Русский Журнал
Win Mac
Содержание Unix
Dos
03.02.1998
Медиа-Политика
Отзывы
Сергей Дацюк Виртуальный анализ масс-медиа
Архивист


Аналитика СМИ - четвертая власть

Со времен распада Советского Союза системная организация общества множеством аналитиков характеризуется как система в кризисе или системный кризис. Однако если системный кризис продолжается вот уже более десятилетия, пора поставить вопрос об изменении самого характера системной организации и нашего подхода к ее анализу. Точно так же и саму аналитику должно рассматривать как доминирующее направление средств массовой информации, постепенно приходящее на смену новостному или информативному их содержанию. Масс-медиа не принадлежат государству всецело, как было еще несколько лет назад, а само государство иногда оказывается лишь игрушкой в руках иных субъектов, использующих масс-медиа с только им, субъектам, ведомой целью.

Мы будем отстаивать ту точку зрения, что технологии масс-медиа, аналитические инструменты, средства управления негосударственных структур приобрели такое качество, при котором государство уже не в силах справиться с контролем подлежащей ему реальности. Функцию управления этой реальностью приобретают те, кто может предложить более совершенную коммуникативную структуру в социальной реальности, лучшие и более действенные технологии работы с общественным сознанием.

Аналитик - профессия для постсоветского пространства новая, легально существующая у нас не больше десятилетия. Однако в мире аналитика давно уже превратилась во влиятельную силу, а разные ее наименования оставляют возможность всякий раз не узнавать ее в лицо, называя попеременно то информационной властью в обществе, то публицистикой, то философией, то метафизикой.

Информационная власть принадлежит СМИ не юридически или институционально, а по праву инициативы и игры на опережение, позволяющей порождать новые тенденции, влияя на общественное сознание. Именно в таком виртуальном пространстве, которое создают СМИ, может быть освоена технология создания виртуальных реальностей.

Позиция аналитики в средствах массовой информации есть позиция реализма. Она исходит из того, что общество есть субъект, который действует достаточно сознательно и не нуждается в какой-либо идеологии, каком-либо указании его действительности. Аналитика не создает идеологем, не выдвигает никакого подхода к реальности. Она не придумывает новое, а подмечает его как единство реальности, как саморазворачивание этой реальности и делает его силой в слове, превращая текст в поступок.

С точки зрения государства, позицию разума отстаивают в обществе три власти - законодательная, исполнительная и судебная. С точки зрения гражданского общества, этих властей четыре: четвертую - информационную - и представляет собой аналитика. Недоразумения, связанные с этим, происходят только потому, что информацию пытаются рассматривать как сообщение о событиях в измерении достоверности. Информационная же власть есть не власть событийной информации, но власть информации аналитической, которая является связью различных реальностей, текущим и артикулируемым общественным договором.

Аналитика является реальной силой общества, силой самого единства реальности, сама по себе никакой силой не обладая. Она представляет собой власть, не прибегая к диктату и насилию. Аналитика - философия, растворенная в повседневности.

Информационная власть в обществе есть, вероятно, самая сильная власть, поскольку это не власть аналитиков, а власть аналитики, то есть власть новизны и единства самой реальности.



Аналитика как социальный институт

Тем не менее это победное шествие аналитики как информационной власти артикулированного единства реальности таит в себе огромную опасность - возможность создания искусственной целостности и цельных, искусственных, не поддающихся первичной верификации структур.

Считается само собой разумеющимся, что эксперт-аналитик лишь предлагает аналитическим образом проинтерпретированные решения, конкретные законы, инструкции, нормы и т.д., а выбор остается за теми, кто решения принимает.

Более того, аналитику можно условно разделить на искусственную аналитику средств массовой информации (идеологическую, лоббистскую) и властную (скажем так, теоретическую) - аналитику в процессе принятия реальных политических и экономических решений. В этом смысле нельзя доверять даже публикациям некоторых теоретических концептов под видом аналитики, поскольку они направленно идеологичны. Таким образом, прессе нужны "лапшеметы", власти - конкретные технологии ее (власти) осуществления и удержания.

Именно этот разрыв между аналитикой средств массовой информации и аналитикой в процессе принятия реальных политических и экономических решений создает поле для инсинуаций. Средства массовой информации вполне оформились за последние несколько десятков лет в отдельную реальность со своими средствами верификации (которые самим же масс-медиа и принадлежат), своими способами фальсификации (результативность которых пока минимальна), своими критериями достоверности (которые опять же самими масс-медиа утверждаются, поддерживаются и активно используются).

Поэтому главной движущей силой принятия решений являются неинституциональные инструменты (интриги, сговоры, авторитарные решения). В этом смысле аналитика существует как аналитика интриг, дворцовых кулуарных разборок, скрытого лоббирования.

Именно работающие по найму в реальных коридорах власти аналитики обладают (хотя и на уровне искусства, опыта) умением создавать вовлекающие виртуальные реальности целевого субъект-назначения (ВВРЦСН), которые в средствах массовой информации подаются как достоверная реальность.

Чтобы анализировать построенные при помощи институализированной системной аналитики сложные и многоходовые аферы, необходимы более мощные аналитические концепции, которые позволяли бы анализировать политическую или экономическую реальность при постоянной корреляции с субъективными построениями некоторых симулированных реальностей. Причем такой виртуальный анализ давно (правда, стихийно и неосознанно) используется спецслужбами большинства развитых стран (КГБ и ЦРУ наработали великолепные образчики примеров), крупными финансовыми спекулянтами (типа Сороса), мощными компаниями на международных рынках (стратегия и тактика "Майкрософт"). Однако эти аналитические инструменты чаще преподносились как описания искусства их применявших (книги Сороса), нежели в виде теории.

Таким образом, виртуальный анализ пока в принципе не может быть впитан какими-либо системами или институтами, поскольку этот анализ слабо поддается теоретической интерпретации, переводу в процедуры.



Почему возникает необходимость в переходе от системного анализа к виртуальному?

Нет ничего тайного, что рано или поздно не становилось бы явным. Этот библейский постулат до сих пор вроде как не подвергался сомнению. Однако знакомство с нынешними масс-медиа технологиями манипулирования информацией позволяет сказать и обратное: нет ничего явного, что нельзя было бы сделать тайным.

Если вы не можете скрыть определенную информацию, вам достаточно будет диверсифицировать ее - то есть создать необходимый набор версий, для подтверждения которых использовать или искусственно создать фактические тенденции, и закрепить эти версии в массовом сознании через масс-медиа. Среди набора версий очень легко спрятать действительную (актуальную) версию. А если продумать некоторые ходы наперед, можно даже умышленно создавать изначально спланированные факты и тенденции, в равной степени подтверждающие необходимый набор версий.

Примером одной из самых известных виртуальных реальностей целевого субъект-назначения является убийство Кеннеди. Фильм Оливера Стоуна достаточно хорошо иллюстрирует технологии и способы создания виртуальных реальностей такого рода с использованием относительно демократичных и свободных американских средств массовой информации. Сериал Криса Картера "X-Files", независимо от его фантастического содержания, прекрасно иллюстрирует технологии создания виртуальных реальностей для общественного сознания при посредстве ФБР и ЦРУ. В "Аквариуме" Виктора Суворова хорошо описаны технологии, применявшиеся советской военной разведкой. Известными ВВРЦСН в финансовом секторе являются спекуляции Сороса с британским фунтом стерлингов в сентябре 1992 года и с активами восточноазиатских банков в 1997-м, причем последнее осуществлено через подставных лиц. С тем же размахом действует и "Майкрософт", продвигая новейшую версию программы работы с Internet: эта программа присовокупляется к операционной системе Windows’95 в виде бесплатного приложения.

Все эти известные произведения и события свидетельствуют об одном - технологии и инструменты виртуального анализа давно уже не являются чем-то новым и необычным. Исподволь они не первый день используются в практике спецслужб и в стратегическом поведении на рынке крупных корпораций и фирм, а в последнее время массово применяются в средствах массовой информации. Примерами использования ВВРЦСН здесь могут служить финансовые "пирамиды", раздутые при помощи СМИ, инициированные российскими СМИ в преддверии расширения НАТО ядерные аргументы, или кампания американских СМИ об астероидной угрозе, позиция СМИ во время войны в Персидском заливе, югославского кризиса, войны в Чечне и т.д. В то же время виртуальный анализ никогда не пытались представить ни как отличный от анализа системного, ни как теоретический концепт.

Виртуальный анализ исходит из того, что некоторая "несистемная структура" - виртуальная реальность - выделяется произвольно. В этой виртуальной реальности объективное и субъективное содержания переплетены, являются равноправными и не подлежат распределению. Для построения такой виртуальной реальности важны вовсе не факты или объективное содержание - ее целостность удерживается заданием реальности актуальной, относительно которой она является релевантной и может иметь актуальное соотношение - референцию. Применяемая технология анализа создает не систему понятий и категорий, а модели и ситуации соотношения моделей, где среда анализа и его предмет могут меняться местами (позициями виртуальное - актуальное), применяемые термины не определены жестко и являются подвижными. Сама система категорий выступает в качестве одной из виртуальных реальностей и подлежит анализу как "бывающая ситуация". Подвижное (объект-атрибутивное) содержание актуально-виртуальной модели приобретает эту подвижность за счет смены, дополнения-изменения атрибутов у виртуальных и актуальных объектов, смены релевантной актуальной реальности или типа референции. Теория изучает все этапы, ситуативные модели, релевантные и референтные отношения именно в таком подвижном содержании.

Виртуальный анализ исходит из того, что есть некоторая важная для нас среда: среда обитания нашего дела, нашего бизнеса, нашего рассмотрения, вообще произвольно выбранная и важная лишь для данного случая среда. Она представляет собой произвольную целостность реальных структур, которые могут находиться на разных иерархических уровнях социальной реальности. В этом случае предмет анализа никуда не исчезает, но становится подвижным, множественным, перетекающим в иные предметы, нечетко определенным и т.д., то есть виртуальным предметом.



ВВРЦСН и их назначение

Главной причиной, по которой средства массовой информации оказываются в поле нашего пристального внимания, является то, что вместе с глобальным развитием системы массового информирования произошло изменение представления общества о самой реальности. Реальность (социальная реальность, любая непосредственно недоступная или удаленная содержательная реальность) дана нам не непосредственно, а исключительно через СМИ.

Остановимся более подробно на искусственно созданных виртуальных реальностях. Это такие виртуальные реальности, целью которых является вовлечение в свою смысловую среду некоторых людей, чтобы затем использовать эту вовлеченность через последующее изменение смысла данной виртуальной реальности со стороны ее создателя и получить из такой ситуации выгоды для него.

Вовлекающие виртуальные реальности целевого субъект-назначения предназначены не просто для манипуляции сознанием. Само понятие "манипуляции" достаточно бедно для определения той "условной модели", которую в состоянии создавать средства массовой информации. Речь идет о построении целого комплекса соотношений фактов, лиц, событий, которые представляют определенную реальность, поддерживаемую длительное время и на большом пространстве. Мы говорим о создании смыслового пространства, в которое сознание вовлекается тотально: на уровне атрибутированных объектов и даже микроидеологий. Более того, виртуальная реальность - устойчивая во времени модель, которая работает в массовом масштабе и поддерживается ее авторами (сознательно или неосознанно) тоже довольно продолжительное время.

ВВРЦСН также отличны и от заговора - в смысле их источников, структур верификации и цели. Заговор вынашивают и разрабатывают скрытно, сами участники предпочитают до поры до времени оставаться в тени, в то время как результат заговора - всегда налицо, реальность этого результата в принципе верифицируема, даже если остается тайной. После раскрытия заговора его наличие возможно доказать, его участников обнаружить и т.д. Заговор есть результативное действие, в то время как ВВРЦСН - некая фиксированная структура реальности, рассматриваемая как смысловое пространство. ВВРЦСН трудно верифицируема не потому, что имеет тайный источник, а потому, что ее актуальная структура намного сложнее. Существование такого смыслового пространства как фиксированной целостности некоторых объединенных определенным образом структур реальности трудно доказать даже после того, как раскрыт источник создания этого пространства, обнаружены примененные средства и технологии. И главное, само массовое сознание противится разоблачению ВВРЦСН, так как вовлечено в нее тотально, захвачено психологически и на уровне повседневности.

Разведки всего мира, политики, аферисты всех мастей давно уже используют для создания виртуальных реальностей целевого субъект-назначения ряд правил. Субъект-создатель ВВРЦСН именуется вовлекающим субъектом, субъект-вовлеченный в ВВРЦСН назван вовлеченным субъектом. Вот эти правила:

1) ВВРЦСН для вовлеченного субъекта должна выступать как подлинная или подлинно значимая реальность.

2) Вовлеченный субъект не должен иметь возможности самостоятельной референции ВВРЦСН на предмет ее достоверности с релевантной областью актуальной реальности. ВВРЦСН может быть недостоверной, неискренней, но нельзя допустить, чтобы это обнаружилось. В то же время ВВРЦСН должна быть ясной, грамотной, логичной, эффективной. Неразличение в массовом сознании этих критериев и позволяет обманывать. В таком случае субъект знает о целостности некоей виртуальной реальности, но весьма продолжительное время может не догадываться относительно ее искусственного характера и ее назначения.

3) Полнота объектов ВВРЦСН и полнота атрибутов каждого объекта ВВРЦСН.

4) Управляемость ВВРЦСН со стороны вовлекающего субъекта.

5) Постоянная перепроверка зависимости (доверия) вовлеченного субъекта от ВВРЦСН.

Назначение ВВРЦСН средств массовой информации - создать у определенной части общества устойчивое целостное представление о некоторых событиях, лицах, объектах, фактах, которые можно не в однократном порядке подтвердить на одном уровне референтно, но поддерживать многоуровневое подтверждение целым набором искусственной атрибутивной информации, множеством интенциональных отсылок извне, искусственно созданными релевантными побочными событиями, принудительной референцией к наперед созданным иным объектам и т.д.

Теперь на основе этого мы можем показать и способы виртуального утаивания. Во-первых, подмена релевантности. Это означает, что берущаяся во внимание среда анализа не является релевантной для данной виртуальной реальности. Сюда относятся все способы подмены или частичного замещения релевантности, подстановки другой (нерелевантной) среды анализа для самого анализа. Во-вторых, изменение типа референции: то, что было следствием, преподносится как причина и наоборот. Сюда же можно отнести и вообще запрет на референцию: прямое утаивание. В-третьих, диверсификация: рассредоточение атрибутивного содержания виртуальной реальности по множеству версий. Это самый надежный способ утаивания, с которым труднее всего бороться. Диверсификация работает и на релевантном, и на референтном уровне. На релевантном уровне она уничтожает возможность установления первоначальной целостности, насыщая атрибутивное содержание множеством тупиковых отсылок (к иным средам анализа), и тем самым затрудняет референцию, делая ее многоступенчатой и неочевидной.



Виртуальный анализ средств массовой информации

Повторим, что диверсификация представляет собой рассредоточение виртуальной реальности события по различным версиям. Такое направление деятельности мы назовем созданием ВВРСЦН. Обратное направление, разоблачение, будет состоять из обнаружения в результате диверсификационного анализа и двух этапов деятельности по разоблачению - версификации и верификации. Версификация - это создание картины версий, верификация - установление наиболее реальной версии, не обязательно совпадающей с одной из анализируемых. Итак, рассмотрим три упомянутых этапа - диверсификационный анализ, версификацию и верификацию.

Каким образом можно обнаружить, что мы имеем дело с вовлекающей виртуальной реальностью целевого субъект-назначения?

Диверсификационный анализ, первый этап виртуального анализа, - установление степени искусственной диверсификации. Вполне можно говорить о вычислении индекса версификации. Делаются замеры количества версий некоторого сходного контрольного события вне ВВРЦСН и количества версий в предполагаемой ВВРЦСН.

Анализ замалчиваний, выделение фигур умолчания. Содержательный анализ фигур умолчания позволяет произвести их типологизацию, распознать мотивы устойчивости (кто поддерживает умолчание), а также оценить степень необходимости оглашения фигур умолчания в качестве объектов обсуждения, критики и т.д.

Традиционные методы. Контент-анализ, анализ повторов и инвариантов, подобий и совпадений. Сравнительный анализ - сопоставление версий, их источников, мотивов, которыми руководствовались источники, поиск относительно достоверных источников. Установка связей между разрозненными фактами: что их объединяет (общие атрибуты - условия, время, пространство, объект, субъект и т.п.).

Анализ актуальности. Насколько актуально рассматриваемое событие, не является ли информация о нем искусственно актуализированной.

Анализ степени виртуализации. Интенсивность событий (полнота релевантной концептуальной совокупности объектов) в ВВРЦСН всегда иная, нежели в иных реальностях, соседствующих с ней во времени и пространстве. Совокупность атрибутов объекта ВР всегда иная, нежели в реальности. Более того, изменение интенсивности событий обычно свидетельствует об активном формировании ВВРЦСН (во время возведения финансовой "пирамиды" СМИ обычно производят яростную атаку на массовое сознание).

Анализ релевантности. Производится для отслеживания идентичности среды анализа для некоторой ВВРЦСН, то есть чтобы выяснить, не произведена ли подмена области, относительно которой рассматриваются те или иные явления, события, лица, факты. Следует также определить, является ли релевантность среды анализа непрерывной, или же среда анализа используется искусственно и выборочно; вся ли релевантная среда доступна для анализа (если скрывается, кто за этим стоит); является ли предполагаемая релевантность некоторого события непосредственной, или она с умыслом преподносится опосредованно.

Анализ интенций с точки зрения назначения ВВРЦСН. Производится анализ интенции инициативы (откуда идет влияние и появление новых версий - мотивы), интенции релевантности (к какой среде анализа идет отсылка с точки зрения релевантности - цель), анализ референции (какой тип референции используется и всегда ли он релевантен - доступные средства).

Референт-анализ (анализ реферируемости - метод ложной атаки или провокация). Выясняется, насколько создаваемая ВВРЦСН контролируема, где источник контроля и изменения. Один из способов выявления источника заключается в принуждении к референции, провоцировании субъектов, создавших ВР, на реагирование - и наблюдении за тем, откуда пойдет управление изменениями. Определяются области, которые при этом остаются вне контроля (слабые места). Тем самым вычисляется вектор контроля безотносительно к тому, имеет ли данный субъект сознательное представление о своей деятельности по контролю. Вектор контроля позволяет определить тип субъекта и заблокировать доступ контроля независимо от идентификации самой личности субъекта (которая, кстати, и не всегда известна). После блокирования доступа можно использовать (как правило, так и делают) постепенную ревиртуализацию до полного растворения ВВРЦСН в актуальном шуме. Впрочем, постепенную ревиртуализацию применяют лишь в зависимости от конкретной задачи. Необходимость разоблачения как жанр, напротив, требует очевидности обличения ВВРЦСН.

После установления факта, что мы имеем дело с ВВРЦСН, необходимо установить всю картину версий, включенную в такого рода виртуальную реальность.

Версификация - второй этап виртуального анализа, включающий в себя целевой сбор материала по направлению некоторой ВВРЦСН для создания картины версий. Здесь важны любые, даже удаленные объекты, события, лица, факты, которые имеют хотя бы один общий атрибут (сходное атрибутивное содержание). Принцип Эдгара По ("Убийство на улице Морг") содержит условный вопрос, обладающий эвристической ценностью, - что необычного вообще мы замечаем во всем этом. Необычное очень часто - ключ ко всей картине версий.

Следующий этап - синтез объектно-атрибутивных моделей сценария умысла. Модели не совпадают с версиями. Модели включают установленные достоверные фрагменты, которые уже позволяют провести предварительную частичную диверсификацию. Проверка моделей на векторный характер - поиск общего направления тенденций различных версий.

Вычленение общей направленности ВВРЦСН, то есть вектора инсинуаций (свидетельствующего о назначении ВВРЦСН). Контринсинуация и состоит в учитывании вектора для верификации объектно-атрибутивных моделей сценария умысла.

Верификация - третий этап виртуального анализа. Верификация позволяет установить достоверное происхождение, достоверное назначение и, в конце концов, достоверное содержание актуального события (объекта, лица, факта). При сравнительном анализе версий используются такие технологии:

Анализ целостности. Вырисовывается ли целостная картина и насколько искусственны причины, препятствующие установлению ее целостности. Все ли атрибуты на месте. (Концепция разбитой пепельницы Юлиана Семенова. Проблема: достаточно ли кусков пепельницы, чтобы, сложив их, понять, что это пепельница.)

Анализ связей и пространственно-временных зависимостей. Анализ условий и зависимостей (следствие не может возникать раньше условий). Анализ пространственных и временных соответствий (фильм "Ночной мотоциклист"). Анализ индивидуальных биографий объектов (в фильме "Ошибка Тони Вендиса" при отслеживании индивидуальной биографии ключа все преступление раскрывается по схеме ВВРЦСН).

Анализ ассоциативный. Анализ других событий или объектов, имеющих те же атрибуты, что и данный (этот прием часто используется в рассказах о Шерлоке Холмсе).

Анализ интенционального этапного сходства релевантных тенденций (пример финансовых эскапад Сороса на основе предыдущего опыта, где можно было выделить сходные этапы и соответственно прогнозировать следующие).

Анализ инкорпораций. Анализ попыток представить нечто реально происшедшее в одной выгодной кому-то интерпретации, имеющей векторную направленность (знаменитый случай оправдания Штирлица, чьи отпечатки пальцев остались на рации). То есть выяснение, кто берет себе на службу происшедшее под влиянием ВВРЦСН в действительности.

Анализ мотивов возможных субъектов, подозреваемых в формировании ВВРЦСН, - традиционный анализ, который можно обозначить словами "ищите мотив, и вы найдете источник ВВРЦСН".

Анализ на противоречия. Поиск и анализ противоречий, слабых мест ВР, жестких связей с реальностью, которые не могут быть инсинуируемыми.

Экспертный анализ. Поиск экспертов из среды возможных субъектов-создателей ВВРЦСН или побывавших в этой роли. Широко используется разведками всего мира, так как требует не работы ума, но лишь денег для того, чтобы добыть информацию из первых рук.



Ну и что из этого?

Первейшим направлением работы виртуального анализа является противостояние власти, которая во всех своих обличьях искажает реальность и в этом столетии уже начала массово применять технологии манипуляции не только самим сознанием, но и целыми областями реальности. Средства массовой информации, безусловно, следует воспринимать в контексте возможных ВВРЦСН, которые должны отслеживаться. Как минимум, службами безопасности всех стран.

Грандиозность работы по выявлению ВВРЦСН должна быть равной грандиозности работы по ее созданию. Исходя из этого, великолепно спланированные ВВРЦСН, даже когда они обнаруживаются, редко преодолеваются, редко доходят до "ревиртуализации" - с доказанными суду виной, умыслом, преступлением. Люди попадаются на менее замысловатых проступках, и здесь заложен очевидный способ борьбы с ВВРЦСН - искать те просчеты, где референция одноуровневая и легко верифицируема. Этот способ часто используется против мафиозных афер - для пресечения деятельности мафии достаточно доказать одно бесспорное преступление. На первый взгляд ограниченность данного пути очевидна, так как он не вскрывает все социальные связи мафии, но, с другой стороны, такой социально щадящий подход позволяет менее крупным преступникам, связанным с мафией, отойти от масштабной антисоциальной деятельности. Впрочем, вы наверняка понимаете всю степень моей иронии.




В начало страницы
Русский Журнал. 03.02.1998. Сергей Дацюк. Виртуальный анализ масс-медиа.
http://www.russ.ru/journal/media/98-02-03/datsuk.htm
Пишите нам: russ@russ.ru