Основная тенденция информационной недели: сценарии развития событий после повторного голосования в Думе
Четвертая неделя правительственного кризиса охарактеризовалась его эскалацией. Обострение связано с пороговым значением второго голосования по кандидатуре главы правительства: тот или иной исход теперь означает не просто еще одну оттяжку его завершения, а рост его неуправляемости, с вероятностью перерастания в общефедеральный и даже конституционный кризис.
Утверждение Кириенко немедленно снизило бы остроту ситуации, с возвращением инициативы к президенту.
Однако пропагандистские ставки кризиса (тема избирательной кампании 1999 - 2000 гг., расширение списка заявивших себя кандидатов в будущие президенты и др.) превращают его участников в необходимых для власти партнеров, с возможностью для себя получить ключевую роль при развязке. Повторное неутверждение Кириенко - при отклонении президентом других кандидатур - ставит в повестку дня значительно более острые и малопредсказуемые сюжетные варианты. В информационном поле началась подготовка к варианту "нет" Государственной Думы 17.04. Идет переход от выжидательных стратегий ключевых игроков к их резкой активизации и подготовке к возможному перелому после голосования 17 апреля.
Сценарий "нет" готовит к неутверждению Кириенко. Он предполагает последующее обострение отношений исполнительной власти и Думы, вплоть до роспуска Думы и начала новой избирательной кампании. Естественно, что в рамки данного сценария входит существенное изменение расстановки сил, в том числе в системе исполнительной власти, отношений Центр - регионы.
Сохраняется и сценарий "да" - он включает в себя разные формы информационно-пропагандистской поддержки кандидатуры Кириенко с ведущейся простройкой возможных альянсов и коалиций на будущее - после его утверждения.
Ключевыми информационными точками сценария "нет" являются:
- обращение Совета Думы, направленное против вынесения кандидатуры Кириенко на третье голосование, формирующее образ ГД как единого, противостоящего исполнительной власти политического субъекта;
- обращение лидеров "левых" фракций и групп (Г.Зюганов, Н.Рыжков и Н.Харитонов) к руководителям законодательных органов субъектов Федерации с призывом поддержать позицию Думы - оно является обозначением возможности развития событий по радикальному конфронтационному сценарию, с вовлечением регионов в разрешение конфликта.
В тот же контекст противостояния пытаются перевести ситуацию действия радикалов по организации процедуры импичмента президента.
Заявления С.Шахрая вводят в обсуждение тему неясности избирательного законодательства, а их опровержение М.Баглаем ("конституционного кризиса в стране ПОКА нет") усиливает ожидания именно такого развития событий.
(Необходимо иметь в виду, что подготовка к сценарию "нет" не обязательно означает заинтересованность игрока именно в таком развитии событий. И наоборот: публичная поддержка кандидатуры Кириенко может делаться в рамках стратегии эскалации кризиса.)
Информационно-идеологическим сопровождением сценария "нет" остается рост числа "опасных неожиданностей" и "признаков ослабления власти" в связи со студенческими волнениями в Екатеринбурге, нападением на российских военных в Ингушетии.
В этом же контексте идет и критика президента, в первую очередь как "непредсказуемого", а следовательно, слишком неудобного для элит. О вбросах в этом направлении свидетельствует наложение друг на друга интерпретаций якобы имевших место негативных высказываний президента в адрес Б.Березовского ("МК", "Ъ-D", 15.04) и последовавшая в тот же день информационная фальшивка о будто бы случившемся инфаркте у президента ("РуТ", 16.04).
Сценарий "да" связывается в первую очередь с активной поддержкой кандидатуры С.Кириенко региональными лидерами, Советом Федерации в целом, а также Ю.Лужковым. Основа "позитивного" сценария - позиция ряда ключевых игроков по заключению с Кириенко стратегических альянсов.
Так, Ю.Лужков формирует, совместно с С.Кириенко, принципиально новый контекст возможных союзнических отношений Москвы с федеральным правительством (в частности, посредством мощного ньюсмейкинга, связанного с передачей пакета акций "АЗЛК" московскому правительству) и подтверждает это, обращаясь к Думе с призывом утвердить кандидатуру Кириенко.
Группа губернаторов (при решающем участии в инициативе губернаторов, избранных при поддержке КПРФ и НПСР) подписывает обращение к Думе с призывом во что бы то ни стало утвердить кандидатуру Кириенко.
Совет Федерации в целом также начинает выступать как единый субъект политики, заявляя о последовательной поддержке компромисса президента и Думы на основе принятия Думой условий президента.
Все это вместе взятое переводит информационно-политическую ситуацию из режима ожиданий в режим лобового столкновения двух сценариев, в ходе которого ключевым становится вопрос об ответственности и стратегиях основных игроков. Пока что сценарий "нет" рассматривается как более реалистический и обеспечен значительно более консолидированным ньюсмейкингом, нежели "позитивный" сценарий.
© Русский Журнал, 1998 | russ@russ.ru |