Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
Dos
6.01.1998
Медиа-Политика
Отзывы
Иван Засурский Представляют ли российские СМИ угрозу для общества?
Архивист


О последствиях концентрации и влиянии политизированного капитала


1. Концентрация и влияние политизированного капитала
2. Новая угроза для общества: российские СМИ
3. Что делать?
4. Приложение. Кто имеет российские СМИ?


1. Концентрация и влияние политизированного капитала

По сути, крупных финансистов, владеющих СМИ, и тех, кто еще не успел внедриться на рынок информации, уже сегодня можно отнести к различным весовым категориям. Как показал конфликт вокруг аукциона за АО "Связьинвест", пропагандистская работа собственных СМИ ОНЭКСИМбанка значительно смягчила последствия враждебной информационной кампании, проведенной газетами и телевидением Березовского и Гусинского. Для крупных финансовых структур, работающих на общероссийском уровне, не иметь собственных СМИ в условиях жесткой конкурентной борьбы "без правил" в последнее время становится непозволительной роскошью.


Газеты ОНЭКСИМбанка и телевидение Лужкова

Последний год характеризовался активной экспансией финансовых структур на рынок масс-медиа. Прежде всего следует отметить блицкриг ОНЭКСИМбанка на газетном рынке. В результате нескольких удачных сделок банк получил контроль над двумя важнейшими центральными газетами, "Известиями" и "Комсомольской правдой", а также запустил многообещающий собственный проект "Русский Телеграф". Помимо трех этих изданий банк на сегодняшний день также контролирует экономический еженедельник "Эксперт".

Если посмотреть на последние вылазки банка на рынке печати, то они вполне укладываются в логику концентрации с целью максимального увеличения политического влияния. Благодаря "Известиям" и, в еще большей степени, "Комсомольской правде" банк получил возможность оказывать реальное воздействие на общественное мнение в стране - как на уровне провинциального истеблишмента и интеллигенции ("Известия"), так и в массовой аудитории ("КП"). Однако для комплекта банку, вероятно, не хватало газеты влияния - издания, ориентированного целиком на столичную элиту, деловые и политические круги.

В свое время ОНЭКСИМбанк пытался взять под контроль "Независимую газету" - но она досталась более решительному Борису Березовскому, опиравшемуся во внутриредакционном конфликте на главного редактора. Руководство банка извлекло для себя урок из этой истории двухлетней давности: при захвате СМИ нужно действовать решительно и наверняка, не особенно церемонясь. Помириться с конкурентами можно потом, скандал можно замять, а вот второго шанса заполучить центральное издание уже может не выпасть. Прошедший "школу Березовского" по части крутых разборок за СМИ, ОНЭКСИМбанк легко обыграл своих вялых соперников: ЛУКойл (в борьбе за "Известия") и даже могущественный "Газпром" (за "Комсомольскую правду").

Если до конфликта вокруг "Связьинвеста" у ОНЭКСИМбанка еще могли оставаться какие-то сомнения в отношении необходимости запуска проекта солидной (и потому заведомо дотационной) газеты "Русский Телеграф", то масштаб и последствия этой информационной войны легко могли стать весомым и решающим аргументом в его пользу.

Может быть, на телевидении борьба идет не за политическое влияние, а за деньги рекламодателя? Однако справедливости ради следует заметить, что никакого политического влияния новые телеканалы и не имеют.

Из всей плеяды (СТС, 31 канал, МузТV, REN-TV и ТВ-Центр) только REN-TV, в активе которого программы, "раскрученные" на первом канале, и, ТВ-Центр, образованный на базе бывшего московского канала с его мощной технической базой и легким доступом к московским зрителям, располагают подобным потенциалом. Именно эти каналы и становятся объектом для инвестиций политизированного капитала, в данном случае - фундаментом "лужковской" группы прессы. Фактически оба проекта финансируются за счет бюджетных средств города Москвы, выделяемых в качестве кредитов муниципального банка.

Вообще, из всех новых игроков на рынке СМИ "Банк Москвы" на сегодняшний день, безусловно, является одним из наиболее активных - таким образом, он являет собой великолепный пример нового на информационном рынке, игрока, ставшего мощным очагом концентрации.


"Проектная" лихорадка - 1997.

Вообще столичную журналистскую корпорацию изрядно лихорадило на протяжении всей весны и лета этого года. Причиной тому послужила вереница газетных проектов, возникавших как грибы после дождя. И главным конкурентом ОНЭКСИМбанка в области новых газетных проектов был банк МЕНАТЕП.

Дебютировавший несколько лет назад покупкой 10% акций концерна "Индепендент Медиа", банк достаточно последовательно увеличивал свое присутствие на рынке СМИ. В частности, как только рухнули надежды на рентабельность экономического цветного еженедельника "Капитал", издаваемого вышеупомянутым концерном, банк взял на себя полное финансирование проекта.

Вероятно, активность банка и результаты предварительных переговоров с его руководством сделали Михаила Леонтьева, бывшего заведующего отделом экономики "НГ", затем - заместителя главного редактора "Сегодня" (а ныне - ведущего программы "На самом деле" на канале ТВ-Центр), сторонником запуска нового проекта под патронажем этой структуры - ежедневной деловой газеты "Дело".

Одновременно с этим Андрей Григорьев, бывший заведующий отделом бизнеса в газете "Сегодня", пытался запустить другой проект - газету "Курьер" под патронажем банка "Империал". (Поговаривают, что с конца года он будет выпускать деловой журнал "Компания" под патронажем "Национального резервного банка".)

Наконец, в то же время Владимир Гуревич, заместитель главного редактора "Московских новостей", пытался найти деньги на запуск еженедельника в ежедневном режиме.

Из всех этих проектов в результате выгорел только один - "Русский Телеграф". Любопытно, что во всех проектах предполагалось создание газеты примерно одного типа при участии одних и тех же столичных журналистов, представляющих немногочисленный и крайне капризный постперестроечный бомонд российской печати. Поэтому как только один из проектов стал раскручиваться на полную катушку, реализация других стала значительно менее реальной - нишу респектабельного делового издания и его трудовой коллектив уже застолбил "РТ".


"Русский Телеграф"

Первый, сигнальный номер газеты "РТ" вышел 9 сентября 1997 года. Второй - 18-го. Главным редактором газеты стал выходец из "Коммерсанта" Леонид Злотин. Из "золотых перьев" следует отметить Максима Соколова и Александра Тимофеевского, пришедших также из "Коммерсанта" (первый ведет в газете политику, второй - культуру). Из 12 полос газеты 7-8 отведены деловой информации, подготовкой которой заняты в основном журналисты "Коммерсанта". Остальные полосы готовятся выходцами из газеты "Сегодня" и других московских изданий.

Так же как и первенец Владимира Гусинского газета "Сегодня" (образца 1993 года), "Русский Телеграф" выполняет роль "газеты влияния" и должен конкурировать с газетой "Коммерсантъ-Daily" и отчасти "Независимой газетой".

В успешной реализации этой концепции сомневаться не приходится - ведь газета делается силами той же команды журналистов, что и первые номера газеты "Сегодня", а до этого - первые номера "Независимой газеты". И "НГ", и "Сегодня" начинали с концепции "респектабельной толстой газеты", мечты восьмидесятников-либералов.

Пережившая серию финансовых кризисов, "Независимая газета" так и не отказалась от модели "газеты влияния", что стоило ей потери независимости. Иначе сложилась судьба у газеты "Сегодня". Постоянные убытки заставили Владимира Гусинского пойти на реорганизацию газеты. Был приглашен главный редактор из издательского дома "Коммерсантъ", уволена часть старой команды журналистов. Другие медленно, но верно покидали газету. Из газеты пропал лоск, но ничего не появилось взамен. Уйдя от претензии на качественную аудиторию, "Сегодня" так и не смогла определить своего читателя. Но - не было бы счастья, да несчастье помогло. Кампания Владимира Гусинского против Потанина и правительства после аукциона за "Связьинвест", окончательно погубив репутацию издания, тем не менее способствовала появлению в газете сенсационализма и дешевой пропаганды, которые так к лицу массовому изданию. Таким образом компания "Медиа-Мост" наконец-то выпустила издание, ориентированное на запросы массовой аудитории бульварной прессы.

От того, осознает ли новый главный редактор газеты, выходец из "Известий" Михаил Бергер, всю широту возможностей, открывающихся в результате этого превращения, зависит, появится ли наконец серьезный конкурент у "Московского комсомольца".


Политизированный капитал в СМИ

Дуглас Гомери из Мэрилендского университета выделяет три способа увеличения прибылей корпораций, лежащие в основе процессов концентрации СМИ. Во-первых, это желание использовать преимущества масштаба операций (economy of scale), во-вторых - стремление к вертикальной интеграции, в-третьих - диверсификация капитала 1.

В российских условиях нам следует добавить еще один фактор, а именно - стремление получить контроль над максимальным количеством СМИ для того, чтобы увеличить политическое влияние той или иной финансовой либо политической группировки. На деле сегодня он продолжает оказывать куда большее воздействие на политику крупных финансовых структур, чем экономическая теория даже в самых общих ее положениях.

Впрочем, сегодняшние инвестиции нельзя считать политическими или "политизированными" в том смысле, в котором мы употребляли эти термины ранее, в 1993-1995 годах (за исключением разве что прессы, собранной под эгидой "Банка Москвы", - решение обо всех инвестициях банка является политическим и принимается с одобрения мэра Лужкова).

Отныне финансовые структуры вкладывают деньги в прессу не для того, чтобы оказать поддержку той или иной политической силе, а чтобы отстоять собственные интересы. Разумеется, иногда они пересекаются с интересами политических групп. Но сегодня интересы финансовых структур уже слишком значительны и многообразны для того, чтобы часто сходиться с интересами власти или оппозиции. Иначе говоря, если пресса ОНЭКСИМбанка выступила на стороне правительства после аукциона по "Связьинвесту", это вовсе не означает, что в следующий раз "Комсомольская правда" будет вести себя так же лояльно по отношению к кабинету министров и лично Чубайсу либо Немцову.

Должны ли мы в таком случае изменить термин и далее называть "политизированный капитал" не "финансовым"?

Здесь возможна дискуссия, и я не думаю, что какое-либо решение можно считать безусловно правильным. Источник средств, как правило, - это финансовая структура или корпорация. Но разве ранее мы использовали этот термин для того, чтобы обозначить отраслевое происхождение средств? Не только. Для нас гораздо важнее была цель инвестиций (хотя вполне естественно, что цель диктует источник). А именно - политическое влияние. Разве сегодня центральные СМИ получают инвестиции ради чего-то еще?

Владимир Гусинский строит имидж представителя информационного капитала. Он даже объявил о разделении своих компаний на финансовую группу "Мост" и информационную группу "Медиа-Мост". Ему удалось ввести в заблуждение многих своими проповедями о том, что СМИ интересуют его только как инструмент для получения прибыли. Однако большая часть его инвестиций в СМИ за пределами "Медиа-Мост" прибылей не приносит: ни "Общая газета", ни "Новая газета", ни даже газета "Сегодня", входящая в холдинг.

Наконец, поведение его газеты "Сегодня", "Новой газеты" и радио "Эхо Москвы" в ходе информационной войны после аукциона за "Связьинвест" показало нам, что, во-первых, для получения прибыли Гусинский не брезгует заниматься политикой в доступной ему форме - манипулируя общественным мнением.

Стремление получить прибыль во всем мире является важнейшим политическим принципом, главной причиной политических баталий. Но до тех пор, пока Гусинский стремится получить прибыль не за счет максимального удовлетворения потребностей читателя, а с помощью манипуляций в публичном пространстве, его инвестиции в прессу следует считать политизированными.

Таким образом, политизированный капитал может быть и финансовым, и государственным, и информационным по происхождению (последнее, правда, в меньшей степени). Но пока он нацелен в первую очередь на пропагандистский эффект, а не на получение прибыли, я считаю необходимым употребление определения "политизированный" во избежание путаницы.

Вернуться Вернуться


2. Новая угроза для общества: российские СМИ

Разумеется, уже предвыборная кампания 1996 года показала, насколько пресса манипулируема и легко готова вновь собраться в единый пропагандистский кулак для получения необходимого результата на президентских выборах. Однако президентские выборы были в российской политической жизни явлением особым. Многие СМИ поддерживали президента исключительно добровольно или в обмен на незначительные инвестиции предвыборного штаба. Казалось, временное порабощение СМИ может в результате стать еще одним шагом к их освобождению - выбрав Бориса Ельцина, избиратели окончательно вычеркивали для СМИ возможность возвращения к подчиненному состоянию советского времени, какой бы гипотетической она ни казалась журналистам в 1996-м. И действительно, вслед за предвыборной кампанией мы стали свидетелями возвращения критического подхода СМИ к власти.

Однако в 1997 году в СМИ закрепилась качественно иная тенденция, которую нельзя считать "улучшением", с каким бы периодом постсоветской истории прессы мы бы ее ни сопоставили.

Процессы концентрации привели к формированию нескольких влиятельных группировок в СМИ, в руках которых оказалась большая часть центральной прессы. Окончательное и бесповоротное освобождение прессы от гнета власти не сделало прессу более достоверной или более объективной. Вместо ангажированности советских и перестроечных времен, неформальной политической зависимости начала девяностых СМИ попали в абсолютную зависимость от владельца. Разумеется, даже в "идеальном" варианте такую зависимость нельзя было исключить - но ни один из исследователей, как мне кажется, и не тешил себя утопией полной независимости масс-медиа. Речь можно было скорее вести о приоритетах: интересы владельца или интересы потребителя (зрителя/слушателя/читателя) СМИ.

К сожалению, скандал по поводу "Связьинвеста" показал, что владельцы группировок СМИ оказались готовы к ведению полномасштабной информационной войны всеми доступными им средствами, начиная от подтасовки фактов и их неверной интерпретации вплоть до откровенного мошенничества.

Разумеется, в этом нет ничего нового. Владельцы СМИ всегда стремились использовать свою собственность в политических играх и деловых интригах. Новое в этом - масштаб манипуляций. Все центральные СМИ, за исключением ВГТРК и двух правительственных газет, а также нескольких независимых изданий ("Аргументы и факты", "Коммерсантъ" и "Совершенно секретно"), так или иначе контролируются крупными финансовыми структурами, либо являющимися составной частью политических группировок, либо имеющими собственные интересы "политического" уровня.

Таким образом, пресса превратилась в галерею кривых зеркал, ни в одном из которых вы не увидите полной или хоты бы относительно неискаженной картины окружающего мира. Может быть, в своей совокупности они дают нам более достоверное представление о реалиях сегодняшнего дня? Так считали либералы-восьмидесятники. Но, похоже, они оказались в очередной раз слишком наивными в своих прозрениях относительно прессы и "цивилизованного общества". Сегодня мы знаем наверняка: десять кривых зеркал не заменят одно прямое.

То, что сегодня российская пресса управляема, - это еще полбеды. Проблема в том, что у ангажированных журналистов все меньше шансов ориентироваться в реальном мире - привыкшим к мимикрии восприятия журналистам нелегко преодолеть гравитационные поля интересов собственника их СМИ.

Тем более важно выделять не идеальную, конечно, но нормальную прессу - издательский дом "Коммерсантъ", "Аргументы и факты" - представляющую на российском рынке СМИ очаги концентрации информационного, а не политизированного (финансового либо государственного) капитала.

Сегодня ее роль становится гораздо более существенной, чем просто информирование собственных читателей о происходящем в мире. Фактически именно она становится образцом для других и зачинателем конкуренции за качество информационного обслуживания потребителя, именно она устанавливает стандарты, которые со временем могут в результате борьбы за читателя закрепиться в системе российских СМИ.


Основная проблема: что в центре внимания?

Если манипулирование СМИ и возвращение давно, казалось, забытой техники чтения между строк кажутся нам серьезными дефектами существующей системы прессы, то мы тем более не должны оставлять без внимания проблему не менее важную - главный, быть может, порок нашей прессы.

В чем он состоит, становится понятным, если мы попытается ответить, что находится в центре внимания наших изданий и телевидения, в каком ракурсе подается информация, с каких позиций ее интерпретируют, и затем вспомним наиболее впечатляющие ляпы из истории современной российской журналистики.

Итак, что же находится в центре внимания журналистики при освещении политической и культурной жизни страны?

К сожалению, следует признать, что, не достигнув пока еще качества современной мировой печати, российская пресса в полной мере позаимствовала простейшие приемы и техники современной журналистики - торговлю новостями и внимание к знаменитостям, - отчего акценты российской прессы расставлены столь же удручающе, как в коммерциализированной прессе всего мира.

Журналисты не только не способны, кажется, проникнуть в суть происходящего, но и не намерены делать подобных попыток. Политическая и культурная жизнь становится чередой лишенной какого бы то ни было смысла информации, сводимой к наблюдению за катастрофами и личной жизнью знаменитостей. Причем это касается не только культуры, не только индустрии развлечения, где реальное понимание происходящего и в самом деле доступно немногим, но и политики, где такое отношение журналиста к информации совершенно недопустимо, так как ведет к тотальной нивелировке смысла политического процесса. Борьба политических "звезд" на политическом Олимпе рассматривается как увлекательное шоу, как своего рода тотализатор. Шаблонные интерпретации политической позиции политика и его платформы меняются в зависимости от отношения владельца СМИ к той или иной политической знаменитости.

Там же, где журналисты занимаются интерпретацией информации, у них это редко получается. Чаще всего (а ныне, к сожалению, это происходит даже в качественных столичных СМИ, поделенных финансовыми группировками) анализ сводится к интерпретации того или иного события с позиций определенной финансово-политической группы. Но что любопытно, все чаще интересы этой группы (в качестве интересов "элиты российского предпринимательства" или "отечественного капитала") выдаются за интересы национальные либо государственные.

Для того чтобы понять опасность подобной привычки, следует забыть навеянные романтикой начала девяностых образы российского журналиста. Сегодняшний продажный писака пропишет в центральной газете Жириновского "голосом нации", если тот докажет, что Немцов получал взятку от уголовника и сможет добиться получения солидного гонорара от PR-агентов противника первого вице-премьера.

Подобная практика стала настолько общим местом, что журналисты даже не обращают на это внимания. Уничтожается дискуссия, невозможно открытое обсуждение серьезных проблем, потому что журналистика более не способна ощутить и передать их связь с происходящими событиями. Даже те журналисты, кто пытается твердо и самостоятельно определить свою позицию и независимо интерпретировать информацию, обычно высказывают свою точку зрения только в том случае, когда она совпадает с позицией владельца издания. Они оказываются в ловушке, поскольку в России не существует традиции подлинно независимой журналистики, которая ставит во главу угла интересы гражданина и государства, рассматривая происходящее именно с таких позиций.

Такая журналистика интересуется кремлевскими сплетнями и внутриправительственными склоками лишь постольку, поскольку они отражают противостояние в обществе и определяют судьбу страны. У нас же благодаря усилиям "баронов прессы" воцарился политический сериал властных разборок, на котором владельцы СМИ из года в год продолжают зарабатывать политический капитал, конвертируемый затем в акции приватизируемых предприятий.

Наконец, даже журналисты, пользующиеся относительно хорошей репутацией, не дорожат ею ради неквалифицированного миссионерского бреда вроде призывов к реставрации монархии. Можно было бы понять, если бы эту тупиковую тему раскручивало бульварное издание - но почему к ней так тянет программу "Итоги"?

Речь сейчас даже не о том, что в результате всего этого исчезает доверие к центральной прессе и происходит распад публичного пространства втутри страны - оставим эти заботы представителям отраслевого капитала. Смысл этих упреков следует толковать иначе: даже если газеты покупают и читают, а телевидение смотрят, то это не означает, что все в порядке.

Хотя со времен перестроечных дискуссий все уже подостыли и пафос сошел на нет, хотелось бы ясно обозначить, что мы теряем, фактически лишившись независимой качественной прессы и продолжая мириться с низким качеством освещения общественной жизни: возможность трансформировать массовое общество в демократическое, то есть всякую надежду на стабильность, осмысленный политический процесс, на решение тяжелейших социальных проблем, для которых необходимо пристальное внимание со стороны печати и непредвзятое обсуждение.

Вернуться Вернуться


3. Что делать?

К сожалению, мы не можем отнять у владельцев СМИ их право кормить публику недостоверной информацией и лживыми комментариями. Но то, получит ли читатель "натяжку" или откровенную подтасовку, зависит во многом от журналистов. И здесь возникает, с одной стороны, проблема защиты работников СМИ от владельцев в случае принуждения к неисполнению профессионального долга или распространению лживой либо непроверенной информации, а с другой - проблема журналистской этики вообще. Потому что как бы защищен он ни был, коррумпированный журналист все равно будет использован владельцем СМИ.

Поэтому самое важное - это возрождение престижа журналистской этики среди профессионалов, привлечение повышенного внимания к этой проблеме. Разумеется, следует противостоять любым попыткам сделать журналиста потенциальной жертвой правоохранительных органов, учреждая за прессой какой-либо надзор. Какими бы благородными ни были цели, подобная практика сделала бы журналиста еще менее защищенным, жертвой возможных злоупотреблений.

Одним из наиболее активных участников кампании за восстановление этического кодекса журналиста стал Вячеслав Костиков, писатель, бывший пресс-секретарь президента и посол в Ватикане, а ныне - заместитель Гусинского в холдинге "Медиа-Мост" 2. Российская пресса захлебнулась в оргии свободы, утверждает он, связывая надежды на улучшение ситуации с проявлением подлинных стратегических интересов владельцев СМИ и здравым смыслом редакторов изданий.

Безусловно, владельцы СМИ заинтересованы в пропаганде этических норм журналистики. Однако работодатель Костикова мотивирован не идеями, но интересами. И до той поры, пока манипулирование политикой изданий будет оставаться выгодной в краткосрочном плане, какой бы упорной ни была воспитательная работа среди сотрудников издания, никто не застрахован от появления в газете "Сегодня" специальных компроматных журналистов, скрывавшихся за псевдонимами во время битвы за "Связьинвест". Такова уж природа российского капитала в СМИ.

Думается, если не читатели, то хотя бы сами журналисты (и не только на уровне редактора) должны "знать своих героев" - тех, кто дискредитирут прессу своими публикациями. Журналист должен понимать, насколько он рискует своей репутацией. И эта угроза должна быть реальной. В этом смысле можно только приветствовать появление таких материалов, как статья Максима Соколова в "Русском Телеграфе" "Открытое общество и его друзья", в которой он называет вещи своими именами.

Другим рецептом можно считать эффективное функционирование общественно-правовых СМИ, в первую очередь - телевидения (ОРТ, ВГТРК, "Культура"), разумеется - в режиме общественно-правовых, а не просто "государственных" компаний. Однако ни то ни другое невозможно без серьезного обсуждения в обществе и не менее серьезного давления на политиков.

Вернуться Вернуться


4. Кто имеет российские СМИ?

Политизированный капитал по-прежнему
контролирует наиболее влиятельные российские СМИ:

Борис Березовский (Логоваз, АВВА, Объединенный банк, Сибнефть) ТВ: ОРТ, ТВ-6
газеты: Независимая газета, Новые известия
журналы: Огонек

Владимир Гусинский (группа "Медиа-Мост")
ТВ: НТВ, НТВ+
радио: Эхо Москвы
газеты: Сегодня, Общая газета, Новая газета
журналы: Итоги, 7 дней.

Юрий Лужков ("Банк Москвы")
ТВ: ТВ-Центр, Телеэкспо, REN ТВ, ГТК (кабельное ТВ)
газеты: Московская правда, Вечерняя Москва, Вечерний клуб, Общая газета, Тверская, 13, Центр плюс и другие.

Владимир Потанин (ОНЭКСИМбанк)
газеты: Издательский дом Сегодня-пресс, который издает Русский Телеграф, является крупнейшим акционером Комсомольской правды, а также выходящие в регионах газеты Экспресс и Антенна плюс контролируемая напрямую газета Известия (на паях с ЛУКОЙЛом)
журналы: Эксперт

Государственные СМИ (контролируются исполнительной властью)
ТВ: ВГТРК, Культура, кабельный проект Метеор-ТВ
радио: Радио России, Маяк
газеты: Российская газета, Российские вести
журналы: Российская Федерация, Россия
информ. агентства: ИТАР-ТАСС, РИА-Новости

СБС-Агро
газеты: Сельская жизнь
информ. агентства: Национальная служба новостей и дочерняя
радиостанции: НСН (бывшее Престиж-радио)
ТВ: ОРТ

Газпром - Империал
газеты: Труд, Рабочая трибуна журнал: Профиль
ТВ: 30% НТВ

Компартия России - националистическая оппозиция (Блок НПСР)
газеты: Правда, Советская Россия, Правда России, Завтра и др.
информ. агентства: Агентство патриотической информации


Группы СМИ, способные проводить независимую информационную политику (с высокой степенью независимости или полностью самостоятельные), - представители "информационного" капитала:

Владимир Яковлев, Издательский дом Коммерсантъ (дружествен СБС-Агро)
газеты: Коммерсантъ-Daily
журналы: Коммерсантъ-weekly, Деньги, Домовой, Автопилот, Столица

Аргументы и факты
газеты: Аргументы и факты, Интерфакс-АИФ, АИФ-здоровье, АИФ-любовь, Арт-фонарь, Я - молодой! и др., в том числе сеть региональных приложений

Индепендент Пресс (МЕНАТЕП владеет 10% акций и спонсирует выпуск газеты Капитал)
радио: Русское радио
газеты: Москоу таймс, Капитал
журналы: Плейбой, Космополитен, Гуд хаускипинг, Харперс Базаар

Павел Гусев, Московский комсомолец
газеты: МК, Час Пик, провинциальные выпуски МК
журналы: МК-Бульвар

Совершенно секретно
газета: Совершенно секретно
журнал: Лица



Вернуться1
Другими словами, чем крупнее корпорация, тем значительнее возможности по снижению издержек на единицу продукции. Чем больше стадий производственного цикла контролирует корпорация, тем выше прибыль (книгу, выпущенную издательством компании, можно экранизировать, затем продать видеозапись картины и ее саундтрек, поместив рецензии в печати и проведя рекламную кампанию за бесценок на собственном ТВ). И наконец, чем разнообразней деятельность компании, тем больше у нее возможностей перекрыть убытки или спад деловой активности в одном подразделении за счет других.


Вернуться2
"Самоубийство свободы", Московские новости, # 44, 2-9 ноября 1997 года.




В начало страницы
Русский Журнал. 6.01.1998. Иван Засурский. Представляют ли российские СМИ угрозу для общества?
http://www.russ.ru/journal/media/98-01-06/zasurs.htm
Пишите нам: russ@russ.ru