Russian Journal winkoimacdos
13.03.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Медиа-политика архивпоискотзыв

Основная тенденция информационной недели: вовлечение большинства тем СМИ в контекст президентских выборов 2000 года

Основной тенденцией текущей информационной недели стала трансформация темы подготовки к избирательной кампании из искусственно поддерживаемой СМИ в тему, определяющую контекст информационного поля. Стереотипы о начинающейся избирательной кампании стали определять рассмотрение в СМИ других тем, в том числе и неполитического характера. Соответственно, возросла политизация всего информационного поля СМИ в целом.

Так, практически любые действия центральных властей - встречи Президента со старейшинами и с членами Правительства, первое выступление В.С.Черномырдина в программе РТР "Подробности", участие В.С.Черномырдина в работе комиссии "Гор - Черномырдин", административная реформа - продолжали рассматриваться в контексте усиления (ослабления) основных фигур. Однако это "усиление - ослабление" теперь описывается СМИ не просто как факт присутствия постоянных "подковерных интриг" во власти, но уже с точки зрения их возможного участия (неучастия) в выборах-2000 ("МК", 10.03; НТВ "Сегодня в полночь", 10.03, 12.03; "РуТ", "НГ", "Известия", "Ъ-Власть", "Профиль", 11.03).

Тема региональных выборов - выборы губернатора Красноярского края - описывается почти исключительно в контексте "первого тура президентских выборов 2000 г." и шансов А.Лебедя в случае успеха в Красноярске пополнить список основных претендентов на президентский пост ("МН", 10.03; "Сегодня", 11.03; "Эксперт", 11.03).

Темы потенциально неполитического характера - ситуация в СМИ (ВГТРК, ОРТ, "Литературная газета"), ситуация в "Росвооружении", проект общероссийского технического информационного канала (ОТИК), выдвижение кандидатуры А.Чубайса в Совет директоров РАО "ЕЭС" - излагаются в контексте формирования "инстру-ментария" для "президентской гонки" ("Эксперт", 09.03; "Ъ-Власть", "Сегодня", 10.03; "Лит. газета", "Ъ-D", 11.03).

Наконец, дискуссия о путях развития России переводится в плоскость поиска идеологической платформы для кандидатов в Президенты ("НГ", "Ъ-D", 11.03).

Другие важные темы недели: визит А.Масхадова в Лондон, российско-украинские и российско-латвийские отношения, СНГ, несмотря на активное освещение, не стали важнейшими и оказались оттеснены на смысловую периферию информационного поля.

Важно отметить, что качественная трансформация темы подготовки к президентским выборам происходит на фоне усиления социально-негативного контекста - имеет место постоянная интенсификация обсуждения СМИ тем наркомании ("раскрутка" которой стала официальной публичной акцией руководства НТВ, "Мост-медиа" и "Газпром-медиа"); несправедливости и насилия в отношении обездоленных стариков и брошенных детей; подростковой преступности ("Эксперт", 09.03; "Ъ-D", 10.03, 12.03; "РГ", 11.03; "Ъ-Власть", "СР", "Правда", "КП", 12.03).

Таким образом, на прошедшей неделе под воздействием усиления и актуализации темы подготовки к избирательной кампании 2000 года сформировались тенденции:
- превращения Президента в одного из участников предвыборной гонки;
- восприятия действий власти как "подготовки к избирательной кампании".


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru