Russian Journal winkoimacdos
22.06.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Медиа-политика архивпоискотзыв

Основная тенденция информационно-политической недели: антикризисные действия как новый виток кризиса

Прошедшая неделя характеризовалась расширением кризисной сцены, втягиванием в нее новых субъектов. В чрезвычайный контекст оказались включены олигархи (в качестве "теневого правительства"), Правительство, международные финансовые организации (в первую очередь МВФ), а также регионы - в основном за счет раздувания кризиса вокруг Калмыкии и Башкирии и начала противостояния А. Лебедя с федеральным центром. Дума также втягивается в чрезвычайное поле за счет ускоренной подготовки к новым выборам, педалирования темы импичмента и поддержки массового протеста.

Развитие ситуации по чрезвычайному пути получило подтверждение в ходе подготовки так называемой "антикризисной программы", назначения А. Чубайса на "внештатную" должность представителя Президента по взаимодействию с международными финансовыми организациями, формирования де-факто постоянного кризисного совещания верхушки государственной власти и крупнейших бизнесменов и резкого возрастания роли МВФ и международных организаций в целом для сохранения стабильности в России.

Существенно, что "олигархи", консолидированные в виде "десятки", А. Чубайс, международные финансовые организации стали новыми ключевыми действующими фигурами в информационно-политическом пространстве. Власть же (Правительство, Президент) практически отступает как ведущий игрок, размываясь среди других действующих (кризисных и "антикризисных") сил.

В информационном поле СМИ начали возникать и автономно функционировать в качестве действенных центров управления кризисом либо совершенно новые субъекты политики, либо традиционные политические игроки, которые по-новому позиционируются и группируются.

Это "теневой кабинет", "десятка", объединяющая "олигархов" образца 1996 г., А. Б. Чубайса, Р. В. Вяхирева, руководство Правительства и Администрации Президента. "Группе десяти" солидарно приписывается лидирующая, инициирующая и координирующая роль в выработке стратегических решений (в том числе финансовых и кадровых - в первую очередь это касается знакового назначения А. Б. Чубайса) в рамках российской государственной политики (новая "десятка" - новая олигархия, "десятка" имеет больше прав на роль "теневого правительства", чем давосская "семерка" Березовского, "ОГ", 11.06; Чубайс - новоиспеченный "олигарх", "Сегодня", 16.06, для власти и "олигархов" пришло время действовать заодно, ОРТ "Время", 16.06, НТВ "Сегодня", "РуТ", "Ъ-D", "МП", 17.06; десятка олигархов становится постоянно действующим теневым кабинетом при исполнительной власти России - неформальной, но очень влиятельной структурой, в заседаниях которой участвуют Кириенко и Юмашев, "Труд", 18.06).

Возникновение "десятки" по-новому конструирует информационное поле "банковского противостояния", закладывает основу для развязывания старых и завязывания новых конфликтных узлов и создает предпосылки для иных, принципиально новых прочтений образа власти в контексте новых представлений об источнике ее активности (небывалая консолидация "олигархов", которые отложили непримиримую борьбу друг с другом перед лицом общей опасности, "Н. Изв.", 18.06; кадровые маневры олигархов приводят к парадоксальным решениям, "НГ", 18.06; решение о назначении Чубайса принято не "олигархами", а Б. Н. Ельциным - ИФ, 18.06, интервью А. Б. Чубайса.

Это "международные финансовые круги" - и, шире - "международные круги", выступающие (через ньюсмейкинг МВФ и российско-германской встречи на высшем уровне) в роли ключевой структуры, принимающей решения, от которых практически зависит будущее российской государственности ("РуТ", "Сегодня", "НГ", 11.06; "Известия", "НГ", 16.06; "Фин. изв.", "РуТ", 18.06). При этом традиционная для оппозиционной прессы тема "контроля", установленного над Россией со стороны Запада, обсуждается практически всеми СМИ.

Наконец, в роли субъектов кризисного сценария стали активно задействоваться региональные политические игроки (Дагестан, Башкирия, Калмыкия, в последнее время - Красноярский край), которые увязываются в единый конфликтный узел и включаются в реализацию общероссийского кризисного сценария в качестве, с одной стороны, активных источников деструкции, а с другой - индикаторов общественного неблагополучия ("МН", "МП", "ОГ", "НГ", "Известия", 11.06, РТР "Подробности", РР "От первого лица", ОРТ "Время", 15.06, "НГ", "Н. Изв.", "МК", "ВМ", "Труд", "РуТ", "Ъ-D", "Итоги", "Эксперт", ОРТ "Время", РТР "Вести", 16.06; "НГ", "Известия", "МК", "КП", НТВ "Сегодня", 17.06; "Правда", "ЛГ", "Версия", 18.06).

Происходит объединение различных региональных сюжетов в единый криминально-автократический интерпретационный ряд с возложением персональной ответственности на Президента Ельцина и с превращением региональных представителей кризиса (в данном случае М. Рахимова и К. Илюмжинова) в его "олицетворение" (заявление Г. А. Явлинского - "ИФ", 18.06).

В итоге власть выглядит еще более раздробленной, втянутой в бесконечные конфликты и кризисы на экономическом, политическом (тема импичмента), общественном (продолжение акций протеста) и региональном уровне. Выходом же из этой ситуации ожидаются некие "антикризисные" чрезвычайные действия, сами по себе отрицающие идею стабильности.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru