Russian Journal winkoimacdos
3.09.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Медиа-политика архивпоискотзыв

Газеты в электронной авоське

Кирилл Хазарин
xazarin@russ.ru

Жизнь и судьба виртуальных дублей бумажных изданий в русском Интернете

Шуршащий газетный лист приобрел неожиданного конкурента. Экран компьютерного монитора все еще либо слишком велик, либо слишком дорог для того, чтобы нанести ощутимый удар по типографскому способу издания периодики, но количество электронных публикаций продолжает неуклонно расти. Все больше издателей конвенциональной прессы обращают свой взгляд к новой для них информационной среде. Электронный способ издания сулит большие перемены в сфере средств массовой информации. Вместе с тем до революции, которая радикально обновит привычный облик прессы, все еще довольно далеко. Попробуем проследить, какими путями следует развитие электронного издательства в русском Интернете.

В Сети свои правила

Сетевое пространство, будучи диким в силу своей хаотической природы, живет по законам, не похожим на устоявшуюся механику материального мира. Здесь отсутствуют многие ограничения, сковывающие инициативу в "реальном" пространстве, зато есть новые ограничения, которые, несмотря на свою "виртуальность", все же мешают выполнению планов, кажущихся незыблемо рациональными. В такой ситуации побеждает тот, кто первым учится жить по новым правилам, тот, у кого изменчивость сильнее наследственности, а инертность значительно слабее восприимчивости. Развитие сетевой прессы есть наглядный пример, подтверждающий этот метафизический тезис.

Непопулярность популярных

Два года русские периодические издания ведут тихую экспансию в сетевое пространство. За это время на электронной сцене появились сотни новых персонажей, а ушли с нее - единицы. Причем все это происходит не столько "благодаря", сколько "несмотря на". С другой стороны, если мы обратимся к статистике посещаемости сайтов, принадлежащих прессе, то увидим с недоумением, что конвенциональные издания, сделавшие себе электронных дублеров, отнюдь не преуспевают по этому показателю среди прочих сетевых информационных источников. Действительно несколько обескураживает факт, что сайт информационного агентства "Известия" по количеству людей, ежедневно заглядывающих на его главную страницу, вдвое уступает сайту сетевого журнала "Перекресток" (поддерживаемого силами двух человек), а занесенный в книгу Гиннесса за самый большой в мире тираж "АиФ" по популярности следует в четвертой десятке сетевых изданий. Во многом в таком положении вещей виновата специфическая демография русской Сети, но не одними лишь особенностями населения русского Интернета объясняется сравнительно низкая популярность сетевых двойников солидных изданий. Помимо совершенно объективных и неизбывных, как возрастные прыщи, причин, к которым можно отнести узкий профессиональный и возрастной диапазон потенциальной сетевой аудитории, а также относительно малое количество русскоязычных пользователей в целом, существуют причины абсолютно субъективного характера.

Вопрос прибыли

Абстрагируясь от теоретического предположения о возможности существования печатного органа на чисто альтруистических, добровольческих и человеколюбивых началах, приходится признать, что любой издатель, открывая новый филиал своего журнала или газеты, надеется на то, что рано или поздно его детище начнет приносить прибыль. Причем речь идет о прибыли, исчисляемой не в теоретических показателях траффика и количества хостов, обратившихся к серверу за день, а в совершенно конкретном количестве сугубо материальных денежных знаков. То, каким образом издатель надеется их получить, определяет политику издания на электронном рынке прессы.

Платные и бесплатные

На сегодняшний день мы можем выделить две основные группы среди интернетовских филиалов конвенциональных изданий. Итак, русские журналы и газеты в Интернете делятся на:

Объясним столь радикальный принцип классификации.

В первую (платную) группу изданий входят все, кто продает платную подписку на свою электронную версию. На самом деле торговля конечным продуктом является на первый взгляд наиболее беспроигрышным вариантом добычи денег. Электронная версия действительно может оказаться удобнее печатной. Подписавшись на электронную газету или журнал, пользователь получает не просто некий набор читабельных текстов, но также технический инструмент ориентации и навигации в этих текстах, значительно упрощающий жизнь при целевом поиске информации. Наличие такого козыря, как доступ к электронным архивам издания, делает его виртуальную версию еще более привлекательной. Быстрота доставки виртуальной прессы - вне конкуренции, причем из цепочки доставки продукта к потребителю выпадает такое звено, как распространитель, что теоретически удешевляет выпуск и делает доставку практически моментальной - от корректора выпуск попадает сразу в Сеть, чего желать еще... И вот, несмотря на все эти высокотехнологичные блага, сетевые подписки продаются плохо. Очень уж узок круг потенциальных подписчиков.

Определенные шансы продать электронную версию имеют лишь очень специальные информационные издания с высокой частотой обновления критичной для пользователя информации. Проще говоря - публикации биржевых сводок, банковских ставок, курсов и тому подобные вещи. К прессе это имеет весьма косвенное отношение, но тем не менее информация коммерческого характера пользуется достаточным спросом для того, чтобы тот, кому она необходима, заплатил за нее деньги. Рейтинг "Рамблера" свидетельствует о том, что издания, посвященные экономике, постепенно набирают все большую аудиторию относительно остальных изданий. Причем практически все, кто пишет про деньги, имеют платную электронную подписку. Такая подписка является сегодня однозначно дорогим удовольствием - средняя цена месячной подписки на сетевое издание от 30 до 50 долларов, что очень похоже на цену месячного подключения к Интернету. Вероятнее всего, пользователь подумает сто раз, прежде чем заплатить эту цену. Возможно, если бы страницу издания, торгующего подпиской на свою электронную версию, посещали в день не 200-400, а 200-400 тысяч человек, то одного процента от этого количества народу вполне хватило бы, чтобы вести успешный сетевой бизнес. Но пока дела обстоят не так, причем закрытость основного контента сайтов коммерческой прессы только усугубляет положение - ну чего туда ходить, если все закрыто? Конечно, комментатор несколько утрирует - не все закрыто. Как правило, на каждом коммерческом сайте содержится также бесплатный раздел, служащий для поддержания интереса у коммерчески несостоятельных читателей. Зачастую он и выглядит как бесплатный. Обычно он представляет собой дайджест уже опубликованных на бумаге материалов.

Другой путь существования электронной газеты является, по сути, подмножеством первого. То есть: все то же самое, только платной части нет вовсе. В Сети публикуются избранные материалы бумажного издания, да и то спустя некоторое время после выхода номера. Исключением из общей картины являются газеты "Завтра" и "Лимонка", которые публикуются в Сети полностью и со всем архивом совершенно бесплатно. Но "Завтра" и "Лимонка" - издания некоммерческие. Остальные, видимо, боятся, что Сеть отобьет у них читателя. Имеет ли такое подозрение основания? Боюсь, что нет. На данном этапе единственными, кто мог бы пострадать от политики "открытых дверей", являются компьютерные издания. Им "не повезло" по той причине, что в Сети действительно очень много компьютерного народу, который, по идее, и покупает эти журналы, а экземпляр журнала типа "Мир ПК" все же довольно дорог. Но что скрывать "Экспресс-газете" или "Иностранцу" - понять сложнее. Вряд ли электронная публикация всех материалов нанесла бы серьезный урон реализации тиража. В конце концов держать сервер - дело на сегодняшний день убыточное, так неужели считанные бумажные экземпляры, не проданные из-за доступности их содержания в Сети, помогут этому горю?

СМИ или визитная карточка?

Палка о двух концах. С одной стороны, все понимают, что вот оно - новое информационное пространство, что это пространство надо как-то застолбить, что перспективы светлые и игра стоит свеч. С другой стороны, сколько свеч еще предстоит сжечь - не знает никто, и это вынуждает хозяев быть скаредными. В результате электронный двойник остается призрачной тенью своего материального "родителя". Он несет функции некоей рекламной вывески или визитной карточки и, наверное, проходит в бухгалтериях издательств по разряду расходов на рекламу. Тунеядствует, короче. А ведь мог бы работать.

Но для того чтобы работать (вернее, зарабатывать), сайт должен набрать некую критическую массу читателей-клиентов. Сама собой популярность не приходит. Самое что ни на есть популярное бумажное издание одним лишь фактом своего появления в Сети не соберет коммерчески интересного количества посетителей. Для этого электронному дублю необходимо стать столь же информационно насыщенным, как и его "родитель". Говоря проще - почаще публиковаться да побольше интересных текстов печатать. Расточительно? Конечно. Но содержание полумертвого сервера с сотней дневных посещений - тем более расточительно. Все разговоры о том, что-де "сегодня русских людей в Интернете мало, а вот завтра их станет больше и тогда...", совершенно напрасны, поскольку когда "их" станет не 500 тысяч, как сейчас, а 10 миллионов, то, конечно, посещаемость поднимется автоматически, как поплавок в бачке, но тогда сайт с двумя тысячами дневных посетителей будет иметь такой же коммерческий потенциал, как сегодняшний сайт с сотней. То есть - абсолютно никакого. Разумеется, функции визитной карточки такое положение дел не отменит - это святое. Но только карточка эта очень дорогая.

Комментатор далек от мысли, что приведенные соображения не приходили в голову издателям электронной прессы. По-видимому, занятые борьбой на рынке бумажных изданий, они просто не придают сегодня большого значения сетевому рынку. Но русская Сеть ежегодно удваивает количество подписчиков, а это означает, что не родившийся еще сегодня какой-нибудь news.ru имеет шанс действительно отобрать у бумажных изданий кусок хлеба. Причем это возможно, только если он будет бесплатен для своего читателя. А жить этот самый news.ru будет скорее всего рекламой и... биржей. Вспомните "Мирабилис" - всего-то и сделали ребята, что написали программку, обрадовавшую каких-нибудь 15 миллионов пользователей. Этот потенциал еще никто не знает как реализовать, а деньги устроители мероприятия уже заработали грандиозные. Конечно, сравнивать "Мирабилис" и СМИ - не совсем корректно, но с точки зрения Сети и то и другое есть информационный ресурс, и от спроса на этот ресурс зависит будущее его хозяев.

Траффик и реклама - ключ к успеху

На сегодняшний день ни одно русское печатное издание не приняло правил сетевой игры. Те, кто решил продавать подписку, не могут набрать большого количества подписчиков, поскольку цены, определяемые высокой стоимостью содержания сервера, непомерно высоки для частного пользователя, а малое количество подписчиков не позволяет хозяевам электронной прессы снизить плату за подписку. Те же, кто не продает подписку, а лишь содержит электронный дайджест своего издания, не заинтересованы в оживлении сетевого представительства - поскольку усилия, направленные в эту сторону, влекут неизбежные дополнительные расходы, окупаемость которых неочевидна. Налицо патовая ситуация.

С другой стороны, нерешительность конвенциональной прессы в ее продвижении на сетевой рынок создает предпосылку для успеха какого-нибудь рискованного проекта (мифического news.ru). При таком развитии ситуации инициатива окончательно перейдет в руки сетевых профессионалов, которые, по сути, будут выполнять роль сетевых распространителей прессы, покупая материалы у "бумажных" изданий и публикуя их в Сети бесплатно (а реально - за рекламу). Примеры такого "чисто распространительского" направления уже существуют - это российский "ИнфоАрт" и американский "Russian Story". Причем последний выступает в роли ретроградного классического реселлера, поскольку предлагает опять-таки платную подписку на оцифрованные газеты и журналы. Вряд ли такая форма бизнеса может рассчитывать на успех в стране, где у читателя есть выбор между бумажным и электронным экземплярами.

Напротив, самостоятельное электронное издание "ИнфоАрт" ведет агрессивную демпинговую политику. Сервис "ИнфоАрта", куда входят дайджесты компьютерной и экономической прессы, новостные сводки, push-channels и куча всяких развлечений, для пользователя бесплатен. Пока что "ИнфоАрт", имеющий, кстати, десяток зеркал по всей России, доминирует, и конкуренции ему среди профессионалов печати не видно.

При сложившейся ситуации заработать в Сети сможет лишь тот, кто создаст большой (очень большой) устойчивый траффик на своем сайте. Причем у конвенциональных газет и журналов есть огромное преимущество перед другими сетевыми ресурсами - они обладают мощной и сложившейся информационной базой. Но вот парадокс: у сетевых, полулюбительских e-zines такой базы нет, а тем не менее они успешно соревнуются в популярности с маститыми изданиями. Это происходит не только потому, что чисто электронные журналы зачастую оказываются интереснее для сетевой публики ввиду своей интерактивности и отвязности. Сугубо сетевые люди с самого начала уделяли много внимания "раскрутке" своих детищ, у них изначально существовала ориентация на создание высокого траффика на своих страницах. С этой целью активно использовалась (и используется) сетевая реклама. О тему сетевой рекламы было поломано много копий в полемике между ее апологетами и противниками. Зачастую реклама играет отрицательную роль в создании имиджа рекламируемого ресурса, раздражая своей навязчивостью, пошлостью и неуместностью. Однако нельзя не признать, что без рекламы раскрутка сервера до серьезного коммерческого траффика практически невозможна. Исключения составляют разве что порнографические страницы, но и их популярность не обусловливается только лишь наличием соответствующих картинок.

Мне известны лишь два бумажных журнала, использовавших сетевую рекламу, - это "Иностранец" и "Военный Парад" (стараниями агентства "Спутник" баннеры с изображением АКМ в свое время украшали многие страницы). Возможно, в эту группу еще можно добавить журнал "Я молодой" (одно из приложений АиФ). "Молодой", кстати, является одним из немногих "бумажных" изданий, фигурирующих среди участников перспективного проекта "Еже". Напомню, что проект этот объединяет периодические сетевые издания, выходящие еженедельно или ежедневно. Участие в "Еже" по сути является еще одним инструментом интеграции (а любая реклама-линк, как ни крути, в Сети выступает именно инструментом интеграции).

Большинство же русских изданий в Сети продолжают оставаться обособленной "вещью в себе", не интегрируясь в окружающее пространство и не предпринимая никаких попыток изменения курса. Более того, комментатору приходилось слышать от людей, занимающихся созданием сетевых версий бумажных изданий, мнение, что, дескать, "приручив" пользователя бесплатным контентом и создав солидную аудиторию, можно будет впоследствии в один прекрасный день сделать свой ресурс платным и стричь купоны с аддиктов сетевой прессы. Едва ли таким надеждам суждено сбыться. В практике интернетовского бизнеса аналогичные случаи бывали, но, как правило, такими вещами занимаются опять же авторы любительских порностраниц. Для конвенционального издания такая политика обречена, поскольку оно потеряет 99.9% своих преданных читателей в тот самый день, когда попросит у них денег. Эту проблему не смогли решить даже создатели упомянутого "Мирабилиса" (которые ныне все равно мультимиллионеры).

Таким образом, электронная пресса может быть прибыльным занятием только в случае, если она ориентируется на создание больших рекламных площадей, дохода от которых хватит на то, чтобы оставлять контент бесплатным. Альтернативой (либо параллельной линией развития) может стать слияние контент-провайдеров (назовем так для ясности прессу) с интернет-провайдерами. В Америке этот процесс уже идет давно, а в России примером такого симбиоза может служить "Россия-он-лайн", заключивший договор с "Известиями" и "Коммерсантом". Для подписчиков "РОЛ" электронные издания этих групп становятся бесплатными. Перспектива повсеместного распространения такой формы жизни вряд ли может радовать, поскольку ведет к монополизации информационных каналов, но в сегодняшних условиях этот вариант развития сетевой прессы весьма вероятен. Кардинально изменить сетевой рынок, причем не только в отношении прессы, может лишь очередная техническая революция, которой станет введение интернетовской валюты (пресловутого кибер-кэша). Но в конкретной российской ситуации вряд ли стоит рассчитывать на подобные преобразования.


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru