Основная тенденция информационно-политической недели: пролонгация кризиса
Для минувшей недели стали характерными:
- затянувшиеся кризисные ожидания (в частности, мобилизационная готовность СМИ к переходу кризиса в острую фазу социально-политического краха в любой момент и к борьбе за собственные лидирующие позиции в информационном поле);
- втягивание в кризисный контекст и размещение практически всех основных информационно-политических игроков в рамках кризиса;
- традиционализация кризисного поведения.
Информационно-психологический фон в течение недели характеризовался привыканием к пессимистическим ожиданиям. Для всех основных СМИ было характерно самоощущение "внутри кризиса" и, соответственно, невозможность отстраненно-рефлексирующих объективированных оценок. При этом для информационного поведения СМИ стала характерной выжидательность поведения взамен прежней столь же демонстративной вовлеченности в события на стороне тех или иных участников конфликтов.
Вне откровенно кризисной модели действий, оценок и предсказаний оказывались в той или иной степени лишь маргинальные политические фигуры, не имеющие шансов на занятие ключевых позиций в рамках кризисной повестки дня, и до некоторой степени Дума, после 23 марта практически утратившая информационно-политическую инициативу. Для Думы стали характерными попытки протиснуться на кризисную сцену по направлениям: радикального противостояния власти (импичмент) и частичного сотрудничества с ней (поддержка предложений правительства).
В течение недели наметились усиление негативного контекста в отношении президента, радикализация информационно-политического давления на него и появление принципиально новых моментов в описании его политической роли.
С одной стороны, на президента возложена ответственность за кризис во всех его проявлениях (истинный виновник кризиса - президент; кризис - недоверие президенту; спровоцированный президентом правительственный кризис дестабилизировал ситуацию в стране, нанес сильнейший удар по экономике, перечеркнул хрупкое равновесие между двумя ветвями власти, ТВЦ "День седьмой", 31.05; "Правда-5", 02.06; "ВМ", 03.06).
С другой стороны, президент оказывался вытеснен из "центра власти", а в течение минувшей недели выявилась тенденция вытеснения президента за рамки власти. Президент порицается за то, что кризис возник, виновен в том, что не принимаются меры по его преодолению, однако описывается как не способный предпринять какие-либо меры и, наконец, не имеющий морально-политического права их принимать. В содержательном, стилистическом и эмоциональном планах данная составляющая информационного давления на президента приобретает беспрецедентный характер и размах: допускаются уничижительные и откровенно оскорбительные суждения (продолжает порочную практику своего друга-врага Михаила Сергеевича, становится все больше похожим на Леонида Ильича, от фразы президента повеяло старым и родным "...и лично Леонид Ильич", "СР", "НГ", 30.05, "МК", 31.05; не адекватен занимаемой должности, за него все решает команда, ТВ-6 "Обозреватель", 31.05; все больше оказывается в вакууме, создает имитацию деятельности, "Труд", "СР", 04.06; "для шахтеров Кузбасса и Воркуты Ельцин уже давно не лидер государства, а просто старый пердун", "Ъ-Власть", 02.06).
Правительство втягивается в общий кризисный контекст, начинает интерпретироваться как структурный элемент режима, связанный с нынешним и предыдущим истеблишментом общей ответственностью и общими пороками ("СР", 30.05; ТВЦ, "День седьмой", 31.05; ОРТ "Время", 02.06; "НГ", 03.06; "Итоги", 02.06). Вместе с тем при обсуждении действий правительства преобладает активная лексика, позитивные и негативные интерпретации касаются, прежде всего, нынешних действий или ближайших конкретных планов (а не бездействия или прежних действий) кабинета (правительство намерено добиться пополнения казны исключительно жесткими фискальными методами, "КП", 02.06; форсирует жилищно-коммунальную реформу, "РуТ", 04.06; Кириенко на треть сократил численность своей свиты, "КП", 04.06).
Кризисное поле финансово-экономической тематики в течение недели претерпело трансформацию за счет темы возможной помощи со стороны МВФ и западных стран. Характерно, что наступивший к середине недели после поездки Чубайса и заявлений представителей Запада определенный спад предпанических оценок по линии финансового кризиса не повлиял на общую кризисность экономических прогнозов СМИ (сохраняется сильная вероятность наступления гораздо более масштабного финансового и фондового кризиса, "РТ", 02.06; ужесточение фискальной политики открывает ворота для массовых банкротств, которые ведут к масштабному переделу собственности, что означает системный политический кризис, "НГ", 30.05).
Наконец, для информационно-политического поля минувшей недели в рамках "стационарного кризиса" стала характерной определенная фиксация внимания СМИ к "отложенной" теме социальных, национальных и иных конфликтов, главным образом, в их региональном аспекте. Разблокирование наиболее опасных конфликтов ("рельсовая война", события в Дагестане) интерпретируется как временная передышка, "перемирие между боями"; внимание СМИ сфокусировано пока не на подведении итогов кризисной полосы, а на напряженном и сосредоточенном ожидании новых эскалаций, которые осознаются как вероятные и возможные в любое время и в любом месте. СМИ перешли в режим "кризисного мониторинга" конфликтов, ставя на контроль даже незначительные конфликтные сюжеты, коль скоро в них просматривается эскалационный потенциал (кризис энергетики в Приморье, "Сегодня", "Правда-5", 03.06; митинг учителей в Вологде, "Правда", 03.06; забастовки докеров Магадана, "Правда-5", 03.06; проблемы и волнения угольщиков, "Н.Изв", "РТ", "РГ", 03.06).
В том же "предпусковом" режиме отслеживается в СМИ "околоисламская" тема, формирующая два частично взаимосвязанных аналитико-прогностических ряда:
- политико-идеологический, порожденный дагестанской темой в контексте угрожающего выхода радикальных исламских идеологий и их политического крыла на авансцену внутрироссийской политики (Дагестан - перед угрозой распада, Чечня через ваххабизм втягивает его в антироссийскую орбиту, Дагестан вооружается, как перед всеобщей мобилизацией, "Труд", "Правда", 02.06; Степашин понимает, какой взрывной мощью обладает религиозная идея в сочетании с национальным движением, "МК", 02.06); здесь основным ньюсмейкером все увереннее становится Н.Хачилаев;
- регионально-федералистский, связанный в основном с "башкирским" контекстом и специфической активностью республиканской партии власти, ситуативно предстающей то в авторитарной, то в регионально-сепаратистской, то в национально-религиозной ролях ("Ъ-D", "РуТ", 04.06), а также с наметившимся переводом внутриполитической ситуации в Татарстане в предкризисный контекст противостояния радикально-националистических организаций, базирующихся в г.Набережные Челны и опирающихся на мэра города, курсу республиканских властей, устраивающему все население республики (радиообращение Президента Татарстана М.Шаймиева, цит. по "Интерфакс", 02.06).
© Русский Журнал, 1998 | russ@russ.ru |