Russian Journal winkoimacdos
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Медиа-политика архивпоискотзыв

Основная тенденция информационной недели: развитие нескольких сценариев игры

Информационная неделя, предшествовавшая финальному голосованию по кандидатуре С. Кириенко, отмечена одновременным развитием в информационном пространстве нескольких кампаний. В то же время ни одна из сторон не смогла навязать свою интерпретацию событий всему информационному полю: картина недели осталась раздробленной. Ее развитие определили три основные информационные кампании:

- "кризисная" кампания, описывающая результаты голосования 24 апреля как заранее проигрышные, а С. Кириенко как "неизбираемого"; стержень кампании - описание тяжелых последствий кризиса власти для страны и общества;

- кампания, описывающая ситуацию как "организованное ожесточенное давление на Президента" со стороны олигархов, и в первую очередь - Б. Березовского. Стержень этой кампании не тема голосования, а "стремление группы банкиров к захвату полной власти в стране". В рамках данной кампании голосование 24 апреля носит вторичный и предопределенно успешный характер, еще более успешный, если бы не "козни Березовского".

- кампания PR самого Кириенко.

Информационная активность вокруг выборов в Красноярском крае не стала самостоятельным сюжетом. Идеологически она оказалась раздроблена между двумя основными кампаниями.

Особенностью "кризисной" кампании явилась ее сосредоточенность на описании информационной картины происходящего в контексте нарастающего политического кризиса и "нулевых перспектив" и.о. премьера и его сторонников. В рамках данной кампании предлагался и определенный набор "советов" Президенту, связанных в первую очередь с официальным запретом для А. Чубайса занятия поста председателя совета директоров РАО "ЕЭС" и отставкой Б. Немцова. В противном случае, в логике кампании, Президент становился виновником "хаоса" и "непредсказуемых последствий" роспуска Думы. Технологически кампания выглядела как активный ньюсмейкинг одной из сторон с поддержкой выступлений ньюсмейкеров в СМИ. Важной частью кампании стала спецоперация "Эхо Москвы" - НТВ в четверг, 23.04, по давлению на результаты пленума ЦК КПРФ через вброс информации о якобы имевшем место согласии Президента на занятие А. Чубайсом поста в РАО "ЕЭС".

Начало активного ньюсмейкинга в рамках кампании было положено выступлением Б. Березовского (НТВ, "Герой дня", 16.04), продолжено выступлениями В. Черномырдина в информационных агентствах 22.04, в "Герое дня" 23.04, выступлением Г. Селезнева 22.04. В рамках кампании использовался также ньюсмейкинг представителей некоммунистических думских фракций (НДР - А. Шохина и В. Рыжкова, "Яблоко" - Г. Явлинского и А. Арбатова и др.);

Смысловыми линиями кризисной кампании стали:

- констатация деструктивного воздействия продолжающегося правительственного кризиса на ситуацию в экономике и стране в целом при возложении персональной ответственности за его возникновение на Президента ("СР", 21.04; "НГ", "Завтра", 21.04; "РТ", 22.04; "СР", 23.04);

- обвинения в адрес Президента в связи с его "неуместным упорством" при третьем выдвижении "неизбираемого" Кириенко на пост председателя правительства; оценка позиции Президента в контексте его "неадекватности", неспособности "правильно" оценить реальность и прислушаться к мнению "представителей бизнес-элиты", которые "просят" Президента выдвинуть И. Рыбкина, В. Булгака или иную "компромиссную" кандидатуру на пост председателя правительства, не допустить избрания А. Чубайса на пост председателя правления РАО "ЕЭС России", исключить Б. Немцова из состава нового кабинета ("Сегодня", "Труд", "Эксперт", "Профиль", 21.04, "НГ", 22.04, "НГ", 23.04);

- активное реанимирование темы здоровья Президента ("Профиль", "СР", 21.04, "Мегаполис-Экспресс", 22.04; "СР", 23.04).

- "олигархами" в случае досрочных парламентских выборов и о неминуемом успехе на выборах самых непримиримых противников кандидатуры Кириенко - КПРФ и "Яблока" ("НГ", 21.04; "ВМ", 22.04);

Важной темой кампании стала мифологизация темы бунта - якобы вполне возможного и спровоцированного действиями и нынешней позицией Президента разрушительного социального взрыва ("угрожающий финал" программы НТВ "Куклы", 19.04; "Ельцин ставит на молодежь, а молодежь выбирает не Ельцина, а русский бунт" - ТВ-6, "Обозреватель", 20.04).

Вторая кампания - направленная на создание эффекта "давления на Президента со стороны олигархов" - использовала прием "предания гласности" сведений (предположений) о закулисных комбинациях Б. Березовского и группы дружественных ему "олигархов". Кампания началась выступлением Е. Альбац (РТР, "Зеркало", 19.04) и была продолжена в публикациях "МК" и "КП", 21.04; "МК", 22.04; "Известий", 23.04. Основное содержание кампании - вбрасывание интерпретаций, формирующих негативный образ олигархов как противников назначения С. Кириенко премьером, стремящихся "сломать Президента". Образ олигархов получил в рамках кампании следующие черты:

- "олигархи" стремятся в обстановке правительственного кризиса к установлению контроля над естественными монополиями (прежде всего "Газпром" и РАО "ЕЭС России") в ущерб государственным интересам ("Известия", "КП", 21.04, "МН", "МК", 22.04; "Известия", "КП", "Правда-5", 23.04);

- коммунистической оппозицией против Президента, оказавшегося "неуправляемым" (ТВЦ, "На самом деле", 21.04; "МК", "МН", 22.04; "Известия", "МК", "КП", "Правда-5", 23.04);

- "интриганы", действующие через своих союзников во власти (в частности, в Администрации Президента), которые саботируют установку Президента на назначение Кириенко и оказывают скрытую поддержку ставленнику Березовского Лебедю в Красноярском крае ("РуТ", "Известия", 18.04; "Известия", "МК", "Профиль", "АиФ", 21.04; "РТ", "МК", 22.04; "ОГ", 23.04).

Кампания характеризовалась высокой информационной активностью в ее начале, но к концу недели явно сбавила темп. Характерно, что накануне выхода основных публикаций (21.04) имела место попытка "упреждающего информационного контрудара" - сообщение радио "Эхо Москвы" (20.04) о совещании "представителей онэксимовской прессы у Е. Гайдара", на котором якобы принята установка "ссорить Президента с олигархами", было растиражировано по каналам "Интерфакс", "ИТАР-ТАСС", по ТВ и в ряде газет.

Третья кампания - информационная кампания С. Кириенко, в которой на прошлой неделе проявилось новое содержательное направление, - акцент сместился к характеристике С. Кириенко как самостоятельного политика, независимого от конкретных финансово-политических группировок (РТР, "Вести", "Подробности", 17.04; "КП", 18.04; "ДВ", 21.04; "РВ", 21.04). Положительный эффект имело развернутое имиджевое интервью С. Кириенко ("МК", 23.04).

В то же время кампания собственного PR С. Кириенко в ситуации параллельного развития мощных информационных кампаний оказалась вытеснена из центра информационной повестки дня. Расхожей стала формула. что голосование будет не за или против Кириенко, но за и против другого: сохранения Думы, стабильности государства и пр.

Иные информационные сюжеты оказались главным образом оттеснены на периферию внимания СМИ и, как правило, попадали в общий контекст правительственного кризиса. В частности, тема предвыборной кампании в Красноярске оказалась втянутой в информационное поле, сложившееся вокруг темы правительственного кризиса. Вместе с тем "красноярская" тема наметила некоторые информационно-политические тенденции, которые, возможно, получат свое развитие: в частности, в отсутствие содержательного политического антагонизма между основными претендентами на пост Президента в 2000 г., их межличностная дискуссия приобретает ожесточенные формы (что проявилось в серии персонифицированных взаимных нападок Лужкова и Лебедя, Черномырдина и Лебедя и т.д.).


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru