - форма начинает выполнять не столько репрезентативную, представительскую, отображающую, сколько конституирующую функцию. Именно поэтому особое значение приобретают различного рода "манифестации", "символы", "знаки" или - проще - ярлыки, отсылающие к другим смысловым кодам, другим - не явным, не очевидным, но имеющим первостепенное значение - иерархиям. Иначе говоря, формальные элементы начинают использоваться для обозначения - то есть материализации отсутствия элементов содержательных: как в силу невозможности непосредственного присутствия последних, так и зачастую в силу их фантомного характера. В итоге процесс становления личности совпадает с процессом ее - личности - образования, то есть накопления, усвоения и воспроизводства символических средств (образов), с помощью которых личность может обозначить свое присутствие в обществе. Мелани Кляйн в своей классической работе о роли символов в формировании личности подчеркивала важность этой образовательной функции:

"...символизм является не только основанием разного рода фантазий и сублимаций. Помимо этого символизм - это фундамент, на котором индивид строит свои отношения и с внешним миром, и с реальностью в целом" [13, с. 97].

Психоанализ и - позднее - постструктурализм сделали, однако, ряд важных дополнений к концепции символа. В традиционной трактовке символ есть не что иное, как связующий элемент, вернее, часть элемента, указывающая на необходимость поиска остальных частей в целях воссоздания изначальной целостности 7. В контексте психоаналитической теории личности "части" символа стали пониматься как элементы, имеющие свою собственную символическую природу. В результате и идея "изначальной" целостности символа, и идея фиксированной идентичности его "частей" утратили свой фундаментальный смысл. Образы и отображения стали "переводами, не имеющими текста-оригинала" [15, с. 1], поскольку:



"...то, что подвергается репрезентации, является не непосредственной реальностью, а лишь иной формой репрезентации. В итоге анализ образов с неизбежностью требует анализа отношений между образами" [16, с. 2].

С точки зрения анализа половой идентичности такое понимание характера репрезентации имеет ряд важных следствий. А именно: пол может трактоваться как символическая конструкция, как знак, призванный графически оформить необходимую ассоциативную связь - вернее, как замечает Тереза де Лоретис, оформить принадлежность к определенной группе или классу [17, с. 4], имеющим, в свою очередь, собственные символические средства репрезентации.

Как технически реализуется подобного рода репрезентация пола? Луис Альтюссер, комментируя вклад Фрейда и Лакана в развитие психоанализа, заметил, что, в сущности, есть лишь два доступных нам способа или механизма репрезентации [18]. В "Толковании сновидений" Фрейд характеризует их как фундаментальные законы "смещения" (displacement) 8 и "сгущения" (condensation) 9. Лакан, в свою очередь, перенес психоаналитические категории на почву лингвистики, определив те же механизмы как риторические приемы метонимии и метафоры 10.

В результате этих методологических инноваций появилась возможность расматривать пол как продукт конкретной риторической деятельности, как постоянно изменяющийся результат непрерывной работы по производству символов и смыслов. Суть анализа в этой ситуации сводится к попытке проявить источники и ход развития тех метафор и метонимий, тех смещений и сгущений, которые и формируют символическое поле половых идентичностей.


Риторика пола

Метафора "бомба замедленного действия" как олицетворение подлинной мужественности имеет давнее прошлое и различные исторические формы. Однако от былинных эпосов (Илья Муромец) и сказок (Емеля, Иван-дурак) до литературных опытов (Дориан Грей и доктор Джекил/мистер Хайд) и культурных стереотипов (хитрый, но слабый еврей и сильный, но простодушный негр 11 метафора сохраняла свой основной "посыл": мужественность есть явление глубинное, требующее времени и места для своей полной и подлинной реализации. Внешнее спокойствие есть не что иное, как видимое спокойствие, есть тактический прием, используемый для маскировки бурных процессов, идущих в глубине.

Метафора "медведь", безусловно, принадлежит к тому же ряду символических средств и отражает по меньшей мере два аспекта, типичных для понимания природы мужественности. С одной стороны, это мужественность, понятая как независимость, автономность, отделенность; используя еще одну зоологическую метафору - мужественность "степного волка". С другой стороны, это мужественность, олицетворяющая агрессию, стихийность, природную необузданность и инстинкты.

Однако и тот и другой компоненты претерпели в "Медведе" определенную "цивилизационную" обработку, в результате которой мужская независимость стала пониматься как независимость профессионала, эксперта, а мужская агрессивность оказалась "сублимированной" посредством героизации потребительства.

Австралийский социолог Роберт Коннелл замечает в своей книге, посвященной проблемам мужественности, что исторически происходила определенная борьба между концепцией "мужественности", основанной на идее господства грубой силы - условно говоря, пехота, - и концепцией, имеющей своей предпосылкой идею знания - условно говоря, ракетные войска [23, с. 165]. "Медведь" в этом плане достиг определенных успехов, пытаясь объединить обе тенденции в своей версии мужчины-как-знатока, мужчины-на-своем-месте. Две рубрики журнала - "Вещи впору" и "Фрак" - призваны в какой-то степени олицетворить эту идею. Интересна концептуальная схема рубрик - речь идет не столько о конструировании вещей, не столько о создании своего гардероба, сколько о поиске подходящей вещи - будь то униформа, рабочий халат или наушники диск-жокея. Иначе говоря, речь идет о возможности вписаться в предложенную ситуацию, о способности использовать ее в своих целях, а не о желании изменить ее. Что, в свою очередь, предполагает, во-первых, знание ситуации и, во-вторых, знание своих целей.



Характерно, что, несмотря на внешнюю, образную "всеядность" и "внеклассовость" 12, концепция мужчины-как-знатока (да и концепция знатока-как-мужчины) отражает вполне четкую групповую идеологию - идеологию так называемого нового среднего класса, чей социальный статус определяется не унаследованным капиталом или политическими связями родителей, а конкретной самостоятельной деятельностью конкретного индивида 13. Например, краткие биографические данные, сопровождающие фотографии тех, кому вещи впору, как правило, не содержат ни фамилии, ни семейного положения, ни каких-либо иных сведений, определяющих внепрофессиональный статус. В рамках концепции self-made man важным является не слово man и даже не слово made, а приставка self. Понятие профессионализма, таким образом, становится онтологическим стержнем, на котрый "нанизывается" любая, в том числе и половая, идентичность. Штангист, олимпийский чемпион так формулирует в "Медведе" это стремление не столько к само-реализации и само-совершенствованию, сколько к элементарному созданию этого "само", которое позже может быть усовершенствовано:

"...когда ты только приходишь в (спортивный) зал - ты никто, тебе еще надо будет много работать и доказывать всем и себе, что ты из себя представляешь. Это сейчас я на самой вершине, чемпион, а до этого я тоже был никем - просто парнем, который подымал штангу" ("Медведь", # 14, с. 85).

Внешняя социальная "амбивалентность" в использовании мужских образов, относящихся к разным социальным, экономическим, культурным, профессиональным и т.д. группам, помимо вполне объяснимого экономического фактора привлечения новых читателей может иметь и другую, психологическую основу.

Успех журналов типа "Медведя", как и основной массы рекламной продукции, нацеленной на продажу не столько товара, сколько образа жизни, зависит от того, насколько удалась или не удалась идентификация потенциального потребителя/читателя с предложенной ему моделью или обстоятельствами. Иначе говоря, от того, сколь легко конкретный человек способен "примерить" на себя предложенную ему ситуацию и/или идентичность. С этой точки зрения, строго говоря, абсолютно не важно, каким образом происходит идентификация - посредством метафорических фантазий 14 либо посредством практической - то есть метонимической - реализации предложенных советов 15. Важно, что и умозрительное "потребление" образов - в первом случае, и вполне практическое потребление конкретных "статусных" товаров - во втором изначально основано на той идентификационной динамике, которая задается и постоянно воспроизводится рекламой или, в данном случае, журналом. Динамика эта, на мой взгляд, вполне описывается термином нарциссизм [24, с. 416-418].


Сам себе режисер

Напомню, что традиционное, "нормальное" психосексуальное развитие личности движется по траектории субъект (например, ребенок) - внешний образец для подражания (обычно - один из родителей) - модифицированный субъект. Нарциссический тип развития имеет принципиальное отличие. Траектория развития в данном случае лишена промежуточного звена, вернее, роль внешнего образца для подражания играет сам же субъект. Траектория, таким образом, приобретает следующую форму: субъект - идеальный субъект - модифицированный субъект.

На мой взгляд, Мелани Кляйн абсолютно права, увязывая источник подобного типа развития с неудачей, пережитой субъектом при попытке идентифицировать себя с "внешним" объектом/субъектом [25, с. 199-200]. Нарциссизм, таким образом, является своеобразной формой защитной реакции на неустойчивость связей с внешним миром. О формах проявления защитной функции нарциссизма речь пойдет ниже, а пока хотелось бы остановиться на другом - визуальном - аспекте этого феномена.

Рассказывая в своих "Метаморфозах" миф о шестнадцатилетнем Нарциссе, Овидий не устает повторять, что суть драмы юноши не в том, что он не смог прекратить (или бесконечно продолжать) изматывающий "роман с собой" - в этом случае финал вряд ли был бы столь трагичен. Ирония ситуации в том, что "объектом страсти" стало отражение, образ, зрительный/зримый эффект 16. Переводя символы античной мифологии на общедоступный язык психопатологии повседневной жизни, Зигмунд Фрейд попытался понять, что именно старается увидеть очередной нарцисс в своем (или чужом) отражении/образе, что именно выступает в качестве "спускового крючка" процесса идентификации зрителя и образа. По мнению Фрейда, в подобном диалоге возможно четыре типа взаимоотношений. При каждом из них образ выполняет функцию отражения, напоминая субъекту о нем самом на определенном этапе его жизни.

Таким образом, в процессе восприятия "отражения" имеет место один из четырех видов идентификации:



 
  • идентификация субъекта с его собственным образом (узнавание настоящего);
  • идентификация субъекта с его образом в прошлом (активизация прошедшего);
  • идентификация субъекта со своим возможным образом в будущем (проекция будущего);
  • повторная идентификация с тем/той, кто уже был однажды объектом первичной идентификации (в данном случае речь идет, как правило, о родителях и соответственно о реставрации исходной идентичности) [27, с. 555-556].
 

Сознательно или подсознательно "Медведь" использует все четыре способа, пытаясь таким образом достичь максимально возможного охвата аудитории. "Разночинный" состав тех, кому вещи впору, возможно, призван напомнить о недавнем прошлом; интервью с профессионалами во фраках и рассказы о мужской работе - должны укрепить представление читателей о себе; откровенно "эксклюзивные" мужские фотомодели - провоцируют поиски своего нового облика (фрака?), а исторические страницы о старых русских - возвращают к жизни те объекты и субъекты, которые могли бы стать новой исходной точкой процесса самоидентификации. Говоря словами Фрейда, образы эти, предлагаемые индивиду в качестве идеальных моделей, могут рассматриваться как суррогаты (substitute), призванные заполнить вакантное место первичного, младенческого нарциссизма - нарциссизма, при котором индивидуальное и идеальное в субъекте еще полностью совпадали [27, с. 558].


Зеркало для героя

Хотя фрейдовская типология нарциссизма является весьма эффективной для объяснения хода идентификации, она оставляет открытым важный вопрос: почему именно зрение становится механизмом, посредством которого происходит образование нарциссической личности. Начиная с 1936 года французский психоаналитик Жак Лакан предпринял ряд попыток развития фрейдовской концепции нарциссизма. Лакановская теория зеркальной стадии, появившаяся в результате этих попыток, оказала существеннейшее влияние на формирование психоаналитического направления, известного сегодня под названием постфрейдизм.

В статье, посвященной роли зеркальной стадии в процессе формирования личности [28], Лакан приводит два примера, демонстрирующих принципиально различное отношение "зрителя" к своему зеркальному отражению. Цитируя работу Вольфганга Кёлера [29], Лакан замечает, что шестимесячный детеныш шимпанзе теряет всякий интерес к своему отражению в зеркале, как только видит, что это всего лишь отражение, а не еще один детеныш. Отношение ребенка того же возраста 17 к своему отражению принципиально иное. Признание отображающей природы зеркала сопровождается, по Лакану, целой серией жестов, посредством которых ребенок "в форме игры выявляет взаимосвязь, с одной стороны, между движениями собственного отражения и отраженной реальностью, а с другой - между этим видимым (virtual) миром и той реальностью, которую он воспроизводит, - то есть телом ребенка, людьми и вещами, его окружающими [28, c. 1].

Проводя грань между видимым и настоящим, зеркальное отражение, таким образом, формирует два различных способа отношения индивида к себе и собственному телу. В первом случае самовосприятие ограничено символическими формами и является вектором, складывающимся из отношений между образами, в буквальном смысле слова заключенными в контекст того или иного "зеркала". Во втором - самовосприятие становится возможным в процессе самоотчуждения, то есть в процессе соотнесения своего места с теми позициями, которые уже заняты другими людьми и/или вещами. Однако данное символическое и/или материальное отчуждение личности - не единственный, да и не самый главный эффект, порождаемый зеркальной стадией. Новизна концепции "зеркальной стадии" в том, что она уделяет внимание по меньшей мере двум моментам, которые обычно оставались в тени дебатов о "мире символов" и "мире вещей".

Первый из них связан с локализующей ролью зеркального отражения. Наблюдая свое отражение в зеркале, ребенок постепенно приходит к осознанию того, что и он сам, и его отражение могут выступать в качестве объекта стороннего взгляда, независимо от его собственного желания. Зеркало в итоге является тем механизмом, при помощи которого взгляд на себя со стороны становится неотъемлемой частью как себя, так и любого взгляда 18.

Второй момент связан с конкретной временной стадией, во время которой происходит подобное "раздвоение" зрения и личности. Как замечает Лакан, ребенок "рождается на свет преждевременно" [28, c. 4], будучи неспособным самостоятельно и эффективно управлять своим телом. Несмотря на всю свою внешнюю целостность и однородность, тело ребенка продолжает оставаться до определенного момента в буквальном смысле "раздробленным", "разбитым" и "фрагментированным" [28, c. 4]. Взросление в данном случае и есть не что иное, как процесс обучения тому, как вести себя нормально - то есть по возможности устойчиво и без падений. Как считает Лакан, только принимая во внимание эту преждевременность рождения ребенка, можно по достоинству оценить формообразующую роль зеркальной стадии. Первоначально примеряя зеркальное отражение, а затем и воспринимая его в качестве своего, ребенок тем самым совершает акт идентификации - то есть процесс изменения, ограниченный контурами видимого образа [28, c. 2]. Видимый образ становится образцом для подражания 19. В итоге "морфологическая мимикрия" [28, c. 3] является и условием, и способом бытия. А зеркальная стадия - драмой, в ходе которой индивид последовательно переживает цепь фантазий: от раздробленного тела - к телесной целостности, а от нее - к броне идентичности, "оставляющей следы своей жесткой структуры на всем пути умственного развития индивида" [28, c. 4].



Важность концепции "зеркальной стадии" обусловлена не только ее ролью в уяснении процесса формирования и образования личности. Существенным является и то, что, как подчеркивает эта концепция, умозрительная деятельность личности - то есть процесс ментального и зрительного соотнесения образов - приобретает первостепенное значение всякий раз, когда "броня" очередной идентичности дает трещину. Ленинский "план монументальной пропаганды", как и сама концепция "наглядной агитации", - лишь один из примеров того, как этот фундаментальный психический механизм зрительной идентификации может быть использован в политических целях. "Медведь", в свою очередь, демонстрирует, как тот же самый механизм может служить делу формирования определенной группы потребителей 20.

Продолжение


Примечания


Вернуться1
Последними крупными работами Фрейда стали "Civilization and Its Discontents", опубликованная в 1930 г., и "Moses and Monotheism", вышедшая в свет в 1939-м, за год до смерти Фрейда.


Вернуться2
Слово "истерия" происходит от греческого "hystera" - "матка" - и отражает широко распространенное в то время мнение, что истерия как заболевание есть результат дисфункции женских гениталий. Платон в "Тимее" выразил его наиболее полно: "...у женщин та их часть, что именуется маткой, или утробой, есть не что иное, как поселившийся внутри их зверь, исполненный детородного вожделения; когда зверь этот в поре, а ему нет случая зачать, он приходит в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути и не дает женщине вздохнуть, доводя ее до полнейшей крайности и всевозможных недугов..." [6, с. 498-499].


Вернуться3
Под идентичностью здесь и далее будет пониматься набор (символических) средств самовыражения, с помощью которых индивид определяет свое отношение к таким социальным категориям, как, например, "пол", "национальность", "возраст", "класс" и т.д. В рамках данной статьи половая идентичность будет трактоваться как относительно самостоятельный элемент, аналитически и практически отличимый от таких сходных, но не совпадающих с ним понятий и явлений, как биологический пол и/или половые практики.


Вернуться4
См., например, [8], [9], [10], [11].


Вернуться5
Для анализа взяты номера "Медведя" за 1996 год.


Вернуться6
Пьер Бурдье определяет стили жизни как "различные системы собственности, в которых находят свое выражение различные системы предрасположенностей (dispositions)" [12, с. 261].


Вернуться7
Как указывает энциклопедия Британника, слово "символ" происходит от греческого symbolon, которое изначально обозначало жетон, составленный из частей, принадлежащих участникам договора или сделки. Части жетона, составляющие вместе целое, таким образом удостоверяли подлинность сделки или подтверждали идентичность владельцев [14].


Вернуться8
Под смещением Фрейд обычно понимает такую трансформацию содержания сна, опыта или конкретного события, при котором оно - содержание - приобретает иной смысловой центр [19, с. 155-157].


Вернуться9
В своих работах по толкованию сновидений Фрейд описывает прием сгущения, или метафоризации, как процесс формирования мыслительной или фантазматической ситуации, объединяющей идеи, детали, события, не имеющие между собой непосредственной, видимой связи [См., например, 19, с. 153-155].


Вернуться10
Под метонимией понимается такой риторический прием, при котором название одного предмета используется для описания другого, при этом оба предмета находятся в состоянии пространственной (или временной) взаимосвязи. В современной Югославии, например, "новых богатых" нередко называют "пейджерами" или "мобильными" (от "мобильный телефон"), что является типичным использованием приема метонимии. В свою очередь, фраза "красно-коричневые опять рвутся к власти" демонстрирует принцип действия метафоры - то есть сравнения по аналогии, сопоставления объектов, чье сходство обусловлено скорее ассоциациями, чем "реальными" фактами, - "красно-коричневые" в конечном итоге являются красными и коричневыми не более, чем кто-либо другой (подробнее об этом говорится, например, в [20, с. 589-591]). В качестве одного из примеров разработки подобной идеи у Лакана смотри [21]. К уже существующей схеме Лакан добавил временной компонент, акцентировав внимание на синхронном, одновременном режиме существования метафоры и диахронном, то есть последовательном, режиме метонимии. Другими словами, метафора выступает как явление ("человек - это зверь"), в то время как метонимия - как напоминание, след явления ("оскал империализма").


Вернуться11
Подробно об этом стереотипе см. [22, с. 696-737].


Вернуться12
Среди тех, кому "вещи впору", можно найти представителей самых разных профессий и социальных групп: от скульпторов до мясников, от безработных боксеров до продюсеров телекомпаний.


Вернуться13
Разумеется, в "Медведе" делаются определенные попытки "стабилизировать" передачу статусного положения. По крайней мере на уровне идеологических фантазий. Концепция генетически обусловленного элитизма - одна из них. Приведу пример. Один из авторов "Медведя" пишет: "Если физический тип, сила, темперамент, здоровье, а также толщина губ, длина носа, ширина лба, разрез глаз, величина ушей, полнота, рост, плодовитость, долголетие определяются генами... то наследование морали, духовности, умственных способностей и интеллекта зависит только от родителей. Обладая природным умом и высоким уровнем эмоциональности, вы имеете больше шансов на то, что у вас родится такой же мыслящий и способный ребенок... Невежество, как правило, производит лишь невежество" ("Медведь", # 14, с. 146).


Вернуться14
То есть синхронным соотношением представления о себе-каков-я-есть с представлением о себе-каким-бы-я-мог-быть.


Вернуться15
То есть диахронным соотношением представления о себе-каким-я-был с представлением о себе-каким-я-стал.


Вернуться16
Поэт так описывает характер взаимоотношений между Нарциссом и его отражением:

Что увидал - не поймет, но к тому, что увидел, пылает;
Юношу снова обман возбуждает и вводит в ошибку.
О легковерный, зачем хватаешь ты призрак бегучий?
Жаждешь того, чего нет; отвернись - и любимое сгинет.
Тень, которую зришь, - отраженный лишь образ, и только.
В ней - ничего своего; с тобою пришла, пребывает,
Вместе с тобой и уйдет, если только уйти ты способен.
Но ни охота к еде, ни желанье покоя не могут
С места его оторвать: на густой мураве распростершись,
Взором несытым смотреть продолжает на лживый он образ...

[26, с. 92].


Вернуться17
Лакан увязывает "зеркальную стадию" с возрастом от шести до восемнадцати месяцев [28, c. 1-2], [1, c. 36].


Вернуться18
Основываясь на работах Ж. Лакана, М. Мерло-Понти и Г. Валлона, Элизабет Гроз в своей книге дает подробный анализ динамики формирования взгляда со стороны в младенчестве [1, c. 36-39].


Вернуться19
Весьма любопытна роль зеркала в появлении и развитии такого жанра живописи, как автопортрет. Рейнхард Штайнер, например, отводит ему основное место в "инструментализации" процесса поиска личной идентичности, достигшего своего пика в период Возрождения. Намного опередив Лакана, А. Дюрер сопроводил автопортрет 1484 года такими словами: "Сходство достигнуто благодаря зеркалу" [30, c. 7].


Вернуться20
Любопытно, что подобный же механизм был использован и так называемыми "новыми русскими" в начальный период их формирования. Цветовая агрессия "малиновых пиджаков" рассчитана именно на зрительную/зрительскую реакцию. Идентификация в данном случае идет через образ группы, а не через ее функцию.


Serguei A. Oushakine




В начало страницы
Русский Журнал. 15.12.1997. Сергей Ушакин. Видимость мужественности
http://www.russ.ru/journal/media/97-12-15/usakin.htm
Пишите нам: russ@russ.ru