Russian Journal winkoimacdos
21.09.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
Медиа-политика архивпоискотзыв

Повод для оптимизма. Книжная ярмарка в московской прессе

Иван Давыдов

Иван Давыдов
ivand@russ.ru

Анонсные публикации об XI ММКВЯ, появившиеся в газетах "МК", "Московская правда", "Время MN" и в журнале "ПУШКИН", явно готовились заранее, и потому в разгар кризиса их оптимистичный тон предвкушения праздника смотрелся несколько странно. Ю. Ф. Майсурадзе, пресс-секретарь ММКВЯ, сказал в интервью "ПУШКИНу": "И даже летний спад издательской активности, который в этом году был более серьезным, чем обычно, не скажется на количестве участников ярмарки и наименований книг". Кто знал тогда, что "более серьезный, чем обычно" спад на самом деле еще не начался? Отсюда и ошибка в прогнозе: участников действительно было много, а вот некоторые книги, подготовленные специально к ярмарке, в "новых финансовых обстоятельствах" - расхожее клише для обозначения обвала рубля - издатели просто не смогли вывезти из типографий.

Тон появившихся в ежедневной прессе репортажей с ярмарки был, разумеется, совсем иным. Уже названия материалов довольно показательны: "Триумф или похороны" ("Время MN", 3.09), "Читать в России смогут не все, кто умеет" ("Сегодня", 3.09), "Империя книг не разделит участи Римской империи", "Последний парад" ("Русский телеграф", 5.09), "Слушай же, Сальери, мой "Реквием" ("Коммерсантъ-Daily", 8.09). Все авторы сходились во мнении, которое вряд ли кто станет оспаривать: книга не относится к товарам первой необходимости. И делали мрачные прогнозы: книг станет меньше, качество их - хуже, а цены - выше. Им вторили и издатели, давшие короткие интервью "Русскому телеграфу"; основной смысл их выступлений - выживут только крупные фирмы; мелкие же, чья продукция ко всему прочему рассчитана в основном на "узкий круг подлинных ценителей", скорее всего исчезнут в ближайшее время. Правда, напрямую такую перспективу признал только М. Амелин, директор "Симпозиума". "Коммерсант-Daily" вместо рассуждений представил факты: "...высокой активности в заключении договоров не наблюдалось".

Но вот что, видимо, главное - оценка события в этих статьях была вполне позитивной. Все отмечали насыщенность программы, высокий уровень организации и просто большое количество хороших книг. Особо подчеркивалось, что цены на ярмарке еще "старые", хоть это было и не совсем так. Кроме того, в некоторых изданиях появились статьи, авторы которых намеренно дистанцировались от ситуации в стране, описывая ярмарку как "событие в себе". "Ex libris НГ" от 3.09 в громадном материале о ММКВЯ лишь во вводном абзаце отметил: "...коммерческая деятельность на ММКВЯ-98 может сократиться до минимума. Трудно сказать, как и с кем в нынешней ситуации заключать сделки. Еще труднее сказать, как будет развиваться ситуация после ярмарки". Далее речь шла уже не о проблемах, а лишь о достижениях издателей. По тому же пути пошли "Время MN" от 7.09 и "Метро" от 4.09. Общей для всех публикаций стала характеристика ярмарки как "удавшегося праздника".

Чем же вызван такой не очень оправданный в сложившихся обстоятельствах оптимизм? Первая - по списку, но не по значимости - причина четко, хотя и несколько коряво, сформулирована в "Итогах" от 8.09: "Ярмарка хороша уже тем, что, войдя в нее, отключаешься от того, о чем мы все теперь только и говорим". То есть в стрессовой ситуации хороши все средства, дающие возможность забыться. И если как ярмарка ММКВЯ-98, вопреки высказываниям организаторов ("ПУШКИН", 1.09), не удалась, то как выставка она явно имела успех. Именно желанием "отключиться" объясняются и восторженный тон прессы, и во многом те двести тысяч посетителей, что пришли на ярмарку. Вторая - на наш взгляд, более серьезная - причина заключается в следующем. В упомянутой выше статье "Итогов", появившейся уже после закрытия ярмарки, точно подмечены некоторые расхожие обороты: "В эти дни начало любого сообщения о любом культурном событии должно начинаться примерно так: "В эти нелегкие дни..." Или: "Несмотря ни на что..." Во всех материалах, где речь шла о грядущих трудностях российского книгоиздания, угадывалась одна мысль: трудности ждут всю сферу культуры и соответственно людей, с ней связанных. И, наверное, подчеркивание успеха выставки и ее значения (а ведь в телерекламе ММКВЯ называлась "крупнейшим культурным событием года") явной или неявной целью имело убедить - себя и читателя - в том, что современная культурная ситуация - лишь временный упадок, а не гибель. Что в эти нелегкие дни, несмотря ни на что...


© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru