Russian Journal winkoimacdos
17.04.98
Содержание
www.russ.ru www.russ.ru
NET-Культура архивпоискотзыв

Из тоталитарной эпохи - в виртуальную
К открытию Книги Книг

Михаил Эпштейн

21 апреля 1998 года в Интернете открылась Книга Книг, введением в которую и служит данная статья.

Книга Книг - собрание альтернативных идей в гуманитарных областях: философии, этике, лингвистике, теории культуры. Эти идеи иллюстрируются отрывками из книг, где они впервые вводятся в употребление, бросая вызов господствующим теориям и общепринятым терминам. Основной мотив, породивший такое множество "иномыслящих" текстов во второй половине ХХ века, и именно в России: история зашла в тоталитарный тупик, но при этом двигаясь вполне последовательно, воплощая логику саморазвивающихся понятий, от Платона и Аристотеля до Гегеля и Маркса... Нужны альтернативные понятия, чтобы сбить историю с ее мерного шага, нужны интервенции "другого мышления", даже "безумного мышления"... Так развертывается целый веер альтернативных наук, вер, искусств, языковых моделей... Альтернатива не предполагает устранения данного, а только возможность иного. Это мышление не в модусе "не" или "против", нo в модусе "и" и "или". "А также что-то еще, совсем другое".

Допустим, существует наука лингвистика - королева гуманитарных наук второй половины ХХ века. Но почему именно вокруг слов и звуков, нарушающих тишину, происходит выделение и становление дисциплины, а не вокруг самой тишины, из которой выделяются ее объекты? Молчание задает языку границы его деятельности и ту смысловую форму, в которой он определяет и расчленяет себя. Так возникает новая, альтернативная дисциплина - лингвистика молчания, или силентика (альтернативное название - сайлентология; можно назвать ее по-русски - "молчесловие") - наука о паузах, о формах умолчания и замалчивания, о "молках", единицах молчания, формирующих речь и определяющих глубину ее семантических переносов, метафорических сдвигов и фигуральных значений. Соответственно под рубрикой "Силентика" приводятся отрывки из таких книг, как "На границе языка: введение в лингвистику молчания", "История молчания в русской культуре" и др. Книга Книг - это своего рода словарь альтернативного мышления, собрание странных, нетрадиционных, непринятых или отринутых, проклятых или безумных идей, которые по каким-то причинам не были реализованы в истории науки, философии, религии, но имеют шансы реализоваться в будущем.


Позитивная деконструкция

Таким образом, Книга Книг - это попытка деконструкции тех понятий и теорий, которыми определяется самосознание современной цивилизации. Но это не критическая деконструкция того типа, которая распространена сейчас в академических кругах Запада, не ее негативный, дерридеанский вариант. Книга Книг - это деконструкция мышления путем создания его множественных альтернатив, вариаций, соперничающих моделей - так сказать, позитивная деконструкция, которая демонстрирует, что рядом с каждой дисциплиной, теорией, понятием, термином живет его "тень", которая при иных условиях освещения могла бы выступить как самостоятельный, первичный объект сознания. Позитивная деконструкция не просто расшатывает основание какой-то системы понятий, показывает ее зыбкость и релятивность, оставляя читателя перед лицом иронического "ничто", но развертывает ряд альтернатив для каждой теории и термина, не критикуя их, а скорее "потенцируя", т.е. вводя в более широкое пространство мысли, где каждое понятие только одно из возможных в целом гнезде или рое понятий. Это не процедура сведения, в том числе сведения к абсурду (reductio ad absurdum), но процедура разведения, раздвижения мыслительной зоны каждого понятия путем его мультипликации, встраивания в более широкие, виртуальные поля сознания.

Основы позитивной деконструкции, как мне представляется, были заложены в России в 1970 - 1980-е гг., когда тоталитарная система начала постепенно размывать свои устои в сознании людей и, в силу безвыходности и обреченности прямого протеста, претерпевала серию косвенных мыслительных метаморфоз в направлении всевозможных альтернативных теорий и практик. Политическое инакомыслие (диссидентство) было только маленьким видимым островком этого затонувшего Архипелага Иномыслия, который гораздо позже стал выплывать на поверхность. Наряду с тем Архипелагом, который известен нам по книге Солженицына, есть еще и другой Архипелаг - разорванных пространств, плененных и затемненных уголков мысли, которые только сейчас выходят на свет из мест своего заточения. Метафора Архипелага как нельзя лучше подходит к этим разбросанным островкам альтернативного мышления, которое в одиночку противилось Тотальности на каждом отдельном малом участке ее наступления: цеплялось то за политэкономический термин, то за идеологический лозунг, то за философский постулат - и переиначивало их, перемножало на все возможности мысли, потенцируя иные, равнозначные термины, постулаты, философемы. Теперь все эти островки интеллектуального сопротивления собираются воедино, представляя еще неизвестный географический объект на интеллектуальной карте мира: Архипелаг Гонимых Умов, Логических Альтернатив и Гипотез. Другой ГУЛАГ.

Архипелаг - это не просто произведение, это жанровая модель, созданная Солженицыным. Книга Книг - разновидность Архипелага, только единицей воспроизведения здесь служит не человеческая судьба, а человеческая мысль. Рукопись, идея, концепция. Книга Книг - опыт словарного исследования пропавших, невостребованных идей. Это не историко-документальное исследование, но и не художественно-повествовательное, как в "Архипелаге", а словарно-энциклопедическое, нацеленное на предметы сознания: теории, понятия, термины.

Вернуться

Философия и фэнтези

Собранные вместе, эти примеры альтернативного мышления переходят в новое качество, которое и делает их внутренне родственными Сети. Это уже не просто альтернативное мышление, бросающее вызов устоявшимся понятиям, - это виртуальное мышление, в котором мысль - не частица, а волна, расходящаяся по широкому спектру равновозможных, дополнительных друг другу понятий. Виртуальное мышление не более виртуально, чем виртуальные города, университеты, лаборатории, магазины, научные и дружеские сообщества, существующие в Сети и выполняющие свое вполне реальное назначение. Собственно, реальность мышления - это и есть его виртуальность, способность продуцировать одновременно несколько соотносительных, но не сводимых друг к другу понятий и теорий.

Мышление, каким мы его знаем, до сих пор приспосабливалось к законам той единственной реальности, которую имело вокруг себя, и поэтому в каждом конкретном случае старалось отобрать то единственное понятие, которое наиболее "истинно" соответствовало бы данной "реалии". Мышление действовало по законам онтологической бедности, дефицита окружавшей его реальности, где одному объекту задавалось одно наиболее адекватное понятие. Теперь, с обживанием виртуальных пространств, которые сами суть эманации мышления, сумевшего наконец учредить себя в качестве объективной среды, равно объемлющей все сознания, - с появлением этой второй интерсубъективной реальности мышление может наконец стать тем, что оно есть: продуцированием понятий не по мере необходимости, а по мере возможности.

Книга Книг - произведение сложного жанра, в котором соединяются черты словаря терминов, словаря цитат, философского трактата - и литературного жанра "фэнтези", невероятно популярного в 1980 - 1990-е годы, особенно среди молодежи. Фэнтези как литературный жанр - это описание виртуальных миров с работающей в них иной логикой, мифологией и метафизикой. Может показаться странным, что фэнтези, с ее развлекательно-игровой ориентацией, вступает в союз с такой серьезной и требовательной дисциплиной, как философия. Но пути к сближению наметились уже раньше всей логикой самостоятельного развития этих двух областей.

Жанр фантастики в 1960 - 1970-е годы почти исключительно ориентировался на науку и стремился двигаться в ногу с техническим прогрессом, хотя и мечтательно опережая его. Отсюда и определение жанра "научная фантастика". Далее сциентизм сходит на нет и происходит сближение фантастики с областью мифологии (эпоса, волшебной сказки, героического сказания и т.д.), что и отразилось в популярном ныне жанре фэнтези. Представляется, что следующее движение фантастики может привести ее в область логики, философии, метафизики, методологии, поскольку именно эти дисциплины служат основой мыслительной ориентации человечества, которая сейчас, на рубеже тысячелетий, претерпевает самый быстрый и резкий сдвиг за всю известную нам историю.

С другой стороны, и философия движется от рационализма, позитивизма и сциентизма XVIII - IXX - XX веков ко все более ясному осознанию своего конструктивного потенциала и более свободному его выявлению. Как говорил Яков Абрамов 1, "слову не дано быть точным, поэтому остается быть дерзким" 2. Критическая деконструкция французско-американского образца уже выявила бесплодность философских претензий на логическую непротиворечивость, однозначность терминов, строгое определение понятий и т.д. Следующий шаг - к позитивной деконструкции, формулировке множественных версий одного понятия, к откровенной вариативности теорий и практик, осуществимых в логике возможных миров, - все это ведет философию к сближению с фантастикой. Об этом свидетельствует усиление таких направлений современной философии, как модальная логика и метафизика возможных миров.

Философию и фэнтези объединяет, наконец, та виртуальная среда, куда теперь, как в свое родное лоно, погружаются все ранее выработанные продукты сознания. Ведь виртуальная среда - это и есть сознание, каким оно предстает самому себе, в своей внутренней пространственности, бесконечном развертывании многостраничных концептуальных полей. Термины и метафоры одинаково коренятся в пространственных первообразах слов, в их этимонах - и в эту игру виртуальных "сторон" и страниц вбрасываются сейчас все сферы сознания, как биллиардные шары, рассыпанные некогда одним ударом, закатываются - каждый через свою лузу - в ждущую их Сеть.

Вернуться

Тоталитарность и виртуальность. От СССР - к WWW

Когда я вижу слово WWW, я вспоминаю СССР. В самом деле, оба проекта выношены одним, глобалистским сознанием, которое любит абстракции и аббревиатуры, любит сокращать слова и множить буквы в сокращениях. Сначала множилась буква С (союз, социализм, Советы), которая обозначала соединение, сплоченность и прочие черты общности-обобщения, милые сердцу левого интеллектуала. Потом проект ССС дал трещину - и на смену ему пришел проект WWW. Сознания всех стран и времен, соединяйтесь! Удивительно, как плавно история создания WWW вписывается в историю распада ССС, как ее прямое хронологическое продолжение. Кончилась одна система, тоталитарная, - на смену ей пришла другая, виртуальная, столь же огромная, всеобъемлющая, но уже не требующая крови и мук в оплату всемирного братства.

Об этом свидетельствуют сухие строки хроники - краткий очерк истории Сети (WWW) из последнего электронного издания Британской энциклопедии.

"Развитие Сети было начато в 1989 г. Тимом Бернерс-Ли и его коллегами в ЦЕРН, международной научной организации в Женеве. Они создали Протокол Передачи ГиперТекстов (ППГТ), который установил стандарты коммуникации между серверами и клиентами. Их текстовый Сетеискатель (браузер) был выпущен во всеобщее пользование в январе 1992 г. Сеть-на-весь-Свет быстро набрала популярность с созданием сетехода, названного "Мозаика", который был разработан в Соединенных Штатах Марком Эндриссеном и другими в Национальном Центре Прикладной Сверхкомпьютеризации Иллинойсского университета и был выпущен в сентябре 1993 г. "Мозаика" позволила пользователям Сети использовать ту же графику и технологию "точечного нажатия", которая раньше уже несколько лет использовалась в компьютерах. В апреле 1994 г. Эндриссен стал со-основателем коммуникационной корпорации Нетскейп, чей продукт, Нетскейп Навигатор, стал господствующей моделью сетехода вскоре после ее выпуска в декабре 1994 г. К середине 1990-х годов ко Всесветной Сети подключились уже миллионы активных пользователей"3.

Заметим эти решающие узлы истории, это переплетение последних обрывков тоталитаризма с начальными нитями всемирной Сети. В том же 1989 году, когда пали железный занавес и Берлинская стена, когда Восточная Европа освободилась от советского диктата и рухнула мировая система социализма, был создан сетевой протокол - язык команд, на которых передаются сообщения между компьютерами. Январь 1992 года - не только первый месяц в истории "независимых государств" бывшего Советского Союза, но и начало истории сетеходов (браузеров), которые сделали Сеть доступной для персональных компьютеров. Что пришло на смену распавшемуся СССР? СНГ? - Нет, СНГ растаяло, как прошлогодний снег, государство-фикция, лишенное ума и души. В январе 1992-го родилась WWW - выпорхнула, как бархатная бабочка, из тела стальной гусеницы, многочленистого и неповоротливого СССР. А в сентябре - октябре 1993 года, когда кровавая трещина гражданской войны прошла через сердце Москвы, на всемирную сцену вышла "Мозаика", первый американский сетеход массового пользования. Наконец, в том же месяце, когда ощутимо надломилось внутриполитическое пространство России и началась война в Чечне, еще туже затянулся всемирный узел электронных коммуникаций: была выпущена новая, усовершенствованная программа Нетскейп, после чего Сеть стала развиваться небывалыми темпами...

Итак, новая форма тотальности - всемирная Сеть - была создана в тот исторический момент, когда потерпел крах тоталитаризм советского образца. Основные вехи этих двух великих процессов совпадают по годам и даже месяцам. По пятам уходящего мира социализма - шаг в шаг и след в след - наступала и занимала его место другая, потенциально гораздо более мощная система социального мыслепользования.

Таким образом, на смену провалившейся всемирной республики людей труда пришла республика работников ума, подключенных непосредственно друг к другу сосудами мозгового кровообращения и орудиями интеллектуального производства. Была пущена в ход машина - сетеход, - которая связала все компьютеры и прильнувшие к ним сознания в один гигантский узел и позволила им непосредственно общаться между собой, минуя физическое пространство. Так родилось воистину идеократическое государство - не слабое его подобие, каким мнило себя государство рабочих, крестьян и служащей им интеллигенции, но настоящая республика умов, которые уже не нуждаются в чьих-то руках и ружьях для осуществления своих идей, но сами запускают свои умственные станки и сами возделывают свои умственные поля в чистом виртуальном пространстве.

Тоталитарная цивилизация была все еще цивилизацией книг, которые, чтобы воплотились их буквы и учения, требовали изменить окружающий мир, приспособить его к символам, вживить в него абстракции. Книга стоит вне мира, над миром. Сеть не требует жертв, потому что она объемлет мир собой, она прозрачна для умов и вещей, она не совершает насилия, а только все шире и шире распахивает перед сознанием свои врата, чтобы сомкнуть их в глубине подсознательного. Буквы с трудом, с потом и кровью, переходят из книги в реальность, а пространство Сети - это уже такая реальность, которая неотделима от букв, но скрывает и стирает их отвлеченно-символическую природу зримостью волшебно-красочного явления.

Чего не хватает россиянам в послесоветской жизни? Кажется, всего стало больше, чем раньше, а если не стало, то станет - и книг, и телепрограмм, и вин, и партий, и политиков... Но меньше стало - Огромного. Была Идея, которая двигала и воодушевляла этот мир, даже умерщвляя его, - воодушевляла болью и верой, отчаянием и проклятием. Не хватает Мирской Святости и даже Вдохновенного Душегубства и Кощунства, какой-то последней соотнесенности каждой мелочи существования с Мировой Историей и ее Главным Смыслом. Традиционные религии скрылись за порог новоотстроенных, расширенных храмов - а в мирской жизни осталось только мирское, только на поживу текущего дня и во исполнение его малой задачи. Огромное ушло из жизни - остались только песни.

И вот это Огромное опять надвигается на нас - уже не из книг с тисненным золотом и красно-черным профилем классиков на обложке, а из тепло мерцающих экранов, откуда на всех на нас глядит синеокая, миллионноокая Другая Жизнь, - и уже не стальным немигающим взглядом плаката, а чуть подмигивающим взглядом Веселого Человека, любителя жить и давать жить другим. Миллионнолистая книга, которая не требует перенести свою правду в жизнь, а сама легко, одним нажатием клавиши переносит нас на свои страницы и пускает гулять по саду расходящихся троп.

Теперь нам предстоит освоить новый язык интеллектуальной силы, которая могла бы достигать самых дальних границ виртуальных миров. Для такой Сети, как Интернет, все традиционные способы высказывания и уровни звучания оказываются недостаточными. Не годятся для этого и расслабленные языки постмодернизма, сложившиеся на основе изношенности книжных текстов и продвинувшие еще дальше процесс их обветшания. Книги, которые двигали мир - порою жестоко и кроваво, - стали раздергиваться на мелкие клочки, глумливые или бессмысленные цитаты. Все эти маленькие игры хороши в домашней обстановке, в книжке, которую мы уютно держим в руках. Тонкие намеки могут высказываться и на печатных страницах, соразмеряясь с их толщиной. Но для Сети, с ее всемирной отзывчивостью, нужен другой порядок идей, к которому лишь иногда приближались самые дерзкие из философов. Нужна большая, гераклитовская игра 4. Электронный вакуум, дефицит содержания в формально столь совершенных сетях - это вызов человеческой мысли. И теперь нам предстоит дать соразмерный интеллектуальный ответ на электронный вызов, заселить виртуальные миры смыслами и сущностями другого масштаба.

Книга Книг - переход кризисно-тоталитарного мышления в самую грандиозную форму технического воплощения всякой мыслимости, в Сеть как приют и рассадник потенциальных сообществ, метафизических проектов, которые будут определять судьбу следующeго столетия.

Книга Книг как форма, как жанр возникает на самом исходе книжной эпохи, на границе ее перехода в электронную. В 1980-е годы Книга Книг - 1563 страницы - была напечатана на машинке; в 1990-е годы Книга Книг - около 15 мегабайт - начинает свой выход на электронные страницы. Но Книга виртуальна не только по техническому способу своего пребывания в Сети, но и по способу мышления: она состоит из виртуальных книг, которые лишь отдельными фрагментами выходят в поле текста. Тем самым создается фантастический усилитель для каждой идеи - к ее текстуальному телу добавляется виртуальный объем, резерв новых авторизаций. Дополнительно к техническому понятию "виртуальная память" назрела потребность в философском понятии "виртуальное воображение", которое со временем может перейти и в электронный ресурс Интернета.

Вернуться

Книги в поиске авторов

Книга Книг написана мною в 1984 - 1988 годах в Москве. В ней нет ни единого чужого слова (кроме прямых цитат) и ни единой чужой мысли (насколько мысль вообще может быть своей). Но это лишь фактическое обстоятельство, далеко не самое важное для понимания книги и ее замысла. Эта книга написана как собрание книг, принадлежащих другим авторам. Каким - это еще предстоит выяснить, причем с помощью тех читателей, которые захотят взять на себя права и обязанности приемных авторов.

В ряд мыслителей второй половины ХХ века мне хотелось бы поместить тех, которых не было, но которые могли быть. Им было о чем думать, о чем писать и чем влиять на современников и потомков. Есть книги, которые никогда не были написаны; есть школы и направления, которые никогда не были провозглашены, не состоялись как исторический факт, но пребывают как логическая возможность, а значит, и как действительность самой мысли. Книга Книг очерчивает тот континуум идей, который раньше или позже должен выйти на поверхность письма, найти свой выход в историческое пространство-время. Плохо, что это происходит скорее позже, чем раньше, но важно, чтобы логика, пусть отставая от хронологии, все-таки нашла форму своего пребывания в истории. Мне хотелось собрать в этой книге все те возможные метаморфозы мысли, все оттенки философских учений, которые запрашивались логикой (или абсурдом) нашей жизни в России, на исходе коммунистической эпохи, на перекрестке столь многих духовных традиций, идущих от иудаизма и христианства, от отцов церкви и просветителей, от Платона и Гегеля, от Маркса и Ницше, от Толстого и Достоевского, от Соловьева и Федорова... Мне хотелось собрать все отчаянные варианты и альтернативы, над которыми билось мышление этой эпохи в поисках выхода из той тюрьмы, которую само Мышление, в своих самых вдохновенных идеалистических и идеократических образцах, учредило над бытием, над жизнью каждого из нас.

Но книги, собранные в этой Книге, ищут своих потенциальных авторов не только в прошлом, но и в будущем. Ведь каждый из представленных здесь текстов - не только отрывок, уцелевший от грандиозного пожара, разрушившего наш Философский Архив, но и набросок тех книг, которые могли бы составить Гуманитарную Библиотеку наступающего столетия. В ситуации конца коммунизма и начала неизвестно какой эпохи могут рождаться не только новые понятия и термины уже существующих дисциплин, но и новые дисциплины, методы, направления, парадигмы философского мышления. Книга Книг - это не собрание реальных книг, но попытка продуцировать их теми фрагментами и выписками, которые как бы извлечены из виртуальной библиотеки ХХI века.

Вернуться

Обращение к потенциальным авторам

Обращаюсь ко всем читателям. Если в какой-то из книг, составляющих эту Книгу, вы узнаете свой голос, считайте ее своей. Дописывайте ее, завершайте, печатайте под своим именем. На книги, входящие в состав Книги, отменяются все права интеллектуальной собственности! Для исполнения замысла этой Книги не только позволительно, но даже желательно, чтобы все входящие в нее отрывки были кем-то присвоены, усыновлены, чтобы у них появился автор, который взял бы на себя ответственность за дальнейшее воплощение и развитие данной идеи. Если вам кажется, что какая-то мысль у вас попросту украдена, что вы точно так же думали, только забыли вовремя записать, - считайте эту мысль своею, считайте себя автором любой книги на ваш выбор и вкус. Додумывайте, дописывайте ее, предлагайте в журналы и издательства под своим именем. От вас зависит примет ли отрывок окончательную форму книги, статьи, заметки... Но не оставляйте его без присмотра, если в нем есть что-то родное и близкое вам. Введите его в семью своих творений.

Я буду рад, если вы сообщите мне, что берете под свою покровительство тот или иной отрывок, ту или иную книгу. Тогда я поставлю под данным фрагментом ваше полное имя и вы будете считаться его приемным автором, права которого ничем не отличаются от настоящего. Отныне к вам будут обращаться все издатели и редакторы, желающие опубликовать этот отрывок, вернее, статью или книгу, выросшую из этого отрывка. Есть единственное ограничение: на протяжении одного года я не могу передать одному и тому же лицу права на более чем две книги. Но даже и в этом случае на протяжении ближайших десяти лет любой читатель сможет стать автором двадцати книг, в которых брезжит искорка какой-то новой идеи. Важно раздуть ее, вырастить ту мысль, которая чем-то близка вам, может сродниться с вашим мышлением. В конечном счете у Книги должно появиться столько же авторов, сколько в ней содержится книг. Столько же подписей, сколько и заглавий.

Приведу заглавия малой части книг, отрывки из которых включены в Книгу:

Накладываются ли при этом какие-либо моральные или материальные обязательства на приемных авторов? Конечно, хотелось бы, чтобы вы завершили данную книгу или превратили бы идею в статью, эссе, проект, т.е. дали бы ей какое-то теоретическое или практическое воплощение. Но если этого не произойдет - это не ваша вина, а вина самой идеи, которая оказалась недостаточно сильной, жизнеспособной, чтобы обрести воплощение. Единственное, о чем хочу попросить: если вы чувствуете, что усыновленный вами фрагмент пропадает понапрасну и не хочет ни во что превращаться, - пожалуйста, верните его на то место, с которого он был взят, т.е. сообщите мне, что возвращаете идею. Не нужно никаких объяснений и оправданий. Просто с этого момента текст будет ждать другого автора. И еще одно предуведомление. В пользование приемным авторам передаются все книги, кроме самой Книги Книг, ее предисловий и последних слов. Они принадлежат исключительно автору данных строк.

Разумеется, авторизованные вами тексты не будут исчезать из Книги Книг, они останутся в ней как фрагменты, - но если хотя бы часть этих фрагментов перерастет в самостоятельные книги, можно представить, что через два-три поколения вырастет целая философская библиотека, в которой исходная книга затеряется и забудется, как забывается черновик, много раз исправленный, дополненный, перебеленный.

Итак, вообразим себе американскую рекламу российского интеллектуального продукта:

Бесплатный набор текстов на все случаи философского употребления. Рай для мыслителей и -ведов: собрание новых, никогда не использованных идей и цитат. Отрывки из ранее не напечатанных книг. Заготовки для множества книг, которые ждут своих авторов

Активным читателям-сомышленникам предлагается пройти быструю регистрацию для получения желаемого текста в авторскую собственность. Поставив свое имя под одной из книг и взяв на себя ответственность за ее содержание - домысливание и дописывание отрывка, - каждый читатель приобретает шанс стать приемным автором по крайней мере двадцати книг за ближайшее десятилетие.

Образец заявки на авторство:

Автору-составителю Книги Книг

Я (имя, отчество, фамилия), по профессии..., принимаю на себя авторские права и обязанности по отношению к книге (название).

Дата... Адрес (электронный и географический)...

Вернуться

День альтернатив. Предложение праздника

Публичное открытие Книги Книг состоится 21 апреля этого года. На протяжении этого дня вы будете наблюдать постепенное вхождение Книги Книг в гипертекстуальное пространство. Обозначатся ее основные разделы, система предисловий и эпиграфов. Читатели познакомятся с предварительными отзывами на Книгу, которые прислали многие выдающиеся деятели мировой культуры.

Почему открытие Книги Книг назначено на 21 апреля?

День 21 апреля ничем особенным не ознаменовал и не запятнал себя в истории. Но он стоит в промежутке между двумя другими, памятными датами, которые торжественно отмечались двумя самыми свирепыми и могучими режимами ХХ века. День 21 апреля, расположенный между днями рождения Гитлера и Ленина, соответственно 20 и 22 апреля, как раз и знаменует тонкую черту между двумя тоталитарными системами, по которой человечество, как по узкому мостику, перебралось из XIX века в XXI. Из века позитивного - через век тоталитарный, с двумя безднами по обеим сторонам сужающегося пути, - в век стремительно расширяющейся виртуальной реальности.

Открытие Книги Книг, создававшейся в условиях тоталитаризма и суммирующей брошенные ему вызовы и альтернативы, приурочено к этому дню, который может символизировать переход человечества в новую, более объемлющую и ненасильственную систему тотальности - всемирную сеть электронных коммуникаций и виртуальных миров. День 21 апреля посвящается смене двух эпох, двух идейно-социальных технологий в истории человечества. Я предлагаю объявить 21 апреля днем творческих альтернатив и интеллектуального воображения, днем вызова любому тоталитарному сознанию - в какой бы теории и практике оно ни проявлялось: философской, художественной, этической, политической, экономической, идеологической... Такова судьба и праздничная возможность этого дня-альтернативы.

Наконец, я предлагаю объявить этот день праздником перехода от тоталитарного мышления, с его свистящими согласными (СС, СССР), - к виртуальному мышлению (WWW), с его тройным "дабл ю", а значит, с шестью "ю", которая, как заметил писатель Венедикт Ерофеев, есть буква любви и младенчества, звук губ, вытянутых в поцелуе. Взаимном и троекратном.

21 апреля - это только начало публичной жизни Книги Книг. Работа над нею, начатая 14 лет назад, будет продолжаться - если составитель будет жив - еще 10 - 12 лет, причем все этапы и перипетии строительства будут открыты для наблюдения, а все фрагменты доступны для авторизации.

Итак, приглашаю всех читателей на открытие Книги Книг, которое состоится во вторник, 21 апреля 1998 года, в 8 часов утра по нью-йоркскому времени и в 4 часа вечера по московскому времени по адресу http://www.emory.edu/INTELNET/kniga_knig.html

Вернуться


Примечания


Вернуться1
Яков Исаевич Абрамов (1893 - 1968) - философ и филолог, мысли которого, в изложении его учеников, только недавно стали достоянием научной общественности. См. "Учение Якова Абрамова в изложении его учеников". Публикация и предисловие М. Эпштейна. - ЛОГОС. Ленинградские международные чтения по философии культуры. Книга 1. Разум. Духовность. Традиции. - Ленинград, изд. ЛГУ, 1991. - С. 211 - 254.


Вернуться2
"Учение Якова Абрамова...", с. 213.


Вернуться3
Столь технически насыщенный текст плохо поддается моему дилетантскому переводу и нуждается в сверке с источником - статьей World Wide Web из электронного издания Британской энциклопедии (русские вставки, конечно, мои).

The development of the World Wide Web was begun in 1989 (падение Берлинской стены, революции в Восточной Европе, конец советского блока и мировой социалистической системы) by Tim Berners-Lee and his colleagues at CERN, an international scientific organization based in Geneva, Switz. They created a protocol HyperText Transfer Protocol (HTTP), which standardized communication between servers and clients.

Their text-based Web browser was made available for general release in January 1992 (распад СССР, образование посттоталитарного пространства - "союза" независимых государств).

The World Wide Web gained rapid acceptance with the creation of a Web browser called Mosaic, which was developed in the United States by Marc Andreessen and others at the National Center for Supercomputing Applications at the University of Illinois and was released in September 1993 (роспуск парламента, гражданская война на улицах Москвы). Mosaic allowed people using the Web to use the same sort of "point-and-click" graphical manipulations that had been available in personal computers for some years.

In April 1994 Andreessen cofounded Netscape Communications Corporation, whose Netscape Navigator became the dominant Web browser soon after its release in December 1994 (начало чеченской войны и перспектива внутреннего распада России).

By the mid-1990s the World Wide Web had millions of active users (и я в том числе - именно 1 июля 1995 г. открылась система моих электронных страниц Интелнет).


Вернуться4
Гераклит: "Вечность - дитя играющее, кости бросающее, дитя на престоле". Фрагменты ранних греческих философов, изд. подготовил А. В. Лебедев, ч. 1. М., Наука, 1989, с. 242 (в переводе я позволил себе переправить "век" на "вечность"; у Гераклита - "эон").

© Русский Журнал, 1998 russ@russ.ru
www.russ.ru www.russ.ru