Russian Journal winkoimacdos
2.04.1998
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Медиа-политика архивпоискотзыв

"Русский проект": конструирование национальной истории и идентичности

Андрей Дерябин

andred@psy.nsu.ru

Население время от времени должно видеть себя на экране. Это кажется неоспоримым, и не столько по националистическим причинам, сколько в связи с вопросами идентичноcти.
Andre Guerin (President of Quebec's Regie du cinema et de la video), 1985. 1

Будучи далекими от простого укоренения в прошлом, которое само по себе еще нуждается в "открытии", идентичности - это имена, которые мы даем разным способам, которые позиционируют нас и которыми мы позиционируем сами себя в нарративах прошлого.
Stuart Hall (1990)

"Русский проект" в формате RealVideo

Введение

С распадом СССР, когда начался процесс формирования России с новыми государственными границами и когда коллапс "новой исторической общности - советских людей" стал очевиден даже для прокоммунистически ориентированных активистов, перед Россией вновь встала проблема поиска национальной идентичности. Помимо никогда не прекращавшихся дискуссий об исторической роли России и уникальности "русского пути", в 1995-1996 гг. политики и интеллектуалы артикулировали необходимость построения "русской идеи" как новой идеологии, которая бы (Соловей, Соловей, 1996): интегрировала общество на основе сознательно сформулированных целей и общепринятых ценностей; предложила ясный и позитивный образ будущего, к которому движется общество; легитимировала действия власти, обосновывая ее право управлять обществом и реализовывать ту или иную стратегию национального развития 2.

Эту потребность в явной форме выразил в своем выступлении в августе 1996 г. президент, дав толчок росту числа публикаций, посвященных проблемам идеологии вообще и поиску общенациональной идеи в частности. По наблюдениям экспертов (Россия в поисках идеи, 1997), только в центральной прессе количество более или менее развернутых обращений к этой теме к весне 1997 г. уже перевалило за тысячу. Была также организована специальная группа аналитиков, занимающаяся мониторингом публикаций на эту тему.

Критики "технологического" подхода к разработке новой национальной идеологии справедливо утверждают, что хотя задача ее искусственного конструирования в принципе достижима, сконструированная таким образом доктрина будет неизбежно эрзац-идеологией, если только она не будет опираться на обыденные представления людей, укорененные в российском обществе и не встречающие массового отторжения с его стороны.

В этом отношении успешной попыткой практического конструирования национальной идеи и национальной идентичности следует, на мой взгляд, считать "Русский проект" (далее - "РП") - серию роликов ОРТ, выпущенную на первый национальный канал в 1995-1996 гг., еще до известного выступления президента. Как это часто бывает, артистической форме удалось ухватить и реализовать в культурном продукте те смыслы, которые по кирпичикам до сих пор пытаются собрать в нечто целое политические аналитики. В противоположность "РП" примером неудачно сфабрикованного идеологического продукта являются, с моей точки зрения, ролики Фонда финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя.

В предлагаемой работе я остановлюсь на одном принципиальном аспекте того, как "РП" реализовал задачу конструирования национальной идентичности, а именно на том, как он реинтерпретировал прошлое России, не обращаясь порой к эксплицитно историческим событиям. Сразу оговорюсь, что этот аспект национальной идентичности очевиден не только для специалиста:

Мы, однако, будем рассматривать и историю, и идентичность не как ждущие, чтобы их вспомнили, но как конструкции, заново (вос-)создаваемые обществом всякий раз, когда в этом назревает потребность.

Чувство нации имеет как пространственное, так и временное измерение. Нация представляется нам как протяженное во времени сообщество со своим прошлым, настоящим и будущим (Anderson, 1983). Разумеется, национальная история - это не просто банальное календарное прошлое, но нарратив, который разворачивается вокруг определенных событий и персонажей. Выбор этих событий не случаен и подчинен потребности нации в осмыслении ее актуального, текущего положения. Подобно нарративу личной истории (Gergen & Gergen, 1984), национальная история - повествование, опирающееся на события в прошлом, важные для понимания себя в настоящем и позволяющие конструировать возможное будущее. Очевидно, что выполняя эту функцию, коллективное запоминание - это в то же время коллективное забывание того, что "неудобно" помнить, что нарушает логику и целостность нарратива.

Ниже мы покажем: 1) как медиа избирательно подходят к отбору исторических событий, формирующих версии национальной истории; 2) как медиа используют идею преемственности поколений, чтобы подчеркнуть логичность, непротиворечивость, линейность национальной истории и, как следствие, общность нации, не разделенной на "старых" и "новых" русских.

Тема преемственности поколений

Первым роликом "РП", затронувшим эту тему (и, если мне не изменяет память, первым роликом "РП", вообще вышедшим в эфир), был "Это мой город".

"Это мой город" (О.Ефремов) Зритель видит старые кирпичные дома, старинную мостовую, старый   троллейбус. Его водитель - старик - объявляя остановку, произносит название старинной московской улицы. Кадры старой Москвы - тихого, спокойного, чистого, любимого города - дополненные атмосферой раннего утра, спокойствия и свежести, образом юной девушки складываются в репрезентацию Москвы (метоним России) как города, который никогда не стареет (или постоянно обновляется).

Миф о воссоединении двух поколений содержится в ключевой метафоре клипа, когда девушка цепляется за троллейбус и тот везет ее к университету. Это символическое действие: настоящее и будущее приводятся в движение двигателем прошлого. Они - точки на единой линии истории или, говоря языком этого клипа, - соседние остановки одного и того же маршрута (кадр 3).

Помимо этого, идея преемственности "старой" и "новой" России реализована в чередовании крупных планов старика и девушки и при помощи такого нюанса, как приветствия персонажей, которые очевидно симпатичны друг другу и давно знают друг друга, причем настолько, что могут общаться без слов. Это логично: если мы рассмотрим процесс означения в обратном направлении, "сверху-вниз", то старик и девочка - два означаемых одной и той же страны. В этом смысле они тождественны друг другу, и их общение - это аутокоммуникация, не требующая формальных ритуалов.

"Это мой город" (финал) Технически эта тождественность реализуется в финальном кадре, в который девушка на своих коньках как бы влетает, отцепившись от троллейбуса. Этот кадр интегрирует знаки прошлого, настоящего и будущего в единое целое.

Особую роль в "РП" играет кастинг. То, что в клипах "РП" заняты звезды, не только делает его популярным и качественным продуктом. Каждый персонаж означает поколение и исторический период: с одной стороны, когорта "шестидесятников" - Ефремов, Гердт, Михалков и Табаков (старшие), Дуров. С другой - Машков, Шевчук и Пугачева - "наша эра", как выразился Л. Парфенов. Наиболее очевидна эта функция кастинга "РП" в ролике "Это первый" ("Космонавты I"), в котором единство прошлого и настоящего символически восстанавливается персонажами (и актерами) разных поколений, но которые находятся на борту одной космической станции. Партнером Н. Михалкова здесь выступает В. Машков, примерно за год до этого сыгравший "нового русского" в "Лимите" того же Д.Евстигнеева.

"Это Первый!" (Н.Михалков, В.Машков) Помимо идеи единства поколений, этот ролик актуализирует миф научной и технологической мощи России. В 1995-1996 гг. - больше, чем за год до катастрофы при запуске российского исследовательского аппарата на Марс и начала длинной серии отказов на выработавшей свой ресурс станции "Мир", - космическая тема была хорошим материалом для поддержания этого мифа: "Ну уж в космосе-то мы первые!" Это "мы" и подкрепляет этот клип - ребята, "наши парни" дурачатся на орбите в окружении высокотехнологичных игрушек. Клип раздвигает границы России до планетарных масштабов: внизу проплывают моря и континенты, а за кадром мы слышим названия старинных русских городов. Россия - великая держава с древней историей и мощным потенциалом на будущее.

"РП" успешно конструирует отношения между прошлым и будущим, не обращаясь чаще всего в явной форме к каким-то историческим событиям. Единственные клипы, действие которых переносится в прошлое, - это "Прощание славянки" и "Мы вас любим" с Зиновием Гердтом.

"Социальная амнезия" и битва за "популярную память"

"Мы вас любим" (З.Гердт) Судя по театральной кукле, Гердт играет в этом ролике самого себя. Трудно, наверное, выбрать другого актера, который одним своим молчаливым присутствием нес послание о доброте, мудрости, вере, любви и человечности. Гердт персонифицирует все эти ценности, а ролик "РП" подчеркивает, что он сохранил их на протяжении полувека бурной российской истории. Меняется цифра на календаре, ценности остаются незыблемыми. Нас, однако, больше интересует, какие именно точки в истории выбраны авторами "РП" для построения нарратива. Это - победа 1945 г. и хрущевская оттепель 60-х, очевидно позитивные моменты в российской истории. Напомним, что именно "поиск позитива" был задачей, которую поставили перед собой авторы "РП":

Действительно, "РП" - оригинальная и очень удачная попытка связать настоящее с прошлым и переформулировать шероховатую российскую историю последних 50 лет в позитивных терминах (рефрейминг, сказал бы психотерапевт). "РП" одновременно отменяет и советский дискурс "героического" прошлого, и "оруэлловский" постперестроечный дискурс. Однако как бы ни был позитивен и ненавязчив "РП", предлагая свою версию национальной истории, его эффект (как и у любой другой версии) - частичная "социальная амнезия" (Burke, 1989), вытеснение из социальной памяти того, что неудобно помнить.

Конкуренция этих и других дискурсов очень похожа на ту, о которой пишет Фуко (Foucault, 1975, p.28):

В "РП" исключенным из популярной памяти оказывается "негатив" - период стагнации, Отечественная война как таковая и все, что происходило в Стране Советов до ее начала; остается Победа и хрущевская оттепель. Даже клип, действие которого захватывает войну, - "Прощание славянки" со слоганом "Мы помним!" - история не о войне, а о любви. Эта избирательность, как уже было сказано выше, продиктована текущей общественной необходимостью в репрезентации нации, которая выполняет ориентировочную, легитимирующую и интегративную функции. Суть этой необходимости коротко выражена в заглавии одного из роликов "РП" - "Время собирать камни" (оставим в стороне игру слов в этом ролике. Если помните, помимо библейского смысла, речь там идет о камнях в почках пациентов урологического отделения).

Стюарт Холл (Hall, 1990) пишет, что культурную идентичность следует искать в диалогических отношениях между непрерывностью истории и ее постоянными изломами. В то время как прерывистость истории и противоречивость идентичности - неизбежные спутники постоянных общественных трансформаций, взгляд на историю как на прямую непрерывную линию дает людям чувство идентичности и принадлежности к своей культуре.

В этом смысле "РП" восстанавливает непрерывность истории и, безусловно, работает "на" поддержание национальной идентичности зрителя. Маскируя противоречия прошлого, "РП", используя миф о преемственности поколений, реконструирует однородную, интегрированную идентичность русских, не разделяя их на "новых" и "старых".

Пластиковый миф обновленной России

Недавно эта идея наследования была явным образом манифестирована в серии видеороликов Фонда финансовой поддержки воссоздания храма Христа Спасителя, задуманного, по словам мэра столицы Ю.Лужкова, "как объединяющий символ духовного возрождения нации, как свидетельство окончательного преодоления печального периода исторического беспамятства".

Один из этих роликов изображает группу экскурсантов, стоящих у подножия строящегося храма Христа Спасителя. Крупным планом показываются золоченые купола в окружении башенных кранов и строительных лесов. Из подъехавшего автобуса выходят иностранные, франкоговорящие туристы, один из которых - мужчина 45-50 лет, с сединой на висках, в голубых джинсах и коричневой кожаной куртке - отделяется от толпы и подходит к группе русских туристов как раз в тот момент, когда гид произносит стандартную фразу о том, что этот храм - символ духовного возрождения "новой" России. Здесь камера показывает крупным планом лицо мужчины; по его щеке катится слеза и он говорит в камеру: "Не делите Россию на "старую" и "новую" - Россия одна. И она жива, пока жив храм". Герой - очевидно, эмигрировавший интеллигент - переживает мгновение воссоединения со своими культурными и историческими корнями.

Этот ролик, безусловно, проигрывает "РП". Его явная манипулятивная направленность оставляет зрителю возможность активно сопротивляться откровенно пропагандистским элементам, начиная с казенных формулировок экскурсовода на заднем плане и заканчивая обращением героя с проникновенным воззванием к россиянам, от которого просто некуда деться, - полная противоположность "Русскому проекту".

Принимая во внимание историю храма 6 и сопоставляя ее с сюжетом другого ролика, в котором на вопрос мальчика: "Где находится сердце России?" - бородатый дедушка отвечает: "Сердце России должно быть в храме", уместно говорить о храме Христа Спасителя не как о символическом сердце державы, но как о ее пластиковом кардиопротезе. Успех ролика, использующего в качестве основного означающего суррогатную святыню, изначально представляется весьма сомнительным. Это как раз тот случай, когда результатом пропаганды является эрзац-идеология, которая не "срабатывает", потому что не опирается на неоспоримость коллективных представлений (Соловей, Соловей, 1996). РП на уровне манифестного содержания как раз обращается к неоспоримым культурным ценностям (вера, надежда, любовь, верность, человечность), послание же о преемственности поколений и его идеологическое содержание диффузно, оно закодировано более тонко и "обходит" возможное сопротивление аудитории.

Заключение

"РП" и его последователи в деле мягкой, или "социологической" (Ellul, 1973), пропаганды - не единственные продукты на сегодняшнем российском телевидении, так или иначе выстраивающие новые интерпретации прошлого и создающие, таким образом, ресурсы для конструирования национальной идентичности русских.

В 1998 г. ОРТ и другие телекомпании запустили целый ряд передач о российской истории: "Тайны забытых побед" - о засекреченных изобретениях и научно-технических проектах; "Намедни: 1961-1991, наша эра" - иронический скетч на тему популярной культуры и новостей того времени; "Как это было" - ток-шоу, спродюсированное в виде процесса по реабилитации людей, пострадавших от советской политической и судебной системы 7.

"РП" начинался как личная инициатива генерального продюсера ОРТ Константина Эрнста и режиссера Дениса Евстигнеева и задумывался как имиджевая реклама телекомпании. По словам Евстигнеева, за "РП" не стояло никакого федерального заказа:

Сформировался этот заказ сегодня в явной форме или нет, 1998 и последующие годы обещают быть богатыми на пропаганду, конструирующую национальные идентичности российской аудитории, "ненавязчиво" натурализующие категории "нация", "Россия", "русский", делающие их незаметными, обыденными элементами здравого смысла - того, что М. Биллиг (Billig, 1996) назвал "банальным национализмом".


Примечания


Вернуться1
Collins, R. (1990). Culture, Communication, and National Identity: the Case of Canadian Television. Toronto: University of Toronto Press.


Вернуться2
См.: Соловей Т., Соловей В. Нуждается ли Россия в идеологии? Нехватка исторического времени предписывает нам верить // Независимая газета, 19.09.96.


Вернуться3
Зубов А. Из подборки "Идея на "Свободе" // Российская газета, 26.10.96.


Вернуться4
Канавщиков А. О чем шумим, братья? // Российская газета, 17.09.96


Вернуться5
ОРТ. Каталог собственных программ


Вернуться6
Искусственность и очевидная сфабрикованность характерна для всей кампании по восстановлению храма Христа Спасителя. С самого начала своего существования это сооружение было не просто местом отправления религиозных обрядов, но связывало Православную Церковь и Российское государство в единый смысловой конгломерат, чем обусловлено множество превратностей в его истории. Напомним: в 1812 г. император Александр I приказал возвести этот храм в ознаменование победы России в войне с Францией. Строительство началось в 1839 г. на месте специально взорванного, чтобы расчистить место, Алексеевского монастыря. В свою очередь храм Христа Спасителя был взорван в 1931 г. большевиками, чтобы уступить место Дворцу Советов, который никогда не был построен. В 1957-1959 гг. на оставшемся фундаменте дворца был сооружен открытый бассейн. В 1994 г. правительство Москвы издало постановление о восстановлении храма Христа Спасителя. Продолжающаяся сегодня пропагандистская кампания выстраивает миф о России как о клерикальном самодержавном государстве с имперскими амбициями - по сути дела, та же самая идея, которую храм был призван символизировать еще в своей первой "версии" почти два века назад.

Ирония ситуации заключается в том, что даже оригинальный храм Христа Спасителя, по оценкам независимых экспертов, занимал более чем скромное место как в иерархии православных святынь, так и среди памятников архитектуры. Что же говорить о теперешней "инкарнации" храма, чья начинка - инженерные конструкции, отделочный материал (среди которого большую часть занимает "декоративит" - пластик) - не имеют ничего общего с оригиналом? На этом основании существуют большие сомнения относительно того, что ЮНЕСКО удовлетворит притязания мэра Москвы о включении храма Христа Спасителя в список всемирного наследия (Орлова М. Храм Христа Спасителя признают всемирным наследием, если только ЮНЕСКО изменит своим принципам // Коммерсантъ-daily, 30.09.97).


Вернуться7
История - это всегда рассказ победителя, празднующего свой триумф: "кем бы он ни был, он всегда участвует в триумфальной процессии, ступая по телам поверженных им врагов" (Benjamin, 1970, p. 258).


Вернуться8
Евстигнеев Д. "Мне очень близка идея ненавязчивой доброты": Интервью газете "Комсомольская правда", 25.10.96.


Литература

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru