 |
 |
Важность концепции "зеркальной стадии" обусловлена не только ее ролью
в уяснении процесса формирования и образования личности. Существенным является
и то, что, как подчеркивает эта концепция, умозрительная
деятельность личности - то есть процесс ментального и зрительного соотнесения
образов - приобретает первостепенное значение всякий раз, когда "броня"
очередной идентичности дает трещину. Ленинский "план монументальной пропаганды", как и сама концепция "наглядной
агитации", - лишь один из примеров того, как этот фундаментальный психический
механизм зрительной идентификации может быть использован в политических
целях. "Медведь",
в свою очередь, демонстрирует, как тот же самый механизм может служить
делу формирования определенной группы потребителей 20.
Продолжение
Примечания

1 Последними крупными работами Фрейда стали "Civilization and Its
Discontents", опубликованная в 1930 г., и "Moses and Monotheism",
вышедшая в свет в 1939-м, за год до смерти Фрейда.

2 Слово "истерия" происходит от греческого "hystera"
- "матка" - и отражает широко распространенное в то время мнение, что истерия
как заболевание есть результат дисфункции женских гениталий. Платон в "Тимее"
выразил его наиболее полно: "...у женщин та их часть, что именуется маткой,
или утробой, есть не что иное, как поселившийся внутри их зверь, исполненный
детородного вожделения; когда зверь этот в поре, а ему нет случая зачать,
он приходит в бешенство, рыщет по всему телу, стесняет дыхательные пути
и не дает женщине вздохнуть, доводя ее до полнейшей крайности и всевозможных
недугов..." [6, с. 498-499].

3 Под идентичностью здесь и далее будет пониматься набор (символических)
средств самовыражения, с помощью которых индивид определяет свое отношение
к таким социальным категориям, как, например, "пол", "национальность",
"возраст", "класс" и т.д. В рамках данной статьи половая идентичность
будет трактоваться как относительно самостоятельный элемент, аналитически
и практически отличимый от таких сходных, но не совпадающих с ним понятий
и явлений, как биологический пол и/или половые практики.

4 См., например, [8], [9], [10], [11].

5 Для анализа взяты номера "Медведя" за 1996 год.

6
Пьер Бурдье определяет стили жизни как "различные системы
собственности, в которых находят свое выражение различные системы предрасположенностей
(dispositions)" [12, с. 261].

7 Как указывает энциклопедия
Британника, слово "символ" происходит от греческого symbolon,
которое изначально обозначало жетон, составленный из частей, принадлежащих
участникам договора или сделки. Части жетона, составляющие вместе целое,
таким образом удостоверяли подлинность сделки или подтверждали идентичность
владельцев [14].

8 Под смещением Фрейд обычно понимает такую трансформацию содержания
сна, опыта или конкретного события, при котором оно - содержание - приобретает
иной смысловой центр [19, с. 155-157].

9
В своих работах по толкованию сновидений Фрейд описывает прием сгущения,
или метафоризации, как процесс формирования мыслительной или фантазматической
ситуации, объединяющей идеи, детали, события, не имеющие между собой непосредственной,
видимой связи [См., например, 19, с. 153-155].

10 Под метонимией понимается такой риторический прием, при
котором название одного предмета используется для описания другого, при
этом оба предмета находятся в состоянии пространственной (или временной)
взаимосвязи. В современной Югославии, например, "новых богатых" нередко
называют "пейджерами" или "мобильными" (от "мобильный телефон"), что является
типичным использованием приема метонимии. В свою очередь, фраза "красно-коричневые
опять рвутся к власти" демонстрирует принцип действия метафоры -
то есть сравнения по аналогии, сопоставления объектов, чье сходство обусловлено
скорее ассоциациями, чем "реальными" фактами, - "красно-коричневые" в конечном
итоге являются красными и коричневыми не более, чем кто-либо другой (подробнее
об этом говорится, например, в [20, с. 589-591]). В качестве одного из
примеров разработки подобной идеи у Лакана смотри [21]. К уже существующей
схеме Лакан добавил временной компонент, акцентировав внимание на синхронном,
одновременном режиме существования метафоры и диахронном, то есть
последовательном, режиме метонимии. Другими словами, метафора выступает
как явление ("человек - это зверь"), в то время как метонимия - как напоминание,
след явления ("оскал империализма").

11 Подробно об этом стереотипе см. [22, с. 696-737].

12 Среди тех, кому "вещи впору", можно найти представителей самых
разных профессий и социальных групп: от скульпторов до мясников, от безработных
боксеров до продюсеров телекомпаний.

13 Разумеется, в "Медведе" делаются определенные попытки "стабилизировать"
передачу статусного положения. По крайней мере на уровне идеологических
фантазий. Концепция генетически обусловленного элитизма - одна из них.
Приведу пример. Один из авторов "Медведя" пишет: "Если физический тип,
сила, темперамент, здоровье, а также толщина губ, длина носа, ширина лба,
разрез глаз, величина ушей, полнота, рост, плодовитость, долголетие определяются
генами... то наследование морали, духовности, умственных способностей и
интеллекта зависит только от родителей. Обладая природным умом и высоким
уровнем эмоциональности, вы имеете больше шансов на то, что у вас родится
такой же мыслящий и способный ребенок... Невежество, как правило, производит
лишь невежество" ("Медведь", # 14, с. 146).

14 То есть синхронным соотношением представления о себе-каков-я-есть
с представлением о себе-каким-бы-я-мог-быть.

15 То есть диахронным соотношением представления о себе-каким-я-был
с представлением о себе-каким-я-стал.

16 Поэт так описывает характер взаимоотношений между Нарциссом и его
отражением:
Что увидал - не поймет, но к тому, что увидел, пылает;
Юношу снова обман возбуждает и вводит в ошибку.
О легковерный, зачем хватаешь ты призрак бегучий?
Жаждешь того, чего нет; отвернись - и любимое сгинет.
Тень, которую зришь, - отраженный лишь образ, и только.
В ней - ничего своего; с тобою пришла, пребывает,
Вместе с тобой и уйдет, если только уйти ты способен.
Но ни охота к еде, ни желанье покоя не могут
С места его оторвать: на густой мураве распростершись,
Взором несытым смотреть продолжает на лживый он образ...
[26, с. 92].

17 Лакан увязывает "зеркальную стадию" с возрастом от шести до восемнадцати
месяцев [28, c. 1-2], [1, c. 36].

18 Основываясь на работах Ж. Лакана, М. Мерло-Понти и Г. Валлона,
Элизабет Гроз в своей книге дает подробный анализ динамики формирования
взгляда со стороны в младенчестве [1, c. 36-39].

19 Весьма любопытна роль зеркала в появлении и развитии такого жанра
живописи, как автопортрет. Рейнхард Штайнер, например, отводит ему основное
место в "инструментализации" процесса поиска личной идентичности, достигшего
своего пика в период Возрождения. Намного опередив Лакана, А. Дюрер сопроводил
автопортрет 1484 года такими словами: "Сходство достигнуто благодаря зеркалу"
[30, c. 7].

20 Любопытно, что подобный же механизм был использован и так называемыми
"новыми русскими" в начальный период их формирования. Цветовая агрессия
"малиновых пиджаков" рассчитана именно на зрительную/зрительскую реакцию.
Идентификация в данном случае идет через образ группы, а не через
ее функцию.
Serguei A. Oushakine
|