Russian Journal winkoimacdos
23.03.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Медиа-политика архивпоискотзыв

Основная тенденция информационной недели: старт президентской кампании основных игроков

Информационное поле недели оказалось сформировано стартом избирательной кампании трех ее основных участников: Ю.Лужкова, Г.Явлинского и Б.Немцова. Мероприятия, проведенные ими, окончательно определили старт избирательной кампании в качестве рамки информационно-политического поля. Тематика выборов стала ключевой, включив в себя либо отодвинув на периферию другие темы, в том числе такие важные и событийно содержательные, как отношения России и стран СНГ, внешнеполитические проблемы, отчасти экономику. В то же время развитие темы старта кампании начинает сказываться на политической реальности. Так, одновременно с сообщением о поездке Ю.Лужкова в Кузбасс Тулеев объявляет о возможности перерастания разрозненных народных выступлений в общенациональную акцию протеста 9 апреля.

Интерпретационный ряд недели был задан:

- председательством Ю.М.Лужкова на форуме "Век отечественной социал-демократии", которое стало информационным поводом для формирования нового стереотипа "Лужков - естественный центр кристаллизации всех левых сил страны" (ТВ-6 "Обозреватель", 15.03, "ВМ", "МК", 16.03, "НГ", 17.03), и объявленной поездкой Лужкова в Кемерово на переговоры с Тулеевым, что усиливает интерпретации ускоренного формирования "союза левых сил";

- заявлением Г.А.Явлинского на съезде "Яблока" о борьбе за президентство на фоне трактовки Явлинского как "прямого наследника демократических движений начала 90-х гг.", своего рода центра кристаллизации демократических движений (ТВ-6 "Обозреватель", 15.03, "Новая газета", 16.03);

- акцией Б.Е.Немцова - "круглый стол" "Будущее России - олигархия или демократия?" - которая была также расценена СМИ как старт предвыборной кампании Б.Е.Немцова (НТВ "Сегодня", РТР "Вести", 18.03, "Известия", 19.03).

В контексте старта кампании рассматривается и инициатива Заверюхи по созданию объединения аграрных партий.

На развитие образа "старта кампании" продолжали активно работать темы:

- "выборов в Красноярске", что явно переносит фигуру А.Лебедя в контекст содержательного политико-экономического противостояния основных игроков,

- политической роли В.С.Черномырдина как кандидата в Президенты-2000.

Фоном для развития "предвыборной" темы стала на этой неделе тема здоровья Президента, настойчиво подаваемая СМИ в контексте "ослабления Президента" ("МК", "НГ", 17.03), "утраты" им контроля за ситуацией в стране и шансов для переизбрания на третий срок (НТВ "Сегодня в полночь", "НГ", 17.03, "МП", "Труд", "Известия", "РТ", "МК", 18.03). Реально тема здоровья Президента начала перетекать в тему "вакуума власти", который естественным образом заполняется действиями кандидатов на президентский пост.

Дополнительным элементом концентрации внимания СМИ на актуальных проблемах уже стартовавшей предвыборной кампании стало настойчивое и постоянное муссирование "политико-экономических связок", сводящееся к перенесению большей части политических событий и процессов в контекст союзов и противостояний различных банковских структур и политических фигур (Б.Березовский, В.Потанин, А.Чубайс, Б.Немцов, ОНЭКСИМ, ЮКСИ, "Газпром" и др.).

Такая тенденция развития информационного поля наложилась на специфический негативный контекст, формирующийся вокруг Екатеринбурга. Увязывание СМИ тем "злоупотреблений Э.Росселя" (НТВ "Итоги", 15.03), "инфекционной катастрофы" 1979 г. ("МК", 19.03) и недовольства жителей Екатеринбурга размахом подготовки к встрече саммита ("КП", 19.03) закладывает основу для попадания темы саммита в этот контекст и, как следствие, для значительного снижения эффекта президентского ньюсмейкинга.

В результате продолжается дальнейшее усиление мощности темы "выборов-2000", оказывающей блокирующее воздействие на любой ньюсмейкинг власти и "переворачивающей" освещение любых смежных тем под действием предвыборных стереотипов.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru